Духовные ориентиры в практике психологического консультирования (осужденных). Постановка проблемы

(Сочивко Д. В.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2006, N 2)

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (ОСУЖДЕННЫХ). ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Д. В. СОЧИВКО

Сочивко Д. В., профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления ФСИН России, доктор психологических наук.

В настоящее время учеными-психологами все более осознается необходимость рассмотрения человека в его целостности, т. е. не только как телесного и душевного, но и как духовного существа. Если в зарубежных классических теориях личности духовная сфера замыкалась в различные специальные подструктуры (У. Джеймс — «чистое Я», З. Фрейд — «сверх Я», А. Маслоу — «самоактуализирующаяся личность» и т. д.), то в отечественной (в том числе и советской) психологии идеологическая надстройка личности рассматривалась как самостоятельная сфера духовного бытия человека, сфера его доминирующих отношений (В. Мясищев), идеалов и интересов, его мировоззрения. Такое понимание не так далеко отстояло от представлений русской православной философии и психологии (П. Флоренский, Л. Карсавин, В. Соловьев и мн. др.) и позволяло избежать крайнего западного психологизма в рассмотрении духовности человека, вредного не только узостью философского мышления, но практикой понимания духовного развития личности человека. Так и современная западная система психологического консультирования (гештальтпсихология, нейролингвистическое программирование, различные ответвления классического психоанализа, гуманистическая психология) и тестологического обследования личности (бихевиоризм) наглухо замкнулась в структурном представлении духовности, сузив его до отдельного, хотя и сложного свойства человеческого индивидуума. Напротив, в современной отечественной психологии отход от искаженного коммунистической идеологией (попросту перевернутого) понимания духовности идет не в сторону замыкания высших форм бытия личности в тесных рамках психологизма, а в их естественном представлении как поиск образа Божьего в человеке, его надмирного, идейно-идеологического существования. С духовной точки зрения это позволяет психологу избежать идолизации личности человека (см.: «Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей» протоиерея Михаила Дронова. М., 1998), а с точки зрения психолога-практика, — расширить сферу консультирования до естественного синтеза элементарной психокоррекции, глубокой психотерапии и анализа проявлений духовного бытия человека в его личностном самоопределении. Последнее открывает путь и для дальнейшего духовного роста человека, как бы естественно передавая его из рук психолога-практика в руки духовного наставника (священника, духовного отца). В целом вопрос духовно ориентированного психологического консультирования приобретает в настоящее время особую остроту в местах лишения свободы в связи с недавним введением новых уголовных статей за террористическую деятельность (ст. 205, 205.1). Как будет показано ниже, в большинстве случаев преступление, связанное с террористической деятельностью, опирается на национально-культурные и религиозные (т. е. духовные) установки. Однако возникает и другой вопрос: как быть с людьми неверующими? Но это лишь мнимое препятствие на пути духовно ориентированного консультирования. Так же как мольеровский герой, который только в зрелом возрасте узнал, что всю жизнь говорил прозой, так и любой человек, знает он об этом или нет, является духовным существом. Из нашей практики можно привести пример, когда на консультацию пришел отбывающий наказание преступник-убийца с таким вопросом: он уже пять лет сидит, а до сих пор не испытал никакого раскаяния, «ведь это, наверное, ненормально». Это и есть запрос неверующего человека к психологу с просьбой помочь обнаружить и понять собственную духовность. Вопрос этот для человека мучителен. Но величайшей пошлостью (с духовной точки зрения — преступлением) было бы просто избавить его от этих мучений, погрузив в легкий транс и воздействуя, например, средствами какого-нибудь гештальт-, нейро — или другого психотерапевтического программирования, что для специалиста довольно несложно. Однако и навязывать какое-то вероисповедание психолог не имеет права, тем более категорически не должен пытаться подменять собой священника. При этом, на наш взгляд, психолог обязан зафиксировать существование отдельной духовной сферы, которая и является в данный момент причиной мучений человека, показать ее отличия от душевной и телесной, разъяснить, что раскаяние имеет не только психологический смысл (катарсис), но и духовный — покаяние, исповедь, и что чисто психологическое раскаяние не избавит от нравственных мучений без духовного покаяния, т. е. изменения личности. Кстати, исповедь в прямом переводе с греческого означает «изменение ума». В частности, православный психолог может использовать (вместо детских сказок по методу сказкотерапии) рассказы из книги «Благочестие» о жизни святых, ранее бывших грешниками. Тем более никто не может запретить психологу рекомендовать для чтения труды святых отцов, например Добротолюбие. В данном случае психолог не занимается проповедью веры, но лишь показывает на примерах, как решались духовные вопросы людьми, которых можно с уверенностью назвать величайшими специалистами в своей области. Перейдем, однако, к теоретическим и практическим последствиям, которые влечет принятие духовного рассмотрения человека в практике психологического консультирования. Мы кратко остановимся на двух основных составляющих этого процесса. Тестирование в процессе обследования личности и нахождение общего языка обсуждения личностной проблемы (в том числе преступления и исправления осужденного) и предложение рекомендаций. Выше уже говорилось о «научной» идолизации личности человека в психологии. Рассмотрим теперь этот вопрос конкретно. Заметим, что кавычки в слове «научный» не являются протестом против собственно научности современной психологии. Стремление к научности является совершенно естественным и оправданным с любой точки зрения для любой области знания. Собственно критерии научности знания, к которым следует прежде всего отнести наблюдаемость научного факта и его воспроизводимость в (экспериментальном) опыте, не противоречат вере и теологическому (духовно ориентированному) мышлению. Напротив, св. отцы православной церкви всегда призывали к трезвому восприятию действительности как видимого, так и невидимого мира ясным сознанием, с открытыми глазами. Экзальтированная мистика измененного сознания впавшего в прелесть монаха — это, скорее, приобретение западной церкви. Восточной церковью никогда не отрицались научные исследования в области человекознания, включая даже такие проблемные в средние века области, как анатомия, основанная на препарировании трупов. Подтверждение находим, например, в известном труде св. Григория Нисского «Об устроении человека». Жесткий протест церкви всегда вызывала лишь подмена веры идолом «научности», претензии науки на некий собственный безбожный (в прямом смысле этого слова) путь развития. Следует подчеркнуть, что опасность такого уклонения в ученую гордыню, выражающуюся прежде всего в ничем не обоснованном отказе от простых объяснений устройства мира в той или иной его части, в категорическом неприятии откровенных истин Священного писания, угрожает не церкви (собранию верующих), а собственно научному знанию, впадающему в заблуждения. И все бы ничего, если бы трезвость научного мышления не утрачивалась на этом этапе, не закрывались бы глаза на очевидные противоречия фактов «научным» концепциям.

