Таможенная стоимость под двойным контролем

(Большаков А.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 5)

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ПОД ДВОЙНЫМ КОНТРОЛЕМ

А. БОЛЬШАКОВ

Алексей Большаков, юрист, аспирант кафедры конституционного и административного права Государственного университета — Высшей школы экономики.

2005 год ознаменовался рекордным для российской таможенной службы вкладом в пополнение федерального бюджета. Таможенные органы перечислили в прошлом году в российскую казну более 2,1 трлн. руб. Активными темпами продолжает совершенствоваться деятельность таможенной службы, оптимизируется система управления рисками, упрощается таможенный контроль, развивается система электронного декларирования. Однако проблема таможенной стоимости товаров остается неизменной из года в год. Продолжается противостояние таможенных органов и участников ВЭД в борьбе за объективность и достоверность при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости. Иногда, как это бывает при наличии конфликтов государства и бизнеса, итоги данного противостояния находят свое решение в российских арбитражных судах.

Так, по статистике, приводимой руководителем Федеральной таможенной службы России А. Е. Жериховым, из 445600 случаев корректировки таможенной стоимости в 2005 г. в судах было обжаловано 3% решений о корректировке. Таким образом, в прошлом году более 13 тыс. решений о корректировке таможенной стоимости стало предметом обжалования участниками ВЭД в судебные органы.

Данная цифра заставляет еще раз задуматься о наличии проблемы «таможенной стоимости», в связи с чем особый интерес представляет наблюдение за изменением ситуации, связанной с вопросами таможенной стоимости, а также за мерами, принимаемыми Правительством России, судебными органами и законодателями в данной сфере.

Правительство РФ принимает меры к усилению

контроля за Федеральной таможенной службой

С точки зрения Правительства РФ, эффективным инструментом контроля за деятельностью таможенных органов должен стать Порядок осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2005 г. N 585.

Несмотря на то что указанный порядок предполагает установление лишь общих принципов осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, цели указанного контроля более чем благие — это обеспечение эффективной реализации таможенными органами предоставленных им полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации путем разработки мероприятий, а также выявление и пресечение в пределах компетенции Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ несоответствия действий таможенных органов положениям нормативных правовых актов РФ по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Контроль министерств за таможенными органами теперь делится на предварительный и основной.

Предварительный контроль министерств включает в себя проведение анализа соответствия законодательству Российской Федерации применяемых таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, проведение анализа нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров в части выявления неоднозначного понимания положений указанных актов, а также разработку мероприятий по предупреждению нарушений норм, установленных нормативными правовыми актами по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Однако, как видно из приведенного положения, объектом предварительного контроля являются, прежде всего, уже изданные нормативные правовые акты. Представляется, что в целях эффективности контроля необходимо сосредоточиться на недопущении издания нормативных актов, противоречащих законодательству, предупреждению принятия должностными лицами таможенных органов ошибочных решений по таможенной стоимости товаров.

Основной контроль министерств включает в себя проверку исполнения таможенными органами положений нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, выявления признаков нарушений положений указанных нормативных правовых актов на основе информации, получаемой в соответствии с положением об информационном обеспечении контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также проверку обоснованности принятия таможенными органами отдельных правовых актов.

Рассматриваемое Постановление Правительства N 585 предусматривает возможность реагирования министерств при выявлении случаев неисполнения либо ненадлежащего исполнения таможенными органами нормативных правовых и иных актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров. Однако данное реагирование носит скорее рекомендательный характер и заключается в:

1) поручении ФТС России проведения служебной проверки в отношении должностных лиц, допустивших неисполнение либо ненадлежащее исполнение нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров с целью привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

2) внесении в Федеральную таможенную службу предложений о проведении таможенной ревизии;

3) направлении соответствующих материалов в компетентные органы для дальнейшего расследования.

Эффективность нового инструмента контроля Правительства за деятельностью Федеральной таможенной службы должна подтверждаться результатами работы межведомственной комиссией, куда должны войти представители Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ. Однако, скорее всего, работа этой комиссии будет закрытой, и о результатах ее деятельности деловая общественность извещаться не будет.

