Особенности проведения количественных оценок деятельности спортивных организаций

(Климович Е. С.) («Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 2)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е. С. КЛИМОВИЧ

Климович Е. С., кандидат технических наук.

На основе анализа основных современных нормативно-правовых документов в области оценочной деятельности и методических разработок по определению деловой репутации спортивных организаций рассмотрены некоторые особенности проведения количественных оценок их деятельности.

В настоящее время в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения в официальные нормативно-правовые документы (в экономический и гражданско-правовой оборот) вводятся обобщающие показатели деятельности организаций (компаний, предприятий, учреждений): результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные активы, деловая репутация, денежная компенсация морального вреда… Этими документами предусматривается широкое использование данных показателей в области социально-экономических и правовых отношений, в судебной практике. По сравнению с ранее использовавшимися характеристиками, которые описывали собственно производственную деятельность предприятий, учреждений практически вне связи с социально-экономическими отношениями, эти обобщенные показатели должны учитывать целый ряд факторов (экономического, социального, правового, интеллектуального характера), которые очень трудно поддаются формализации, в частности количественной оценке. Одним из таких обобщающих показателей является деловая репутация организации, учреждения, предприятия, компании. Методический подход к определению этой величины изложен в статьях (7). Как известно, одним из важных документов, официально отражающих финансовую деятельность организации, является ее бухгалтерский баланс, составляемый ежеквартально. Необходимыми исполнительными документами в различных областях бухгалтерской деятельности для конкретных социально-экономических условий являются соответствующие периодически издаваемые Положения по бухгалтерскому учету… (4). Так, в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (4) определено (п. 4), что «в составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация организации…». В этом Положении, ориентированном на принципиально рыночные отношения, содержатся рекомендации (раздел VIII «Деловая репутация») по определению деловой репутации как «разницы между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения)». В такой постановке деловая репутация может быть положительной и отрицательной. Согласно ПБУ 14/2007: «…положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицированными активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.». Данное Положение отмечает также, что «приобретенная деловая репутация организации амортизируется в течение двадцати лет…». В указанных документах не содержится конкретных рекомендаций и аналитических зависимостей, позволяющих произвести количественные оценки этой величины (как известно, в документах бухгалтерского учета все величины выражаются в денежном измерении). Из этих документов можно заключить, что определение показателей деловой репутации, характеризующих деятельность организации (учреждения, предприятия), — весьма сложная задача. При решении данной задачи (оценка деятельности спортивной организации) следует прежде всего исходить из того, что в этой сравнительно новой для нашей действительности области уже имеются соответствующие нормативно-правовые документы. Основополагающим документом является Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (N 135-ФЗ от 29.07.1998), так как он в прямой постановке определяет «правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям…». Этот Закон предусматривает обязательное проведение оценки объектов оценки в ряде случаев: приватизация, передача в доверительное управление, передача в аренду, продажа или иное отчуждение, национализация, контроль за правильностью уплаты налогов и др. При этом следует отметить, что данный Закон в прямой постановке в качестве объектов оценки не содержит упоминания об оценке деятельности спортивной организации (СпО). Однако ст. 5 «Объекты оценки» Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не имеет исчерпывающего характера и к объектам оценки относит: «…иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте». При этом в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ «гражданские права и обязанности возникают… в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности». Таким образом, деятельность СпО по организации, формированию, реализации различных услуг, т. е. определенная часть производственной деятельности любой СпО, с полным основанием может быть отнесена к объектам оценки, рассматриваемым Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отмечается, что «результаты проведения оценки объекта могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности». Этим