Правовое положение спортивного клуба

(Каменков В. С.) («Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 2)

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА

В. С. КАМЕНКОВ

Каменков В. С., председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», председатель ОО «Белорусская федерация баскетбола», партнер Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России в Республике Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Клуб по виду (видам) спорта определяется в отечественном Законе о спорте <1> как организация, осуществляющая деятельность по подготовке спортсменов (команд спортсменов) и представлению спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях по виду (видам) спорта. ——————————— <1> Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII (в ред. от 20.12.2007) «О физической культуре и спорте» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 135. 2/1000.

Упоминание о спортивном клубе, о его существенных правах и обязанностях можно встретить еще во множестве актов законодательства. Так, в Бюджетном кодексе Республики Беларусь <2>, в частности, указывается, что из республиканского бюджета финансируются такие функциональные виды расходов, как поддержка спортивных клубов, а также других организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления и оказывающих услуги в области физической культуры и спорта (ст. 44). ——————————— <2> Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. N 412-З (с изм. от 29.12.2009) «Бюджетный кодекс Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 183. 2/1509.

Аналогично регулируется финансирование: — из областных бюджетов — поддержка областных спортивных клубов, а также других организаций, подчиненных областным исполнительным комитетам и оказывающих услуги в области физической культуры и спорта (ст. 45); — из бюджетов базового уровня — поддержка районных, городских (городов областного подчинения) физкультурно-спортивных клубов, а также других организаций, подчиненных районным, городским (городов областного подчинения) органам государственного управления и оказывающих услуги в области физической культуры и спорта (ст. 46); — из бюджета г. Минска — поддержка городских физкультурно-спортивных клубов, а также других организаций, подчиненных Минскому городскому исполнительному комитету и оказывающих услуги в области физической культуры и спорта (ст. 47). В Указе Президента Республики Беларусь по вопросам аренды и безвозмездного пользования имуществом <3> клубы по спортивным интересам и труду, школы здоровья, спортивные секции и группы, центры физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, детско-юношеские спортивные школы включены в Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование. ——————————— <3> Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. N 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. N 261. 1/11073.

В Положении о частичном финансировании спортивных клубов по игровым видам спорта <4> (по баскетболу, волейболу, водному поло, гандболу, мотоболу, хоккею на траве, хоккею с мячом, хоккею с шайбой и футболу) за счет средств бюджета предусмотрено, что сходы спортивных клубов по игровым видам спорта, финансируемые за счет средств бюджета, не могут превышать 40 процентов от суммы расходов спортивных клубов, исчисленных по нормам, установленным для бюджетных организаций. Частичное финансирование спортивных клубов по игровым видам спорта за счет средств бюджета осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами на основании смет расходов на очередной финансовый год. ——————————— <4> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. N 2040 (в ред. от 10.02.2009) «Об утверждении Положения о порядке частичного финансирования спортивных клубов по игровым видам спорта за счет средств бюджета» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 6. 5/4970.

Имеются и иные акты законодательства на эту тему. Но в первую очередь необходимо ответить на вопрос, а каков статус этой организации, именуемой «спортивный клуб». Нужен ли ей статус юридического лица? Правильный ответ на данные вопросы имеет большое значение для развития спорта и физической культуры в нашей стране. Дело в том, что отдельные спортивные коллективы и команды, даже принимавшие участие в официальных играх внутренних чемпионатов по различным видам спорта, не имеют статуса спортивного клуба и юридического лица. Отсутствие же такого статуса негативно сказывается на организации деятельности, в том числе спортивной и финансово-экономической, такой структуры, на правах и обязанностях членов коллективов. Посмотрим на законодательство иных государств. «…профессиональный спортивный клуб — юридическое лицо, созданное и действующее по законодательству государства, вступившее в членские или договорные отношения со спортивной федерацией или профессиональной спортивной организацией, принимающее участие в спортивных соревнованиях и извлекающее из этой деятельности прибыль» <5>. ——————————— <5> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 28-8 «О Модельном законе «О профессиональном спорте» (принято в г. Санкт-Петербурге 31.05.2007) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2007. N 40.

«Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность. Спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами. Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством: 1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта; 2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью; 3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием; 4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников (ст. 19)» <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ (в ред. от 18.07.2009) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.11.2007) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Такие дефиниции на уровне законодательного акта вносят определенную ясность об источниках финансирования, существования и перспектив развития спортивных клубов и самого спорта. Что же имеем мы? Намек на то, что спортивный клуб должен быть юридическим лицом, имеется в ведомственных инструкциях Министерства спорта и туризма Республики Беларусь <7>. ——————————— <7> Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 18 августа 2006 г. N 27 «Об утверждении нормативных правовых актов по организации работы физкультурно-спортивных клубов» (вместе с Инструкцией об организации работы отраслевых физкультурно-спортивных клубов при республиканских органах государственного управления, Инструкцией об организации работы физкультурно-спортивных клубов при организациях) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 162. 8/15065.

В первой из них указано, что отраслевые физкультурно-спортивные клубы создаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь при республиканских органах государственного управления в любой организационно-правовой форме с целью повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в организациях соответствующих отраслей (п. 2). Во второй — физкультурно-спортивные клубы организаций создаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь при организациях в любой организационно-правовой форме с целью повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в организациях при условии наличия на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо во временном пользовании материально-технической базы, позволяющей обеспечить организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Кстати, в названных Инструкциях ссылка делается почему-то не на Закон о спорте, в котором имеются нормы о клубах как юридических лицах, а на Постановление Правительства, где и упоминания об этом нет <8>. ——————————— <8> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2006 г. N 916 «О мерах по дальнейшему совершенствованию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 122. 5/22627.

Если добавить к этим определениям положения Гражданского кодекса Республики Беларусь <9> (далее — ГК) о юридических лицах, то станет понятно, что спортивные клубы должны иметь статус юридического лица. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом» (ст. 44). «Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму» (ст. 50). Если же не придавать статус юридического лица спортивному клубу, то нельзя будет пользоваться и перечисленными выше правами на материальное и иное обеспечение. А ведь известно, какие финансовые трудности встречают многие спортивные коллективы даже при переездах внутри нашей Республики для участия в чемпионате (вплоть до отказов). ——————————— <9> Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З (в ред. от 08.07.2008) «Гражданский кодекс Республики Беларусь» // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. N 7 — 9. Ст. 101.

Тем более что Закон о спорте по вопросам создания, реорганизации и ликвидации организаций физической культуры и спорта отсылает к ГК (ст. 12). А то, что спортивный клуб относится к числу организаций физической культуры и спорта, прямо указано в статье 11 Закона о спорте. И предмет деятельности таких юридических лиц также обозначен в названной правовой норме: «…предметом деятельности (в том числе предпринимательской) которого в соответствии с учредительными документами являются: — развитие физической культуры и (или) спорта (вида спорта); — подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса; — физкультурно-оздоровительная и (или) спортивно-массовая работа с гражданами; — проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них, в том числе подготовка спортсменов (команд спортсменов) и представление спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях; — учебно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта» (ст. 11 Закона о спорте). Поэтому при создании спортивных клубов необходимо соблюдать все требования законодательства, регулирующего создание и деятельность юридических лиц. Спортивные клубы могут быть коммерческими и некоммерческими юридическими лицами. Анализ другого законодательства, регулирующего деятельность спортивных клубов, свидетельствует о том, что для спортивных клубов пригодна не любая организационно-правовая форма юридического лица, а только определенные формы. Во всяком случае, для тех спортивных клубов, которые финансируются из средств государственного бюджета. Имеются и другие ограничения. Например, Постановление Правительства о связанных с постоянной работой с детьми должностях, которые не могут занимать лица, ранее совершившие преступления <10>. В Законе об общественных объединениях также указано, что иностранные граждане могут являться учредителями международных общественных объединений, создаваемых на территории Республики Беларусь <11>. ——————————— <10> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2009 г. N 76 «О связанных с постоянной работой с детьми должностях, которые не могут занимать лица, ранее совершившие преступления» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. N 40. 5/29240. <11> Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. N 3254-XII (в ред. от 21.07.2008) «Об общественных объединениях» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. N 120. 2/1133.

Действующее законодательство регулирует и иные отношения, связанные с деятельностью спортивных клубов. Например, имеются достаточно высокие требования, предъявляемые к должности директора спортивного клуба высшего учебного заведения. Он организует и координирует работу по всем направлениям деятельности спортивного клуба, обеспечивает и отвечает за развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учебном заведении, осуществляет контроль за организацией и безопасным для жизни и здоровья учащихся проведением учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях, группах, сборных командах по видам спорта. На него же возложено обеспечение поиска и внедрения новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы, а также финансово-хозяйственной деятельности спортивного клуба. Директор спортивного клуба должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, направлений и перспектив развития физической культуры и спорта; особенности структуры спортивного клуба; основы педагогики, психологии и физиологии; теорию и методику организации физкультурно-оздоровительной работы, основы экономики, организации труда и управления; основы организации финансово-хозяйственной деятельности; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности <12>. ——————————— <12> Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 53 (в ред. от 25.08.2009) «Об утверждении Квалификационного справочника должностей служащих» // Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. 2009. N 9.

