О правовом регулировании мероприятий по борьбе с эпидемиями (пандемиями) инфекционных заболеваний

(Сергеев Ю. Д., Боговская Е. А.)

(«Медицинское право», 2010, N 4)

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЯМИ

(ПАНДЕМИЯМИ) ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Ю. Д. СЕРГЕЕВ, Е. А. БОГОВСКАЯ

Сергеев Ю. Д., член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.

Боговская Е. А., врач, юрист, ассистент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

В статье освещается одна из актуальных проблем — нормативно-правовое регулирование мероприятий по борьбе с эпидемиями (пандемиями) инфекционных заболеваний, вызванных, в частности, вирусом гриппа. Детально рассматривается вопрос о возможности принудительной госпитализации при возникновении эпидемии (пандемии) гриппа.

Ключевые слова: медицинское право, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ВОЗ, новый (свиной) грипп типа H1N1, принудительная госпитализация.

On Legal Regulation of Measures Aimed at Struggle with Epidemics (Pandemics) of Infectious Diseases

Yu. D. Sergeev, E. A. Bogovskaya

The article highlights one of the most pressing problems — legal regulation of activities to combat epidemics (pandemics) of infectious diseases caused by a particular flu virus. We consider in detail the possibility of involuntary hospitalization, the onset of epidemic (pandemic) influenza.

Key words: medical law, legislation in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population, WHO, the new (swine) influenza type H1N1, involuntary hospitalization.

В начале XXI в. инфекционные болезни продолжают наносить значительный медицинский, социальный и экономический ущерб человечеству. Степень их негативного воздействия наглядно отражает тот факт, что среди 51 миллиона человек, ежегодно умирающих в мире, 17 миллионов погибают от инфекции.

События последних месяцев вновь подтвердили глобальный характер эпидемического потенциала патогенов (Постановление XXIII сессии РАМН от 2 декабря 2009 г. «Проблемы молекулярной эпидемиологии инфекционных болезней»).

Мировое сообщество не первый год обеспокоено «инфекционной катастрофой». Так, в Приказе Минздрава РФ от 27 января 1998 г. N 25 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», а затем и в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2005 г. N 373 «О совершенствовании системы эпидемиологического надзора и контроля за гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями» было указано, что, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в ближайшее время следует ожидать появления нового антигенного варианта вируса гриппа, к которому у населения отсутствует иммунитет, что может привести к развитию крупной пандемии гриппа с 4 — 5-кратным ростом заболеваемости и 5 — 10-кратным ростом смертности.

Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) остаются одной из самых актуальных проблем здравоохранения. В структуре инфекционной заболеваемости на грипп и ОРВИ приходится до 90 — 95% случаев от всех регистрируемых в стране инфекционных заболеваний. В зависимости от интенсивности и этиологии эпидемии доля гриппа в структуре острых респираторных вирусных инфекций колеблется от 10 до 60%. Экономический ущерб, причиняемый гриппом и ОРВИ, ежегодно составляет около 86% от всего ущерба, наносимого инфекционными болезнями.

В течение последних 25 лет в Российской Федерации, как и в мире, циркулируют три эпидемических вируса гриппа — A(H3N2), A(H1N1) и В, вызывая ежегодные эпидемии, как правило, полиэтиологичного характера. Эпидемии гриппа в России являются фрагментом глобального эпидемического процесса.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 января 2009 г. N 01/1028-9-32 «Об эпидситуации по гриппу и гриппу птиц в мире и Российской Федерации» ситуация в целом по гриппу и ОРВИ расценивалась как неэпидемическая, а в документе от 27 апреля 2009 г. N 01/5667-9-23 «О мерах по предупреждению завозных случаев заболевания, вызванного высокопатогенным вирусом гриппа» уже было указано, что возникла «неблагополучная эпидемиологическая ситуация в странах американского континента в связи с ростом гриппоподобных заболеваний, протекающих по типу пневмоний. Всемирная организация здравоохранения объявила глобальную чрезвычайную ситуацию».