Практика рассмотрения таможенных споров находит

отражение в Постановлении Пленума ВАС РФ

Важной вехой в противостоянии участников ВЭД, доказывающих и обосновывающих в судах свое право применять первый метод определения таможенной стоимости товаров, и таможенными органами, всячески стремящимися «откорректировать» сомнительную таможенную стоимость, стало появление Постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров». Важным моментом в данном Постановлении явилось уточнение «несоблюдения условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами», под которым ВАС понимает отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Тем не менее Высший Арбитражный Суд РФ признал право таможенных органов в случае значительного отличия заявляемой цены сделки от имеющейся у таможенного органа ценовой информации апеллировать к информации, содержащейся в их базах данных, а также к данным иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Немаловажным методом явилось и подтверждение права таможенного органа самостоятельно определять таможенную стоимость товара в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода.

Однако возложение на таможенный орган обязанности в доказывании наличия оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара и оценке доказательств таможенного органа наравне с доказательствами, представленными декларантом, больше играет на руку декларантам, чем таможенникам, так как в судебном заседании они имеют статус равных сторон судебного процесса.

Наконец Высшим Арбитражным Судом РФ подтверждено правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров, согласно которому при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. ВАС РФ подтвердил, что таможенный орган, реализующий предусмотренное п. 2 ст. 16 Закона РФ «О таможенном тарифе» право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

При этом особо отмечено, что ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.

Представляется, что указанное Постановление Пленума ВАС РФ будет серьезным подспорьем для участников ВЭД, отстаивающих свои права в судебных органах, так как статус Постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики подразумевает его неукоснительное соблюдение всеми арбитражными судами, рассматривающими дела о таможенной стоимости товаров.

Новеллы Закона «О таможенном тарифе» приближают российское

законодательство к международным нормам

С 1 июля 2006 г. начинает действовать новый Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», принятый Государственной Думой РФ 19 октября 2005 г. и вносящий существенные изменения в вопросы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Появление такого закона очень важно для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и является одним из условий присоединения России к Всемирной торговой организации.

Среди новелл принятого Закона сразу обращает на себя внимание достаточно подробно проработанная теоретическая часть, вводящая новые понятия в деловой оборот. Так, уточнено понятие таможенной пошлины, в частности конкретизировано, что к таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

Определено понятие взаимозависимых лиц, чего не было в старой редакции Закона «О таможенном тарифе» и что является несомненно важным для определения взаимосвязи лиц в целях определения таможенной стоимости товаров.

Применительно к использованию метода вычитания введено новое понятие «общепринятые принципы бухгалтерского учета», в соответствии с которым ими является система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране.

Немаловажной новеллой новой редакции Закона «О таможенном тарифе» является введение нормы о соответствии российского законодательства, регулирующего вопросы таможенной стоимости товаров, принципам международного права и общепринятой международной практике. Часть 1 ст. 12 новой редакции Закона четко закрепляет базу для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Итак, следует надеяться, что принимаемые и Правительством России, и судебными органами, и законодателями меры помогут переломить ситуацию с увеличением количества судебных споров, связанных с таможенной стоимостью товаров. Однако меры, принимаемые на столь высоком уровне, не будут действенны, если их не научатся применять на практике непосредственные правоприменители — участники ВЭД и чиновники таможен. Именно некомпетентность сотрудников таможенных органов и недостатки в их работе являются причиной возникновения спорных ситуаций и неблагоприятных для таможенной службы решений судебных органов, что открыто признается высшим таможенным руководством.

Необходимо, чтобы качественный перелом неблагоприятной ситуации в области таможенных споров произошел именно снизу. Предпосылки к этому есть — это совершенствование внесудебного порядка разрешения спорных ситуаций между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности, рост доверия участников ВЭД к внутриведомственному контролю, а также повышение правовой грамотности должностных лиц таможенных органов.

——————————————————————