Туризм в Италии в 2009 — 2010 гг

(Людкевич Е. Г.) («Туризм: право и экономика», 2010, N 4)

ТУРИЗМ В ИТАЛИИ В 2009 — 2010 ГГ.

Е. Г. ЛЮДКЕВИЧ

Людкевич Е. Г., консультант Торгового представительства России в Италии.

Мировой финансово-экономический кризис в целом негативно повлиял на развитие туристской индустрии. Согласно данным исследований Всемирной туристской организации, в 2009 г. число туристских прибытий в мире на базе одного года уменьшилось на 4,3% и составило в абсолютном значении 880 млн. человек. Доходы от туризма в рассматриваемый период составили 852 млрд. долл. (611 млрд. евро), что на 5,8% меньше по сравнению с 2008 г. <1>. ——————————— <1> UNWTO World Tourism Barometer, April 2010, Interim Update of World Tourism Barometer of January 2010, UNWTO E-Library.

В относительном значении больше всего туристских прибытий — 52,3% от мирового турпотока — пришлось на европейский регион. В то же время в сравнении с другими континентами Европа в наибольшей степени пострадала от негативных условий мировой экономики в 2009 г. с точки зрения динамики спада въездного турпотока, которая в среднем по европейским странам достигает 5,6% (460 млн. человек в 2009 г., 487 млн. человек — в 2008 г.). Ситуация в национальном туристском секторе Италии отражает общую тенденцию территории Южной Европы и европейского Средиземноморья, где показатели выглядят более позитивными на фоне общеевропейской картины. По оценке экспертов ЮНВТО, Итальянская Республика в 2009 г. входит в число немногих стран с положительной динамикой иностранного турпотока (+1,2%, 43,2 млн. человек в 2009 г., 42,7 млн. человек в 2008 г.). Вместе с тем доходы от туризма в Италии снизились с 45,7 млрд. долл. в 2008 г. до 40,2 млрд. долл. в 2009 г. (-7,2%). По числу прибывших с целью туризма иностранных граждан в 2009 г. Италия занимает в мире 5-е место после Франции, США, Испании и Китая. По объему доходов от туристской деятельности — 4-е место после США, Испании и Франции. Итальянские статистические данные по-разному оценивают национальный туристский сектор в зависимости от методики сбора информации. Основным источником учета иностранного туробмена является Банк Италии, который регистрирует количество пересечений итальянской границы иностранными гражданами и, наоборот, выездов итальянских граждан за границу, делая различие между туристами и посетителями, т. е. рассматривает в качестве необходимого условия классификации поездок с туристской целью наличие как минимум одной ночевки в гостинице в стране пребывания. В то же время неучтенными оказываются туристы, использовавшие для проживания в Италии иные, чем гостиницы, средства размещения. Спецификой данного метода обусловлено несовпадение данных ЮНВТО, Банка Италии и Росстата. При анализе и сравнении итальянских данных с российскими источниками нужно принять во внимание, что в Италии учитываются пересечения внутренних границ Евросоюза, что позволяет вести более точную регистрацию прибытий из стран, не являющихся местом основного пребывания, и классифицировать их в соответствии с гражданством лиц. По данным Банка Италии, в 2009 г. Италию посетило 36,8 млн. иностранных туристов. По сравнению с предыдущим годом (37,1 млн. человек) иностранный турпоток снизился на 0,8%. Больше всего туристов в Италию приехало из Германии (7,8 млн. человек), Франции (5,1 млн. человек), Австрии (4,5 млн. человек) и Швейцарии (3,1 млн. человек). Таким образом, наибольший объем турпотока в Италию был отмечен из приграничных стран — членов Евросоюза. Число итальянских граждан, совершивших международные поездки с целью отдыха, в 2009 г. увеличилось на 0,5% (в 2009 г. — 19,7 млн. человек, 2008 г. — 19,6 млн. человек). Наибольшее количество туристов выехало во Францию (3,7 млн. человек), Швейцарию (2,9 млн. человек), Испанию (1,3 млн. человек) и Грецию (1,1 млн. человек). Выбор стран прежде всего связан с их приграничным расположением (Швейцария, Франция). Кроме этого, в качестве объяснения эксперты называют своевременные меры по поддержке туризма, которые состояли в умело проведенной кампании по продвижению туристского продукта и снижении цен на турпакеты, а также наличие развитой системы морских круизных маршрутов, что привело к увеличению спроса на ряд туристских направлений (Испания, Греция). Следует отметить, что еще в сентябре 2009 г. ситуация в итальянском секторе туризма выглядела качественно иной. Так, согласно данным Национального центра исследований в сфере туризма со ссылкой на данные Банка Италии, по итогам 9 месяцев 2009 г. снижение въездного туризма составляло 16,5%, выездного — 17,7%. Положительные изменения в итальянском секторе туризма к концу отчетного периода эксперты связывают со своевременной разработкой и реализацией антикризисных мер Правительства Италии, а также реакцией бизнеса на негативные условия 2009 г. Важным источником информации о состоянии туристского сектора Италии являются данные Национального института статистики (ИСТАТ) <2>, которые учитывают количество туристских поездок и ночевок, совершенных лицами, постоянно проживающими на территории Италии. В соответствии с исследованиями ИСТАТ в 2009 г. резиденты Италии совершили 97,9 млн. поездок по территории страны и за рубеж с целью туризма (на 8,3% меньше, чем в предыдущем году, в 2008 г. — 106,8 млн. поездок), чему соответствуют 619,6 млн. ночевок в 2009 г., 644,1 млн. — в 2008 г. (уменьшение на 3,8%). Из общего числа путешествий 48,5 млн. поездок совершены на длительный период <3>, 49,4 — на краткосрочный. ——————————— <2> URL: http://www. istat. it. <3> В соответствии с итальянской классификацией краткосрочными называются поездки, совершенные на срок от 1 до 3 ночей, длительными, или долгосрочными, — на срок от 4 ночей и более.