законодатель предусматривает возможность использования данных, полученных при оценке деятельности СпО, которые в настоящее время предусмотрены в современном бухгалтерском учете. При этом, как уже отмечалось, оценка обобщенных показателей деятельности СпО — задача новая и весьма сложная для современных экономических правоотношений. Эти отношения зависят от многих факторов, трудно формализуемы, что, естественно, усложняет проведение объективных, т. е. количественных, расчетов. Именно это обстоятельство отражено в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», где имеется соответствующая (предположительная) статья 7 «Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки»: «В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других». Как следует из названия этой статьи Закона и ее установочного предположительного (по названию) характера (что весьма редко для уровня федерального закона), допускаются разночтения в толковании термина «стоимость объекта оценки», причем список предлагаемых терминов не является исчерпывающим. Все это свидетельствует о новизне и сложности рассматриваемого вопроса. Таким образом, можно заключить, что предусмотренная Законом обязательность проведения оценки объектов и отсутствие в настоящее время разработанной методологии и, в частности, конкретной терминологии в этой области, что отражено в Законе (ст. 7), обусловливают необходимость проведения научно-методических исследований в этой сфере. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» большое внимание уделяет одному из субъектов оценочной деятельности, работа которых регулируется настоящим Законом, — оценщику и требованиям к разрабатываемому им основному документу — отчету об оценке объекта оценки. Статья 21 этого Закона предусматривает «профессиональное обучение оценщиков, которое осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально созданными для этих целей…». В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ (3) также предусмотрена «организация научных исследований в области физической культуры и спорта» (ст. 6, п. 16). Следует отметить, что реальная действительность достаточно оперативно отслеживает законотворческую деятельность (в частности, это подтверждает образование факультета спортивного менеджмента в составе Московской финансово-промышленной академии). Таким образом, рассмотрение этих документов показывает, что оценочная деятельность не только является логически обоснованным элементом процесса функционирования СпО (в методическом плане), но и имеет соответствующее официальное правовое обоснование. Более того, в некоторых случаях (смена владельца, инвентаризация и т. д.) этот элемент — оценка деятельности является необходимым. Таким образом, рассмотрение приведенных выше нормативно-правовых документов показывает, что имеющаяся к настоящему времени правовая база является вполне достаточной для корректной научно-методической проработки таких новых вопросов, как определение обобщенных характеристик деятельности СпО, в частности показателей деловой репутации. Следует заметить, что результаты проведения количественных оценок в любой области человеческой деятельности всегда находятся в поле зрения читателей и вызывают большой общественный резонанс. Именно так обстояло дело, когда Счетная палата проверила эффективность расходования бюджетных средств на подготовку олимпийцев. Руководитель контрольного ведомства С. Степашин сообщил, что на «подготовку и участие олимпийской команды России на Играх в Ванкувере было израсходовано более 6 миллиардов рублей из бюджетных и внебюджетных источников. Исходя из этих цифр, Счетная палата вычислила стоимость каждой медали, полученной российскими спортсменами на Олимпийских играх в Ванкувере. Она составила 388 миллионов рублей. Или 12 миллионов долларов… Для большей наглядности можно добавить, что по котировкам Центрального банка РФ каждая награда российских олимпийцев в Ванкувере обошлась приблизительно в 310 килограммов чистого золота» (8). Публикация приведенных выше обобщенных оценок эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку олимпийцев, вызвала соответствующий общественный и административный резонанс. Последовали отставки ряда чиновников от спорта, другие организационные выводы. Это подтверждает необходимость разработки методического аппарата для выполнения количественных (объективных) оценок в области спортивной деятельности. При проведении оценочной деятельности спортивных организаций, несмотря на их значительное разнообразие, можно выделить ряд особенностей, которые являются общими при определении обобщенных показателей для большей части СпО. Основными из них являются: 1) необходимость обеспечения выполнения любых работ в действующем правовом поле, т. е. осуществление постоянного юридического контроля, в том числе самоконтроля, при проведении сотрудниками СпО спортивной, преподавательской, организационно-просветительской