Анализ проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований

(Амиров И. М., Миронов А. Н.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 4)

АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

И. М. АМИРОВ, А. Н. МИРОНОВ

Амиров Искандер Маратович, старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов РФ при Международной ассоциации спортивного права IASL, вице-президент АНО «Академия спортивного права», кандидат юридических наук, доцент.

Миронов Анатолий Николаевич, доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), кандидат юридических наук, доцент.

За последние 15 — 20 лет произошли коренные изменения в оценке места и роли спорта в современном обществе. Многие исследователи сходятся во мнении, что основной причиной данного явления послужила излишняя коммерциализация спорта. Так, в литературе приводятся данные, что суммарный доход всех видов только американского профессионального спорта в 1996 г. превысил 8 млрд. долларов; средняя зарплата спортсмена-профессионала в американской лиге бейсбола — 1,37 млн. долларов, баскетболистов — 2,2 млн. Ежегодно в мировой футбольной индустрии вращается около 250 млрд. долларов <1>. Особенностью российских спортивных лиг, клубов является непрозрачность их коммерческой деятельности, тем не менее, по оценкам специалистов, по целому ряду видов спорта (хоккею, теннису, футболу) доходы отечественных спортсменов, тренеров, организаторов соревнований если и уступают западным, то не намного. ——————————— <1> Хакулов М. Х. Социально-нравственные причины криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // Российский следователь. 2006. N 9. С. 38.

Одной из насущных проблем современного спорта является проблема подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований. В СМИ то и дело появляются материалы, в которых высказываются сомнения в объективности результата спортивного матча, поединка, гонки и т. д. Нередко под подозрение попадают выдающиеся спортивные звезды, тренеры и функционеры от спорта. Менее чем за год до начала ЧМ-2006 в Германии было раскрыто дело о сговоре нескольких арбитров с крупным подпольным букмекерским синдикатом, базирующимся в Хорватии. Судьи «на заказ» влияли на исход матчей второй и третьей лиг, а также на некоторые игры национального Кубка. Главным действующим лицом скандала стал рефери Роберт Хойцер, который в итоге был приговорен к двум с половиной годам тюремного заключения. Глава преступной организации Анте Сапина получил три года; другие фигуранты дела отправились за решетку на менее долгие сроки. Случается, что такие скандалы охватывают целиком ту или иную страну. Так, сразу же после ЧМ-2006 состоялся суд по делу о коррупции в итальянском футбольном чемпионате, в котором были замешаны клубы серии А: «Ювентус», «Лацио», «Милан» и «Фиорентина». Судья принял решение, что клубы, их руководство, а также некоторые арбитры пытались повлиять на исход матчей, назначая на их обслуживание определенных официальных лиц. Случаи противоправного влияния на результаты спортивных соревнований в России имеют место, и, по данным ряда исследователей, в настоящее время наметилась негативная тенденция в сторону увеличения подобных случаев. В Интернете множество сайтов с предложением за деньги узнать информацию об итогах того или иного матча. В литературе отмечается, что существует даже своя «тарифная сетка» для судейской бригады <2>. Договорные матчи, мошенничество с использованием букмекерских организаций, тотализаторов и т. п. распространяются с небывалой силой, становятся сферой деятельности организованной преступности. ——————————— <2> Шувалов Н. В., Борисов О. А. Организованная преступность и профессиональный спорт // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2006. N 4. С. 46.