Значительный спад отмечается в показателях по краткосрочным поездкам: -11,6%, 49,4 млн. в 2009 г., 55,9 млн. в 2008 г. В то же время количество длительных поездок остается относительно стабильным: -4,7%, 48,5 млн. в 2009 г., 50,9 млн. в 2008 г. Отношение между двумя типами поездок свидетельствует о том, что разница в приоритете итальянцев и лиц, постоянно проживающих в стране, в отношении срока путешествий невелика: 43,7% от всех поездок были краткосрочными, 42,9% — долгосрочными, оставшиеся 13,4% были совершены с деловой целью. В то же время среди долгосрочных поездок большее предпочтение было отдано отдыху на период от 4 до 7 дней (57%). Более длительные путешествия составляют соответственно 43%. При этом по сравнению с 2008 г. отмечено увеличение процентной доли поездок от 4 до 7 дней в общем числе долгосрочных туристских прибытий. Средняя длительность поездок с целью туризма в 2009 г. составляла 6,3 дня. Отличительной особенностью экономики Италии является высокая роль в ней внутреннего туризма. Согласно данным ИСТАТ, 82,7% всех поездок резидентов Италии были совершены внутри страны и только 17,3% — в зарубежных направлениях. В 2009 г. было отмечено уменьшение туристских прибытий по Италии на 9,4%. Снижение их количества произошло в большей части за счет сокращения числа внутренних поездок в области юга Италии. В отношении отдельно взятых регионов Италии больше всего прибытий с целью туризма на срок до 3 дней было зарегистрировано в областях Эмилья-Романья (9,8%), Тоскана (9%), Лацио (9%), Ломбардия (7,7%), Трентино-Альто-Адидже (6,9%), Венето (6,9%) и Сицилия (6,3%). Структура внутренних турпотоков по долгосрочным поездкам выглядит иначе: Тоскана (10,9%), Эмилья-Романья (10%), Апулья (9,8%), Сардиния (7,4%), Сицилия (7,1%), Калабрия (6,7%), Венето (6,2%), остальные области — 41,9%. В 2009 г., как и в предыдущем году, большинство туристских поездок было совершено на автомобильном транспорте (68,6%, увеличение на 2,2% по сравнению с 2008 г.). Для деловых поездок наиболее предпочтительными были авиационный и железнодорожный транспорт (соответственно 27,2% и 16,5%). 2009 г. подтвердил тенденцию, наметившуюся в 2008 г., в соответствии с которой большинство туристов при выборе средства размещения стали предпочитать индивидуальное жилье коллективному. Согласно классификации ИСТАТ, к индивидуальному жилью относятся личные жилые помещения, сдаваемые внаем, а также квартиры друзей и родителей; к коллективным — гостиницы и апарт-отели. Соотношение между этими двумя типами размещения выглядит следующим образом: 59,4% итальянских туристов предпочли индивидуальное жилье, 44,3% — коллективное. Снижение туристских расходов и большая ориентированность на иные, чем гостиницы, средства размещения объясняют данные Национальной федерации гостиниц Италии (Федеральберги), в соответствии с которыми в 2009 г. итальянские гостиницы потеряли 4,5% ночевок (на 11 млн. меньше, чем в 2008 г.). На 11% снизился объем выручки за год (в 2008 г. абсолютный показатель составлял 8,6 млрд. евро). На 12,9% сократилось положительное для Италии сальдо туристских расходов на гостиницы (в 2008 г. — 10,1 млрд. евро, в 2009 г. — 8,8 млрд. евро). Реакцией отелей на данные условия рынка стало снижение цен за проживание на 7,2%. Используя такую стратегию, итальянским гостиницам удалось достигнуть в июне — сентябре 2009 г. количества прибытий на уровне летнего сезона 2008 г. По оценке экспертов итальянского Союза торгово-промышленных палат (Унионкамере), способность итальянских гостиничных предприятий к быстрому реагированию на негативные изменения в туристском секторе явилась одним из главных факторов, благодаря которым Италия стойко выдержала кризис в сравнении с другими основными направлениями Евросоюза, в частности с Францией и Испанией. В то же время в целях более объективной оценки ситуации специалисты считают необходимым уделить особое внимание изучению использования туристами в Италии альтернативных средств размещения.