В психологии область духовного человека часто занимает так называемая гармонично развивающаяся личность. Причем само развитие исполняет роль как бы промежуточного идола, так как становится самоцелью. В жестких рамках предписанных свойств человек подобно птице в клетке может до сумасшествия уравновешивать свои свойства, оттачивать свое поведение, участвуя в разного рода психокоррекционных процедурах типа социально-психологического тренинга. При этом происходит бесконечное развитие личности, не имеющее ни конца, ни цели, но дающее все большие и большие возможности для утонченного самолюбования. Дела душевные. О духовности не вспоминается. Это почти дурной тон. В лучшем случае Вам укажут, что эти вопросы не имеют отношения к теме тренинга (семинара). Но какие же свойства личности столь тщательно шлифуются? Очевидно, те же, которые и измеряются различными вполне научными измерительными процедурами, называемыми тестами. Как видно, здесь мы используем слово «научные» без кавычек, и это совершенно оправданно. Тесты действительно являются высоконаучными, точными и надежными измерительными процедурами, но только в пределах их применимости. За этими пределами использование результатов тестовых обследований является непозволительным и опасным для личности обследуемого, что мы и намерены показать ниже. Различия выявляются лишь тогда, когда полученные оценки свидетельствуют о чрезмерной выраженности того или иного свойства, что уже является сигналом возможности отклоняющегося поведения. Однако правомерно ли использовать тестовое обследование личности человека, у которого не наблюдается отклоняющееся поведение (мы не касаемся здесь вопросов профессионального отбора по психофизиологическим или интеллектуальным характеристикам, таким как скорость реакции или принятия решения, распределение внимания, уровень интеллекта и др.). Исследуем этот вопрос на примере широко используемого при приеме на работу вопросного теста MMPI. Главное, на что мы хотели бы обратить здесь внимание, — это незаметное на первый взгляд формирование специфической предустановки в каждом вопросе. Испытуемый как бы насильственно помещается в некоторую по существу моральную позицию, которую он обязан принять для того, чтобы дать ответ на тестовый пункт. Приведем несколько примеров вопросов из теста MMPI (версия 566 вопросов). Вопрос N 17: мой отец — хороший человек (да, нет). Вопрос N 67: другие мне кажутся счастливее меня (да, нет). Вопрос N 117: большинство людей честны только потому, что боятся наказания (да, нет). Вопрос N 195: не все, кого я знаю, мне нравятся (да, нет) (см. 5). Таких вопросов в тесте достаточно много и все они объединены одной общей установкой, которая возникает сразу после прочтения вопроса, а именно необходимостью в той или иной мере осудить окружающих. То, что этот момент остается неучтенным при обработке результатов опроса, приводит к существенной путанице в ответах, которая может быть вскрыта при психодинамическом анализе поведения человека в ситуации ответа. Итак, сразу после прочтения подобного вопроса первым внутренним побуждением человека является принятие или непринятие установки на осуждение (в данном случае других людей). При этом отказ от осуждения — не знаю я, почему люди честны, не мое дело судить отца, не имею морального права судить, кто мне нравится, а кто не нравится, не желаю даже думать об этом (Христос запретил даже судить, а не только осуждать других людей) — приводит к ответу «нет». Но это не единственный психологический путь, приводящий к отрицательному ответу. В случае принятия позиции осуждения также может быть получен ответ «нет», например, в вопросах типа N 117, а именно люди честны не потому, что боятся наказания, а потому что это им выгодно. Моральный закон внутри человека здесь, напротив, попирается, осудительная позиция налицо, но ответ одинаков. Наконец, ответ «да» означает прямое осуждение. Люди честны только потому, что боятся, мой отец плохой человек, мне никто не нравится, все счастливее меня и т. п. (в зависимости от формулировки вопроса распределение ответов «да», «нет» может быть противоположным, но это не меняет сути дела: мой отец — хороший человек… мой отец — плохой человек… Здесь уместно вспомнить, что слово «хамство» происходит как раз от имени библейского персонажа, осудившего своего отца, но такой шкалы нет в тесте).

