Производство криминалистических экспертиз в таможенных лабораториях

(Жидких И. А.)

(«Эксперт-криминалист», 2006, N 1)

ПРОИЗВОДСТВО КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ

И. А. ЖИДКИХ

Жидких И. А., адъюнкт Российской таможенной академии.

Российское судопроизводство имеет не только правовую, но и научную основу. При этом одним из важнейших способов использования достижений науки и техники в уголовном процессе является судебная экспертиза.

Наряду с этим происходящие в России социально-экономические преобразования, к сожалению, сопровождаются усилением преступности. В ее структуре все большее место занимает деятельность криминальных сообществ, которые хорошо оснащены технически и постоянно совершенствуют методы совершения преступлений. Эти обстоятельства существенно осложняют их пресечение.

Поэтому эффективная работа правоохранительных органов сегодня невозможна без применения достижений научно-технического прогресса. В то же время получаемая в результате производства судебных экспертиз доказательственная информация позволяет в кратчайшие сроки органам дознания и предварительного следствия раскрывать и расследовать преступления, а суду — принимать законные и обоснованные решения по уголовным делам.

В настоящее время государственные экспертные учреждения действуют в семи федеральных органах исполнительной власти: Министерстве внутренних дел (далее — МВД России), Федеральной службе безопасности, Федеральной службе налоговой полиции, Государственном таможенном комитете (далее — ГТК России), Министерстве юстиции, Министерстве обороны и Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Экспертные подразделения имеются также в органах прокуратуры.

Среди проводимых ими различных видов исследований особую роль играют криминалистические экспертизы. Это утверждение в значительной степени справедливо для таможенных органов, к компетенции которых отнесено производство дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (контрабанда), 189 (незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники), 190 (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран), 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) и 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК).

Необходимо отметить, что по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г., подследственность таможенных органов по сравнению с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 г. была существенно сужена. В их ведении осталось проведение дознания только по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК. Но еще до введения в действие нового Уголовно-процессуального закона 26 апреля 2002 г. в него были внесены изменения, в соответствии с которыми таможенные органы получили право осуществлять дознание в прежнем объеме.

В этой связи проблемы производства криминалистических экспертиз в интересах таможенных органов остаются актуальными. Так, согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Научно-исследовательского центра Российской таможенной академии под руководством доктора юридических наук, профессора В. А. Жбанкова, криминалистические экспертизы назначались органами дознания ГТК России по 67% от изученных 120 уголовных дел, которые были возбуждены органами дознания, и от 95 дел, заведенных подразделениями таможенных расследований различных таможен Центрального, Северо-Западного и Северо-Кавказского регионов. Из них в 34% случаев назначалась технико-криминалистическая экспертиза документов, в 17% — почерковедческая, а в 16% — криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий. Из приведенных сведений видно, что при расследовании таможенных преступлений объектом экспертизы наиболее часто становятся документы.

Становление экспертной деятельности в таможенных органах России имеет свою историю.

Начало ей положило создание в 1995 г. в Московском (ныне — Центральном) таможенном управлении отдела криминалистики. Затем были организованы экспертно-криминалистические подразделения в составе оперативных таможен. Однако впоследствии их упразднили, поскольку ГТК России взял курс на формирование сети таможенных лабораторий в регионах. На сегодняшний день их насчитывается десять.

Возглавляет систему экспертно-криминалистических подразделений ГТК России Главная таможенная лаборатория, созданная в 1991 г. В 1996 г. в ней образована криминалистическая группа, преобразованная затем в отдел криминалистических исследований. Такие же отделы появились в региональных таможенных лабораториях.

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Российской Федерации эти лаборатории предназначены для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях. В их функции входит также осуществление необходимых научно-исследовательских работ.

Таможенная лаборатория является юридическим лицом, за ней на праве оперативного управления закрепляется государственное имущество. Лаборатория — это некоммерческая организация, однако она может осуществлять в установленном ГТК России порядке информирование, консультирование и исследования на платной основе.

Названные лаборатории производят товароведческие, химические, сертификационные и другие виды экспертиз. Например, они могут определить код товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, страну его происхождения, рыночную цену на основе качественных характеристик (марки, сорта, вида и т. п.), физическую и химическую структуру, состав, технологию производства, принадлежность к наркотическим средствам, сильнодействующим, ядовитым, отравляющим и озоноразрушающим веществам.

К задачам, решаемым отделами криминалистических исследований таможенных лабораторий, в настоящее время относятся:

— производство криминалистических экспертиз по уголовным делам и делам о нарушении таможенных правил по заданию органов дознания;

— выполнение экспертных исследований по поручению оперативно-розыскных аппаратов ГТК России;

— обеспечение участия специалистов при проведении следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, а также действий, осуществляемых по делам о нарушении таможенных правил;

— организация контроля за применением сотрудниками правоохранительного блока ГТК России криминалистических средств и методов, оказание им необходимой методической и практической помощи;

— обучение сотрудников таможенных органов применению приемов и средств криминалистики при реализации ими своих функций;

— оказание помощи подразделениям правоохранительного блока ГТК России в розыске различных объектов;

— организация учета криминалистически значимых объектов (образцов документов, оттисков печатей и штампов, атрибутов таможенного обеспечения) и выдача необходимой информации заинтересованным подразделениям;

— оказание возмездных услуг заинтересованным лицам по проведению криминалистических исследований и экспертиз.