Антикризисные меры итальянского правительства в целях поддержания национального туристского сектора

Важной мерой по поддержанию туристского сектора Италии явилось учреждение в мае 2009 г. в Италии Министерства туризма. Министром туризма была назначена Микела-Витториа Брамбилла, занимавшая после выборов нового правительства в 2008 г. пост государственного секретаря по туризму. Учреждение Министерства туризма в Италии явилось следствием значительного повышения внимания к развитию национальной туриндустрии со стороны итальянского государства и приобрело особую актуальность в условиях глобального экономического кризиса. К созданному в мае 2009 г. новому органу исполнительной власти были отнесены все функции, ранее выполняемые различными ведомствами, отвечающими за туризм. Одновременно перед Министерством появился ряд новых задач, связанных с осуществлением мер по оживлению итальянского туристского сектора. В ходе разработки антикризисных мер Министерство туризма Италии сосредоточило особое внимание на следующих направлениях: — создание новой стратегии продвижения итальянского турпродукта; — предоставление налоговых льгот и создание благоприятного финансового климата для малых и средних предприятий в сфере туризма; — предоставление наиболее благоприятных условий туристским компаниям юга Италии, отличающимся экономической отсталостью. Важной мерой по поддержке национального туризма является подписание в начале июня 2009 г. протокола о намерениях, участниками которого стали крупнейшие отраслевые объединения предпринимателей Италии (Конфтуризмо — Конфедерация предпринимателей в сфере туризма, Конфкоммерчо — Национальная конфедерация предпринимателей, профессиональной и независимой предпринимательской деятельности, Федертуризмо — Национальная федерация индустрии туризма, входящая в систему Конфиндустриа — Национальной конфедерации промышленников, Ассотуризмо — Национальная федерация туризма, входящая в состав Конфезерченти — Национальной ассоциации предпринимателей Италии), а также основные банковские группы (Интеза Сан-Паоло, Уникредит, Банка Пополаре, Пополаре ди Милано и Пополаре ди Сондрио). Документ предусматривает реализацию проекта «Италия & Туризм», разработанного Министерством туризма Италии при поддержке Совета министров Италии. Целью данного проекта является выделение дополнительных внебюджетных средств на развитие малых и средних предприятий, работающих в сфере въездного туризма, в размере 1,6 млрд. евро путем предоставления льготных условий кредитования и осуществления консультативной поддержки (так называемые пилотные проекты) перечисленными банками. Важно отметить, что договоренность предусматривает не только упрощение условий выдачи кредита, но также и сокращение сроков рассмотрения заявок предприятий на получение финансовой помощи. Кредитные соглашения предусматриваются на срок от 6 месяцев до 20 лет. Всего в акцию вовлечено около 15 тыс. банковских отделений. В соответствии с оценкой Министерства туризма Италии в результате осуществления этих мер за четыре года возможно увеличение вклада туризма в национальный ВВП с 10 до 20% <4>. ——————————— <4> Согласно данным конца 2009 г., доля туризма в национальном ВВП оценивается в 12% с товарооборотом 1,2 млрд. евро.