С 26 апреля стали появляться первые временные рекомендации и руководства ВОЗ по борьбе с инфекцией. Так, в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 апреля 2009 г. N 01/5582-9-32 «О направлении временного Руководства по борьбе с инфекцией, вызванной вирусом гриппа свиней» были описаны основные симптомы, нормативно подтверждено, что вирус является устойчивым к действию противовирусных препаратов амантадину (amantadine) и римантадину (rimantadine), но чувствителен к озельтамивиру (oseltamivir) и занамивиру (zanamivir). Было предположено, что происходит передача вируса гриппа свиней типа А(H1N1) от человека человеку. В данном же документе были указаны средняя продолжительность периода заражения, рекомендованы способы определения случаев заболевания, методы борьбы с инфекцией в условиях медицинского стационара, даны рекомендации ВОЗ активизировать работу чрезвычайных координационных комитетов (национальных, региональных и др.), провести оценку имеющегося запаса противовирусных препаратов, людских ресурсов, средств связи, обеспечить быстрый обмен информацией на всех уровнях между заинтересованными службами, подготовить население к необходимым чрезвычайным мерам.

В целях мониторинга эпидемической ситуации Роспотребнадзором были созданы рабочие группы, сформированы 3 бригады специалистов из числа сотрудников научно-исследовательских институтов ГНЦ ВБ «Вектор» и ЦНИИЭ.

На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 апреля 2009 г. N 01/5667-9-23 были даны указания управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о необходимости усиления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2009 г. N 01/66859-23 была дана оценка степени тяжести пандемии гриппа, описаны свойства вируса, перечислены уязвимые слои населения, указаны волны распространения вируса. Проведены параллели с пандемией 1918 г., 1957 г., 1968 г.

Стоит особо выделить Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 мая 2009 г. N 391, в котором в соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 22 мая 2009 г. и в целях координации мероприятий по недопущению распространения вируса гриппа A/H1N1 на территории государств — участников СНГ было решено провести 9 июня 2009 г. на базе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Совещание Содружества Независимых Государств по вопросу о выработке совместных мер по недопущению распространения вируса гриппа A/H1N1 на территории государств — участников СНГ.

В течение всего периода с момента регистрации данных о новом вирусе гриппа (18 марта 2009 г.) было опубликовано более 50 актов. Многие из них касались определенных групп населения. Так, в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 мая 2009 г. N 01/7102-9-32 «О направлении временного руководства CDC по профилактике и лечению детей» указано, что использование озельтамивира для лечения детей в возрасте до 1 года с инфекцией, вызванной новым вирусом гриппа типа A(H1N1), было недавно одобрено Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) США в рамках «Разрешения на использование в чрезвычайной ситуации» (EUA), дозировка для таких детей основана на возрастных показателях. Отмечено, что препараты, содержащие аспирин, нельзя принимать в случае подтвержденной или подозреваемой инфекции, вызванной новым вирусом гриппа H1N1 у детей в возрасте до 18 лет из-за риска развития синдрома Рэйе.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 мая 2009 г. N 01/6385-9-32 «О направлении временного руководства ВОЗ о лечении и профилактике заболеваний, вызванных вирусом гриппа A(H1N1), ВИЧ-инфицированных людей» указывается, что имеются недостоверные данные по отсутствию побочных реакций и осложнений при применении озельтамивира (занамивира) для детей до 1 года, вследствие чего он не сертифицирован для применения среди детей до 1 года. К письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 сентября 2009 г. N 01/13439-9-23 «О направлении рекомендаций CDC по профилактике гриппа (H1N1)2009 в детских образовательных учреждениях» было приложено руководство по снижению распространения гриппа среди организованных детей младшего возраста, а также среди лиц, работающих с детьми младшего возраста в течение эпидсезона по гриппу 2009 — 2010 гг. Данное руководство расширило информацию более ранних документов путем предоставления набора средств, из которого чиновники системы здравоохранения, представители программы «Хед старт» и другие лица, осуществляющие работу с детьми младшего возраста и уход за детьми, могут выбирать, исходя из сложившейся на их территории ситуации.