и информационной деятельности, в частности выполнение требований ст. 55 Конституции РФ. Статья 55: «…3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»; 2) многие исходные данные, необходимые для проведения спортивно-экономического анализа деятельности СпО, имеют конфиденциальный и принципиально личный характер. Например, данные личного характера, сведения о заболеваниях, интересах и увлечениях, условиях тренировок и соответствующего оснащения, пристрастиях спортсменов и т. д. Это представляет определенные затруднения в работе сотрудников СпО, в частности, использование подобных сведений в СМИ (в открытой печати, при освещении соревнований и т. д.). При этом следует иметь в виду, что проведение соответствующих оценок возможно с использованием обезличенных обобщенных (за различные социальные группы, отрасли, страну, мировое сообщество и т. д.) данных и показателей, а также более широко применять предусмотренный ст. 6 Гражданского кодекса РФ принцип аналогии закона и аналогии права. Статья 6 ГК РФ: «1. В случаях, когда… отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). 2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости»; 3) необходимость применения вероятностного и игрового подхода при проведении спортивно-экономического анализа деятельности СпО, обусловленная принципиальной неопределенностью некоторых требующих обязательного учета факторов, связанных, например, с изменением состава игроков и участников соревнований, различными форс-мажорными обстоятельствами, действиями соперников и противоправных элементов и т. д.; 4) необходимость решения различных спортивно-экономических и учебно-просветительских задач в реальном масштабе времени предполагает проведение некоторого количества предварительных проработок, например, по схеме: если складывается ситуация «А», то целесообразно действовать по схеме «Б». Данная постановка предполагает также игровой подход для решения рассматриваемых задач, особенно когда могут быть использованы различные варианты их реализации (разные составы команд, очередность выступлений, методики подготовки спортсменов, схема построения соревнований, варианты обслуживания и т. д.); 5) практически полная новизна решаемых спортивно-экономических задач, связанных с необходимостью рассмотрения стоимостных характеристик деятельности СпО в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, например определение стоимости полученного результата деятельности СпО или реализованных спортивных результатов с учетом всех необходимых выплат и осуществления соответствующих социальных гарантий, расхода ресурсов обеспечивающих средств, обеспечения экологической безопасности окружающей среды и т. д.; 6) необходимость проведения оперативных оценок в масштабе реального времени, особенно для обоснования рациональных вариантов структуры спортивных проектов, требует наличия и периодического обновления используемой информационной базы. Требования к данной базе (объем, перечни характеристик, области деятельности, периоды обновления и т. д.) целесообразно разработать для системы СпО на определенном уровне: административном или функциональном (конкретное соревнование, отдельный вид спорта, район, город, регион и т. д.); 7) необходимость оперативного решения некоторых спортивно-экономических задач требует предварительных методических проработок и исследований по прогнозированию различных процессов деятельности СпО, в частности разработки методического аппарата для определения характеристик деловой репутации различных спортивных организаций (эти материалы могут быть использованы при проведении сравнительной оценки СпО, при выполнении конкурсных мероприятий, при смене владельца и т. д.). Приведенный выше перечень особенностей при проведении оценок деятельности СпО, естественно, не является исчерпывающим для такого многопланового явления, как спортивно-экономический анализ деятельности СпО и определение показателей их деловой репутации. Этот перечень будет дополняться и корректироваться по мере проведения дальнейших работ в этой области. И еще следует отметить одно обстоятельство. При проведении расчетов по определению обобщенных показателей, характеризующих деятельность СпО, необходимо иметь в виду, что здесь весьма велика доля практически неформализуемых факторов, которые тем не менее должны быть учтены (в частности, непредсказуемые действия соперников (конкурентов) и противоправных элементов, постоянно меняющаяся экономическая, социальная и экологическая обстановка, доминирующее влияние человеческого фактора, погодные условия и т. д.). Количественный учет подобных факторов в настоящее время осуществляется с помощью различных методов экспертных оценок, роль которых при решении подобных задач будет возрастать. Наряду с рассмотренными выше особенностями, которые являются достаточно общими для большого количества СпО, необходимо выделить некоторые организации, которые в силу своей специфики имеют