Организация взаимодействия судебно-экспертных учреждений европейских государств

(Никитина И. Э.) («Российский следователь», 2011, N 19)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ <*>

И. Э. НИКИТИНА

——————————— <*> Nikitina I. E’. Organization of interaction of judicial-expert institutions of european states.

Никитина Ирина Эдуардовна, заместитель начальника отдела научной информации ФГУ «ВНИИ МВД России», подполковник милиции.

В статье кратко рассмотрены аспекты и проблемы организации взаимодействия судебно-экспертных учреждений европейских стран. В настоящее время эффективность раскрытия и расследования транснациональных преступлений напрямую зависит от совершенствования форм, способов и методов совместных действий, осуществления обмена криминалистической значимой информацией, передовыми технологиями и опытом между различными уровнями, вовлеченными в судебно-экспертную деятельность.

Ключевые слова: организация взаимодействия судебно-экспертных учреждений европейских стран, Европейская сеть криминалистических учреждений, Интерпол, Европол, совместные бригады по расследованию.

The article briefly considers aspects and problems of organization of interaction of judicial-expert institutions of European countries. At present the efficiency of detection and investigation of transnational crimes directly depends on improvement of forms, means and methods of joint actions, effectuation of exchange of criminalistically-important information, progressive technologies and experience between various levels engaged in judicial-expert activity.

Key words: organization of interaction of judicial-expert institutions of European countries, European Network of Criminalistic Institutions, Interpol, Europol, joint brigades of investigation.

Современные реалии политического, социально-экономического, гуманитарного свойства диктуют мировому сообществу необходимость взаимодействия в борьбе с преступностью, которая приобрела транснациональный характер. Достижения в технической и гуманитарной сферах способствуют как развитию транснациональной преступности, так и укреплению сотрудничества правоохранительных органов европейских стран <1>. ——————————— <1> См: Balzer A. J. International Police Cooperation: Opportunities and Obstacles // Policing in Central and Eastern Europe: Comparing Firsthand Knowledge with Experience from the West. Edited by Milan Pagon. College of Police and Security Studies, Slovenia. 1996. P. 65.

Еще в прошлом веке в западноевропейских странах, где преступность в довольно высокой степени «интернационализирована», было широко распространено мнение, что концепция государственного суверенитета должна быть подчинена общей цели эффективной борьбы с преступностью» <2>. Например, полицейским Бельгии, Нидерландов и Люксембурга предоставлялось право пересекать границу и осуществлять в пределах 10 — 20-километровой приграничной зоны преследование «по горячим следам» предполагаемого преступника, скрывающегося на территории соседнего государства. ——————————— <2> См.: Зимин В. П., Зубов И. Н. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993. С. 21.

