Совершенствование законодательства в сфере развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва: проблемы и пути решения

(Карякин В. В.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 3)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА И ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. В. КАРЯКИН

Карякин Владимир Викторович, директор Департамента нормативного и правового обеспечения государственной политики Минспорттуризма России, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

6 июля 2011 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) по вопросу «О совершенствовании законодательства в сфере развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва».

На заседании с докладом выступил директор Департамента нормативного и правового обеспечения государственной политики Минспорттуризма России В. В. Карякин. Он отметил, что актуальность вопросов совершенствования законодательства в сфере развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва обусловлена в первую очередь подготовкой к крупным международным спортивным событиям, которые будут проводиться в Российской Федерации: Олимпийским играм, чемпионату мира по футболу ФИФА 2018 г., а также необходимостью достижения Целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.

За последние десятилетия в Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта проведен ряд реформ, повлекших неоднозначные итоги.

С одной стороны, сохранена сеть детско-юношеских спортивных школ и, следовательно, потенциал некогда самой эффективной системы подготовки спортивного резерва в мире. С другой стороны, в настоящее время в стране функционируют тысячи спортивных организаций различных организационно-правовых форм, с разным правовым статусом, разной ведомственной принадлежности и уровня подчинения (федеральный, региональный, муниципальный). В этих условиях существующее правовое регулирование отношений в сфере подготовки спортивного резерва в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не может обеспечить сохранение и функционирование единых подходов и требований к уровню подготовки спортивного резерва.

Кроме того, часть нормативных правовых актов, определяющих статус учреждений, которые осуществляют подготовку спортивного резерва, разработана и действует со времен СССР и в силу этого не в полной мере отвечает современным условиям функционирования этих учреждений.

Такой пример позволяет сделать вывод о том, что управление подготовкой спортивного резерва в Российской Федерации ведется различными заинтересованными органами и частично опирается на устаревшие правовые нормы. Вследствие этого для отечественной системы подготовки спортивного резерва характерны отсутствие единых унифицированных подходов и требований к качеству спортивной подготовки, административные издержки при принятии и реализации управленческих решений, дублирование функций и нечеткие границы ответственности административных органов, что особенно наглядно проявляется при взаимодействии соответствующих федеральных органов государственной власти, а также федерального центра и регионов.

Это обусловило необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» как отраслевой Закон, регулирующий отношения в сфере физической культуры и спорта, частью которых являются отношения по спортивной подготовке.

Данные изменения были подготовлены Минспорттуризмом России, и в настоящее время соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Предметом правового регулирования проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», подготовленного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, являются отношения в области физической культуры и спорта, связанные с прохождением спортивной подготовки, в том числе вопросы определения статуса организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также права и обязанности ее субъектов.

Законопроектом дается определение понятий «спортивная подготовка», «программа спортивной подготовки», устанавливается круг организаций, имеющих право осуществлять такую подготовку. Разграничиваются отношения, возникающие в рамках трудового договора, и отношения, возникающие при прохождении лицом этапов спортивной подготовки.

Основная новелла данного Закона — введение федеральных стандартов спортивной подготовки, призванных обеспечить основные требования к условиям и результатам реализации программ спортивной подготовки по каждой спортивной дисциплине.

Это позволит унифицировать требования к спортивной подготовке в зависимости от ее этапов, определить статус организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности системы подготовки спортсменов высокой квалификации, защите прав и обязанностей лиц, проходящих спортивную подготовку, а также установлению единых требований к данной деятельности на основе федеральных стандартов спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации.

Параллельно Минспорттуризм России осуществляет нормативно-правовое регулирование подготовки спортивного резерва на подзаконном уровне.

Приказами Минспорттуризма России утверждено содержание этапов многолетней подготовки спортсменов, утвержден перечень образовательных учреждений и физкультурно-спортивных организаций, имеющих право использовать в своем наименовании слово «олимпийский» и производные от него, которые решают задачи в области подготовки спортивного резерва и обеспечивают подготовку спортсменов высокого класса по видам спорта (спортивным дисциплинам), включенным в программу Олимпийских игр.

