К вопросу о совершенствовании административной ответственности за правонарушения, связанные с одурманивающими веществами

(Газизов Д. А.) («Административное право и процесс», 2013, N 5)

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОДУРМАНИВАЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Д. А. ГАЗИЗОВ

Газизов Дмитрий Анатольевич, заместитель начальника управления правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности Договорно-правового департамента МВД России — начальник отдела административного и военного законодательства, кандидат юридических наук, доцент.

В статье на основе проведенного анализа законопроекта показано несовершенство предлагаемой ответственности за правонарушения, связанные с одурманивающими веществами.

Ключевые слова: одурманивающие вещества, административная ответственность, оборот наркотических средств.

The question on improvement of administrative liability for offences related to intoxicating substances D. A. Gazizov

The article on the basis of the analysis of the draft law shows the imperfection of the proposed sanctions for offences related to intoxicating substances.

Key words: intoxicating substances, administrative responsibility, the turnover of narcotic drugs.

В последние годы в Российской Федерации складывается сложная ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств. Это выражается в расширении географии такой противоправной деятельности, возрастании числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Обострению ситуации в указанной сфере способствует и возрастающее количество лиц, потребляющих одурманивающие вещества. Следует отметить, что систематическое потребление указанных веществ неизбежно ведет к криминализации поведения потребителей. Поэтому вопросы совершенствования противодействия потреблению одурманивающих веществ, так же как и немедицинскому потреблению наркотических средств, являются достаточно актуальными. В этой связи субъектами законодательной инициативы предпринимаются меры по разработке норм, направленных на ужесточение законодательства в указанной сфере. К сожалению, следует отметить, что они не всегда носят комплексный, системный характер, а это может негативно сказаться на криминогенной ситуации в анализируемой сфере в целом. Так, Законодательным Собранием Владимирской области внесен в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона N 165146-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» <1>. ——————————— <1> Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://www. duma. gov. ru/systems/law/?number=165146-6&sort;=date.

Проектом Федерального закона предлагается установить административную ответственность за незаконную продажу либо иное распространение одурманивающих веществ (в т. ч. закиси азота), а также увеличить размеры административных штрафов за правонарушения, предусмотренные ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что после отмены в июле 2012 г. безрецептурной продажи кодеиносодержащих препаратов в ряде городов Российской Федерации стали активно продавать шары с «веселящим газом» (он же — закись азота). Подобные «веселящие шары» открыто продают на улице — чаще в цветочных магазинах, в клубах. Молодежь вдыхает газ из шариков с закисью азота, которую в том числе анестезиологи используют для наркоза в умеренных количествах. Закись азота, которая содержится в шариках, быстро «выдавливает» кислород из легких, в итоге останавливает насыщение крови и, соответственно, мозга кислородом. Если человек хотя бы несколько минут дышит «веселящим газом», получается, что он лишает организм кислорода. У пациентов после употребления «веселящего газа» наблюдаются нарушения сна, настроения, головные боли, удушье и многие другие расстройства, в основном психического характера, что может привести к тяжелейшим последствиям, вплоть до летального исхода. В настоящее время закись азота внесена в Список одурманивающих веществ, утвержденный протоколами Постоянного комитета по контролю наркотиков от 9 октября 1996 г. N 51/7-96, от 22 апреля 1998 г. N 2/64-98, от 14 апреля 1999 г. N 2/71-99, от 13 апреля 2005 г. N 2/98-2005 <2>. ——————————— <2> Новые лекарственные препараты. 2005. Вып. 11.

Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит понятия «одурманивающие вещества». Несмотря на то что в пояснительной записке к проекту Федерального закона дается ссылка на протоколы Постоянного комитета по контролю наркотиков, следует учитывать, что данные документы носят рекомендательный характер. В этой связи остается только догадываться, из чего будет складываться объективная сторона правонарушения в проектируемой в законопроекте ст. 20.31 КоАП, которая предполагает установить ответственность за незаконную продажу либо иное незаконное распространение одурманивающих веществ (в т. ч. закиси азота). Кроме того, изучение и анализ Списка одурманивающих веществ позволяет сделать вывод о том, что в него включены как лекарственные препараты, так и сильнодействующие вещества, которые в сочетании с употреблением алкоголя оказывают одурманивающий эффект. Более того, в п. 3 примечания к Списку одурманивающих веществ указано, что он является динамичным и при появлении официальных данных об использовании конкретных веществ с целью получения одурманивающего эффекта Постоянным комитетом по контролю наркотиков принимается решение по этим веществам, и они включаются в данный Список. Авторами законопроекта не учитывается, что в настоящее время КоАП предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2), продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15). Следовательно, предлагаемая законопроектом ст. 20.31 будет способствовать созданию конкуренции административно-правовых норм, что недопустимо. Также необходимо отметить, что отсутствует законодательная обоснованность установления ответственности за распространение закиси азота (динитроген оксид), т. к. ограничение оборота установлено только в отношении медицинской закиси азота, зарегистрированной в установленном порядке в качестве лекарственного средства. При этом она подлежит реализации только в организациях оптовой торговли лекарственными средствами (для последующей продажи медицинским организациям) или непосредственно в медицинских организациях, имеющих соответствующие лицензии на медицинскую или фармацевтическую деятельность. Розничной продаже в аптечных организациях медицинская закись азота не подлежит. Однако в Российской Федерации осуществляется оборот технической и пищевой закиси азота, которая не требует специальных разрешений (лицензий), и порядок ее оборота не регламентирован. Следует отметить, что указанная закись азота может использоваться для немедицинского употребления с целью одурманивания. Таким образом, установление ответственности за незаконную продажу закиси азота в отсутствие правил ее реализации невозможно, т. к. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

——————————————————————