Особенности правового регулирования деятельности субъектов ВТС в период 1997 — 2000 гг

(Моисеенков А.) («Военно-техническое сотрудничество», 2006, N 13)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ВТС В ПЕРИОД 1997 — 2000 ГГ.

А. МОИСЕЕНКОВ

Дальнейшее формирование правовых основ деятельности субъектов военно-технического сотрудничества (далее — субъекты ВТС) произошло в ходе третьего этапа развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС. <*> ——————————— <*> Продолжение публикации. Предыдущую статью см.: ВТС. 2006. N 12. С. 87 — 99. — Прим. ред.

Данный этап можно условно разделить на подэтапы по периодам: август 1997 г. — июль 1998 г. и июль 1998 г. — ноября 2000 г. Первый из них связан с правовым регулированием деятельности субъектов ВТС, определенным в Указах Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 907 «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <*> и от 30 марта 1998 г. N 327 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами материалов, необходимых для подготовки к рассмотрению вопросов о предоставлении организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения» <**>. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 34. Ст. 3955. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 14. Ст. 1543.

Анализ названных актов показывает на нововведения в регулировании деятельности субъектов ВТС, которые заключались в следующем: 1) в принятии стратегии, направленной на создание нескольких государственных посредников, в частности это федеральные государственные унитарные предприятия «Государственная компания «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии»; 2) в создании двухуровневой системы принятия решения (Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации) о поставке иностранным заказчикам продукции военного назначения (далее — ПВН); 3) в определении порядка проведения переговоров и заключения международных соглашений в области военно-технического сотрудничества; 4) в расширении регулируемых видов деятельности с ПВН <*>. ——————————— <*> В соответствии с пунктами 6, 8, 11 и 13 Положения о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 907, дополнительно установленными и регулируемыми видами деятельности в отношении ПВН были определены сдача в аренду (лизинг), временный вывоз и вывоз на переработку ПВН, временный вывоз ПВН для участия в выставках и показах в иностранных государствах, экспорт специальных комплектующих изделий, запасных частей, учебного и вспомогательного имущества к ПВН, ранее поставленной иностранным заказчикам или производимой по российским лицензиям, а также проведение работ по ее техническому обслуживанию и ремонту, импорт ПВН, а также временный ввоз и ввоз на переработку на территорию Российской Федерации вооружений и военной техники, транзит ПВН и реэкспорт или передача третьим странам ПВН.

Несмотря на непродолжительный период времени деятельности указанных государственных посредников результаты их работы показали, что многосубъектная система военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее — система ВТС) позволяла в то время гибко реагировать на потребности внешнего рынка и практически реализовывать внешнеполитические интересы государства. Такая система обеспечила России возможность осуществить одновременные поставки вооружения и военной техники воюющим между собой государствам: в 1998 году «Промэкспорт» продал Эфиопии истребители Су-27, другое вооружение и оборудование на сумму приблизительно в 150 млн. долл. США, а «ВПК «МАПО» тогда же поставил Эритрее 6 истребителей МиГ-29 на сумму более 50 млн. долл. США. Еще раньше был реализован контракт на поставку 10 вертолетов Ми-17 в Пакистан. Сделка была осуществлена ВО «Авиаэкспорт» и не привела к ухудшению отношений с Индией. Обычно многосубъектная система ВТС дает возможность одновременно работать на рынках стран-оппонентов. Для России такая работа актуальна, и ею необходимо заниматься, принимая во внимание противостоящие «пары»: Турция — Греция, Индия — Пакистан, Китай — Тайвань, Иран — страны Персидского залива, Эфиопия — Эритрея <*>. ——————————— <*> Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф., академика РАЕН С. В. Степашина. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2002. С. 73.

