О бразильском законе «О Кубке конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года и Чемпионате мира по футболу ФИФА 2014 года в Бразилии» и о соответствующем российском законопроекте

(Понкина А. И.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 4)

О БРАЗИЛЬСКОМ ЗАКОНЕ «О КУБКЕ КОНФЕДЕРАЦИЙ ПО ФУТБОЛУ ПОД ЭГИДОЙ ФИФА 2013 ГОДА И ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ ФИФА 2014 ГОДА В БРАЗИЛИИ» И О СООТВЕТСТВУЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ <*>

А. И. ПОНКИНА

——————————— <*> Ponkina A. I. Brazilian law «On the Confederations Cup on football by FIFA in 2013 and the World Cup on football by FIFA 2014 in Brazil» and the relevant Russian bill.

Понкина Алена Игоревна, магистр спортивного права, член Национального объединения спортивных юристов России.

Статья посвящена обзору Федерального закона Бразилии N 12.663 от 5 июня 2012 г. «О Кубке конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года и Чемпионате мира по футболу ФИФА 2014 года в Бразилии».

Ключевые слова: спортивное право, спорт, футбол, Бразилия, Кубок конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года, Чемпионат мира по футболу ФИФА 2014 года.

The article is devoted to the overview of the Federal Law of Brazil N 12.663 from June 5, 2012 «On the Confederations Cup on football by FIFA in 2013 and the World Cup on football FIFA 2014 in Brazil».

Key words: sports law, sports, football, Brazil, Confederations Cup on Football by FIFA in 2013, World Cup on football FIFA 2014.

В контексте подготовки к Чемпионату мира по футболу ФИФА 2018 года в России и разработки проекта Федерального закона, обеспечивающего проведение указанного чемпионата, представляет интерес опыт законотворческой деятельности Бразилии. 19 сентября 2011 г. в Парламент был внесен проект Федерального закона Бразилии N 2330/11 «О Кубке конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года и Чемпионате мира по футболу ФИФА 2014 года в Бразилии» <1>. ——————————— <1> URL: http://www. camara. gov. br/ proposicoesWeb/ fichadetramitacao? idProposicao= 520245; http://www. camara. gov. br/ proposicoesWeb/ prop_mostrarintegra;jsessionid= 4B9A2DAA5E3BBF 712A27006448617039.node1?codteor= 921060&filename;= PL+2330/2011.

Обсуждение законопроекта происходило достаточно сложно, поскольку выявился целый ряд проблем в отношениях между Бразилией и ФИФА, касающихся, в частности, вопросов отстаиваемых бразильской стороной скидок на билеты на матчи чемпионатов для студентов, пенсионеров и иных категорий граждан, вопросов распределения финансовой нагрузки, связанной с проведением указанных чемпионатов, между ФИФА и бразильской стороной <2>. ——————————— <2> O que diz a Lei Geral da Copa do Mundo de 2014 no Brasil. URL: http://www. estadao. com. br/noticias/esportes, o-que-diz-a-lei-geral-da-copa-do-mundo-de-2014-no-brasil,774183,0.htm. 18.09.2011.

Федеральный закон Бразилии N 12.663 был принят 5 июня 2012 г., вступил в силу 6 июня 2012 г., с момента опубликования <3>. ——————————— <3> Lei N 12.663, de 5 de junho de 2012. Dibrio Oficial da Uniro. 06.06.2012. URL: http://www. planalto. gov. br/ccivil_03/_Ato2011-2014/2012/Lei/L12663.htm.

