Паспортный режим в футболе

(Паркан А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 49)

ПАСПОРТНЫЙ РЕЖИМ В ФУТБОЛЕ

А. ПАРКАН

Аркадий Паркан, спортивный инструктор, г. Ялта.

Федерация футбола Украины (ФФУ) в лице директората Премьер-лиги вольно или невольно втягивает в скандалы ФК «Металлист» (г. Харьков), вынуждая его покориться и принять незаконное «паспортное» запретительное решение по вратарю клуба Владимиру Дишленковичу (в прошлом гражданина Сербии). Но ФФУ не учитывает того, что данное решение касается прежде всего правовых вопросов (статуса и прав гражданина) и только потом спортивных правил (Регламента Премьер-лиги и Устава ФФУ). При этом спортивные правила не относятся к государственным нормативным актам. Законы всегда имеют высшую юридическую силу касательно любых актов общественных организаций.

Гражданская позиция

ФФУ, приняв решение о признании гражданина Украины Дишленковича футболистом-легионером, нарушила законные права и интересы игрока и футбольного клуба.

Известно, что ФФУ — общественная спортивная организация (ОСО), принимая требования УЕФА и ФИФА — международных общественных спортивных организаций (МОСО) касательно определения гражданства игроков, не имеет законного права устанавливать свой, особый паспортный режим для отдельных игроков, отдавая приоритет паспорту игрока.

Отметим, что вопросы приобретения и выхода из гражданства относятся к компетенции президента Украины. В соответствии с законодательством президент никому не может делегировать свои полномочия.

Подтверждением гражданского статуса резидента является паспорт гражданина Украины. Дишленкович до перехода в ФК «Металлист» согласно закону был принят в гражданство и имел паспорт гражданина Украины.

Получается, что ФФУ, отказывая Дишленковичу в признании его конституционных гражданских прав украинского резидента, незаконно присвоила себе полномочия президента Украины. Кроме того, на территории Украины никакие соглашения ОСО и МОСО не могут быть выше закона. При этом никто не лишает общественные организации права заключать соглашения между собой.

В то же время никакие международные общественные соглашения не являются и не признаются международными государственными договорами, а значит, не имеют общеобязательной юридической силы и не могут ограничивать законные права граждан на территории Украины.

Согласно законодательству государство гарантирует своим гражданам сохранение прав и свобод, включая право на свободный труд и профессию. Отказывая Дишленковичу в признании гражданства Украины, ФФУ нарушает закон и не позволяет ему реализовать право на труд и профессию.

Таким образом, у ФФУ в деле Дишленковича отсутствует правильная законная гражданская позиция.

Неподсудный сговор

Стороны данного конфликта не принимают во внимание тот факт, что договор, точнее сговор, общественных спортивных организаций, нарушающий право Дишленковича на труд и свободный выбор профессии, на территории Украины не имеет юридической силы. Следовательно, последующие избирательные действия ФФУ по установлению особого паспортного режима для отдельного игрока ФК «Металлист» Дишленковича незаконны. Значит, ОСО обязана прекратить свою противоправную деятельность в отношении игрока и клуба.

Необходимо отметить, что в связи с тем, что футбольные правила не являются нормативными актами, решения ФФУ неподсудны и не могут быть отменены в судебном порядке. В этом случае нарушение закона может и должна пресечь Генеральная прокуратура Украины при проведении проверки соответствия уставных и иных документов общественной спортивной организации требованиям Конституции и законодательству.

Выполнение прокурорского предписания не даст возможности ОСО применить запретительные меры и позволит Дишленковичу реализовать свои гражданские права, а ФК «Металлист» не будет нанесен материальный и моральный ущерб.

Светлое будущее

Очевидно, что Правила внутреннего распорядка ФФУ и другие документы ОСО не являются нормативными актами и не могут быть выше закона. Любой сговор общественных спортивных организаций (ФФУ и УЕФА), нарушающий права граждан на территории Украины, противоправен. Поэтому санкции ФФУ в связи с «паспортным» делом в отношении Дишленковича и ФК «Металлист» также незаконны и недействительны. Значит, паспорт футболиста ФИФА на территории Украины не может отменять, подменять, изменять паспорт гражданина Украины.

Соответственно избирательный паспортный режим в отношении любого игрока, в данном случае Дишленковича, ограничивает права человека, гарантируемые Конституцией, законодательством Украины и международными договорами.

ФФУ не имеет права присваивать полномочия компетентных государственных органов. Такая европейская ориентация ФФУ противоречит законодательству.

В связи с тем что конфликт интересов ОСО и ее коллективных членов и игроков не подлежит рассмотрению в судах Украины, он, согласно законодательству, может и должен быть разрешен Генеральной прокуратурой Украины.

Таким образом, Генпрокуратура должна пресечь нарушение законодательства в виде подменных, мошеннических действий должностных лиц или ОСО при возможном внесении изменений в спортивные результаты, влияющие на хозяйственную и спортивную деятельность ФК «Металлист».

Пресечение противоправной деятельности ФФУ, связанной с присвоением государственных полномочий, возможно в судебном порядке.

——————————————————————