Нельзя также не упомянуть письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 сентября 2009 г. N 01/13550-9-32 «О направлении материалов CDC «Вакцина против гриппа H1N1-2009 и беременные женщины», где указывалось, что шесть процентов подтвержденных летальных случаев заболевания, вызванных гриппом H1N1-2009, зарегистрированы среди беременных женщин. При этом беременные женщины составляют только около одного процента основного населения. В данном документе для сведения предоставляется материал о возможной вакцинопрофилактике беременных женщин и лиц, находящихся в тесном контакте с ними.

Все мировое сообщество было обеспокоено глобализацией распространения высокопатогенного вируса. Так, в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 мая 2009 г. N 01/7076-9-32 «О технических рекомендациях ВОЗ» говорится о том, что мнения, опыт и проект рекомендаций были рассмотрены группой экспертов на нескольких заседаниях в штаб-квартире ВОЗ (Женева) с 27 апреля по 6 мая 2009 г. Эксперты ВОЗ, Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) оценили комментарии, предложенные экспертами, обеспечивающими руководство в случае расхождения мнений и надзор за внесением поправок и окончательным оформлением документа. Рекомендации были рассмотрены и окончательно оформлены 7 мая 2009 г. Данный документ объединил рекомендации существующих руководств по воздушным перелетам и здоровью, а также специфических руководств ВОЗ в отношении гриппа А(H1N1), применимых к воздушному транспорту, и наметил некоторые меры, которые должны приниматься владельцами аэропортов, эксплуатантами воздушных судов, персоналом аэропортов, членами экипажа и национальными властями. Также указано, что оно может использоваться в сочетании с документом «Руководство по гигиене и санитарии в авиации» (Guide to Hygiene и Sanitation in Aviation)».

В некоторых документах проводился обмен статистическими сведениями, полученными из других государств. В письме Федерального медико-биологического агентства от 24 июня 2009 г. N 32-024/497 «О направлении материалов ВОЗ и CDC» было указано на количество зарегистрированных больных в Японии, клинические особенности инфекции, вызванной новым вирусом гриппа A(H1N1). Констатировано, что госпитализация согласно Закону Японии «О борьбе с инфекционными болезнями» (1999 г.) была проведена только тем пациентам, чьи симптомы или имеющиеся заболевания, требовали стационарного лечения, отмечено, что большинство заболевших в 49 лабораторно подтвержденных случаях во время вспышки в Кобе были подростки. Соотношение мужчин/женщин было 1:1 (23 мужчины и 26 женщин), некоторые из них имели сопутствующие заболевания.

В Российской Федерации, как и во всех развитых странах мира, основным средством профилактики являются противогриппозные вакцины. Установлено, что они снижают уровень заболеваемости гриппом в 1,4 — 1,7 раза, а среди заболевших смягчают клиническую картину, снижают длительность течения инфекции и предупреждают развитие тяжелых осложнений и летальных исходов» (Приказ Минздрава РФ от 27 января 1998 г. N 25). На основании распоряжения Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 1098-р был утвержден план мероприятий по предупреждению распространения в Российской Федерации заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа, и финансовое обеспечение расходов в размере 343,042 млн. рублей, связанных с реализацией данного плана, осуществляемых за счет средств федерального бюджета на 2009 г., предусмотренных ч. 6 ст. 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В данный план включены мероприятия по разработке противогриппозной пандемической вакцины на основе актуального штамма высокопатогенного вируса гриппа, мероприятия по разработке средств диагностики и лечения больных гриппом, а также мониторинг циркуляции этого вируса на территории Российской Федерации в целях прогнозирования эпидемической ситуации. Эти мероприятия были возложены на Российскую академию наук, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, Минобороны, ФМБА России, Россельхознадзор.