Через все это России предстоит пройти в ближайшее время. И уже в этом году вопрос разработки проекта Федерального закона о Чемпионате мира по футболу ФИФА 2018 года в России обсуждался достаточно широко. И как нам представляется, указанный опыт правового регулирования аналогичных вопросов в Бразилии должен быть учтен. Заявленная цель Федерального закона Бразилии N 12.663 (далее — Закон) состоит в создании условий для проведения указанных крупных международных спортивных состязаний в соответствии с жесткими требованиями, предъявляемыми ФИФА. Данный Закон состоит из 10 глав, содержащих положения о защите и реализации коммерческих прав, порядке выдачи въездных виз и разрешений на работу, основаниях наступления гражданско-правовой и уголовной ответственности и мерах, применяемых к правонарушителю, правилах и порядке продажи входных билетов на спортивные мероприятия, а также условиях доступа и пребывания в местах проведения спортивных мероприятий. Закон регулирует следующие вопросы: — устанавливает, что цены на билеты на спортивные матчи будет определять ФИФА; — облегчает въезд иностранцев, посещающих страну во время чемпионатов и в связи с посещением их мероприятий; вводит упрощенный порядок выдачи виз для иностранцев, которые обслуживают или посещают мероприятия; — устанавливает исключительные права ФИФА на изображения и звукозаписи о непосредственном проведении указанных мероприятий; — устанавливает особые стандарты и порядок защиты товарных знаков, брендов и символики, связанных с указанными мероприятиями; — устанавливает дополнительные меры уголовно-правовой защиты и, соответственно, уголовной ответственности за нарушения указанных стандартов охраны товарных знаков и символов, связанных с событиями, в том числе за изготовление и сбыт поддельных товаров с символикой указанных чемпионатов; — устанавливает дополнительные меры ответственности за другие действия, посягающие на защищенные товарные знаки и символику, связанные с событиями чемпионатов, в частности меры ответственности за «ассоциативный маркетинг», когда субъект предпринимательской деятельности необоснованно и незаконно связывает свой бренд с проведением чемпионатов, и за «маркетинг вторжения», когда субъект предпринимательской деятельности необоснованно и незаконно привлекает внимание зрителей мероприятия, официально не связанного с его (субъекта) организацией; — вводит упрощенный порядок выдачи разрешений на работу для иностранцев, которые работают на мероприятиях; — устанавливает основания и условия отмены и возврата денег за билеты на мероприятия; — устанавливает правила для телевизионного и иного медийного вещания матчей чемпионатов; — устанавливает запрет уличной торговли непосредственно вблизи стадионов, где проводятся матчи; — устанавливает стандарты для болельщиков, устанавливает целый ряд запретов, касающихся поведения болельщиков на трибунах стадионов (запрет на пронос на трибуны и использование плакатов, флагов, эмблем и других знаков с оскорбительным содержанием, расистского или иного экстремистского характера, стимулирующих дискриминацию и т. д., запрет бросания предметов на игровое поле; запрет использования фейерверков и иных пиротехнических устройств внутри спортивных объектов и в непосредственной близости от них); — устанавливает обязанности служб здравоохранения, санитарных, таможенных и иммиграционных служб во время подготовки к проведению и проведения матчей чемпионатов; — устанавливает систему обеспечения безопасности во время проведения указанных чемпионатов; — устанавливает условия и механизмы взаимодействия федеральных и субъектовых органов власти, органов местного самоуправления с представителями ФИФА; — устанавливает условия эксклюзивной торговой деятельности ФИФА. Первая глава Закона содержит определения основных используемых понятий. Кроме вводного разъяснения юридических форм таких организаций, как Международная футбольная федерация (ФИФА), филиал ФИФА в Бразилии и Бразильская конфедерация футбола, первая глава содержит перечень футбольных конфедераций Международной футбольной ассоциации, к которым относится Азиатская конфедерация футбола, Африканская конфедерация футбола, Конфедерация футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна, Южноамериканская конфедерация футбола, Конфедерация футбола Океании, а также Союз европейских футбольных ассоциаций. Закон определяет официальную вещательную компанию ФИФА как юридическое лицо, осуществляющее на основе договорных правоотношений по лицензии или разрешению деятельность по получению сигнала или аудиовизуального контента с проводимых спортивных мероприятий с целью распространения полученных данных на территории Бразилии и за рубежом средствами массовой информации. К вещательным компаниям также отнесены юридические лица, являющиеся коммерческими