Каждый отдельный вопрос требует конкретного логико-психологического анализа микродинамики ответа, так как скрытая моральная предустановка специфична для каждого вопроса даже в рамках общего нравственного императива (осуждения, эгоизма, ипохондрии и др. встречающихся в тесте MMPI). В качестве примера проанализируем вопрос N 306: я получаю от окружающих столько сочувствия, сколько заслуживаю (да, нет). Здесь нравственный императив в поле смирения — осуждение порождает предустановку с акцентом на позиции смирения. Принятие позиции смирения может повлечь ответ «да», означающий, что испытуемый получает столько сочувствия, сколько заслуживает и даже больше (в зависимости от глубины смирения). Но та же позиция смирения (весьма глубокого) может вести и к ответу «нет», означающему, что испытуемый считает получаемое им сочувствие значительно превышающим его незначительные заслуги. Точно так же и принятие противоположной позиции осуждения, основанного на гипертрофированном самолюбии, может вести как к ответу «нет», означающему прямое осуждение окружающих, так и к ответу «да», означающему, что испытуемый получает ровно столько, сколько заслуживает, хотя сочувствие по определению должно быть большим, а следовательно, окружающие все-таки черствые люди. Здесь еще яснее становится, что недоучет морально-нравственной (в пределе религиозной) предустановки вопроса (т. е. собственно духовности, а не душевности человека) ведет к полной неопределенности значения ответа, а именно с абсолютно противоположных позиций может быть дан одинаковый ответ и наоборот. Ниже мы подтвердим это экспериментально. А именно приведем данные, что характер ответов даже в самом коротком варианте MMPI (71 вопрос), рекомендованном приказами Минюста для использования в практике обследования осужденных, явно зависит от их национальной и религиозной принадлежности. В целом же вопрос о том, как понимали создатели объемных тестов для исследования личностных свойств человека (прежде всего MMPI, но также и др.) роль в выборе ответа морально-нравственной позиции человека, остается неясным. При этом очевидно, что вряд ли кому придет в голову вообще отрицать влияние моральных установок на даваемые ответы. Однако тот факт, что об ориентации, например, теста MMPI в поле нравственных императивов ничего не говорится его авторами, не означает, что таковой ориентации вовсе не существует. Для того чтобы разобраться, какова она, достаточно встать на определенную духовную позицию и рассмотреть все предлагаемые вопросы под этим углом зрения. Мы будем опираться на православное христианское мировоззрение, исторически усвоенное Россией. (Очевидно, что на фоне десяти веков традиций христианского православного воспитания и образования 70 лет безбожия выглядят лишь как кратковременное помрачение национального самосознания.) Что же получается в результате? Та вопросная предустановка, которая, возможно, предполагала некоторое психическое отклонение, теперь становится уже личностной, т. е. моральной предустановкой. Для прояснения этого вопроса мы провели следующий своего рода мысленный эксперимент. Отвечая на вопросы теста, мы (встав на вышеозначенную духовную позицию) пользовались имеющимися в православной катехизической литературе (см., напр., Иоанн Крестьянкин) ответами на схожие вопросы, уклоняясь от позиций осуждения, самолюбия, тщеславия, небрежения и других, навязываемых вопросной предустановкой и почему-то очень хорошо укладывающихся в рамки элементарных пособий по построению исповеди. Наиболее коротким и емким был компьютерный ответ по варианту теста MMPI на 71-й вопрос: «Инициативность, сопряженная с лживостью и недружелюбием, эгоцентризм». Варианты из 377 и 566 вопросов отличались развернутым описанием таких особенностей, как неуступчивость, неумение анализировать свое поведение, протест против конвенциональных (а не моральных) норм, снижение настроения и т. д. Очевидно, что по многим позициям интерпретации тестовых результатов психолог-практик сделал бы вывод о необходимости как минимум психологической, а то и психиатрической помощи. На самом же деле ситуация прямо противоположная. Именно верующие воцерковленные люди в полной мере осознают греховность уныния (снижения настроения), следуя словам Апостола: «Всегда радуйтесь».

