Вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности в области спорта в Республике Беларусь

(Каменкова В. Ю.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 2)

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ <*>

В. Ю. КАМЕНКОВА

——————————— <*> Kamenkova V. Y. Issues of legal regulation of intellectual property in the sphere of sports in Belarus.

Каменкова Вера Юрьевна, спортивный юрист ООО «Баскетбольный клуб «Горизонт», правовой советник ОО «Минская федерация бильярдного спорта», член Комиссии по спортивному праву Белорусского республиканского союза юристов.

В статье исследованы вопросы правовой регламентации и защиты прав интеллектуальной собственности в сфере спорта. В так называемых творческих видах спорта (фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика) спортивный результат достигается при исполнении спортсменом на соревновании оригинального спортивного произведения, которое можно справедливо отнести к объектам авторского права и применять к спортсменам и авторам нормы об исключительной собственности. В этой связи вносятся предложения по изменению законодательства, которые позволят обеспечить охрану результатов интеллектуальной деятельности спортсменов и авторов их спортивных выступлений.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, охрана результатов интеллектуальной деятельности, участники спортивных отношений, спортивное произведение, виды спорта.

The article examines the issues of legal regulation and protection of intellectual property in the sphere of sports. In so-called creative kinds of sports (figure skating, synchronized swimming, rhythmic gymnastics) the result is achieved by performance an original sports work which can be considered as an object of copyright. Athletes and authors can possess it as the norm of exclusive property. In this connection some offers are made in order to change legislation that will ensure the protection of results of intellectual activity of athletes and authors of their sports performances.

Key words: intellectual property, protection of the results of intellectual activity, participants of sports relations, sports work, kinds of sports.

В сфере спорта право интеллектуальной собственности можно рассматривать в отношении прав на товарные знаки, спортивную и олимпийскую символику, авторские и смежные права, включая права на радио-, теле — и иные способы трансляции спортивных мероприятий <1>; а также передачи прав на использование наименования спортивного мероприятия, образованных на его основе словосочетаний и символики, прав на освещение спортивного мероприятия. ——————————— <1> Алексеев С. В. Международное спортивное право / Под ред. П. В. Крашенинникова. 2-е изд., стер. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2008. 895 с.

Особая необходимость правового регулирования интеллектуальной собственности существует в спортивной области, поскольку значительно учащаются случаи недобросовестной конкуренции, затрагивающей интеллектуальные права субъектов спортивных правоотношений. Такая ситуация во многом вызвана тем, что развитие технических средств находится на достаточно высоком уровне, что, в свою очередь, позволяет беспрепятственно фиксировать и затем использовать результаты интеллектуальной деятельности в различных видах спорта еще до момента представления этих результатов на официальных спортивных мероприятиях. В таких условиях особенно важно адекватное правовое обеспечение закрепления творческих результатов спортивной деятельности, способствующее их надежной защите. Однако в настоящее время отсутствует законодательная база, регламентирующая аспекты творческих отношений <2> и прав авторов на результаты интеллектуальной деятельности применительно к сфере спорта. В юридической науке эти вопросы также не освещены, практически отсутствуют исследования специфики регулирования интеллектуальных прав в спортивной сфере. ——————————— <2> Кашапов Н. Специфика регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. N 2. С. 15.