партнерами ФИФА и действующие на основе лицензии или разрешения в рамках соответствующих договоров и назначаемые или лицензируемые Международной ассоциацией футбола, которые получают право осуществлять аудио — и телевещание на спортивных мероприятиях с помощью любых средств связи. Также первая глава содержит определения коммерческих партнеров ФИФА, Агентства по правам вещательных компаний, официальных мест проведения соревнований, официальных символов, к которым относятся в том числе эмблемы, товарные знаки, логотипы, талисманы, гимны и лозунги, а также определяет сроки проведения соревнований. В соответствии со ст. 1 Закона Бразильский организационный комитет Чемпионата мира ФИФА 2014 года является обществом с ограниченной ответственностью и осуществляет свою деятельность в целях проведения Кубка конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года и Чемпионата мира ФИФА 2014 года и всех сопутствующих мероприятий. К мероприятиям относятся непосредственно сами спортивные соревнования, проводимые в рамках Кубка конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года и Чемпионата мира ФИФА 2014 года, а также иная деятельность, связанная с проведением мероприятий, в том числе конгрессы ФИФА, церемонии открытия и закрытия, церемонии вручения наград и иные церемонии, связанные с началом и завершением спортивных соревнований, семинары, конференции, совещания, пресс-конференции, а также разного рода культурные мероприятия, концерты, выставки, презентации, выступления, благотворительная деятельность. Также к мероприятиям закон относит проведение футбольных матчей и тренировок и, кроме того, что интересно, иную деятельность, связанную с вышеуказанной или осуществляемую в целях ее обеспечения, такую, как, к примеру, организационная и рекламная деятельность. Глава 2 Закона посвящена защите и реализации коммерческих прав и является самой объемной. Глава состоит из четырех разделов, посвященных специальной защите прав собственности, связанных с проведением мероприятий; определению областей с ограничениями на осуществление торговли; правам на изображения, звуковые сигналы и телерадиовещание с официальных мест проведения соревнований; гражданско-правовым санкциям, предусмотренным за несанкционированную деятельность по продаже продуктов, напитков, фирменной продукции, распространению листовок, рекламы, проведению разного рода маркетинговых кампаний, размещению рекламы, а также за несогласованную деятельность по реализации входных билетов. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Бразилии от 10 января 2002 г. (Закон N 10.406) лица, осуществлявшие указанную деятельность, обязаны возместить убытки и упущенную выгоду. Статья 3 устанавливает перечень официальных символов предстоящих мероприятий, включая официальные названия. Национальный институт промышленной собственности Бразилии вносит данные символы в соответствующие реестры. В соответствии со ст. 12 Закона ФИФА является эксклюзивным владельцем прав на все формы отображения и трансляции мероприятий. Кроме того, данная глава устанавливает правила аккредитации представителей средств массовой информации и порядок выдачи разрешений на осуществление съемки или звукозаписи мероприятий. Глава 3 содержит положения, касающиеся порядка и оснований выдачи въездных виз и разрешений на осуществление трудовой деятельности. Так, в соответствии со ст. 19, применяющей также положения Закона N 6.815 от 19 августа 1980 г., такие визы и разрешения подлежат выдаче всем членам делегации ФИФА, сотрудникам конфедераций ФИФА, сотрудникам иностранных ассоциаций — членов ФИФА, судьям, иным специалистам, бизнес-партнерам ФИФА, представителям средств массовой информации и представителям аккредитованных и официальных вещательных компаний. Как говорилось уже ранее, в Законе содержатся положения, определяющие режим гражданско-правовой ответственности. Так, в соответствии с главой 4 Союз <4> несет ответственность за ущерб, нанесенный в результате совершения действия или бездействия, Международной федерации футбола, ее законным представителям, сотрудникам или консультантам в соответствии с § 6 ст. 37 Конституции Федеративной Республики Бразилия. Союз, кроме того, несет ответственность перед ФИФА, ее законными представителями, сотрудниками и консультантами за ущерб какого-либо рода, причиняемый или причиненный в результате аварии или иного инцидента, связанного с обеспечением безопасности мероприятий, за исключением тех случаев, когда вышеуказанные лица каким-либо образом повлияли на причинение ущерба. Однако Союз может получить гарантии или осуществить частное страхование, в том числе международное, для покрытия рисков, связанных с мероприятиями. ——————————— <4> Элемент федеративного устройства Бразилии, юридическое лицо публичного права с политической правоспособностью.