Согласно информации Министерства туризма Италии первые результаты реализации данного проекта будут известны к концу 2010 г. В рамках реализации антикризисной программы 24 июня 2009 г. в Совете министров Италии состоялась презентация нового туристского бренда Италии. В своем выступлении в ходе мероприятия С. Берлускони вновь подчеркнул, что в задачу Министерства туризма входит увеличение в два раза вклада туризма в национальный ВВП. По оценкам Министерства туризма, имеющиеся недостатки продвижения туристского продукта обусловлены осуществленной ранее передачей компетенций в сфере туризма областям и высокой стоимостью туристских услуг в Италии. Решение данных вопросов в настоящее время является приоритетной задачей. В реализацию намеченных планов вовлечены основные транспортные предприятия Италии Alitalia и Ferrovie dello Stato («Национальные железные дороги»), которые заявили о намерении ввести в свою практику более развитую систему скидок и гибких тарифов на оказание пассажирских транспортных услуг.

Состояние туристского обмена между Россией и Италией в 2009 г.

По данным российской статистики, в 2009 г. Россию с целью туризма посетило 113 тыс. итальянских граждан, что на 21% меньше показателя прошлого года (143 тыс. человек). В свою очередь, в Италию из России выехало 336 тыс. россиян (уменьшение на 18% по сравнению с 2008 г. — 398 тыс. человек). Итальянская статистика иначе оценивает состояние туробмена между Россией и Италией. Согласно данным Банка Италии, турпоток из России в 2009 г. имеет тенденцию к небольшому росту (1,3%) по сравнению с 2008 г. и в абсолютном значении достигает 301 тыс. человек. Информации о выезде итальянских туристов в Российскую Федерацию в отчетах Банка Италии не содержится. В то же время общее количество итальянских граждан, выехавших в Россию в 2009 г., согласно тому же источнику, составляет 198 тыс. человек (больше на 3,7%, в 2008 г. — 191 тыс. человек). Несовпадение российских и итальянских данных обусловлено описанной выше разницей в методологии статистического учета двух стран. При анализе географической структуры туристских потоков между двумя странами Росстат отмечает снижение популярности России как туристского направления в результате кризиса. Так, в 2009 г. по посещению Российской Федерации среди граждан дальнего зарубежья итальянские туристы находились на шестом месте после Германии (334 тыс. человек), США (183 тыс. человек), Великобритании (151 тыс. человек), Финляндии (150 тыс. человек) и Китая (116 тыс. человек), опережая Испанию (95 тыс. человек) и Францию (94 тыс. человек). Вместе с тем по итогам 2008 г. итальянские туристы в России по численности занимали третье место (143 тыс. человек) после Германии (333 тыс. человек) и США (186 тыс. человек). Анализ выезда российских граждан из России в Италию за 2009 г., напротив, показывает, что среди стран дальнего зарубежья Италия сохранила позицию прошлого года и по популярности занимает пятое место после Турции (1965 тыс. человек), Египта (1615 тыс. человек), Китая (999 тыс. человек) и Финляндии (556 тыс. человек). С меньшими показателями подвели итог рассматриваемого периода Испания (296 тыс. человек) и Греция (282 тыс. человек). В соответствии с информацией, предоставленной Московским отделением Национального агентства по туризму Италии (ENIT Mosca), в 2009 г. отмечено снижение количества итальянских виз, выданных российским туристам. Так, консульство Италии в Москве выдало виз меньше на 22,1% по сравнению с предыдущим годом (356,7 тыс. виз в 2008 г., 277,9 тыс. виз в 2009 г.). Количество виз, выданных консульством Италии в Санкт-Петербурге, сократилось на 34,7% (26,2 тыс. виз в 2008 г., 17,1 тыс. виз в 2009 г.). Разница между этими данными и более позитивной информацией Банка Италии обусловлена тем фактом, что в 2009 г. значительное количество российских туристов въезжали на территорию Италии по ранее выданным итальянским многократным визам либо по визам, выданным другим государством — участником Шенгенского соглашения с территории Евросоюза.