В ходе указанного этапа также продолжилось постепенное укрепление «президентской вертикали» в системе ВТС, выразившееся в дальнейшем расширении полномочий Президента Российской Федерации, в частности: в принятии решений о создании государственных посредников в области военно-технического сотрудничества и назначении на должность или освобождении от должности руководителей этих предприятий; в установлении законодательных оговорок <*> в форме поручений Правительству Российской Федерации; ——————————— <*> В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 907 были установлены законодательные оговорки, которыми предусматривалось в уставах федеральных государственных унитарных предприятий «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии»: направления деятельности каждого из названных унитарных предприятий должны исключать возможность возникновения конкуренции между ними; назначение на должность и освобождение от должности руководителей указанных предприятий Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; осуществление непосредственного контроля за деятельностью указанных предприятий и их финансового состояния наблюдательными комиссиями, образуемыми Правительством Российской Федерации из представителей федеральных органов исполнительной власти; установление Правительством Российской Федерации, по представлению соответствующей наблюдательной комиссии, предельных цен на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) указанными предприятиями, их штатного расписания и сметы расходов, а также банки, в которых данные предприятия открывают счета.

в определении порядка принятия решения об экспорте ПВН; в утверждении порядка предоставления организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. В целях исследования вопросов правового регулирования деятельности субъектов ВТС рассмотрим Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 907. Так, его анализ показывает, что указанное Положение имело ряд особенностей и нововведений (по сравнению с предыдущим Положением <*>): ——————————— <*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 479 «О предоставлении предприятиям права участия в военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 4. Ст. 364.

впервые порядок предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН утвержден именно Президентом Российской Федерации (ранее это осуществлялось Правительством Российской Федерации); создана двухуровневая система принятия решений о предоставлении организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (решение о предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности для государственных посредников принималось Президентом Российской Федерации, а для организаций — разработчиков и изготовителей ПВН — Правительством Российской Федерации) <*>; ——————————— <*> См. пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 907 и пункт 4 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного названным Указом.

расширен перечень ПВН, в отношении которой субъектам ВТС разрешалась внешнеторговая деятельность (вооружение, военная техника, работы и услуги военного назначения, информация и результаты интеллектуальной деятельности в военно-технической области, а также лицензии на производство вооружения и военной техники и технологий); рассмотрение вопросов о предоставлении российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН было возложено на Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами, решения которого направлялись на утверждение Правительству Российской Федерации; установлено ограничение на посредническую деятельность (кроме государственной посреднической деятельности, осуществляемой государственными посредниками) в отношении ПВН; более подробно и четко определены права субъектов ВТС при осуществлении ими внешнеторговой деятельности в отношении ПВН; установлены обязанности субъектов ВТС при осуществлении ими внешнеторговой деятельности в отношении ПВН; определен порядок лишения российской организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН; установлен запрет на конкуренцию между субъектами ВТС; предусмотрено привлечение к рассмотрению вопросов о предоставлении российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН и о лишении их этого права полномочных представителей субъектов Российской Федерации с правом совещательного голоса. В соответствии с пунктом 7 указанного Положения российские организации, получившие право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, имели право проведения в государствах, в которые разрешена передача ПВН, поиска заказчиков, проводить с ними переговоры и подписывать контракты, сообщать им ориентировочную цену на ПВН, тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники, разрешенных для экспорта, и основные положения НИОКР, осуществлять рекламную и маркетинговую деятельность, участвовать в выставках (показах), а также осуществлять в установленном порядке внешнеторговые операции с ПВН. Установленные обязанности субъектов ВТС при осуществлении ими внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (пункт 8 указанного Положения) следует условно разделить на три группы: соблюдение законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных обязательств Российской Федерации и законодательства иностранных государств; выполнение контрактных обязательств перед иностранными заказчиками и российскими партнерами; координация своей деятельности и отчетность о ней в установленном порядке <*>, а также недопущение по отношению к другим российским организациям недобросовестной конкуренции. ——————————— <*> См.: Приказ МВЭС России от 30 апреля 1998 г. N 195а «Об утверждении Инструкции по порядку представления российскими организациями отчетов о внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения».

В целях совершенствования правового регулирования военно-технического сотрудничества Правительством Российской Федерации были изданы Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 833 «Об утверждении Порядка рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и межведомственного согласования решений о проведении внешнеэкономических операций с продукцией военного назначения» <*> и от 29 сентября 1998 г. N 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» <**>. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 32. Ст. 3887. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 40. Ст. 4964.