В настоящее время общественные спортивные организации с данным негативным явлением пытаются бороться самостоятельно и, так сказать, не вынося сор из избы. С этой целью в большинстве федераций по видам спорта были созданы специальные органы, занимающиеся в том числе исследованием фактических обстоятельств дел, по которым имеются подозрения в подкупе участников или организаторов состязания. Например, в сфере российского футбола существуют такие административные органы, как Контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза, экспертно-судейская комиссия Профессиональной футбольной лиги; Комитет безопасности Российского футбольного союза. Вместе с тем законодательством Российской Федерации (ст. 184 УК РФ) предусматривается применение уголовной ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований. Удивительно, но подавляющее большинство опрошенных, причем не только спортсменов, тренеров, спортивных судей и т. д., но и сотрудников правоохранительных органов, даже не знают о существовании данной статьи, по крайней мере, о том, что она применима к участникам и организаторам профессиональных спортивных мероприятий. Как показывает практика, данное преступление обладает высокой степенью латентности. Так, по данным информационного центра МВД РФ, в период с 1997 по 2004 г. за преступления такого характера осуждены лишь единицы <3>. ——————————— <3> Ибрагимов М. В. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Проблема латентности // Следователь. 2005. N 7. С. 40.

Можно также присоединиться к мнению М. В. Ибрагимова, что к причинам подкупов спортивных арбитров относится также недостаточный профессионализм сотрудников, специализирующихся в области борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности, ошибочная квалификация содеянного, невозможность имеющимися правовыми организационными и оперативно-розыскными средствами установить и изобличить виновное лицо <4>. В связи с этим, по нашему мнению, является целесообразным создание специального отделения в структуре отдела по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, целью которого стало бы раскрытие этого латентного вида преступности. ——————————— <4> Ибрагимов М. В. Указ. соч. С. 41.

Таким образом, в целом предложенный на экспертизу законопроект представляется весьма актуальным и своевременным. Вместе с тем ч. 4 ст. 26.2 «Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьба с ним» предусматривает «установление запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования (для спортсмена — по виду или видам спорта, которыми он занимается, для тренера — по виду или видам спорта, по которым он осуществляет проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и руководство их состязательной деятельностью, для спортивного судьи — по виду или видам спорта, спортивные соревнования по которым он обслуживает, для руководителя спортивной команды — по виду и видам спорта, в спортивных соревнованиях по которым принимает участие руководимая им команда, для других участников официальных спортивных соревнований — по виду или видам спорта, в спортивных соревнованиях по которым они принимают участие), а также применение санкций (в т. ч. спортивной дисквалификации спортсмена) за нарушение этого запрета». Как нам представляется, введение подобного запрета не является целесообразным по ряду причин. Во-первых, законопроект предлагает запретить спортсменам делать ставки по виду и даже по всем видам спорта, которыми он занимается. А если спортсмен занимается каким-либо спортом на уровне субъекта Российской Федерации или даже на местном уровне, для чего запрещать ему играть на тотализаторе, ставя на результат соревнований всероссийского или даже международного значения? Равно как и наоборот. Во-вторых, даже если один из перечисленных субъектов сферы спорта знает исход спортивного соревнования и вознамерился благодаря этому получить выигрыш, поставив ставку в букмекерской конторе или на тотализаторе, что помешает ему сделать это через подставных лиц (друзей, родственников и т. п.)? К тому же в случае принятия рассматриваемого запрета перед государством и общественными физкультурно-спортивными организациями встанет сложная задача по выработке механизма: а) выявления из числа участвующих в азартных играх в букмекерских конторах и на тотализаторе спортсменов, тренеров, спортивных судей, руководителей команд и других участников официальных спортивных соревнований; б) выявления их причастности именно к этому виду спорта, по поводу которого они решили поставить ставку. Это дополнительные и, на наш взгляд, не вполне оправданные затраты сил и средств. Кроме того, следует помнить, что установленный факт игры одного из субъектов спорта на тотализаторе во всем мире признается пусть косвенным, но доказательством попытки противоправного влияния на исход спортивного соревнования. И в случае введения рассматриваемого запрета правоохранительные органы лишатся этой «зацепки».

Литература

1. Ибрагимов М. В. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Проблема латентности // Следователь. 2005. N 7. 2. Хакулов М. Х. Социально-нравственные причины криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // Российский следователь. 2006. N 9. 3. Шувалов Н. В. Организованная преступность и профессиональный спорт / Н. В. Шувалов, О. А. Борисов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2006. N 4.

——————————————————————