Критика теста MMPI неоднократно указывала на то, что испытуемый, отвечая на вопросы теста, представляет себе не свое собственное поведение, а некоторую желаемую его модель. В нашем мысленном эксперименте мы всего лишь попытались сделать это явно, ориентируясь при ответах на определенную морально-нравственную модель поведения. Получилось, что в тест все-таки заложена вполне определенная нравственная концепция поведения. С православной точки зрения ее можно назвать позицией малого (тайного) греха. Осуждай, но не слишком, люби себя, но не слишком это выпячивай, будь эгоистом, но разумным, блудодействуй мирно и тайно и т. д. Что касается собственно теста, то при проведении нами второй части мысленного эксперимента, с противоположной позиции огульного осуждения, эгоизма и т. д., мы получили дальнейшее раскрытие морально-нравственной концепции данного тестового опроса. В компьютерной интерпретации результатов было отмечено наличие психопатических отклонений. Здесь (и только здесь) тестовый результат совпадает с выбранной духовно-нравственной позицией и православной духовной практикой, которая издревле свидетельствует, что коснение в грехах осуждения, гордости, самолюбия рано или поздно доводит человека до сумасшествия. Таким образом, психологический анализ с позиции человека как духовного существа подтвердил пригодность вопросных тестов на примере MMPI исключительно к сфере отклоняющегося (в клиническом смысле) поведения. Что же касается неприменимости личностных тестов к нормальному человеку, то об этом говорилось и раньше в традиционной психодиагностике с указанием на тот факт, что тест всегда выдаст некоторую интерпретацию, как ни отвечай, и, следовательно, человеку могут быть приписаны свойства личности, которых он и вовсе не имеет. Это особенно важно для обследования и построения схем психологического консультирования осужденных террористов, для которых само преступление носило характер религиозного действия. К этому на основе вышеизложенного необходимо добавить, что включение в ответ духовно-нравственной позиции, свойственное любому нормальному человеку, приводит к неопределенности распределения ответов («да», «нет») относительно принятой позиции, что может повлечь, в свою очередь, неадекватную тестовую оценку личности. Таким образом, тест (особенно вопросный) как инструмент обследования личности, понимания ее психотерапевтом (вообще консультантом) может при недоучете духовности человека превращаться в препятствие к установлению этого понимания. Возможно, поэтому опытные психотерапевты практически не используют тесты, однако в общей практике психологического консультирования это часто бывает необходимо. Но эта проблема имеет и более общее значение при консультировании вообще. Это установление взаимопонимания с консультируемым. В рамках этого короткого сообщения мы не можем анализировать эту проблему в целом, поэтому ограничимся лишь примером из области консультирования в экстремальных условиях жизнедеятельности обращающихся, т. е. в местах лишения свободы. Главной проблемой здесь является существование особого языка правил жизнедеятельности, называемого «понятия», который создает непреодолимый барьер между вольным (психологом) и осужденным.