Следует обратить внимание, что некоторые виды спорта предполагают обязательное наличие спортивно-творческой составляющей, когда спортивный результат достигается при исполнении спортсменом на соревновании оригинального спортивного произведения. Таким образом, у спортсмена и авторов выступления возникают отношения по поводу результатов их интеллектуальной деятельности. Например, со спортивной точки зрения в соревнованиях по синхронному плаванию практически все команды выполняют в программах одни и те же технические элементы, но то, как связаны эти элементы, под какую музыку исполняются, в каком образе выступают спортсмены, индивидуализирует их и придает деятельности творческий характер. При этом схожие по технической части синхронные прыжки в воду не имеют творческой составляющей, речь о праве интеллектуальной собственности здесь не идет. Можно сказать, что имеет место создание произведения как объекта авторских прав. Однако сложность заключается в первую очередь в том, что законодательство как Российской Федерации, так и Республики Беларусь не дает определения понятия «произведение», хотя учеными неоднократно поднимался вопрос о необходимости исследования данного понятия и выработки единого подхода к его определению. Так, Э. П. Гаврилов, доктор юридических наук, профессор, считает, что «произведение — это результат творческой деятельности автора, выраженной в объективной форме». Как отмечалось выше, применительно к праву интеллектуальной собственности следует рассматривать виды спорта, имеющие творческую составляющую. В Республике Беларусь реестр видов спорта, ведение которого поручено Министерству спорта и туризма Республики Беларусь, предусматривает разграничение видов спорта лишь по критериям включенности в программу зимних Олимпийских игр, летних Олимпийских игр или не включенности в программу Олимпийских игр. На наш взгляд, в целях обеспечения надлежащей защиты авторских прав в сфере спортивной деятельности необходимо на законодательном уровне выделить так называемые творческие виды спорта (например, фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивная аэробика, танцевальный спорт). В данных видах спорта деятельность спортсмена имеет специфику: на соревнованиях он исполняет спортивное произведение, являющееся результатом интеллектуального труда участников спортивно-творческой деятельности. Особенность заключается также в том, что выступление оценивается судьями двумя оценками: за технику и за художественное впечатление, причем вторая оценка имеет приоритет, т. к. при равном выступлении спортсменов с точки зрения технического мастерства предпочтение отдается тому, кто произвел более яркое эстетическое впечатление. На основании данных особенностей российский исследователь Н. Кашапов предлагает ввести такое понятие, как эстетико-творческие виды спорта: «Эстетико-творческими являются такие виды спорта, в которых спортсмен на спортивных соревнованиях, наряду с техническим и эстетическим результатом, демонстрирует созданное заранее интеллектуальным трудом участников спортивно-творческой деятельности произведение посредством выполнения спортивных элементов, за что спортивные судьи выставляют, как правило, две оценки: одна — за техническое, другая — за художественное мастерство» <3>. ——————————— <3> Кашапов Н. Указ. соч. С. 15.

По мнению указанного автора, с которым следует согласиться, закрепление в законодательстве о физической культуре и спорте положения, определяющего вышеуказанные виды спорта, будет способствовать быстрому, четкому, верному установлению критериев интеллектуальной составляющей для выделения эстетико-творческих видов спорта; качественному рассмотрению и разрешению споров; улучшению регулирования интеллектуальных прав авторов на результаты интеллектуальной деятельности в этих видах спорта с учетом специфики и многообразия <4>. ——————————— <4> Кашапов Н. Указ. соч. С. 19.

Поскольку перечень объектов авторских прав, закрепленных в ст. 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) <5> и ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) <6>, не называет произведений, создаваемых в рамках спортивной деятельности, представляется целесообразным внести в вышеназванные акты изменения и непосредственно предусмотреть спортивное произведение в качестве объекта авторских прав. При этом возможно использовать определение данного произведения, предлагаемое Н. Кашаповым: «Спортивное произведение — это результат интеллектуальной деятельности хореографа, спортсмена, тренера, который может быть создан как каждым из них, так и совместно» <7>. Спортивное произведение предназначено для исполнения спортсменом на соревнованиях по эстетико-творческим видам спорта, преимущественно с музыкальным сопровождением спортивных элементов, несущим эстетическое содержание при одновременном создании художественного образа и достижении спортивного результата <8>. Включение данного объекта в перечень ст. 993 ГК <9> и ст. 7 Закона <10> позволит обеспечить нормативно-правовую регламентацию интеллектуальных прав создателей спортивного произведения и сократить риск недобросовестной конкуренции в видах спорта с творческим элементом. ——————————— <5> Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., 218-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012. <6> Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г., N 370-XIII // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012. <7> Кашапов Н. Указ. соч. С. 19. <8> Кашапов Н. Указ. соч. С. 19. <9> Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., 218-З. <10> Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г., N 370-XIII.

Действующим законодательством предусматривается, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 991 ГК) <11>. Иные законодательные акты, регламентирующие аспекты творческих отношений и прав авторов результатов интеллектуальной деятельности, не содержат указаний на то, что отношения в сфере спорта также подпадают под регулирование нормами об интеллектуальной собственности. Исполнение спортивно-творческого произведения подразумевает, что спортсмен представляет содержание, идею данного произведения посредством мимики, жестов, пластики, эмоций, таланта; образ произведения передается также с помощью костюма спортсмена, его макияжа, прически; идейная линия поддерживается музыкальным сопровождением. ——————————— <11> Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., 218-З.