На данный момент существует множество важных и до конца не урегулированных проблем, связанных с быстрым распространением штамма вируса гриппа H1N1. Например, вопрос о патентных правах. Так, в Резолюции WHA.60.28 «Готовность к пандемическому гриппу: обмен вирусами гриппа и доступ к вакцинам и другим преимуществам» было предложено подготовить доклад экспертов по патентным вопросам, связанным с вирусом гриппа и его генами. В связи с этим ВОИС подготовил доклад в форме технического и фактологического обзора (документ А/РР/ЮМ/3), в котором было указано, что естественно встречающиеся вирусы гриппа вряд ли будут считаться патентоспособными объектами, но «осложняется ситуация в отношении патентных заявок, тем или иным образом касающихся генов, которые были изолированы, выделены или получены из вирусов и связанной с ними генетической информации, либо касающихся потенциально новых областей использования или применения генов или генетической информации. Применяемая в этом отношении практика значительно варьирует в зависимости от страны…». На данном межправительственном совещании по обеспечению готовности к пандемическому гриппу «Обмен вирусами гриппа и доступ к вакцинам и другим преимуществам» была подчеркнута возможность «регуляторных исключений» при пандемии гриппа и указано, что «этим исключениям и ограничениям придается особое значение в области общественного здоровья».

Также возможно и появление в мировом сообществе другого важного вопроса. На основании ст. 34 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1 в нашей стране оказание медицинской помощи, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, возможно без согласия граждан. Соответственно, возникает вопрос, возможна ли госпитализация без согласия лица при выявлении и лабораторном подтверждении у него высокопатогенного вируса. К сожалению, ни Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ни нормативные документы, располагающиеся по «иерархической лестнице» ниже, например, такие как Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 24 апреля 2003 г., не дают четкой и однозначной регламентации.

При рассмотрении данного вопроса важно учесть и рассмотреть нормы международного и национального законодательства, по возможности провести параллели. Необходимо установить, какие права и свободы гарантируются в РФ лицам при возникновении эпидемиологической ситуации. А главное, определить законность возможной принудительной госпитализации инфицированных лиц.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948) все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (статья 1). Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3), поддержание своего здоровья (ст. 25), никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9). При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (п. 2 ст. 29).

Эти же принципы указаны в ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Но в соответствии с пунктом «e» данной статьи может быть осуществлено ограничение данных прав. С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний возможно законное заключение лиц под стражу. То есть, анализируя данные документы, можно прийти к выводу, что принудительная госпитализация международным законодательством не отрицается.

В нашей стране в соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), в том числе гарантируется право на охрану здоровья (ст. 41). Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). В связи с этим предусмотрена возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 55).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Обращаясь к показателям скорости распространения пандемии гриппа и к коэффициенту инфицирования гриппом (сезонный грипп — 5 — 15%, H1N1 — 22 — 33%), можно прийти к выводу, что лица, не являющиеся инфицированными (носителями), нуждаются и имеют право на защиту своего конституционного права, права на здоровье. И так как коэффициент инфицирования составляет менее 50%, изоляции требуют именно инфицированные (носители) лица.

Исходя из п. 1 ст. 33 вышеуказанного акта, больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению. В случае если они представляют опасность для окружающих — обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для выяснения, какие же заболевания могут быть опасны для окружающих, стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». В нем указывается около пятнадцати заболеваний, представляющих опасность для окружающих, таких как болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит B, гепатит C, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, холера, чума. Таким образом, как видно из приведенного перечня, инфекции, вызванные вирусом гриппа, в него не входят.

В соответствии с российским законодательством в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1 ст. 29).

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта в РФ предусмотрены ограничительные мероприятия (карантин) пропуска через Государственную границу, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта и муниципального образования (ст. 31 вышеуказанного документа).

И вновь мы пытаемся обратиться к подзаконным актам, которые должны дать четкий перечень таких заболеваний. На данный момент обеспечение проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, в том числе ограничительных мероприятий (карантина), осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. N 263 «О введении в действие Перечня инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации». Исходя из данного нормативно-правового акта в РФ существует двенадцать заболеваний, требующих таких мероприятий. Заболевания, вызванные вирусом гриппа, в данный перечень также не входят.