Если в колонии существует православная община, то она представляет среди осужденных реальную духовную силу, которая может в положительном направлении влиять на поведение осужденных из самых разных слоев, групп и группировок. Точно так же в других регионах важным фактором такого влияния становится исламистская община, если она окормляется духовным лидером, не связанным с радикальным исламом (ваххабизмом, например). Наиболее важным эффектом представляется тот факт, что на языке религиозного (православного чаще всего) миропонимания администрация может находить общий язык с осужденными, так как никакие воровские «понятия» не выдерживают воздействия православной духовности. Язык православного миропонимания фактически взламывает барьер между осужденным и консультантом-психологом и открывает мощный канал психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Это ведет и к глубине психокоррекционного воздействия, которое теперь захватывает и духовную сферу. Из своей практики психологического консультирования осужденных отметим тот факт, что собственно религиозный барьер (осужденный проповедует ислам, консультант — православие) не являлся существенным препятствием для духовного взаимопонимания. За шесть лет нашей практики в колонии практически никто из освободившихся активных членов православной общины не вернулись в места лишения свободы, хотя у некоторых не было ни дома, ни родных. Обратимся теперь к данным экспериментального исследования осужденных, в основном вовлеченных в террористическую деятельность. Результаты анализа их национально-культурных и религиозных ориентации требуют внесения существенных поправок в практику проведения бесед и консультирования. Попытку такой модификации привычных схем бесед с осужденными с учетом их духовных проявлений мы и предлагаем в данной статье.

Первый и главный факт, который мы хотели бы отметить, заключается в том, что как национальная и религиозная принадлежность человека, вовлеченного в террористическую деятельность, связана с его психоклическими особенностями по концепции MMPI (в смысле Л. Н. Собчик). Этот факт не является таким тривиальным, как кажется, очевидно, что для любой религии адекватны любые люди, но, по нашим данным в результате проведения кластерного анализа всей выборки осужденных за террористическую деятельность, представленность разных национальностей в разных кластерах является различной.

При проведении кластерного анализа по опроснику «Диагностика личностных расстройств» с помощью многофакторного опросника MMPI с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0 было выделено два кластера. К первому кластеру было отнесено 28 человек, ко второму 46 человек. Осужденные, отнесенные к 1-му кластеру, более медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, теряют равновесие в социальных конфликтах, наблюдается тенденция к насаждению своих взглядов. Осужденные, отнесенные ко 2-му кластеру, характеризуются самостоятельностью при принятии решений, уверены в себе, настойчивы, не тревожны, предпочитают работу, не требующую частых перемен, не избегают ответственности. Анализируя психологические особенности осужденных за террористическую деятельность, можно предположить, что осужденные, отнесенные к 1-му кластеру, проявляют психологические особенности, свойственные «исполнителям». По беседам с личным составом ФГУ ФСИН и данным экспериментальных данных нашего исследования, они и ведут себя как исполнители. Осужденные, отнесенные ко 2-му кластеру, проявляют психологические особенности, свойственные «организаторам».

При сравнительном анализе кластеров по опроснику «Мини-Мульт» в зависимости от национальной принадлежности (см. рис. 1) установлено, что в 1-м кластере присутствует больше чеченцев — 54 процента, а во 2-м кластере — русских (54 процента).