Кроме того, отделами криминалистических исследований таможенных лабораторий разрабатываются новые методики, например идентификации акцизных (специальных) марок, а также готовятся методические рекомендации по различным экспертным вопросам (по проведению экспресс-исследований документов, штриховых кодировок на предмет установления их подлинности; выявлению современных способов защиты таможенных документов с использованием голограмм, криптограмм, марок и защитных наклеек и др.).

В процессе таможенного оформления и таможенного контроля сотрудники таможенных органов нередко сталкиваются с частичной или полной подделкой документов. В рамках назначаемых при этом технико-криминалистических экспертиз исследуются бланки документов таможенного оформления и таможенного контроля, а также документы, выполненные в нескольких экземплярах на самокопировальной бумаге (через копировальную бумагу), и измененные документы, акцизные и специальные марки, оттиски печатных форм, машинописные тексты, устанавливаются последовательность выполнения реквизитов документов и технические приемы воспроизведения подписи.

Наиболее распространенной задачей, которую органы дознания ГТК России ставят перед экспертами-почерковедами в ходе расследования отнесенных к компетенции таможенных органов уголовных дел, является идентификация исполнителя текста или подписи. Особую группу вопросов составляют установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов в тексте, текста и подписи.

В некоторых случаях эксперты решают задачи на стыке технико-криминалистического и почерковедческого исследований документа — устанавливают факт дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Такая проблема возникает в ситуации, когда выполнение отдельных фрагментов текста определенным лицом не вызывает сомнений, но необходимо удостовериться в одновременности выполнения исследуемых записей или выяснить, не вносились ли в них изменения другим лицом.

В планах развития таможенных лабораторий значится освоение исследований холодного и огнестрельного оружия, произведений искусства. В последнее время на первое место выходит выполнение различных видов трасологических экспертиз (в том числе следов производственных механизмов и инструментов на изделиях, запорно-пломбировочных устройствах и т. п.), экспертиз по восстановлению уничтоженных маркировочных обозначений, дактилоскопических экспертиз.

Эффективность осуществления экспертной деятельности в интересах таможенных органов связана с решением ряда довольно сложных правовых, кадровых и материально-технических проблем. Так, по-прежнему большое количество экспертиз для них выполняется криминалистическими службами других ведомств (в частности, МВД России и Минюста России), а также коммерческими организациями. Например, в 1998 — 2001 гг. каждая вторая криминалистическая экспертиза в интересах таможенных органов проведена сторонними организациями. Порой такое решение является неоправданным и связано с тем, что некоторые сотрудники таможенных органов недостаточно осведомлены о деятельности экспертных учреждений ГТК России и плохо знают, какие экспертизы могут быть проведены на их базе, а какие целесообразно назначать экспертным учреждениям других правоохранительных органов.

Вместе с тем далеко не во всех таможенных лабораториях имеются эксперты, обладающие необходимыми специальными познаниями, например в области почерковедения, и получившие допуск к самостоятельному выполнению экспертиз. Поэтому приходится достаточно часто обращаться к экспертам иных правоохранительных ведомств либо в таможенные лаборатории вне зоны деятельности соответствующей таможни. Это приводит к тому, что успешность осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности и дознания попадает в зависимость от уровня взаимодействия с ними. Одновременно увеличиваются сроки выполнения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также возникают дополнительные расходы, связанные с оплатой экспертиз.

Очень остро стоит проблема правового обеспечения деятельности криминалистических подразделений таможенных лабораторий. 5 апреля 2001 г. принят Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», определивший правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации применительно к уголовному, административному и гражданскому судопроизводству. Однако криминалистическая экспертиза в этом законодательном акте даже не упоминается.

На ведомственном уровне основным правовым документом, регламентирующим производство экспертиз, является Приказ ГТК России «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых Коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России» от 25 июня 1993 г. N 264. Но и в нем о криминалистических экспертизах нет ни слова. Получается, что правовое регулирование проведения таких экспертиз таможенными лабораториями ГТК России практически отсутствует.

В то же время, например, в МВД России принято более пятидесяти приказов, указаний, инструкций и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.

Кроме того, во многих таможенных лабораториях до сих пор ощущается нехватка помещений и оборудования. Там же, где инструментария достаточно, назрела необходимость замены его более современным, поскольку способы фальсификации, например, товаров и документов, постоянно совершенствуются вслед за развитием науки и техники.

Необходимо сказать и об острой нехватке в таможенных органах высококвалифицированных экспертов. Причинами такого положения служат все еще низкая заработная плата и запредельная нагрузка. В результате многие специалисты предпочитают сотрудничать с коммерческими структурами, а не с таможенными органами. Наряду с этим в ГТК России нет учебных заведений по подготовке экспертов. Поэтому обучение молодых сотрудников осуществляется, как правило, в процессе работы, с помощью обладающих необходимыми знаниями и опытом наставников.

Тем не менее производство криминалистических экспертиз для нужд таможенных органов неуклонно расширяется. Например, в последнее время к помощи экспертов-криминалистов системы ГТК России стали прибегать сотрудники других правоохранительных органов, в частности налоговой полиции, а также прокуратуры. Тот факт, что специалисты таможенных лабораторий проводят основные виды криминалистических экспертиз, разрабатывают и осваивают новые методики исследований, формируют криминалистические коллекции, например, документов таможенного оформления и таможенного контроля, свидетельствует о том, что, несмотря на все недостатки и трудности, экспертно-криминалистическая деятельность таможенных лабораторий в силу объективной потребности в ней будет развиваться.

——————————————————————