К вопросу о подготовке квалифицированных сотрудников транспортной полиции к действиям в условиях проведения массовых спортивных мероприятий

(Целуйко А. В.) («Транспортное право», 2013, N 2)

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

А. В. ЦЕЛУЙКО

Целуйко Андрей Валерьевич, начальник Центра подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук, майор полиции.

В статье рассмотрен вопрос актуальности обучения сотрудников транспортной полиции квалифицированным действиям в условиях проведения массовых спортивных мероприятий.

Ключевые слова: транспортная безопасность, массовые спортивные мероприятия, обучение сотрудников транспортной полиции.

On the issues of training of qualified personnel of transport police for actions in conditions of sport public events A. V. Tselujko

The article considers the issue of topicality of training of personnel of transport police in conditions of sport public events.

Key words: transport security, sport public events, training of personnel of transport police.

Современное состояние преступности требует от международного сообщества разработки и реализации комплекса мер по противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность объектов транспорта. От тех, кто находится на острие борьбы с преступностью, во всех ее проявлениях, в том числе и на объектах транспорта, зависят во многом и безопасность государства, и жизнь конкретных людей. Все это напрямую касается и Российской Федерации, для которой обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры является проблемой гораздо более важной, чем для большинства стран мира, вследствие размеров территории, наличия всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного). Кроме того, исторически предопределено место России в международном разделении труда как государства-транзитера, являющегося связующим звеном между Европой и Азией, а также Северной Америкой через небольшое пространство Берингова пролива. Вступление России в ВТО делает еще более актуальным развитие транспортной инфраструктуры, поскольку нагрузка на транспортные каналы возрастет в несколько раз в течение ближайших лет, в связи с этим можно предполагать возрастание числа посягательств на перевозимые грузы. Следовательно, возрастает роль обеспечения транспортной безопасности на территории Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Мотин В. В., Целуйко А. В. и др. Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. С. 23.