Сравнительный анализ данных о зависимости результатов опросника «Мини-Мульт» от религиозной принадлежности (см. рис. 2) дает нам следующую картину. Так, в 1-й кластер попало большинство людей мусульман (57 процентов), и в то же время больше, чем во 2-м кластере, неверующих (11 процентов), во 2-м кластере в равенстве находятся православные (43 процента) и мусульмане (43 процента).

Следует отметить, что вновь выявленные нами аспекты национальной и религиозной принадлежности в зависимости от личностных особенностей осужденных за террористическую деятельность позволяют утверждать следующее.

Та категория испытуемых, которых мы условно назвали «исполнители», в большей степени представлена лицами, определяющими свою национальность как чеченскую, а также они утверждают, что являются по вероисповеданию мусульманами. А та категория осужденных, которую мы условно назвали «организаторами», представлена в большинстве лицами русской национальности, в основном относящая себя к православному вероисповеданию, однако часть из них относит себя к мусульманскому вероисповеданию.

При организации и проведении беседы с осужденным за террористическую деятельность необходимо учитывать вышеизложенные факты. А именно: см. таблицу 1.

По структуре межличностного общения следует отметить четыре существенных экспериментальных факта:

1. В группе осужденных за террористическую деятельность наблюдается снижение обоих показателей «потребности» (термин В. Шутца) включения по сравнению не только с обычными гражданами, но и с другими осужденными (показатели Ie Iw). Проще говоря, ни сам осужденный данной категории не способен (не умеет, нуждается в психологической помощи) включаться в общение, ни кто-то из окружения не испытывает потребности включить его в свой круг общения (см. рис. 3).

2. Наблюдается также снижение показателей эмоциональности (по В. Шутцу «аффективности») общения.

3. Показатели «контроля» в ситуациях общения близки к средненормативным показателям других осужденных и вольных граждан. Однако в отличие от показателей включенности и аффективности, практически не имеющих корреляций с психодинамическими коэффициентами, именно показатель контроля дает огромное число корреляций Д. В. Сочивко (36 значимых корреляций с разными психодинамическими коэффициентами. Следует отметить, что в данной работе мы имеем в виду расширенную концепцию метода расчета психодинамических коэффициентов, которых может быть рассчитано 168. Подробнее см.: Д. В. Сочивко, 2003, 2006). Согласно психодинамическому подходу это может означать, что организация контроля в межличностных отношениях стоит осужденному за террористическую деятельность привлечения очень больших личностных ресурсов. Вся психодинамика этих людей направлена на постоянный контроль межличностных отношений на фоне снижения включения в общение и эмоциональности переживания межличностных отношений.

4. Показатели контроля Се снижены, что означает отказ в принятии решений брать ответственность на себя, что сочетается с обычной для всех осужденных несколько завышенной потребностью подпадать под чужое влияние.

Обратимся теперь к анализу показателей психологических защит осужденного за террористическую деятельность.

При анализе экспериментальных данных по данному направлению, так же как и по всем другим направлениям, следует выделить следующие группы результатов.

Итак, первое: различие по показателям психологических защит личности осужденных за террористическую деятельность и осужденных по самым различным статьям.

Второе: специфические отличности характеристик личности у осужденных за террористическую деятельность как от обычных граждан, так и от осужденных по различным статьям (см. выше).

Общие отличия у осужденных по всем статьям, в том числе и по связанным с террористической деятельностью, заключаются в том, что повышается уровень психологических защит по показателям «отрицание», «подавление» и «рационализация». То есть эти люди не просто говорят, что они ни в чем не виноваты, но и рационализируют свою концепцию невиновности тем, что (далее — следует концепция) воруют все, бандиты — все. В рамках нашего исследования нас не удивляет, что в отношении этих психологических защит (A, B, G) осужденные как за террористическую деятельность, так и по обычным статьям абсолютно одинаковы, однако этот факт необходимо учитывать работникам воспитательных отделов и психологических служб в работе непосредственно с осужденными за террористическую деятельность. Специфика построения этого общения заключается в следующем экспериментальном факте, который удалось установить нашим исследованием.