определенные отличительные особенности при определении обобщенных показателей. Причем эти особенности сказываются как при формализации собственно спортивного (производственного) процесса, так и при разработке методического аппарата, который используется для проведения количественных оценок деятельности СпО. Такими областями деятельности можно назвать: 1) обеспечение правовой защиты наших граждан за рубежом при участии их в спортивной деятельности; 2) обеспечение правовой защиты наших граждан при приобретении ими импортных спортивных товаров в интересах совершенствования спортивной деятельности в нашей стране. К числу таких СпО следует отнести организации, в деятельности которых содержится предоставление соответствующих услуг нашим гражданам за рубежом: спортивные соревнования, учеба, отдых, лечение и т. д. Здесь в первую очередь следует отметить принципиальную новизну рассматриваемого явления в нашей стране. В недалекое советское время такого понятия для наших граждан практически не было. Поэтому деловая репутация (ДР СпО), которая характеризует конкретную организацию, отправляющую своих спортсменов на соревнования за рубеж, пока еще весьма трудно формализуется в части как оценки ее стоимости, так и определения надлежащего качества этой услуги. В подобных ситуациях положительной деловой репутацией СпО предлагается считать отсутствие жалоб граждан на нарушение их прав в течение рассматриваемого времени. В случае отсутствия сведений о подобных жалобах (на нарушение прав) в качестве частного показателя оценки ДР СпО предлагается использовать проведенную по финансовым документам стоимость этих услуг за конкретный период времени (стоимость, с которой уплачены все необходимые предусмотренные действующим законодательством налоги). Остальные составные части показателя ДР носят, так сказать, штатный характер, их определение в принципе не отличается от работы с соответствующими показателями ДР других учреждений (7). Одна из особенностей определения показателя ДР СпО, связанных с защитой прав наших гражданам за рубежом (по сравнению с аналогичными показателями других организаций), состоит в том, что показатель ДР этой СпО должен в прямой постановке отражать уровень защиты интересов наших граждан за рубежом (прибывших на соревнования, учебу, лечение). В этом плане все нарушения условий договора, произошедшие во время пребывания наших граждан за рубежом, должны своевременно и адекватно отражаться на величине показателя ДР СпО, в частности в виде функции штрафа. Дело в том, что защита прав гражданина — нелегкая задача и на нашей почве она превращается в практически непреодолимый клубок проблем для нашего человека за рубежом (огромные потери времени, юридическая неосведомленность, языковой барьер, другой жизненный уклад в целом, постоянные стрессы и т. д. и т. п.). Все эти сложности, вызванные, как правило, ненадлежащим исполнением договоров, должны напрямую сказываться на величине показателя ДР СпО. Здесь целесообразно установить, что признаком добросовестной деятельности СпО следует рассматривать отсутствие нарушений условий договоров во время пребывания наших граждан за рубежом. В случае нарушения договорных обязательств по вине НКО все стоимостные результаты заказов, связанные с пребыванием наших граждан за рубежом (по соответствующему направлению: работа, учеба, туризм), следует исключить из общего показателя ДР. Кроме того, сумма конкретного заказа, в котором допущено нарушение, должна быть использована в качестве функции штрафа. Как уже отмечалось, СпО должна строго стоять на защите интересов граждан РФ за пределами своей страны. Поэтому невыполнение условий договора, касающееся этой стороны деятельности СпО, незамедлительно должно отражаться на ее ДР. В случае нарушения договорных обязательств клиентом все финансовые неустойки, проплаченные им, следует учитывать при определении общего показателя ДР СпО в качестве функции штрафа <*>. ——————————— <*> Судебные разбирательства, которые могу происходить в подобных случаях, — это совершенно другой вопрос, который здесь не рассматривается.

При оценке деятельности СпО, связанной с реализацией импортных спортивных товаров, объем реализованных товаров следует учитывать по стоимости закупок, а не по стоимости продаж. Это объясняется тем, что в недавнее время в условиях всеобщего дефицита было возможно завышение продажной цены без достаточных на то оснований и практически без усилий. Поэтому при определении величины показателя ДР СпО такого вида прибыль учитывать нецелесообразно. Многие наши граждане приобретают импортные спортивные товары по представлению, сформировавшемуся еще в советское время, что это — товары высокого качества. Если импортный товар длительного пользования (в течение гарантийного срока и при надлежащей эксплуатации) вышел из строя, то это обстоятельство, безусловно, должно отразиться на соответствующем показателе посредством исключения стоимости закупок