Сегодня эффективное взаимодействие правоохранительных органов европейских стран возможно лишь при условии преодоления различий в национальном законодательстве и достижения единообразия в правоприменительной практике, включая экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Важное место в правоохранительной системе отводится сотрудничеству судебно-экспертных учреждений европейских стран, которое в настоящее время осуществляется на следующих уровнях: между странами (Европейский союз, Совет Европы, Интерпол, Европол); между неправительственными организациями (Европейская сеть криминалистических учреждений, полицейские академии); между институтами и университетами (в частности, в судебно-медицинской отрасли знаний); между компаниями (например, аккредитация судебно-экспертных лабораторий). В 1993 г. была создана Европейская сеть криминалистических учреждений (далее — ЕСКУ) в целях объединения усилий ведущих криминалистических учреждений стран — членов ЕС в разработке новых криминалистических средств и методов, обмена научными программами, организации доступа к базам данных криминалистических учетов, подготовки специалистов по единому стандарту. Члены данной организации — крупные экспертно-криминалистические учреждения европейских стран в лице их руководителей. Несмотря на то что Российская Федерация не является членом ЕС, учредителями ЕСКУ в 1994 г. было решено принять экспертно-криминалистическую службу органов внутренних дел Российской Федерации (как головную организацию — ЭКЦ МВД России) в члены организации, учитывая высокий организационно-методический и научный уровень развития российской криминалистики. В состав организации на тот момент входили 33 руководителя крупных криминалистических учреждений из 18 стран Европы. С начала 1995 г. в рамках ЕСКУ создавались рабочие группы, в состав которых входили специалисты по конкретным направлениям судебно-экспертных исследований из стран — членов организации. Именно на эти рабочие группы ЕСКУ возложена обязанность по поддержанию европейской экспертно-криминалистической службы на высоком научном уровне. С начала 2000 г. рабочие группы ЕСКУ начали разрабатывать проекты, направленные на стандартизацию существующих методик производства судебных экспертиз. Наибольших успехов добились рабочие группы ЕСКУ по ДНК и лакокрасочным веществам. Рабочая группа ЕСКУ по ДНК в 1997 г. начала работать над европейским стандартом Set of Loci (ESS) по заданию Интерпола с целью разработки методики, которая позволит странам, подпадающим под компетенцию Интерпола <3>, осуществлять обмен ДНК-профилями. Фонды программы ЕС STOP содействовали осуществлению этого проекта <4>. К началу 2000 г. было достигнута стандартизация по семи ДНК-локусам (ESS) <5>. На совещании в апреле 2009 г. в г. Лиссабоне рабочая группа ЕСКУ по ДНК предложила добавить пять новых локусов к европейскому набору стандартных локусов, а также разработала документ, регламентирующий процесс валидации новых и существующих методов, подготовку персонала, интерпретацию результатов и способов предупреждения загрязнения образцов ДНК, инструкцию по работе с базами данных ДНК в Европе. ——————————— <3> The Final Report of the Interpol European Working Party on DNA Profiling, 27th European Region Conference, Dubrovnik, 13 — 15 May 1998. <4> Sexual Trafficking of Paedophilies (STOP). <5> Принятые в США стандарты разрабатывались под руководством ФБР также с использованием ДНК-локусов (SWG-ДНК). Почти все ДНК-локусы ESS также включены в набор ФБР из 14 ДНК-локусов. Это позволяет осуществлять обмен профилями ДНК между Европой и США.

Целью рабочей группы ЕСКУ по лакокрасочным веществам являлось создание европейского справочно-информационного фонда, состоящего из всех видов красок, используемых в автомобилестроении, и стандартных методик производства экспертиз лакокрасочных веществ и изделий. За основу была принята коллекция лакокрасочных веществ и изделий уголовной полиции Германии (BKA, Wiesbaden). Для того чтобы пополнять эту коллекцию образцами из других европейских стран, международное сотрудничество в данном вопросе стало необходимым. Рабочая группа по наркотикам ЕСКУ начала работать в 1998 г., и потребовалось время, чтобы судебные эксперты и представители Европола достигли соглашения по разработке общепринятых методик производства экспертиз наркотических и сильнодействующих лекарственных средств. Была разработана программа по классификации потребителей наркотиков, а рабочая группа ЕСКУ по осмотру места происшествия подготовила стандартизированные комплекты для сбора вещественных доказательств. Многие рабочие группы ЕСКУ выпустили руководства, в которых обобщили и дали рекомендации по использованию передового опыта в конкретных областях судебной экспертизы и криминалистики. ЕСКУ активно сотрудничает с такими организациями, как Интерпол и Европол. Интерпол поддерживает новейшие научные разработки в области судебной экспертизы и криминалистики, так как одним из основных направлений деятельности Интерпола является обеспечение эффективного информационного обмена между странами с целью идентификации лиц (например, по фотографиям или отпечаткам пальцев). В настоящее время по обращению Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола МВД России на основе запросов государств — участников Интерпола в ЭКЦ МВД России проводится сравнительный анализ по геномным учетам информации о ДНК-профилях, установленных по образцам, принадлежащим лицам, подозреваемым в совершении преступлений, и родственникам потерпевших. Европол начал свою деятельность в 1994 г. как Европейское подразделение по наркотикам (Europol Drug Union — EDU). В настоящее время основными задачами Европола являются: поддержка деятельности правоохранительных органов; содействие обмену информацией; сбор и анализ информации; помощь следственным органам; участие в объединенных следственных бригадах; направление запросов; подготовка стратегических документов. Обмен опытом является одной из ключевых концепций в области эффективного сотрудничества в сфере борьбы с международной организованной преступностью. В 2008 г. Европол в сотрудничестве с ЕСКУ разработал доступный через сеть Интернет веб-сайт о местах совершения преступлений. В рамках сотрудничества Европола с Российской Федерацией специалистам МВД России была предоставлена возможность доступа к системе проверки банкнот евро на предмет их подлинности через закрытый сайт в сети Интернет. С момента принятия Конвенции Европейского союза о взаимной помощи по уголовным делам между государствами — членами ЕС в Европейском сообществе наблюдается процесс становления совместных подразделений: организуются следственные бригады, осуществляются контролируемые поставки, проводятся трансграничные расследования. Принятие «рамочного решения», касающегося вопросов функционирования совместных бригад по расследованию (Join Investigation Teams), от 13 июня 2002 г. <6>, целью которого стало улучшение взаимодействия между должностными лицами полиции, судейских и таможенных органов путем усовершенствования существующего обеспечения многосторонней правовой помощи, дало возможность реализовать упомянутую Конвенцию. Советом Европы также были приняты Рекомендации от 8 мая 2003 г. по типовому соглашению для регулирования деятельности совместных бригад по расследованию <7>. ——————————— <6> Official Journal L 162, 20.06.2002. P. 1 — 3. <7> Official Journal C 121, 23.05.2003. P. 1.