Таблица 1

Национально-религиозные Учет национально-религиозных особенностей

особенности личности осужденного личности в практике воспитательной и

за террористическую деятельность психокоррекционной работы (как работать)

1. Психологические особенности Необходимо учитывать психологический

личности осужденных за портрет, составленный по национальному

террористическую деятельность признаку, а именно одинаковые психологические

по национальному признаку структурные свойства личности могут приводить

(чеченцы и русские) (см. выше к разным преступлениям, и наоборот. Это

результаты о кластерном анализе значит, что преступник-террорист чеченец и

по методике Мини-Мульт) преступник-террорист русский, совершившие

совершенно одинаковые деяния (подрыв,

убийства и т. д.), являются абсолютно разными

личностями и требуют различной воспитательной

работы.

Специфика анализа личности осужденного

должна быть произведена специалистом —

психологом на основе имеющегося у него

инструментария.

2. Психологические особенности Проявление религиозной терпимости

личности осужденных за сотрудников ФГУ.

террористическую деятельность по Наблюдение за нарушениями этого правила

религиозному признаку. Нежелание является важными для руководящего звена.

брать ответственность на себя (см. Оказание помощи осужденному за

Шутце). Реактивное образование террористическую деятельность должно быть в

(см. выше), что означает развитие первую очередь направлено на обеспечение

тенденции к фанатизму и другим связи с фундаментальными религиями

девиациям поведения (православие, исламизм, буддизм), что оградит

его от дальнейшей деструктуризации личности

(влияние лидеров сект, «магов» и т. д.).

Продиагностировать сформированную

религиозную концепцию осужденного за

террористическую деятельность.

Все вопросы фундаментального

вероисповедания должны быть переадресованы

священнослужителю. Категорически не

рекомендуется проводить духовные беседы

недуховному лицу в местах лишения свободы.

Однако все потребности осужденного должны

быть обеспечены в первую очередь

психологическими службами, социальными,

любыми сотрудниками ФГУ по взаимодействию

с духовным лицом. Но обеспечить

взаимодействие (см. выше взаимодействие

с другими службами) с духовными лицами,

представителями фундаментальных религий

(православие, ислам, католицизм, буддизм).

Рис. 1

Процентное соотношение разных национальностей

в каждом из кластеров по опроснику Мини-Мульт

60

* +

50 * + +

* + +

* + +

40 + * + + 1-й кластер

+ * + * 2-й кластер

* +

30 * +

* +

* +

20 *

+ *

+

10 +

+

0

русский чеченец др. нац.

Рис. 2

Процентное соотношение разных религиозных принадлежностей

в каждом из кластеров по методу Мини-Мультнительный анализ

60

+

+

+ +

50 +

+ +

+

* * * * * * +

40 * + * + 1-й кластер

* + * + * 2-й кластер

* + *

* + * +

30 * + *

* + *+

* + *

* + *

20 *+ +*

* *

+* + *

+ * + *

10 + * *

* + *

* *

* +

0 +* *

неверующий православный мусульманин исповедует иудей буддист

иную религию

Рис. 3

Средние показатели по методике диагностики межличностных

отношений Шутца (адаптация Рукавишникова)

в разных группах осужденных

5.50000

*

5.00000 * * + Ср. тер. ст.

* * * Норм. Ос.

* * * * Ср. сотр.

*

4.50000 * * *

*

* * * *

* +

4.00000 + * * + +

+ + +

+ + * + +

+ * + +

3.50000 + + +

+ *

+ +

+

3.00000

Ie Iw Ce Cw Ae Aw

Рис. 4

Различие средних показателей по тесту психологических

защит в разных группах испытуемых

8.50000

8.00000 *

/ Ср. терр.

* * * Ср. ос. Яр.

7.50000 / Ср. издан

*

7.00000 / /

/ * * *

/

6.50000 */ / /

* * */ /

* *

6.00000 / / / / /

* * *

* * /

5.50000 / / / /

/ * * * /

/ *

5.00000 * / / /

*

/ * * *

4.50000 / / / /

/ *

* * * *

4.00000 / / / /

*

* / / *

3.50000 / / / *

/

* *

3.00000 /

*

2.50000

A B C D E F G H

Шкалы

Таблица 2

Этапы ведения беседы Предлагаемые приемы, средства и методы

психологического, воспитательного и

психокоррекционного воздействия

1. Структурирование ситуации Включить в ситуацию (см. ниже способы) с учетом

его гиперконтроля и низкой эмоциональности общения.