этой партии товаров из общей суммы поступлений. Кроме того, ожидаемая сумма иска, предъявленного покупателем в связи с выходом из строя импортного товара, должна использоваться в качестве штрафа. Размер этого иска должен быть определен в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 15 ГК РФ): «…лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков…» Согласно ст. 12, 15, 151, 395 ГК РФ в общую сумму иска (при взыскании долга) могут быть включены: — собственно замена — денежная сумма, выплаченная ответчиком за вышедший из строя элемент (ст. 12); — неустойка (проценты) за пользование чужими денежными средствами (ст. 395); — упущенная выгода (ст. 15); — денежная компенсация морального вреда (ст. 151); — расходы на подготовку и оформление исковых документов, которые истец вынужден произвести для восстановления нарушенного права (ст. 15). Особые обстоятельства возникают в деятельности СпО, работающих с фармацевтическими и различными стимулирующими товарами, так как эти товары непосредственно касаются здоровья наших граждан. При этом необходимо всегда учитывать, что импортные фармацевтические товары реализуются на нашей территории и, следовательно, имеются все условия по надлежащему выполнению всех правил определения показателя ДР: допуск ко всем документам в части объемов и других характеристик закупок и продаж фармтоваров, возможность корректного расчета премиальных и штрафных функций, отсутствие языкового барьера и т. д. Отдельного рассмотрения заслуживает такой вид импортных товаров, как предметы роскоши и высокой моды (сюда относятся также алкоголь и табак). Как известно, эти товары не являются определяющими в экономике нашей страны. Здесь можно пользоваться следующими соображениями. Если стоимость закупок таких товаров не превосходит сумм, которые СпО выделяет на благотворительные цели, то стоимость закупок этих предметов (Сроск.) может быть учтена при определении показателя ДР, как и других товаров. Если эта величина (Сроск.) превосходит расходы СпО на благотворительные цели, то стоимость закупок товаров роскоши и высокой моды (величина Сроск.) не учитывается при расчете показателя ДР. Рассматривая решение подобных задач с использованием математических методов исследования операций, следует отметить важную роль исходных данных, которые применяются при выполнении конкретных расчетов. Дело в том, что значительное количество этих данных имеют двойственный характер. Одни из них имеют четко фиксированное значение (например, количество мероприятий и их продолжительность, число сотрудников, размер фонда оплаты труда и т. д.). Эти данные могут быть взяты из различных официальных источников: справочники, ежегодники Росстата, отчетные материалы о деятельности СпО и т. д. Другие характеристики представляются в виде диапазона значений, их конкретная величина в значительной степени зависит от социально-экономического фона, в частности от различных макроэкономических факторов. На заре становления мировой экономической науки было замечено, что мировое экономическое производство, начавшееся в Англии в конце XVIII в., развивается не по восходящей прямой, а волнообразно, циклами. Экономический подъем через некоторое время сменялся спадом. Французский ученый С. Жюгляр на основе анализа отчетов французских, английских и американских банков установил, что в экономике сформировались циклы продолжительностью 7 — 11 лет. Здесь следует отметить, что, какие бы сравнительно частные социально-экономические вопросы ни рассматривались, они (эти вопросы) всегда будут в определенной степени зависеть от более общих показателей экономического развития: региона, отрасли, страны, мира в целом. К настоящему времени это получило отражение в явлении, нашедшем отражение в слове «глобализм». Применительно к тематике статьи это означает, что особенности изучения того или иного фактора, в частности деятельности ИК, всегда будут связаны, т. е. каким-то образом коррелироваться этим обобщенным вектором глобального экономического развития. В этом плане формальным выражением этого обобщенного глобального вектора можно считать длинные волны экономического развития, предложенные нашим соотечественником Н. Д. Кондратьевым (1892 — 1938). В 20-е годы XX в. Н. Д. Кондратьев на основе изучения статистических данных по экономическому развитию Германии, Англии, США с конца XVIII в. пришел к выводу, что экономике свойственны длинные колебания основных показателей с периодом 40 — 60 лет (длинные волны). Первая такая волна имела пик в 1810 — 1817 гг., затем следовало снижение показателей, минимум достигался в 1844 — 1851 гг. Далее начинался подъем экономических показателей (вторая волна), который достиг пика в 1970 — 1975 гг. Минимум этой волны приходился на 1890 — 1896 гг. Далее (в 1890 — 1896 гг.) начинается третья волна, которая достигает максимума в 1914 — 1920 гг. Минимум этой (третьей) волны приходится на 1940 — 1950 гг., откуда начинался новый