Говоря о создании спортивных клубов в профессиональном спорте, необходимо реально представлять их цели, задачи, функции, права и обязанности. Неплохим ориентиром здесь может быть Модельный закон СНГ <13>. В его статье 6 содержатся основные права и обязанности профессионального спортивного клуба. ——————————— <13> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 28-8 «О модельном законе «О профессиональном спорте» (принято в г. Санкт-Петербурге 31.05.2007) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2007. N 40.

«Профессиональный спортивный клуб вправе: — разрабатывать и принимать правила внутреннего распорядка и иные локальные акты, содержащие нормы спортивного законодательства; — заключать, изменять и расторгать контракты о спортивной деятельности в порядке и на условиях, которые установлены нормативными актами, содержащими нормы спортивного законодательства; — поощрять профессиональных спортсменов, профессиональных тренеров и иных спортивных работников за достижение высоких спортивных результатов; — требовать от профессиональных спортсменов, профессиональных тренеров и иных спортивных работников исполнения ими обязанностей, содержащихся в заключенных трудовых договорах в области профессионального спорта, а также соблюдения правил внутреннего трудового распорядка профессионального спортивного клуба; — привлекать профессиональных спортсменов, профессиональных тренеров и иных спортивных работников к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушение нормативных правовых актов, содержащих нормы спортивного законодательства; — осуществлять иные полномочия в соответствии с нормами спортивного законодательства. Профессиональный спортивный клуб обязан: — своевременно выплачивать профессиональному спортсмену, профессиональному тренеру и иному спортивному работнику ежемесячную заработную плату в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в стране, а также производить другие выплаты в соответствии с заключенным контрактом о спортивной деятельности и нормами национального трудового права; — организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских обследований профессиональных спортсменов, профессиональных тренеров и иных спортивных работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских обследований; — проводить регистрацию трудовых договоров в области профессионального спорта в спортивной федерации в срок, установленный нормативными правовыми актами спортивной федерации; — обеспечивать профессионального спортсмена, профессионального тренера и иного спортивного работника спортивной формой, экипировкой, медицинским обслуживанием и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, предусмотренных контрактом о спортивной деятельности, включая средства индивидуальной защиты работников; — создавать надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, отвечающее требованиям охраны и гигиены труда, и обеспечивать безопасность труда профессионального спортсмена и иного спортивного работника; — обеспечивать бытовые нужды профессионального спортсмена, профессионального тренера и иного спортивного работника, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных контрактом о спортивной деятельности; — в случае травмы профессионального спортсмена во время подготовки к спортивным соревнованиям или непосредственно во время участия в них, а также при наличии иных обстоятельств, указанных в национальном трудовом законодательстве, организовать бесплатную квалифицированную медицинскую помощь профессиональному спортсмену, а также обеспечить расследование и учет такого несчастного случая; — в период временной нетрудоспособности профессионального спортсмена, профессионального тренера и иного спортивного работника, вызванной спортивной травмой, выплачивать им за собственный счет в полном размере заработную плату, размер которой согласован сторонами в контракте о спортивной деятельности, но не менее величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в стране, за вычетом государственного пособия по временной нетрудоспособности, если таковое выплачивается в данном случае по законодательству государства; — бороться против использования запрещенных в спорте допинговых и других вредных для здоровья средств и (или) методов в подготовке к спортивным соревнованиям и непосредственно во время участия в них; — организовывать пропаганду и популяризацию спорта среди населения государства в соответствии с национальным законодательством; — осуществлять обязательное социальное и медицинское страхование профессионального спортсмена, профессионального тренера и иного спортивного работника в порядке, установленном национальным законодательством; — обучать профессионального спортсмена, профессионального тренера и иного спортивного работника безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях, проводить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ; — осуществлять подготовку спортивного резерва среди молодежи, создавать детские спортивные школы, готовить тренеров и судей в профилирующем виде спорта; — соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы спортивного законодательства, исполнять обязанности, вытекающие из членства в спортивной федерации или в спортивной профессиональной организации, а также иные обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими нормы спортивного законодательства». Анализ действующего законодательства показывает, что спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами, в том числе республиканскими и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Уместно заметить, что спортивные клубы независимо от организационно-правовых форм и их объединения могут осуществлять свою деятельность преимущественно в одном виде или нескольких видах спорта. Они могут быть приняты в члены соответствующих белорусских спортивных федераций (с учетом положений уставов данных спортивных федераций). Статус юридического лица у спортивного клуба позволит снять многие проблемы по защите прав и законных интересов спортсменов, тренеров и иных специалистов. Спортивный клуб как юридическое лицо вправе заключать трудовые, гражданско-правовые, хозяйственные и иные договоры, защищать себя в суде и других структурах. Тем более что опыт наших соседей нам тоже следует учитывать. Возьмем только один пример. «Возникало множество проблем, связанных с оформлением спортсменов на работу. При этом более всего страдали от этого спортсмены, представляющие Российскую Федерацию на международном уровне. Кроме того, сложилась ситуация, когда многие высокопрофессиональные спортсмены, подготовленные в нашей стране, заключали контракты с иностранными спортивными клубами и уезжали работать за границу. Отсутствие в законодательстве ограничений на использование профессиональными спортсменами своего права в течение двух недель расторгнуть любой трудовой договор со спортивным клубом позволяло иностранным физкультурно-спортивным организациям привлекать на работу талантливых российских спортсменов и тренеров без каких-либо компенсаций российским клубам. Между тем система компенсаций за переход спортсменов и тренеров из одного спортивного клуба в другой является мировой практикой. Эта система обеспечивает устойчивое развитие профессионального спорта и позволяет спортивным клубам вкладывать значительные средства в подготовку резерва своего клуба без опасений, что талантливые молодые спортсмены без каких-либо компенсаций покинут свой клуб. Необходимо отметить, что сама по себе возможность ухода в разгар спортивного сезона из спортивного клуба ведущего спортсмена или главного тренера является серьезной угрозой спортивным и финансовым интересам клуба, а также угрозой зрелищности спортивных соревнований с участием клуба, что препятствует развитию в нашей стране целого ряда видов спорта» <14>. ——————————— <14> Стукалова Ю. В. Комментарий к главе 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров» (постатейный). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2009.

