Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности

(Муталиева А. А.) («Предпринимательское право», 2006, N 2)

ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. МУТАЛИЕВА

Муталиева А. А. — старший преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета Якутского государственного университета, стажер кафедры предпринимательского права МГУ.

Туризм (от франц. — поездка, прогулка) — многогранное социально-экономическое явление, сущность которого может проявляться в экономическом, социальном, правовом аспектах. Реализуя провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления предпринимательства — туристской деятельностью. Туристский бизнес — одна из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel and Tourism Council), в 2005 г. доля туризма в мировом ВВП составила 11%, доля занятых в туризме от общего числа экономически активного населения — 8,3%, доля туристских расходов в общем потреблении товаров и услуг — 10%, доля инвестиций в туристский сектор — 9% <*>. С экономической точки зрения привлекательность туристского бизнеса для субъектов предпринимательства — в небольшом размере стартового капитала и быстрой окупаемости вложенных средств. ——————————— <*> Елеева З. Тенденции развития международного туризма в 2005 — 2015 // Туризм. N 9. 2005. С. 17.

Расширение границ туризма и возможностей осуществления предпринимательства в целом, а также необходимость формирования современной туристской индустрии потребовали правового регулирования туристской деятельности. Закрепление в Конституции положений о свободе передвижения (ст. 27), праве на отдых (ст. 37), необходимости укрепления здоровья населения (ст. 41) имело огромное значение для формирования туристского законодательства <1>. Основными законодательными источниками правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II <2>, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» <3>, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» <4>, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <5>, Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» <6>, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» <7>, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» <8> и этот перечень может быть продолжен. Туристская деятельность, являясь предпринимательской, регулируется нормами таможенного, налогового, земельного, экологического, административного законодательств. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // Российская газета. 1993. 25 дек. <2> Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410. <3> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491. <4> Закон Российской Федерации. 1992. N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. 16 января. <5> Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029. <6> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133. <7> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 1834-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140. <8> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Отношения в сфере оказания туристических услуг впервые на законодательном уровне были урегулированы гл. 39 «Возмездное оказание услуг» части II Гражданского кодекса Российской Федерации, где в п. 2 ст. 779 ГК РФ наряду с медицинскими, аудиторскими, консультационными и т. д. прямо указаны и услуги по туристическому обслуживанию. Специальный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», регламентирующий отношения в сфере осуществления туристской деятельности, был принят 04 октября 1996 г. Вопросы о юридической сущности отношений, складывающихся в области туризма, применяемый в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятийный аппарат вызывали и до сих пор вызывают оправданную критику, как со стороны специалистов туристского бизнеса, так и со стороны правоведов. Целый ряд федеральных законов, посвященных регулированию отдельных видов предпринимательской деятельности, так же как и Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяют основные понятия, используемые в той или иной сфере деятельности. Это установлено для правильности толкования и правоприменения норм закона, чего нельзя сказать о понятиях, закрепленных в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Так, неоднократно поднимались вопросы, касающиеся закрепленных в законе понятий «тур» и «туристский продукт», противоречий между нормами Гражданского кодекса и закона относительно предмета договора туристического обслуживания и соответственно применения положений об ответственности туристский организаций за качество оказываемых услуг и т. д. <*>. ——————————— <*> См.: Парций Я. Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М.: Фонд «Правовая культура», 1998. С. 11; Волошин Н. И. Правовое регулирование в туризме: Учебник. М.: Советский спорт, 2004. С. 80 — 82; Писаревский Е. Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток: Институт международного туризма, 1999. С. 110 — 117.

Так, в качестве примера можно привести выделенные в Законе понятия «тур» и «туристский продукт». Под туром понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию, экскурсионные услуги и т. д., туристский продукт — это право на тур, предназначенное для реализации туристу. Исходя из того что взаимоотношения между туристом и туристской фирмой — это отношения по возмездному оказанию услуг, регулируемые ст. 779 Гражданского кодекса РФ, и предметом соответствующего договора является оказание услуг, то речь должна идти о реализации тура (комплекса услуг), а не туристского продукта (права на услуги). Кроме того, если «тур» определен в законе как комплекс услуг, то необходимо указать, какие туристские услуги должны быть включены в данный комплекс. На сегодняшний день существует большое количество научной литературы, посвященной особенностям управления, маркетинга, менеджмента туризма, и в практической деятельности туристских фирм уделяется больше внимания тонкостям и объемам продаж, бухгалтерскому учету и налогообложению туристской деятельности. Вместе с тем недостаточно правовой литературы, научных исследований, учебных пособий, раскрывающих содержание нормативно-правовой базы, учитывающих правовые аспекты осуществления туристской деятельности. Однако именно правовая подготовленность субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, позволяет избежать большинства наиболее распространенных ошибок, обеспечить эффективное удовлетворение потребностей в соответствующих услугах, добиться успеха в конкурентной борьбе и в конечном итоге достичь основной цели — получения предпринимательского дохода. Первое организованное путешествие было предпринято англичанином Томасом Куком в 1841 г. Это был групповой тур на отдых по железной дороге, в котором приняло участие 570 человек. Интересна точка зрения В. Сапруновой, что Томас Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза <*>. Так или иначе, именно с его именем связывают зарождение туристской деятельности как особой сферы предпринимательства. ——————————— <*> Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1998. С. 11.