Прогнозы развития сектора в 2010 г.

По информации ENIT Mosca, количество итальянских виз, выданных российским туристам в I квартале 2010 г. консульством Италии в Москве, увеличилось на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., консульством Италии в Санкт-Петербурге — на 13,4%. Согласно отчету Национального института статистики Италии (ИСТАТ) о состоянии итальянского гостиничного сектора в период пасхальных каникул 2010 г. (2 — 11 апреля), отмечается увеличение туристских прибытий в гостиницы Италии на 10,5% и ночевок на 6,3% по сравнению с большим по продолжительности пасхальным периодом предыдущего года (10 — 19 апреля 2009 г.). Улучшение показателей связано в большей степени с увеличением количества поездок, совершаемых итальянскими туристами (+13,9% — динамика роста числа прибытий, +9,9% — ночевок). Имеющиеся на данный момент предварительные данные за 2010 г. позволяют сделать вывод о возобновлении в итальянском секторе туризма тенденций к росту.

Приложение

Статистические данные по количеству иностранных граждан, въехавших на территорию Италии с целью туризма в 2008 — 2009 гг., тыс. человек

С ЛИЧНОЙ ЦЕЛЬЮ С ДЕЛОВОЙ ЦЕЛЬЮ ВСЕГО СТРАНА ВСЕГО С ЦЕЛЬЮ ТУРИЗМА

2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009

ЕВРОПА — ЕС 40,282 40,124 29,183 28,918 10,216 10,698 50,497 50,823

— АВСТРИЯ 5,360 5,879 4,108 4,579 1,253 1,494 6,613 7,373

— БЕЛЬГИЯ 953 988 735 788 325 314 1,278 1,302

— ДАНИЯ 402 404 371 373 80 96 483 501

— ФРАНЦИЯ 8,587 8,507 5,368 5,070 1,557 1,692 10,144 10,199

— ГЕРМАНИЯ 9,043 8,935 7,658 7,779 2,555 2,549 11,598 11,484

— ГРЕЦИЯ 455 337 356 246 162 220 618 558

— НИДЕРЛАНДЫ 1,898 1,863 1,688 1,680 353 291 2,251 2,154

— ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 3,396 2,963 2,793 2,346 737 665 4,133 3,628

— СЛОВЕНИЯ 3,502 3,673 889 920 589 755 4,090 4,428

— ИСПАНИЯ 2,217 2,482 1,729 1,943 544 535 2,762 3,017

— ШВЕЦИЯ 383 355 321 304 131 103 513 458

— ПРОЧИЕ 4,085 3,738 3,168 2,887 1,929 1,985 6,014 5,722 СТРАНЫ ЕС

СТРАНЫ, НЕ 13,063 13,383 3,879 4,173 1,762 2,244 14,825 15,627 ВХОДЯЩ. В ЕС

— ХОРВАТИЯ 753 807 238 184 230 449 984 1,257

— РОССИЯ 333 363 297 301 104 98 438 461

— ШВЕЙЦАРИЯ 11,070 11,219 2,797 3,115 1,129 1,166 12,199 12,385

— ПРОЧИЕ ЕВР. 907 994 548 573 298 530 1,205 1,524 СТРАНЫ, НЕ ВХ. В ЕС

АМЕРИКА 3,328 3,164 2,710 2,496 621 614 3,948 3,778

— АРГЕНТИНА 132 143 87 95 13 20 145 163

— БРАЗИЛИЯ 249 170 182 133 53 56 302 227

— КАНАДА 458 493 389 404 56 56 514 549

— МЕКСИКА 107 83 88 64 16 7 123 89

— США 2,144 2,072 1,790 1,653 436 444 2,580 2,515

— АМЕРИКА, 237 204 174 147 47 31 284 235 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

АФРИКА 313 210 219 116 175 158 488 367

— ТУНИС 30 26 26 16 13 16 43 41

— АФРИКА, 283 184 193 100 162 142 444 326 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