То есть, учитывая установленные дефиниции, анализируя международное и российское законодательство, можно сделать вывод, что при возникновении эпидемии (пандемии) для защиты неотъемлемых прав человека может быть проведена принудительная госпитализация. Но на данный момент, к сожалению, перечень, заболеваний, требующих изоляции лиц и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, значительно сужен и является исчерпывающим, что, по нашему мнению, не совсем корректно и требует дальнейшей доработки.

При рассмотрении данного аспекта также возникает вопрос, каковы будут действия уполномоченных органов при эпидемии или пандемии по отношению к лицам — негражданам РФ, являющимся инфицированными (носителями). И вновь, обращаясь к ст. 1 Закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, где дается дефиниция инфекционным заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, и анализируя показатели последней пандемии гриппа (по данным ВОЗ, Министерства здравоохранения и социального развития, РАМН), можно прийти к выводу, что для предотвращения смертности, инвалидности, а также быстрого распространения инфекции среди населения существует явная необходимость ограничения пребывания и пересечения территории РФ для таких лиц.

Исходя из п. 13 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание является то, что лицо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Учитывая, что последняя пандемия гриппа носила глобальный характер, можно предположить, что при возникновении такого высокопатогенного вируса существует явная опасность для окружающих.

Но, обращаясь к законодательству, к сожалению, мы не находим подтверждения нашим предположениям ни в законах, ни в подзаконных актах. На данный момент этот вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации». В этом перечне вирусы гриппа также не указаны.

Подводя итоги, можно констатировать, что на данный момент не до конца прописаны механизмы реализации защиты конституционных прав на охрану здоровья. Не ясно, возможно ли в таких ситуациях (при эпидемиях) введение чрезвычайного положения в соответствии с п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Не освещены аспекты и этапы возможной принудительной госпитализации лиц при выявлении у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих при эпидемиях и пандемиях. Как, кем и на основании каких норм возможно ограничение таких неотъемлемых прав, как право на личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также ряда других прав и свобод, которые могут иметь место при принудительной госпитализации лиц в медицинский стационар в случае, если они страдают тяжелым инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих? В связи с этим данный институт нуждается в глобальном теоретическом исследовании с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения. То обстоятельство, что минувшая пандемия прошла в относительно «легком» формате, ни в коей мере не снижает важность и актуальность рассматриваемой проблемы.

Литература

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.).

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

3. Резолюции WHA.60.28, 17 января 2008, «Готовность к пандемическому гриппу: обмен вирусами гриппа и доступ к вакцинам и другим преимуществам». URL: www. who. int/ gb/ ebwha/ pdf_files/ EB122/ B122_5-ru. pdf.

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. Приказ Минздрава РФ от 27 января 1998 г. N 25 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».

8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2005 г. N 373 «О совершенствовании системы эпидемиологического надзора и контроля за гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями».

9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 мая 2009 г. N 391 «О проведении совещания государств — участников СНГ по вопросу недопущения распространения гриппа A/H1N1».

10. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 апреля 2009 г. N 01/5582-9-32 «О направлении временного Руководства по борьбе с инфекцией, вызванной вирусом гриппа свиней».

11. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 мая 2009 г. N 01/7102-9-32 «О направлении временного руководства CDC по профилактике и лечению детей».

12. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 мая 2009 г. N 01/6385-9-32 «О направлении временного руководства ВОЗ о лечении и профилактике заболеваний, вызванных вирусом гриппа A(H1N1), ВИЧ-инфицированных людей».

13. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 сентября 2009 г. N 01/13439-9-23 «О направлении рекомендаций CDC по профилактике гриппа (H1N1)2009 в детских образовательных учреждениях».

14. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 сентября 2009 г. N 01/13550-9-32 «О направлении материалов CDC «Вакцина против гриппа H1N1-2009 и беременные женщины».

15. Постановление XXIII сессии РАМН от 2 декабря 2009 г. «Проблемы молекулярной эпидемиологии инфекционных болезней».

——————————————————————