Туристская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности с присущими ей признаками: самостоятельность туристской деятельности, осуществление деятельности на свой риск, направленность на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг, государственная регистрация субъектов туристской деятельности. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не содержит прямого указания на то, что туристская деятельность является предпринимательской. Это положение вытекает из анализа нормы ст. 11 вышеуказанного Закона, регламентирующей возможность объединения туроператоров и турагентов в целях координации их предпринимательской деятельности. В 2003 г. Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму был предложен Проект нового Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации». В данном Проекте разграничены категории «туризм» и «туристская индустрия». Под туризмом понимаются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на отдых, свободу передвижения, а туристская индустрия — это понятие, охватывающее отношения, складывающиеся в связи с осуществлением туристской деятельности как сферой предпринимательства. Однако на сегодняшний день Проект закона не утвержден, и мы руководствуемся положениями Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Для определения понятия туристской деятельности необходимо обратиться к норме Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Так, под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Таким образом, можно выделить три основных вида туристской деятельности: — туроператорскую — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта; — турагентскую — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта; — иную деятельность по организации путешествий. Понятия «иная деятельность по организации путешествий» закон не содержит. Кроме того, в сфере государственного регулирования туристской деятельности закон указывает на необходимость лицензирования только туроператорской и турагентской деятельности. Представляется необходимым для правоприменительной практики четко законодательно определить понятие «иная деятельность по организации путешествий». Из контекста данной нормы следует, что и туроператорская, и турагентская — это виды деятельности по организации путешествий, включающие формирование, продвижение, реализацию туристского продукта. Под формированием туристского продукта следует понимать действия субъекта по приобретению прав на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги. Под продвижением туристского продукта понимается комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в выставках, организация информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое). Под реализацией понимается продажа туристского продукта непосредственно туристу. Гражданское законодательство не содержит определения понятия прибыли — основной цели осуществления предпринимательской деятельности. В ст. 247 Налогового кодекса РФ прибыль для российских организаций определена как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов <*>. Прибыль туроператора формируется из разницы между ценой покупки туристского продукта у субъектов, непосредственно оказывающих туристские услуги, и продажи туристского продукта туристу. Прибыль турагента формируется как сумма комиссионного вознаграждения за реализацию, которую они получают от туроператоров. ——————————— <*> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Нет единства относительно источника получения систематической прибыли и правовой формы договора между туристом и туристской фирмой. Как уже было сказано выше, с принятием части II Гражданского кодекса отношения в сфере туризма урегулированы гл. 39 «Возмездное оказание услуг», которая облекает отношения между туристами и туристскими организациями в форму договора оказания услуг. В то же время Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» правовой формой определяет договор розничной купли-продажи, устанавливая в ст. 6 право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта. В розничной купле-продаже продавец не отвечает перед покупателем за недостатки товара, которые возникли в результате действий третьих лиц. По договору оказания услуг у заказчика (туриста) возникает право по отношению к исполнителю (туроператор, турагент) требовать оказания последним определенных туристских услуг (совершения определенных действий, осуществления определенной деятельности). Исполнитель же обязан предоставить обусловленные в договоре услуги в полном объеме, а если часть из них в силу договора оказывает третье лицо (связанное договорными отношениями только с исполнителем), он все равно обязан обеспечить их качество. А. Ю. Кабалкин причину создавшегося положения видит «в нежелании отвечать за действия своего партнера по туристическому бизнесу» <*>. ——————————— <*> Кабалкин А. Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3. С. 15.