Второй подэтап третьего этапа правового регулирования деятельности субъектов ВТС связан с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» <*> (далее — Закон о ВТС) и изданными в соответствии с этим Законом Указами Президента Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1488 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <**> и от 6 сентября 1999 г. N 1164 «О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <***>. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 50. Ст. 6127. <***> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 37. Ст. 4448.

Принятие Закона о ВТС явилось продолжением реализации стратегии совершенствования развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС и их правового положения. В Законе о ВТС правовое регулирование деятельности субъектов ВТС осуществлено посредством установления: целей военно-технического сотрудничества; принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества; государственной монополии на деятельность в указанной области; методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества; ограничений на осуществление военно-технического сотрудничества; государственного контроля за осуществлением военно-технического сотрудничества; отнесения продукции, работ и услуг к ПВН. Анализ положений Закона о ВТС показывает, что в нем осуществлено законодательное закрепление «президентской модели» системы государственного управления военно-техническим сотрудничеством посредством наделения Президента Российской Федерации основными полномочиями по регулированию военно-технического сотрудничества, в том числе регулированию деятельности субъектов ВТС. В частности, Президент Российской Федерации (статья 9 Закона о ВТС): определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, исключающий неоправданное вмешательство государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов ВТС; принимает решение о создании в установленном порядке специализированных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, являющихся государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении ПВН; устанавливает порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. Следует отметить, что данные положения Закона о ВТС были сформулированы с учетом результатов практической деятельности, в том числе негативного опыта, органов государственной власти Российской Федерации и субъектов ВТС в области военно-технического сотрудничества за прошедший период времени с момента создания системы ВТС, а также в целях соблюдения интересов Российской Федерации при осуществлении указанной деятельности. Подтверждением данного тезиса является определение в Законе о ВТС методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества (в части, касающейся деятельности субъектов ВТС), согласно которым недопустимы монополия одного субъекта ВТС, участие в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, и конкуренция на внешнем рынке нескольких российских субъектов ВТС (реализуется посредством разделения сфер их деятельности). Определены законодательно установленные «правила взаимоотношений» между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль за деятельностью в области военно-технического сотрудничества, и субъектами ВТС. Так, контроль осуществляется за (статья 7 Закона о ВТС): соответствием деятельности субъектов ВТС законодательству Российской Федерации, целям и принципам государственной политики Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества и исполнением нормативных правовых актов; эффективностью использования федеральной собственности субъектами ВТС <*>; ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 20. Ст. 2146.

ценообразованием на экспортируемую ПВН с учетом экономических интересов Российской Федерации, поступлением, движением и использованием доходов, получаемых от экспорта ПВН. Кроме того, законодательно определен круг организаций, участвующих в осуществлении военно-технического сотрудничества (статья 12 Закона о ВТС): государственные посредники — специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, образованные по решению Президента Российской Федерации; российские организации — разработчики и производители ПВН, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. Причем для последней категории организаций установлены дополнительные требования, в частности закрепление не менее 51% их акций (долей) в федеральной собственности и размещение остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц. Таким образом, анализ Закона о ВТС показывает на окончательное формирование законодательной базы в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, установление в нем целей, принципов деятельности в указанной области, а также методов ее государственного регулирования. В соответствии с Законом о ВТС в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов ВТС, были внесены изменения. Рассмотрим Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1488 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <*>, в соответствии с которым: ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 50. Ст. 6127.

упразднен Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами и полномочия этого Совета по подготовке к рассмотрению вопросов о предоставлении организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН и представления проектов соответствующих решений переданы Правительству Российской Федерации; образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, наделенная функциями по анализу и прогнозированию состояния военно-технического сотрудничества и подготовке соответствующих предложений Президенту Российской Федерации по всему спектру вопросов военно-технического сотрудничества; определены федеральные органы исполнительной власти по координации, контролю в области военно-технического сотрудничества и решению других задач государственного регулирования в этой сфере (МВЭС России / Минторговли России, МИД России, Минобороны России, Минфин России, Минэкономики России, ГТК России, СВР России, ФСБ России, Гостехкомиссия России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю), каждый из которых был наделен соответствующими полномочиями. Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 1164 утверждены новые Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Поскольку в основном именно в этих Положениях установлено правовое регулирование деятельности субъектов ВТС, рассмотрим их подробнее. Сравнительный анализ первого Положения показывает на ряд нововведений (по сравнению с ранее действовавшим Положением) <*>, в частности: ——————————— <*> См.: Положение о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 907.