Нельзя не сказать и об отсутствии правового регулирования деятельности спортивных клубов для инвалидов. Ориентиром может послужить Модельный закон СНГ <15>. В нем (ст. 9), в частности, указано, что спортивные клубы инвалидов являются юридическими лицами, осуществляющими реабилитационную, учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурно-оздоровительную и воспитательную деятельность. Они могут создаваться юридическими и физическими лицами в различных организационно-правовых формах в соответствии с законодательством государства-участника. ——————————— <15> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 31-13 «О Модельном законе «О паралимпийском спорте» (принято в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2009. N 43.

Спортивные клубы инвалидов имеют право: 1) на создание в установленном порядке спортивных школ, спортивных команд, групп и секций по различным видам спорта, признанным в государстве-участнике; 2) на представление соответствующих материалов для присвоения спортивных разрядов в соответствии с нормами и требованиями спортивной классификации; 3) на проведение рекламной кампании, теле — и радиотрансляции спортивных соревнований, организованных ими или с их участием; 4) иные права в соответствии с действующим законодательством. Спортивным клубам инвалидов оказывается поддержка органами государственной власти и муниципальными органами в форме: 1) содержания штата специалистов и сотрудников; 2) финансирования учебно-тренировочной работы и участия спортсменов в соревновательной деятельности; 3) строительства, ремонта и реконструкции спортивных сооружений, а также иных спортивных объектов; 4) сдачи в безвозмездное пользование или в долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий и сооружений, являющихся государственной или муниципальной собственностью; 5) обеспечения инвентарем и оборудованием; 6) оказания иной поддержки. Спортивные клубы инвалидов предоставляют органам государственной власти или муниципальным органам, оказывающим клубам инвестиционную поддержку, сведения о расходовании предоставленных средств. Спортивные клубы инвалидов осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законом. В Республике Беларусь имеется большое количество инвалидов, имеющих желание заниматься спортом и чувствовать себя достойными членами общества. Поэтому необходимо уделить внимание и правовому регулированию спортивных клубов вообще, для инвалидов — в частности.

——————————————————————