Судебная практика исходит из того, что отношения между покупателем тура и турфирмой должны рассматриваться в контексте гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». В случае спора суды применяют положения гл. 3 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» — «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)». Кроме того, учитывая, что туристская деятельность является предпринимательской, необходимо отметить, что к туристским организациям применяется положение, предусмотренное п. 3 ст. 401 ГК РФ, устанавливающее повышенную ответственность туристских организаций за нарушение обязательств по договору. В соответствии с данной нормой, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника. Таким образом, если пансионат, отель, организации общественного питания и другие организации, оказывающие непосредственно услуги по размещению, питанию туриста предоставят услуги ненадлежащего качества, ответственность за неисполнение условий договора ложится на туристские организации. Обращаясь к такому признаку, составляющему определение предпринимательской деятельности, как государственная регистрация, хотелось бы согласиться с мнением А. Я. Курбатова, что это не сущностный признак, а требование к осуществлению деятельности <*>. Порядок регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <**>. ——————————— <*> Курбатов А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: ЦентрЮрИнфоР, 2001. С. 120. <**> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Законодательство не дает понятия «туроператор» и «турагент», их можно определить, исходя из анализа существующего законодательного определения «туроператорской» и «турагентской» деятельности: туроператор — это субъект, осуществляющий деятельность по формированию, продвижению, реализации турпродукта; турагент — субъект, осуществляющий деятельность по продвижению, реализации турпродукта. В качестве туроператоров или турагентов могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Закон не устанавливает особых требований к организационно-правовым формам туристских организаций, более того, нет указания на коммерческую направленность данного вида деятельности, то есть они могут создаваться в любых организационно-правовых формах, юридических лиц, предусмотренных законом, даже некоммерческих. Представляется необходимым законодательно устранить данный пробел, указав на то, что туристская деятельность является предпринимательской деятельностью. Государство на законодательном уровне признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. В ст. 4 вышеуказанного Закона определены способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним отнесены: — создание нормативно-правовых актов; — содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристском рынках; — защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности, лицензирование, стандартизация, сертификация; — инвестиционное, налоговое, таможенное регулирование; — и иные способы, применяемые в порядке, установленном законодательством. Одним из приоритетных направлений государственного регулирования являются поддержка и развитие въездного туризма. Россия имеет огромные возможности для развития въездного туризма: разнообразие природных ландшафтов, большое количество заповедников, национальных парков, богатство культурных памятников. Однако в России прослеживается преобладание выездного туризма над въездным. Это объясняется рядом причин, в числе которых можно назвать политическую нестабильность, неразвитость туристской инфраструктуры, низкое качество обслуживания. Въездной и внутренний туризм только тогда начнут развиваться на должном уровне, когда государство будет на практике внедрять в жизнь провозглашенные законом приоритеты государственной политики в области туризма: вкладывать деньги в строительство санаториев, профилакториев, других мест отдыха и развлечений, предоставлять налоговые льготы, создавать благоприятные условия для инвестиций в сферу туризма, содействовать кадровому обеспечению данной сферы. Однако в соответствии с п. 41 ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <*> признаны утратившими силу положения Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определявшие такие составляющие государственного регулирования туристкой деятельности, как: ——————————— <*> Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

— прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; — предоставление льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РФ; — предоставление льгот социального характера отдельным категориям туристов. Таким образом, провозгласив законодательно туризм как одну из приоритетных отраслей экономики России, государство по истечении десяти лет тем не менее так и не выработало единой политики по развитию данной отрасли. Финансирование целевой программы на 1999 — 2005 гг. «Развитие туризма в Российской Федерации» в 2003 г. было прекращено, а согласно пп. б п. 11 ст. 1 Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» <*> с 1 января 2007 г. будет прекращено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. В соответствии с данным законом предусматривается значительное сокращение количества лицензируемых видов деятельности с целью устранения избыточного государственного регулирования предпринимательской деятельности. ——————————— <*> Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 27. Ст. 2719.

Еще при обсуждении законопроекта об отмене лицензирования мнения представителей туристского бизнеса разделились, одни считали что, существующая система лицензирования — это не более чем формальность, и необходимо ее отменить, другие — что необходимо не только сохранить механизм лицензирования, но и ужесточить лицензионные требования. Против отмены лицензирования туристской деятельности выступали Российский союз туриндустрии — крупнейшее объединение предпринимателей сферы туризма, Торгово-промышленная палата России. Следует отметить, что вышеуказанный Закон вступает в противоречие со ст. 4 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяющей лицензирование как способ государственного регулирования туристской деятельности. Однако еще в течение одного года лицензирование туристской деятельности будет осуществляться. Органом, уполномоченным на лицензирование туристской деятельности, является Федеральное агентство по туризму. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» <*>. ——————————— <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 7. Ст. 695.