Утверждена система мер, направленных на развитие детско-юношеского спорта по месту жительства и учебы в Российской Федерации, которая направлена на создание условий для занятий физической культурой и спортом и будет способствовать достижению целевых ориентиров, определенных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

В общеобразовательных учреждениях поэтапно вводится третий час занятий физической культуры (в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. N 889). По оценке Минобрнауки России и Минспорттуризма России, введение третьего часа не потребует увеличения контрольных цифр приема в вузы по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта. В то же время введение третьего часа занятий физической культурой в связи с увеличившейся нагрузкой потребует дополнительно привлечь порядка 30 тысяч учителей физической культуры.

Также в настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации осуществляется передача спортивных школ из ведения органов управления образованием в ведение органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.

По состоянию на 31 декабря 2009 г. в соответствии с государственной статистической отчетностью по форме N 5-ФК в системе органов управления в сфере образования находилась 421 специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Одновременно в системе органов управления в области физической культуры и спорта находилось 810 СДЮШОР. В ведении силовых министерств и ведомств действовали 62 СДЮШОР.

Общее количество спортивных школ на территории Российской Федерации в 2009 г. составило 4795.

По состоянию на июнь 2011 г. количество школ, находящихся в ведении органов управления образованием, сократилось на 90% и составляет 43 СДЮШОР. Процесс передачи спортивных школ в ведение органов власти в сфере физической культуры и спорта завершится к 1 сентября 2011 г.

С целью регулирования отношений в сфере студенческого спорта как части системы подготовки спортивного резерва Минспорттуризмом России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Законопроектом предлагается закрепить понятие «студенческий спорт», как часть спорта, направленного на физическое воспитание и физическое развитие студентов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, посредством организации физкультурно-спортивной работы, проведения организованных занятий, а также подготовки и участия в физкультурных и спортивных мероприятиях.

Также законопроектом предусматривается новый субъект физической культуры и спорта — студенческая лига — общественная организация, целью которой является содействие в популяризации студенческого спорта и развитии одного или нескольких видов спорта.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на формирование условий, необходимых для подготовки студентов-спортсменов, которые позволят обеспечить желаемый уровень подготовки для успешных выступлений студентов-спортсменов на крупнейших спортивных соревнованиях российского и международного уровня и привлечь наиболее талантливых спортсменов при подготовке спортивного резерва страны.

Принятие законопроекта позволит применить системный подход в развитии студенческого спорта и обеспечит регулярность распределения средств для организации спортивной работы в образовательных учреждениях.

Одновременно утвержден комплекс мер по организационному обеспечению студенческого спорта в Российской Федерации как основополагающий документ по выработке государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта среди студентов вузов и определению принципов и мер поддержки студенческого спорта, его статуса и роли в физкультурно-спортивном движении Российской Федерации.

Следует отметить, что в настоящее время студенческая сборная команда Российской Федерации на летних и зимних Всемирных универсиадах находится среди лидеров международного студенческого спортивного движения. Так, на 25-й летней Всемирной универсиаде 2009 г. в г. Белграде (Сербия) сборная России заняла первое место в общекомандном зачете.

Студенческая сборная команда России успешно выступила на Всемирной зимней универсиаде 2011 г. в г. Эрзурум (Турция), став первой как по количеству золотых медалей, так и по их общему количеству.

В период с 7 по 24 августа 2011 г. российская студенческая сборная примет участие в XXVI Всемирной летней универсиаде в г. Шеньжень (КНР). В настоящее время проводится работа по формированию студенческой спортивной делегации по 27 видам спорта (672 чел.).

Достижения российской студенческой сборной демонстрируют, что избрана верная стратегия развития детско-юношеского спорта и подготовки олимпийского резерва, а именно: сохранение сложившейся и действующей системы физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и одновременно уточнение и определение нового правового статуса данных организаций, прав и обязанностей спортсменов, тренеров-преподавателей с осуществлением со стороны государства контроля за их деятельностью и качеством подготовки спортсменов.

Реализация избранного подхода позволит в результате создать эффективную систему детско-юношеского спорта и подготовки спортсменов, позволяющую завоевывать высокие награды на спортивных соревнованиях, включая крупные международные.

——————————————————————