Глава 5, содержащая в себе положения о правилах продажи билетов, предусматривает основные требования к билетам: — ФИФА может устанавливать самостоятельно цены на входные билеты; — персонализация входных билетов; — разделение входных билетов на четыре категории. Также Закон устанавливает некоторые правила реализации входных билетов. Так, например, в нем содержится положение о том, что продажа билетов четвертой категории может быть осуществлена любым способом кроме как посредством проведения лотереи, и положение о льготных категориях физических лиц, проживающих на территории государства, продажа входных билетов которым производится с учетом пятидесятипроцентной скидки. Кроме того, глава 5 содержит требования о количестве входных билетов. Так, входных билетов на Чемпионат мира ФИФА 2014 года четвертой категории должно поступить в продажу от Международной федерации футбола не менее трехсот тысяч, а аналогичных билетов на Кубок конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года — не менее пятидесяти тысяч. Глава 6 Закона устанавливает правила доступа и пребывания на официальных соревнованиях, к которым главным образом относятся требования по надлежащему поведению на территории проведения соревнований, такие, как, например, запрет оставления каких-либо предметов на спортивных площадках, запрет осуществления или содействия актам насилия любого характера, запрет произнесения оскорблений, в том числе дискриминационного, расистского или ксенофобского характера, запрет на использование каких-либо флагов кроме как в целях проявления дружелюбия и создания праздничной атмосферы. Глава 7 осуществляет правовое регулирование проведения различных социальных кампаний во время соревнований путем принятия органами государственной власти мер по заключению соглашений с ФИФА, с тем чтобы проводить кампании на тему защиты труда, достопримечательностей Бразилии, кампании против наркотиков, насилия и расизма, а также с целью оказания разного рода помощи и поддержки лицам с ограниченными возможностями. Уголовно-правовые нормы содержатся в главе 8 Закона, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное воспроизведение, копирование, подделывание или осуществляемое ненадлежащим образом изменение официальных символов ФИФА, а также за импорт, экспорт, продажу, распространение, выставление на продажу или содержание на складах официальных символов или товаров, полученных в результате незаконного воспроизведения, копирования, подделывания или осуществляемого ненадлежащим образом изменения официальных символов ФИФА. Так, статья 32 Закона устанавливает запрет использования торговых марок, продуктов или услуг, на которые распространяются исключительные права ФИФА, в целях достижения экономической выгоды, а также запрет рекламы в прямой или косвенной связи с событиями или с официальной символикой без разрешения от ФИФА или лица, уполномоченного ФИФА. Наказание за нарушение — лишение свободы на срок от 3 месяцев до 1 года или штраф. Размеры штрафов данным Законом не определены как-либо конкретно. Кроме того, необходимо отметить, что положения, касающиеся наступления уголовной ответственности по данной главе, действуют до 31 декабря 2014 г. В главе 9 Закона содержатся положения, регулирующие размеры денежных премий, выплачиваемых спортсменам, а также вопросы, связанные с выплатами специальной ежемесячной денежной помощи, предназначенной для спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, ст. 42 Закона также регулирует некоторые вопросы, связанные с налогообложением, в частности вопрос о предмете налогообложения в случае получения специальной ежемесячной денежной помощи. Заключительные положения Закона регулируют главным образом порядок разрешения споров между Союзом и ФИФА, ее законными представителями, сотрудниками и консультантами. Кроме того, устанавливается порядок сотрудничества ФИФА с органами государственной власти Бразилии, органами местного самоуправления, а также регулируются некоторые вопросы, связанные с осуществлением волонтерской деятельности. В соответствии со ст. 56 Закона дни выступления бразильской сборной по футболу во время проведения Чемпионата мира ФИФА 2014 года могут быть объявлены национальными праздниками. Кроме того, немаловажно отметить ст. 64 Закона, устанавливающую, что в 2014 г. учебные заведения должны отрегулировать соответствующим образом график каникул, чтобы они охватывали весь период проведения Чемпионата мира ФИФА 2014 года от открытия до церемонии закрытия. В контексте проведенного анализа бразильского Закона представляет интерес проект российского закона — проект Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Анализ указанного российского законопроекта при его достаточно высоком качестве проработанности и в целом положительной оценке выявляет следующие его недостатки: 1. Статья 21 «Реализация входных билетов» законопроекта не содержит, в отличие от бразильского Закона, гарантий продажи льготных билетов на спортивные мероприятия Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года для некоторых (хотя бы каких-то) льготных категорий граждан. 2. Представляется не вполне обоснованным отнесение статьей 20 законопроекта целого ряда действий, являющихся грубыми нарушениями прав интеллектуальной собственности, к «недобросовестной конкуренции» (ч. 1 ст. 20). Полагаем, следует разграничить нарушения прав интеллектуальной собственности (яркий пример — действия, описываемые в п. 1 ч. 1 ст. 20 законопроекта) и действия, связанные с недобросовестной конкуренцией. Это могут быть пересекающиеся составы правонарушений, но едва ли недобросовестная конкуренция поглощает нарушения прав интеллектуальной собственности. Требует уточнения понятие «символика соревнований, не относящаяся к интеллектуальной собственности». Вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в ст. 19 законопроекта отражены, на наш взгляд, недостаточно. 3. Статья 11 «Особенности обеспечения безопасности участников соревнований» и статья 12 «Меры по обеспечению безопасности в период проведения соревнований», по нашему мнению, излишне декларативны и им явно недостает конкретики. Полагаем, столь важные вопросы должны найти отражение именно в федеральном законе, а не на уровне только лишь подзаконных актов.

——————————————————————