Пробелы законодательства в сфере борьбы с особо опасными инфекционными заболеваниями

(Силкин М. М.) («Административное право и процесс», 2012, N 11)

ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

М. М. СИЛКИН

Силкин Михаил Михайлович, аспирант кафедры административного и служебного права Южно-Российского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В статье предпринимается попытка выделить основные и наиболее важные пробелы в законодательном регулировании карантинных мероприятий и принудительной госпитализации и лечения лиц, страдающих опасными инфекционными заболеваниями. Рассмотрение вопросов принудительного лечения лиц проводится на примере вируса гриппа как наиболее распространенного заболевания этой группы и имеющего на данный момент наиболее широкое распространение в мире и в нашей стране.

Ключевые слова: принуждение, административно-принудительные меры медицинского характера, карантин, принудительная госпитализация, инфекционные заболевания, вирус гриппа.

Lacunas of legislation in the sphere of struggle against especially dangerous infectious illnesses M. M. Silkin

This article seeks to highlight the main and most important gaps in the legislative regulation of quarantine measures and compulsory hospitalization and treatment of persons suffering from infectious diseases. Consideration of issues of compulsory treatment of persons suffering from infectious diseases, will be conducted by the example of influenza virus, the most common disease in this group and has currently the most widespread in the world and in our country.

Key words: coercion, administrative-compulsory measures of medical character, quarantine, compulsory hospitalization, infectious diseases, influenza.

На основании ст. 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в нашей стране оказание медицинской помощи, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, возможно без согласия граждан. В случае же возникновения на территории Российской Федерации опасной эпидемиологической ситуации также может вставать вопрос о принудительной госпитализации лиц, в случае выявления и лабораторного подтверждения у них высокопатогенного вируса. К сожалению, ни Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ни нормативные документы, располагающиеся по иерархической лестнице ниже, например такие, как Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03» <1>, не дают четкой и однозначной регламентации. ——————————— <1> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 82 (в ред. от 10 июня 2003 г.) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03» // Российская газета. 29.05.2003.

При рассмотрении данного вопроса важно учесть и рассмотреть нормы международного и национального законодательства, по возможности провести параллели. Необходимо установить, какие права и свободы гарантируются в РФ лицам при возникновении эпидемиологической ситуации. А главное — определить законность возможной принудительной госпитализации инфицированных лиц. В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека <2> все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3), поддержание своего здоровья (ст. 25), никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9). При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (п. 2 ст. 29). ——————————— <2> Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 05.04.1995.

Эти же принципы указаны в ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <3>. Но в соответствии с п. «е» данной статьи может быть осуществлено ограничение данных прав. С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний возможно законное заключение лиц под стражу. То есть, анализируя данные документы, можно прийти к выводу, что принудительная госпитализация международным законодательством не отрицается. ——————————— <3> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 138 — 139.

В нашей стране в соответствии с Конституцией РФ также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), в том числе гарантируется право на охрану здоровья (ст. 41). Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). В связи с этим предусмотрена возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 55). В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия). Обращаясь к показателям скорости распространения пандемии гриппа и к коэффициенту инфицирования гриппом (сезонный грипп — 5 — 15%, H1N1 — 22 — 33%) <4>, можно прийти к выводу, что лица, не являющиеся инфицированными (носителями), нуждаются и имеют право на защиту своего конституционного права, права на здоровье. И так как коэффициент инфицирования составляет менее 50%, изоляции требуют именно инфицированные (носители) лица. ——————————— <4> Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для вузов. М., 2002. С. 201.

Исходя из п. 1 ст. 33 вышеуказанного нормативно-правового акта, больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению. В случае если они представляют опасность для окружающих — обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для выяснения, какие же заболевания могут быть опасны для окружающих, стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» <5>. В нем указывается около пятнадцати заболеваний, представляющих опасность для окружающих, таких, как болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит B, гепатит C, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, холера, чума. Таким образом, как видно из приведенного Перечня, инфекции, вызванные вирусом гриппа, в него не входят. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916.

В соответствии с российским законодательством в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта в РФ предусмотрены ограничительные мероприятия (карантин) пропуска через государственную границу, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта и муниципального образования. То есть, учитывая установленные дефиниции, анализируя международное и российское законодательство, можно сделать вывод, что при возникновении эпидемии (пандемии) для защиты неотъемлемых прав человека может быть проведена принудительная госпитализация. Но на данный момент, к сожалению, перечень заболеваний, требующих изоляции лиц и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, значительно сужен и является исчерпывающим, что, по нашему мнению, не совсем корректно и требует дальнейшей доработки. При рассмотрении данного аспекта также возникает вопрос, каковы будут действия уполномоченных органов при эпидемии или пандемии по отношению к лицам — негражданам РФ, являющимся инфицированными (носителями). И вновь, обращаясь к ст. 1 Закона, где дается дефиниция инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и анализируя показатели последней пандемии гриппа (по данным ВОЗ, Министерства здравоохранения и социального развития, РАМН), можно прийти к выводу, что для предотвращения смертности, инвалидности, а также быстрого распространения инфекции среди населения существует явная необходимость ограничения пребывания и пересечения территории РФ для таких лиц. Исходя из п. 13 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <6>, основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание является то, что лицо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Учитывая, что последняя пандемия гриппа носила глобальный характер, можно предположить, что при возникновении такого высокопатогенного вируса существует явная опасность для окружающих. ——————————— <6> ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Но, обращаясь к законодательству, к сожалению, мы не находим подтверждения нашим предположениям ни в законах, ни в подзаконных актах. На данный момент этот вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» <7>. В этом перечне вирусы гриппа также не указаны. ——————————— <7> Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ» // СЗ РФ. 07.04.2003. N 14. Ст. 1286.

Подводя итоги, можно констатировать, что на данный момент не до конца прописаны механизмы реализации защиты конституционных прав на охрану здоровья в случае возникновения эпидемий того или иного особо опасного инфекционного заболевания, практически не отработан механизм реализации мер принуждения в отношении лиц, являющихся носителями возбудителя и уже заболевших и представляющих реальную опасность для общества. Не ясно, возможно ли в таких ситуациях (при эпидемиях) введение чрезвычайного положения в соответствии с п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» <8>. Не освещены аспекты и этапы возможной принудительной госпитализации лиц при выявлении у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих при эпидемиях и пандемиях. ——————————— <8> ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

В связи с этим данный институт нуждается в глобальном теоретическом исследовании с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.

——————————————————————