Лицензирующий орган предъявляет лицензиату определенные требования и условия. В целом они одинаковы и для туроператоров, и для турагентов. Это определенные требования к штату сотрудников туристских фирм: наличию специального образования, стажа работы в области туризма; требования о необходимости доведения до каждого туриста исчерпывающей информации о туре и правилах пребывания; оказания туристских услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства РФ; наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием. Статья 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит критерии определения лицензируемых видов деятельности: «К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Возникает закономерный вопрос, какие непосредственные действия субъектов туристской деятельности могут нанести ущерб жизни и здоровью граждан, публичным интересам государства. Ни туроператор, ни турагент не оказывает непосредственных услуг по перевозке, гостиничному размещению, питанию туристов. Совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей туриста можно назвать туристским обслуживанием. Этим занимаются лица, предоставляющие отдельные услуги и располагающие для этого необходимыми средствами. Именно они могут нанести туристу ущерб ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию соответствующих услуг. Представляется, что нецелесообразно включать туроператорскую и турагентскую деятельность в перечень лицензируемых видов деятельности, исходя из данного критерия определения. Согласно ст. 6 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление своих полномочий по лицензированию. Если на практике такое право реализуется, то соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ осуществляет и контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Если же такого соглашения не заключено, то каким образом исполнительный орган РФ может осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований и условий субъектом, осуществляющим свою деятельность на территории субъекта РФ? Несомненно, что существующий механизм лицензирования туристской деятельности требует реформирования, однако на сегодняшний день это единственный действенный способ государственного регулирования и мера по предупреждению проникновения на туристский рынок недобросовестных предпринимателей. В туризме присутствует множество потребительских рисков, связанных с возможностью нанесения ущерба правам и законным интересам, здоровью и имуществу граждан. В законодательстве о туристской деятельности в настоящий момент отсутствуют какие-либо иные, кроме лицензирования, механизмы государственного регулирования. В связи с этим замена лицензирования другими способами государственного регулирования, а также саморегулирования должна сопровождаться изменениями и дополнениями в законодательстве. В последнее время широко дискутируется вопрос о введении механизма финансовых гарантий, когда субъекты туристской деятельности будут нести финансовую ответственность по своим обязательствам перед клиентами. Несомненно, существующая ныне система лицензирования требует кардинального реформирования, и механизм финансового гарантирования мог бы стать ей достойным дополнением. Суть механизма финансовых гарантий состоит в следующем: субъект, осуществляющий туристскую деятельность, обязан осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение на случай причинения убытков туристам. В Законопроекте «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» определены размеры страховых сумм от 5% планируемого дохода туроператора, но не менее 100000 рублей до 10%, но не менее 30000000 за 12 месяцев. Стандартизация и сертификация наряду с лицензированием являются способами государственного контроля качества и безопасности предоставляемых услуг. 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон N 184-ФЗ «О техническом регулировании», в связи с чем утратили силу Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» <*>. ——————————— <*> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Туристские услуги в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона относятся к группе объектов технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке. Из этого следует, что должны считаться фактически утратившими силу положения Закона о туристской деятельности, касающиеся стандартизации и сертификации, а также все иные нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательные требования к туристическим услугам и проведение в их отношении обязательной сертификации. «Вместе с тем представляется, что решения, принятые законодателем в отношении нормирования требований и сертификации работ и услуг, являются ошибочными, — считает Я. Е. Парций, — поскольку при их осуществлении остается проблема обеспечения безопасности. А эти вопросы не могут решаться в добровольном порядке, они требуют государственного регулирования» <*>. ——————————— <*> Парций Я. Е. О стандартизации и сертификации в области туристической деятельности // Законодательство и экономика. 2003. N 8. С. 35.

Туристская деятельность стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Поэтому государство должно уделить больше внимания на разработку целенаправленной программы по поддержке развития туристской деятельности в Российской Федерации. В данной статье названы только некоторые проблемы правового регулирования туристской деятельности. Приходится констатировать, что нормативные источники не соответствуют современным темпам развития экономики в целом и туристской сферы в частности. Расширение рынка туристских услуг, принимаемые государством меры по развитию туризма в России выявили насущную потребность в изменении законодательного регулирования туристской деятельности. Закончить хотелось бы позитивным прогнозом Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel and Tourism Council). Эксперты совета считают, что, несмотря на наличие проблем с туристской инфраструктурой, российский туристский рынок будет бурно развиваться, переживет в ближайшие десять лет инвестиционный бум и войдет в тройку мировых лидеров по инвестициям в туротрасль <*>. ——————————— <*> Елеева З. Тенденции развития международного туризма в 2005 — 2015 // Туризм. 2005. N 9. С. 16.

——————————————————————