подъем — четвертая волна. Эта волна достигает пика в 1970 — 1980 гг. В соответствии с этой теорией после 1990 г., т. е. в 1990 — 2010 гг., можно ожидать минимум показателей, т. е. окончание четвертой волны. К этому времени начнется очередная — пятая волна, вершина ее придется на 2020-е годы. Для каждого цикла (волны) Н. Д. Кондратьев выделил свой список — пакет основных технических достижений, которые обеспечивали соответствующий рост экономических показателей. Первая волна (1790 — 1840 гг.) — в основе роста экономических показателей были изобретения парового двигателя (патент 1784 г.) и ткацкого станка. Вторая волна (1840 — 1890 гг.) — росту экономических показателей способствовали достижения в области электротехники: электромагнитная индукция, передача электроэнергии на расстояние (по кабелю). Третья волна (1890 — 1945 гг.) — дальнейшее развитие прикладных отраслей электротехники, химические технологии, автомобиле — и авиастроение. Четвертая волна (1945 — 2000 гг.) — развитие фундаментальных наук, синтетические материалы, кибернетика и вычислительные устройства. Техническая база: электроника, ядерная энергетика, высокомолекулярная химия. Пятая волна (1990 — 2040 гг.) — развитие композиционных материалов, лазерная космическая техника. В каждом цикле выделяются фазы: оживление, подъем, бум, кризис, депрессия; оживление… Естественно, каждый длинный цикл формируется в результате взаимодействия научно-технического прогресса со всей совокупностью экономических характеристик. Применительно к тематике статьи предлагается учитывать влияние подобных макроэкономических факторов не только для более глубокого философского осмысления проблемы деятельности импортирующей компании, но и для проведения конкретных расчетов. Например, в зависимости от фазы экономического цикла (депрессия, подъем и т. д.) используются экстремальные (минимальное или максимальное) значения этих величин, влияющих далее на общий показатель ДР СпО. В части научно-теоретического обеспечения количественных исследований по оценке деятельности СпО необходимо максимально учесть и использовать имеющийся и наработанный научный потенциал, содержащийся в современных нормативно-правовых документах. В этом плане важное место следует отвести хорошо отлаженной и четко формализованной системе бухгалтерского учета в рассматриваемых СпО. Бухгалтерская отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение компании (учреждения, предприятия) на отчетную дату. Бухгалтерскую отчетность составляют все компании (предприятия) независимо от формы собственности ежеквартально и ежегодно. В этой отчетности есть позиция — «нематериальные активы». О значимости этого показателя в определенной степени свидетельствует, что он содержится в форме N 1 и занимает позицию N 1 в этой форме. Вот в эти активы и входит «стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности». К нематериальным активам относятся права, возникающие (4): — из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.; — из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционное достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; — из прав на ноу-хау; — права пользования земельными участками, природными ресурсами; — организационные расходы; — деловая репутация организации; — прочие. Таким образом, учет основных особенностей проведения количественных оценок деятельности СпО — одно из проявлений решения более общей задачи, связанной с оценкой результатов интеллектуальной деятельности и вовлечением их в экономический и гражданско-правовой оборот. Одной из особенностей подготовки исходных данных для количественных оценок в области спортивной деятельности является так называемый синдро м «больших чисел». Дело в том, что спортивные разделы современных СМИ насыщены сведениями об огромных массах болельщиков, фанатов и просто зрителей спортивных мероприятий, астрономических гонорарах известных спортсменов… Эффект от влияния этих все подавляющих величин, естественно, сказывается и на других характеристиках спортивной деятельности. Проявляется он, в частности, в той легкости, с которой в материалах о спорте используются любые количественные характеристики (кроме, естественно, результатов конкретных состязаний). К таким характеристикам, которые, как правило, используются при оценке деловой репутации СпО, можно отнести: — общее количество зрителей, присутствовавших на спортивном состязании; — количество телезрителей и радиослушателей; — общее количество болельщиков и другие сведения околоспортивной жизни: количество проданных предметов фанатской атрибутики, количество проданных напитков, уровень шумов, создаваемых зрителями, и т. д. Это обстоятельство должно учитываться при подборе соответствующих исходных данных, непосредственно используемых при расчетах. Подобным многословием отличаются некоторые должности особенно в спорте высших достижений: «секретарь Совета при Президенте РФ по развитию физкультуры и спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Зимних олимпийских игр и XII Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Универсиады в Казани» Алексей Кулаковский (всего 186 печатных знаков). Одна из важных особенностей оценочной деятельности в области спорта — необходимость обладания хотя бы начальными знаниями в тех предметных областях, в которых осуществляется соответствующее аналитическое сопровождение спортивной деятельности: оформление договоров, экономическое и юридическое сопровождение спортивных состязаний, ведение спорных и судебных дел, освещение этих процессов в СМИ, взаимодействие с болельщиками и т. д. При этом речь не идет о тех особенностях, которые отражены в официально оформленных направлениях собственно спортивной деятельности и представлены в соответствующих положениях о футболе, хоккее, легкой атлетике и т. д. Речь идет о том, что менеджер СпО, который осуществляет обеспечение дел (процессов), связанных с конкретной специализацией (экономическая оценка соответствующего вида спортивной деятельности, деловая репутация соответствующего СпО, отражение этих процессов в СМИ, взаимодействие с организованными и неорганизованными фанатами и т. д.), должен иметь некоторые обобщенные сведения (некоторый минимум знаний) в данной области: экономика, спорт, пиар-сфера, состояние клубов и сообществ болельщиков и т. д. В настоящее время быть только спортивным комментатором — этого уже недостаточно. В этом плане представляются весьма полезными книги, написанные специально для расширения кругозора спортивных менеджеров в этих областях деятельности. Подобное издание уже имеется, например, у юристов — «Основы естественных научных знаний для юристов», учебник для вузов под редакцией Е. Р. Россинской. М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА», 1999 (9). Следует отметить корректное построение данного учебника, в котором разделы по естественным наукам написаны соответствующими специалистами, а общая редакция разделов и учебника в целом выполнена юристом, т. е. представителем той области знаний, в интересах которой осуществляется издание данной книги. Подобная литература будет способствовать расширению кругозора спортивных менеджеров (сотрудников СпО), работающих в самых различных областях спортивной деятельности. Следует также признать, что подобные обстоятельства сложились в области спортивного менеджмента в связи с тем, что в этой области деятельности практически не применялись формализованные методы оценок, в том числе математические методы. Одной из важных особенностей проведения оценочной деятельности в области спорта является необходимость учета того, что работа профессиональных спортсменов связана с риском для жизни и здоровья. В принципе жизнь и здоровье человека находятся в зависимости от самых различных по характеру, часто непредвиденных и неотвратимых событий. За свою карьеру профессиональные спортсмены получают различные травмы, опасные для жизни и здоровья. Поэтому спортивные учреждения берут на себя обязательства, основанные на соглашении с профессиональным спортсменом, за свой счет осуществлять страхование его жизни и здоровья. Спортивное учреждение в отношениях по страхованию выступает в роли страхователя, т. е. лица, заключившего со страховщиком договор страхования. Выгодоприобретателем, т. е. лицом, имеющим право получать страховые выплаты по договору страхования, является профессиональный спортсмен. Он же является застрахованным лицом. Для профессиональных спортсменов как группы повышенного риска применяются более высокие коэффициенты, отражающие травмобезопасность различных видов спорта и регулярность занятий. При этом для видов спорта, не связанных с повышенным риском (например, бадминтон), устанавливаются минимальные надбавки к тарифам либо тариф вообще не повышается (10). Для игровых видов спорта (футбол, хоккей, регби) тарифы повышаются в 1,5 — 4 раза, для единоборств (бокс, борьба) — в 2,8 — 4,5 раза.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М.: Норма-Инфра, 1998. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2007. 3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утверждено Приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н. 5. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». 6. Бороздин И. Длинные волны в экономике // Юный техник. 1989. N 11. 7. Климович Е. Оценка деловой репутации спортивной организации // Спорт: управление, экономика, право. 2009. N 3. 8. Орехов Б. Триста килограммов золота // Союзное вече. 2010. 8 — 14 июля. N 30. 9. Основы естественнонаучных знаний для юристов: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Е. Р. Россинской. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 10. Кашапов Н. В. Гражданско-правовое регулирование отношений, связанных со страхованием в сфере спорта // Федерация: научный журнал о проблемах политики, экономики, социологии и права. 2006. N 16.

——————————————————————