Наглядными примерами сотрудничества между членами различных бригад является работа, выполняемая иностранными бригадами. Так, в 1985 г. в связи с катастрофой парома Harold of Free Enterprise около бельгийского побережья бельгийские власти обратились к голландской спасательной бригаде. В подобных случаях национальная бригада идентификации жертв бедствий работает в соответствии с законодательством другого государства. В 1990 г. в аэропорту г. Фаро потерпел крушение самолет. Руководство бригады идентификации жертв бедствий помимо сотрудников полиции привлекло к участию в расследовании инцидента судебно-медицинского эксперта и судебного одонтолога. В то время как судебно-медицинский эксперт исследовал остатки тел и извлекал челюсти, одонтолог исследовал их. Впоследствии фотоматериалы их работы были использованы полицией для проведения специальных обучений <8>. ——————————— <8> См.: Joan Holthuis. Interdisplinary Forensic Work // Harmonisation in Forensic Expertise. An inquiry into the desirability of and opportunities for international standards, Thela Thesis, the Netherlands. P. 162.

Однако договоры подобного рода существуют далеко не между всеми странами, остро заинтересованными в максимальной нейтрализации транснациональной преступности, а, как правило, лишь между теми, чьи экономические и политические связи достаточно долговременны и прочны. В том случае если таковые отсутствуют, призывы к заключению договоров о правовой помощи, скорее всего, не выйдут за рамки протоколов о намерениях <9>. ——————————— <9 См.: Губанов А. В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Дис. … к. ю.н. М., 1997. С. 279 — 280.

Что касается приграничного сотрудничества органов внутренних дел государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, то Российской Федерацией до настоящего времени не ратифицирована Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. Нормы данной Конвенции предусматривают создание межгосударственных следственно-оперативных групп (СОГ). Однако это связано с проблемой предоставления права сотрудникам правоохранительных органов иностранных государств выполнять какие-либо следственные действия на территории нашей страны. В этой ситуации решение возможно найти не в рамках создания следственно-оперативных групп на национальном уровне. По сути, создание СОГ является видом оказания международной правовой помощи. Стороны могли бы создать такие группы для расследования транснациональных преступлений и предоставлять права соруководителям СОГ (в частности, приграничным органам) координировать расследования преступлений и взаимодействовать между собой таким образом, чтобы члены группы могли выполнять предусмотренные национальным законодательством страны необходимые следственные действия в интересах другой части группы, находящейся на территории другого государства, не направляя запросы через центральные органы. В настоящее время ни одно государство не способно в полной мере противостоять транснациональной организованной преступности, тем более что международная преступность переходит от международного масштаба к глобальному. Настало время для решительных мер борьбы с транснациональными преступными элементами, и наиболее актуальной проблемой XXI в. становится повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов различных стран. В этом смысле эффективное взаимодействие экспертов-криминалистов России с коллегами из европейских стран невозможно переоценить.

——————————————————————