Наглядно это представлено в фигурном катании: каждый номер спортсменов имеет свое название. Так, выступление в произвольной программе российских фигуристов Яны Хохловой и Сергея Новицкого на чемпионате Европы по фигурному катанию 2010 г. в Финляндии называлось «Шабаш ведьм на Лысой горе», в качестве музыкального сопровождения были использованы произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» и Э. Грига «В пещере горного короля». Это был ультраэкспрессивный номер, в котором спортсмены играли роли демона и ведьмы. Все вышеперечисленное позволяет рассматривать исполняемое спортсменом спортивное произведение как форму искусства, а самого спортсмена — как исполнителя данной формы искусства. Можно привести следующее обоснование того, что спортивное произведение является объектом авторского права. В п. 1 ст. 7 Закона <12> перечислены наиболее распространенные виды произведений, причем перечень не является исчерпывающим, т. к. в нем указаны и «другие произведения». ——————————— <12> Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г., N 370-XIII.

Примерный перечень объектов авторского права, содержащийся в ст. 993 ГК, также не исчерпывающий и также относит к объектам авторского права «иные произведения». Имеющиеся между нормами ГК и Закона расхождения в перечисляемых видах произведений не имеют принципиального значения, поскольку ст. 993 ГК, как и ст. 7 Закона, упоминает «иные произведения». Это означает, что любой результат творчества, отвечающий установленным законодательством об авторском праве критериям охраноспособности, будет признаваться объектом авторского права независимо от того, назван он в данном перечне или нет. Условием охраноспособности произведения законодатель называет его существование в какой-либо объективной форме. Однако в данном Законом определении не названо еще одно обязательное условие охраноспособности — произведение должно быть результатом творческой деятельности. Упущение законодателя исправлено в ГК: ст. 992 ГК устанавливает, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности <13>. ——————————— <13> Лосев С. Постатейный научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.

Таким образом, спортивное произведение можно рассматривать как объект авторского права на основании того, что оно соответствует условиям охраноспособности — выражено в объективной форме и является результатом творческой деятельности (вопрос о творческой составляющей был освещен выше). Также исполняемое спортивное произведение можно рассматривать как объект интеллектуальных прав на результаты исполнительской деятельности, на которые спортсмены обладают исключительными правами. Необходимо отметить такую особенность некоторых видов спорта, как исполнение спортивного произведения несколькими спортсменами, в результате чего они обладают смежными правами на совместное исполнение. Еще одна особенность спортивно-творческой деятельности — участие в создании произведения, как правило, хореографа, тренера и самих спортсменов, в связи с чем имеют место отношения соавторства, регулируемые ст. 10 Закона <14>. ——————————— <14> Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г., N 370-XIII.

В ст. 4 Закона <15> под исполнителем понимается актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом. На основании вышеизложенного представляется целесообразным законодательно закрепить в качестве исполнителя также спортсмена, занимающегося эстетико-творческим видом спорта. Это позволит не прибегать к расширительному толкованию норм указанных законодательных актов и непосредственно осуществлять правовое регулирование спортивных отношений в рамках законодательства об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности. ——————————— <15> Там же.

Особое внимание следует уделить правомерности использования объектов авторских прав при создании спортивных произведений. Такая необходимость ярко видна на примере ситуации, в которую были вовлечены российские фигуристы Оксана Домнина и Максим Шабалин. Их обвинили в нарушении авторских прав на музыкальное произведение, использованное в качестве сопровождения выступления на Олимпиаде в Ванкувере в 2010 г. Британская певица Шейла Чандра утверждала, что в номере «Танцы аборигенов» Домнина и Шабалин незаконно использовали ее произведение «Speaking in Tongues II». Это заявление было сделано незадолго до начала Олимпиады. Фигуристы считались одними из главных претендентов на золотые медали. Подобные правовые упущения ставят под угрозу успешность выступления на соревнованиях. Музыкальное сопровождение пришлось изменить прямо накануне выступления, подготовка и репетиции которого заняли больше года. Ненадлежащее правовое обеспечение спортивной деятельности открывает дополнительные возможности спекулировать, вести недобросовестную конкуренцию, чего в большом спорте и так достаточно. Особую важность представляет правовая регламентация и защита прав интеллектуальной собственности в сфере спорта. В частности, целесообразно выделить и законодательно закрепить так называемые творческие виды спорта, в которых предполагается обязательное наличие спортивно-творческой составляющей. В результате такой спортивной деятельности создается спортивное произведение, которое выражено в объективной форме и имеет творческий характер, что позволяет справедливо отнести его к объектам авторского права и применять к его созданию, исполнению и использованию нормы об исключительной собственности. Законодательное закрепление ряда рассмотренных в данной работе аспектов интеллектуальных прав участников спортивных отношений позволит обеспечить соблюдение прав и законных интересов данных лиц, охрану результатов их интеллектуальной деятельности, что, как следствие, должно положительно повлиять на профессиональные результаты спортсменов.

——————————————————————