Важность обеспечения транспортной безопасности на территории Российской Федерации обусловлена также тем, что за последнее время Россия все в большей мере становится привлекательной для мирового спортивного сообщества, в пользу чего говорит проведение в Российской Федерации крупнейших международных соревнований, включая Олимпийские игры. Российская Федерация получила право на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 г., чемпионата мира по легкой атлетике, чемпионата мира по футболу 2018 г. и др. Каждое крупное спортивное мероприятие — это новый импульс к развитию массового спорта, это создание материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом подрастающего поколения, а также подготовки спортивных сборных команд страны. Кроме того, проведение в стране крупных международных спортивных мероприятий стимулирует не только развитие спорта, но и в целом развитие регионов, в том числе экономическое. Опыт проведения международных спортивных соревнований, как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что для обеспечения порядка в ходе их проведения необходимо решать целый комплекс проблем, в том числе в области транспортной безопасности. Во-первых, спортивные соревнования такого масштаба проводятся, как правило, в городах, которые обеспечены широкой транспортной инфраструктурой, включающей в себя железнодорожный транспорт, автобусное сообщение, речной, а в ряде случаев и морской транспорт. Во-вторых, в ходе соревнований к месту их проведения прибывает значительное количество болельщиков, в том числе иностранных. Региональные правоохранительные органы не располагают соответствующими базами данных, и им весьма трудно определить, кого из болельщиков можно отнести к группе риска (различные экстремистски настроенные фанатские группировки, лица, известные своей склонностью к нарушению общественного порядка, различные криминальные элементы, которые совершают правонарушения криминального характера среди массы болельщиков и т. д.). В-третьих, сам ход спортивных мероприятий вызывает массовые транспортные перевозки болельщиков по типу маятника. Утром болельщики из мест проживания перемещаются на спортивные соревнования, а по их окончании возвращаются назад. При этом их настроение всецело зависит от результатов, которые показывают их спортивные кумиры. Если результаты их не устраивают, либо, по их мнению, имело место предвзятое отношение судей, то это может вылиться в нежелательные эксцессы, которые могут привести к нарушению правопорядка, как возле спортивных арен, так и на объектах транспорта. В-четвертых, деятельность органов правопорядка по обеспечению безопасности на различных видах транспорта требует гораздо больших усилий по координации действий всех правоохранительных органов, задействованных в обеспечении безопасности проводимых спортивных мероприятий. В-пятых, для организации проведения массовых спортивных мероприятий, как правило, привлекаются дополнительные полицейские силы из других регионов. Все это накладывает определенный отпечаток на действия сотрудников транспортной полиции, обеспечивающих безопасность спортивных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры. Все эти моменты должны быть в обязательном порядке учтены при проведении массовых спортивных мероприятий. Сотрудникам транспортной полиции необходимо будет взаимодействовать с болельщиками по широкому кругу вопросов — от помощи в решении культурно-бытовых проблем до оказания первой медицинской помощи. Для успешного решения вышеуказанных проблем необходимо обеспечить органы транспортной полиции квалифицированными кадрами. Эффективность работы сотрудников правоохранительных органов во многом зависит от качественной профессиональной подготовки. Одной из форм этой подготовки является система повышения квалификации действующих сотрудников, в том числе осуществляющих свою деятельность на объектах транспорта <2>. ——————————— <2> Мотин В. В., Целуйко А. В. и др. Административно-правовые аспекты деятельности подразделений органов внутренних дел по досмотру авиапассажиров: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. С. 12.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» (ВИПК МВД России) является ведущим учебным заведением системы дополнительного профессионального образования МВД России. Главная задача Института состоит в формировании у сотрудников органов внутренних дел знаний в области новейших достижений и положительного опыта деятельности отечественных и зарубежных правоохранительных органов, а также в приобретении умений и навыков по эффективному исполнению служебных обязанностей. В институте ежегодно проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку более 6 тыс. сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы России, силовых структур стран СНГ и дальнего зарубежья по 152 должностным категориям, в их числе — 300 — 400 иностранных специалистов. Профессорско-преподавательский состав представлен 60 кандидатами и докторами наук, имеющими большой практический опыт работы. В составе Института также функционируют различные специализированные центры. В декабре 2006 г., в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, в структуре Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России образован Центр подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности. Основной задачей Центра является профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта. Центр представляет собой учебный комплекс, оборудованный в соответствии с технологической схемой обеспечения авиационной безопасности действующего аэропорта, позволяющей моделировать ситуацию с момента приезда пассажиров в аэропорт до непосредственной посадки на воздушное судно. Также предусмотрено обучение сотрудников полиции, обеспечивающих правопорядок на объектах метро. Основной задачей Центра является профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта. Основными направлениями деятельности Центра являются: — дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих общественную безопасность на объектах транспорта; — специальная подготовка сотрудников транспортной полиции, выполняющих функции по обеспечению безопасности полетов воздушных судов; — разработка предложений по совершенствованию обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспорта. Учебный процесс построен так, чтобы знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения, могли быть оперативно реализованы в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Этому способствует применение активных видов обучения, тренингов, а также новейших педагогических и компьютерных технологий. Учебная блочно-модульная программа рассчитана на десятидневный курс обучения в рамках повышения квалификации. Обучение слушателей осуществляется по следующим дисциплинам: — деятельность органов внутренних дел на транспорте, направленная на противодействие терроризму; — особенности несения службы по охране общественного порядка на объектах транспорта; — особенности правил перевозки пассажиров, ручной клади и багажа на объектах воздушного транспорта; — тактика проверки документов у граждан на объектах транспорта; — профайлинг (методика выявления потенциально опасных пассажиров и ситуаций в ходе предполетного досмотра). Центр подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности обладает развитой инфраструктурой и учебно-материальной базой: учебные аудитории, конференц-зал, учебно-практические пособия «Вагон метрополитена», «Планер самолета ТУ-154Б», интерактивный лазерный тир «Рубин», общая площадь учебно-полигонной территории более 1000 кв. м. В учебном процессе используется специальная техника: система «Видеопоток» с аппаратно-программным комплексом «СОВА», приборы для бесконтактного обнаружения горючих жидкостей в закрытой емкости LQ-test, специализированные аппаратно-программные комплексы носимых терминалов доступа к розыскным базам «Терминал», автоматизированные комплексы поточной проверки документов «Кейс-КПМ». В учебный процесс внедряются новые российские разработки (пример — бесконтактный анализатор психоэмоционального состояния человека — аппаратно-программный комплекс «ВиброИмидж»). Программный комплекс сочетает перспективные достижения биометрии и психологии. Время идентификации — 10 секунд. Анализируя одновременно более 20 параметров виброизображения, анализатор позволяет отследить в режиме реального времени состояние человека по изменению цвета и интенсивности псевдоауры. Для проведения учебных занятий совместно с авиационным учебным центром ЗАО «Московский аэропорт Домодедово» в учебном корпусе установлен цветной интроскоп с семью учебными мониторами, а также две рамки стационарного металлоискателя. Занятия направлены на отработку практических навыков у сотрудников транспортной полиции, в частности методов тактильного досмотра и досмотра с применением ручных металлодетекторов. В специально оборудованное помещение учебного оперативного штаба выведены все системы видеонаблюдения, находящиеся в учебном комплексе, создан аналог охранной системы периметра аэропорта и объектов его инфраструктуры. Имеются видеокамеры и система сигнализации, которые находятся на охране периметра учебного воздушного судна и въезда на территорию института. В 2012 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Целью визита было ознакомление с деятельностью ВИПК по подготовке кадров для правоохранительных органов, а также с используемыми в процессе обучения современными техническими средствами, системами и комплексами обеспечения безопасности и противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков и другим видам транснациональной преступности. В Центре подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Владимиру Владимировичу была продемонстрирована технологическая система обеспечения авиационной безопасности, показана работа аппаратно-программного комплекса распознавания лиц и идентификации пассажиров, оборудования для обнаружения опасного содержимого закрытых емкостей, проверки подлинности документов, а также инновационной системы, позволяющей определить в потоке людей потенциально опасных граждан. Владимир Владимирович Путин подчеркнул важность подготовки сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность государства.

Список литературы

1. Костенников М. В. Авиационная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 2. Мотин В. В., Целуйко А. В. и др. Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 3. Мотин В. В., Целуйко А. В. и др. Административно-правовые аспекты деятельности подразделений органов внутренних дел по досмотру авиапассажиров: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012.

——————————————————————