Варианты приемов представляются психологом в

профессиональном обучении сотрудников ФГУ служебной

подготовки. Один из вариантов в качестве примера мы

предлагаем здесь в следующем параграфе.

2. Сбор информации Обсуждение возможных путей решения. Следует

учесть основную функцию психологических защит, а

именно таких общих для осужденных, как «отрицание»,

«подавление» и «рационализация» и такую

специфическую защиту, как «реактивные образования»

(см. методику Плутчика). Это означает, что сбор

информации заканчивается для сотрудника пониманием

того, в чем он должен переубедить осужденного

(схему переубеждения см. ниже).

3. Окончательное определение Изменение рациональных образований, проведение

желательного результата для религиозной работы в прямое общение со

конструктивного личностного священнослужителем, включая благочинных.

роста осужденного (ухода из Формирование жизненных планов, согласованное со

сферы криминального воздействия) службами ФГУ, воспитательный отдел, социальной,

психологической (см. выше).

Проблема зависимости от авторитетов может

быть конструктивно разрешена в психологическом

воздействии на данного осужденного в контакте с

представителями религиозных конфессий, психологом,

приглашенными лидерами культурно-просветительских

мероприятий, контролем переписки, привлечением к

этой работе преподавателей вечерней сменной школы

учреждения и др. (см. выше).

Беседа направлена на повышение у обследуемого

чувства уверенности в себе, в своей значимости и

ценности (см. выше).

Необходимо, чтобы стратегия взаимодействия

психолога с данным типом личности была направлена

на то, чтобы мнение психолога не явно, но

опосредованно стало убеждением самого осужденного,

в то же время у него должна оставаться иллюзия, что

эта убежденность была всегда или что она исходит

от самого осужденного, а психолог лишь выявил и

подтвердил ее правильность.

4. Выработка альтернативных Осознание себя как преступника, совершившего

решений. террористическое деяние. Отказ от давления.

Подбор путей решения Осознание придет через год, через два, к этому надо

личностно-ориентированной быть готовым (см. выше). Тем не менее этот пункт

установки на выживание (этот является одним из самых важных. Если вы добились

пункт направлен на формирование изменения в установке на альтернативное решение

новой психодинамики личности даже в простом проговоре, немедленно подключите

в смысле Д. В. Сочивко, т. е. психологическую службу, начальника отряда,

изменение духовности личности) религиозных деятелей…

Изменение криминальной Вследствие нарушений у осужденных за

направленности и деструктивности террористическую деятельность включения в

личности социальные контакты и принятия ответственности за

принятие решений необходимо обучить их приемам

рационального взаимодействия с обществом,

установлению социальных контактов, так как по

полученным нами данным именно механизм ожидания

(см. выше), зависимость от авторитетных личностей

является центральным в психологических особенностях

личности осужденных (см. выше). Рекомендуем

полученные результаты от обучения осужденных

присоединять к будущей жизни на свободе. Приемы

присоединения к будущему предложены ниже в рамках

психотехник НЛП. В рамках своей работы можно

использовать техники подстройки к будущему других

психологических направлений (гештальттерапии,

психоанализа и т. д.).

Различия по показателю реактивных образований (Н) являются существенными (и статистически значимыми) между группами обычных осужденных (обычных граждан) и осужденными за террористическую деятельность, у них они выше. Эти результаты могут быть использованы как в организации плана беседы сотрудников ФГУ с осужденным, так и всей психокоррекционной работы специалистов. Воспроизведем здесь те схемы взаимодействия с осужденными, которые обычно исследуются, и предложим для каждого этапа те действия, которые могут осуществить:

1) весь персонал учреждения;

2) дипломированные специалисты-психологи.

Еще раз повторим, то специальное обучение активным методам формирования конструктивной позиции личности осужденного за террористическую деятельность как для психологов, так и для специалистов других служб может быть организовано на базе Академии ФСИН России.

В данной статье мы попытались лишь обозначить проблему духовно ориентированного консультирования в местах лишения свободы и предложить некоторые подходы к ее дальнейшей разработке.

——————————————————————