определен новый федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование ввоза (вывоза) продукции военного назначения (Минторговли России) <*>, а также произведено четкое разделение полномочий по принятию решения в отношении ПВН между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; ——————————— <*> См.: Приказы Минторговли России от 12 октября 1999 г. N 461 «О введении в действие Порядка представления документов для получения лицензии на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 48 и от 19 января 2000 г. N 18 «Об утверждении Положения об установлении размеров платы за оформление и выдачу лицензий на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 18 — 19.

субъекты ВТС были включены в процесс согласования проектов решений по вопросам военно-технического сотрудничества; целями осуществления координации и контроля деятельности субъектов ВТС определены увеличение объема поставок ПВН, расширение рынков сбыта ПВН, исключение конкуренции между субъектами ВТС и предотвращение возможности нанесения Российской Федерации политического, финансово-экономического и военного ущерба; определено и раскрыто содержание этапов по координации и контролю деятельности субъектов ВТС; введена практика установления законодательных оговорок для субъектов ВТС <*>; ——————————— <*> Согласно пункту 14 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 1164, заключаемые субъектами ВТС контракты должны предусматривать обязательства иностранного заказчика использовать закупаемую им ПВН только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорт или передачу третьим странам без согласия Российской Федерации.

установлена отчетность субъектов ВТС перед Минторговли России по каждому из проведенных этапов военно-технического сотрудничества <*>. ——————————— <*> См.: Приказ Министерства торговли Российской Федерации от 21 октября 1998 г. N 11 «Об утверждении Инструкции по порядку представления российскими организациями отчетов о внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 37 — 38.

В Положении о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, утвержденном названным Указом Президента Российской Федерации, помимо организаций, установленных в Законе о ВТС, право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН предоставлено Минобороны России в части, касающейся оказания иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала <*>. ——————————— <*> См. пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 1164. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 308 «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала» утверждено соответствующее Положение // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 16. Ст. 1704. Приказом Минобороны России от 10 декабря 2000 г. N 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждена Инструкция об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 12.

Сравнительный анализ названного Положения с ранее действовавшим Положением <*> показывает на изменение порядка подготовки и рассмотрения вопроса о предоставлении организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН в части, касающейся подготовки, рассмотрения, представления и внесения соответствующего проекта решения. ——————————— <*> См.: Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 907.

Так, организация представляла необходимые документы в соответствующее агентство оборонной отрасли промышленности, которое после проверки документов направляло их в Минторговли России. Далее Минторговли России вносило проект соответствующего решения в Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, представляло проект решения о предоставлении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН Президенту Российской Федерации, которым и принималось соответствующее решение (пункты 3 и 4 названного Положения). Дальнейшее рассмотрение указанного Положения показывает на ужесточение требований к организациям, претендовавшим на получение права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, что выразилось во введении требования о представлении ими не только значительно большего количества строго установленного перечня документов, но также в представлении информации о наличии: служб, обеспечивающих ведение валютных операций и осуществляющих работу в области внешнеторгового ценообразования; нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность в области военно-технического сотрудничества; возможностей для осуществления контроля и технического обслуживания экспортируемой ПВН (ремонт, модернизация, обеспечение запасными частями); согласованного с ФСБ России и Гостехкомиссией России плана мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, при работе с иностранными делегациями в период их нахождения в Российской Федерации, а также при работе представителей организации за рубежом; согласованных с Минюстом России <*> и Минобороны России планов мероприятий по обеспечению правовой защиты государственных интересов при передаче иностранным заказчикам результатов НИОКР и технологических работ военного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации; ——————————— <*> См.: Приказы Минюста России от 7 декабря 1998 г. N 179 «Об утверждении Инструкции о порядке представления документов, необходимых для согласования с Министерством юстиции Российской Федерации проектов решений Президента Российской Федерации и/или Правительства Российской Федерации о проведении внешнеэкономических операций с продукцией военного назначения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 6 и от 16 августа 2000 г. N 243 «Об усилении контроля за вывозом товаров, содержащих результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