АЗИЯ 751 805 595 653 524 497 1,276 1,302

— КИТАЙ 97 99 74 74 70 48 167 148

— ЯПОНИЯ 223 251 200 226 99 100 322 351

— АЗИЯ, ПРОЧИЕ 431 455 322 353 356 349 787 803 СТРАНЫ

ОКЕАНИЯ 590 561 523 471 76 82 666 643

— АВСТРАЛИЯ 484 487 433 407 58 69 543 556

— ОКЕАНИЯ, 106 74 90 64 18 13 124 87 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

ВСЕГО 58,327 58,247 37,110 36,826 13,374 14,293 71,701 72

Источник: Банк Италии (Banca d’ltalia)

Статистические данные по количеству итальянских граждан, выехавших из Италии с целью туризма в 2008 — 2009 гг., тыс. человек

С ЛИЧНОЙ ЦЕЛЬЮ С ДЕЛОВОЙ ЦЕЛЬЮ ВСЕГО СТРАНА ВСЕГО С ЦЕЛЬЮ ТУРИЗМА

2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009

ЕВРОПА — ЕС 23,301 24,227 11,959 12,155 7,991 7,962 31,291 32,189

— АВСТРИЯ 5,378 6,075 2,297 2,844 801 1,055 6,178 7,129

— БЕЛЬГИЯ 130 178 77 87 189 188 319 365

— ФРАНЦИЯ 5,562 5,775 3,664 3,699 2,798 2,834 8,360 8,609

— ГЕРМАНИЯ 1,243 1,175 739 691 1,635 1,475 2,877 2,650

— ГРЕЦИЯ 1,027 1,183 917 1,062 173 174 1,200 1,357

— НИДЕРЛАНДЫ 297 277 237 224 192 188 489 466

— ПОРТУГАЛИЯ 128 222 108 174 51 70 179 293

— ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 862 989 507 593 444 416 1,306 1,405

— РУМЫНИЯ 618 472 101 87 260 168 879 640

— СЛОВЕНИЯ 4,753 4,824 733 468 210 309 4,964 5,132

— ИСПАНИЯ 1,901 1,707 1,558 1,340 443 362 2,344 2,069

— ШВЕЦИЯ 78 93 60 60 53 52 132 145

— ЕВРОПА — ЕС — 1,323 1,257 961 825 742 671 2,065 1,928 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

ЕВРОПА 15,472 14,917 3,918 3,919 5,755 5,590 21,226 20,507 СТРАНЫ, НЕ ВХОДЯЩИЕ В ЕС

— ХОРВАТИЯ 629 695 464 520 55 94 684 789

— ШВЕЙЦАРИЯ 14,057 13,392 3,012 2,968 5,252 5,069 19,309 18,461

— ПРОЧИЕ 786 830 442 431 448 426 1,234 1,256 ЕВР. СТРАНЫ, НЕ ВХ. В ЕС

АМЕРИКА 1,968 1,850 1,461 1,368 644 605 2,611 2,454

— БРАЗИЛИЯ 234 269 185 218 71 76 305 345

— КАНАДА 87 82 53 49 40 32 127 114

— КУБА 158 136 142 118 7 10 166 145

— МЕКСИКА 196 115 152 87 33 25 230 140

— США 837 762 600 550 374 351 1,212 1,113

— АМЕРИКА, 455 486 328 346 117 110 572 596 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

АФРИКА 2,008 1,961 1,584 1,540 397 371 2,405 2,332

— ЕГИПЕТ 864 766 791 697 65 63 929 829

— АФРИКА, 1,144 1,195 793 843 332 308 1,476 1,503 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

АЗИЯ 785 868 580 621 734 772 1,520 1,640

— КИТАЙ 49 80 31 54 219 225 267 305

— ЯПОНИЯ 35 54 25 30 38 40 73 94

— АЗИЯ, 702 733 525 536 478 508 1,180 1,241 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

ОКЕАНИЯ 140 144 60 65 28 20 168 163

— АВСТРАЛИЯ 74 82 43 47 19 14 93 96

— ОКЕАНИЯ, 66 62 17 18 9 5 75 67 ПРОЧИЕ СТРАНЫ

ПРОЧИЕ ДАННЫЕ 53 45 45 37 30 38 83 84

ВСЕГО 43,726 44,010 19,606 19,704 15,578 15,358 59,304 59,368

Источник: Банк Италии (Banca d’ltalia)

——————————————————————