согласованных с Минобороны России перечней тактико-технических характеристик образцов вооружения и военной техники и их экспортной комплектации, а также основных параметров НИОКР по созданию (модернизации) образцов вооружения и военной техники, сообщаемых иностранным заказчикам в ходе проведения переговоров. Кроме того, следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 1164 впервые в практике правового регулирования военно-технического сотрудничества: утвержден и введен в действие Порядок, регламентирующий рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков (с установлением определенных сроков), подготовку и согласование проектов решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о поставках ПВН, который позволил нормативно упорядочить предконтрактную работу субъектов ВТС и федеральных органов исполнительной власти; утвержден Порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза ПВН, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям (ранее указанный Порядок устанавливался Правительством Российской Федерации <*>); ——————————— <*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 879 «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 37. Ст. 3626.

введен в действие классификатор ПВН, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Минторговли России, позволивший систематизировать и упростить документальное оформление сделок с ПВН. В период действия третьего этапа развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации было предоставлено государственным предприятиям «Военно-промышленный комплекс «МАПО», «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула), «Научно-производственное объединение машиностроения» (г. Реутов Московской области), «Центральное конструкторское бюро морского приборостроения «Рубин» (г. Санкт-Петербург), «Конструкторское бюро машиностроения» (г. Коломна Московской области) и открытым акционерным обществам «Курганский машиностроительный завод», «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина» (Приморский край), «Муромский машиностроительный завод» (Владимирская область), «ГАЗ» (г. Нижний Новгород), «Научно-производственное предприятие «Звезда» (пос. Томилино Московской области), «Туламашзавод». Результатами деятельно сти субъектов ВТС явились следующие показатели, отражающие общероссийский объем экспорта ПВН: в 1998 г. — 2,4 млрд. долл. США, в 1999 г. — 3,5 млрд. долл. США, в 2000 г. — 4,3 млрд. долл. США <*>. ——————————— <*> Кузык Б., Новичков Н., Шварев В., Кенжетаев М., Симаков А. Россия на мировом рынке оружия. М.: Военный парад, 2001. С. 161.

Активно продолжилось формирование международно-правовой основы военно-технического сотрудничества, которое охватило в основном страны Африки и Юго-Восточной Азии. В указанный период времени Российской Федерацией были заключены Соглашения о военно-техническом сотрудничестве со следующими государствами: Алжирской Народной Демократической Республикой (1 апреля 1999 г.), Республикой Ангола (30 января 1998 г.), Народной Республикой Бангладеш (9 февраля 1999 г.), Социалистической Республикой Вьетнам (21 октября 1998 г.), Республикой Индия (21 декабря 1998 г.), Йеменской Республикой (26 марта 1998 г.), Республикой Зимбабве (28 января 1999 г.), Демократической Республикой Конго (21 июля 1999 г.), Республикой Кабо-Верде (17 ноября 2000 г.), Киргизской Республикой (25 августа 1999 г.), Республикой Корея (20 ноября 1997 г.), Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (14 октября 1999 г.), Сербией и Черногорией (3 декабря 1997 г.), Республикой Хорватия (18 декабря 1998 г.) и Республикой Чад (24 августа 2000 г.). Таким образом, анализ третьего этапа развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС показывает, что в этот период произошло: законодательное закрепление положения субъектов ВТС и регулирование их деятельности специальными нормами права, а также законодательное закрепление «президентской модели» системы государственного управления военно-техническим сотрудничеством; усиление государственного участия в регулировании деятельности субъектов ВТС; формирование многосубъектной системы государственных посредников в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; формирование разветвленной и развернутой как законодательной, так и подзаконной основы правового регулирования деятельности субъектов ВТС.

——————————————————————