К вопросу о псевдоправомерном обороте наркотиков

(Владимиров В. Ю.) («Наркоконтроль», 2007, N 1)

К ВОПРОСУ О ПСЕВДОПРАВОМЕРНОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ

В. Ю. ВЛАДИМИРОВ

Владимиров В. Ю., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, г. Москва.

В последние годы в некоторых субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Южного и Центрального федеральных округов, довольно широкое распространение получили наркотические средства опийной группы, получаемые из примесей, содержащихся в семенах кондитерского мака. В 2005 — 2006 гг. распространение этих наркотических средств шагнуло далеко за пределы не только Южного федерального округа, но и европейской части России. По данным наркологических служб субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, проблема потребления ацетилированного опия, произведенного из семян кондитерского мака, возникла примерно во втором полугодии 2002 г. Наркотики, изготавливаемые из семян, отличаются высокой токсичностью с быстрым наступлением психической и физической зависимости. Для клиники данного вида наркомании характерны тяжелые осложнения, в том числе психические, а также быстрое исчезновение и деформация видимых вен. Учитывая компоненты, входящие в состав такого вида наркотиков, возрастает процент тяжелых осложнений — наркотической комы со смертельным исходом. По данным ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, контингент лиц, употреблявших наркотические вещества, до 2001 г. составлял от 19 до 45 лет. В настоящее время «тяжелые» наркотические средства употребляют лица от 14 до 45 лет. Статистика Минздрава республики свидетельствует, что более 65% состоящих на учете и лечении лиц — больные опийной наркоманией. В Республике Северная Осетия — Алания, по данным мониторинга лиц, больных наркоманией, около 90% обратившихся за амбулаторной, стационарной и консультативной помощью употребляют наркотик из переработанных зерен кондитерского мака. В Краснодарском крае с августа по декабрь 2003 г. в учреждениях Минздрава оказывалась медицинская помощь 751 человеку, из них 371 нуждался в помощи вследствие употребления препаратов, изготовленных на основе семян пищевого мака, что составило 49% от общего числа больных. А с января по апрель 2004 г. — 563 лицам, из них вследствие употребления экстракта опия, полученного из семян мака, — 507 (91,1%). Отмечается увеличение количества выявленных фактов потребления ацетилированного опия данного вида в других регионах округа, где раньше подобные случаи были единичными. Наиболее объемные поставки мака кондитерского, содержащего в смеси маковую солому либо имеющего загрязнение зерен млечным соком, отмечались из Чехии, Турции и Голландии. Значительному росту наркомании способствуют возможность легального приобретения семян мака, простота и доступность кустарного способа «вытяжки» из этих семян алкалоидов опия и низкая себестоимость получаемого при этом наркотика. Цена одного килограмма кондитерского мака на территории Южного федерального округа в среднем составляет 250 — 300 руб. Из одного килограмма семян изготавливаются 2 — 3 дозы ацетилированного опия. Стоимость наркотической дозы при этом не превышает 100 руб. Результаты экспертных исследований показали, что источником наркотических средств в упаковках семян мака является наличие в них незначительного количества (на уровне долей процента) частиц семенных коробочек, стеблей и листьев мака или загрязнение их млечным соком. В некоторых случаях наркоманы изготавливают до трех разовых наркотических доз из одной заводской упаковки, в которую расфасованы семена мака. По нашему мнению, с криминалистической точки зрения налицо «фальсификация назначения» <1> — создание ложной информации об объекте и его криминальное видоизменение (или осознанное сокрытие данной информации), которая приводит к псевдоправовому обороту наркотических средств, когда под видом пищевого продукта идет легальное распространение запрещенных к обороту наркотических средств (маковой соломы). Этот прием криминализации общественных отношений опробован в недавнем прошлом некоторыми оружейниками, максимально заинтересованными в освоении рынков сбыта своей продукции как в России, так и за рубежом. При помощи фальсификации назначения в псевдоправомерный оборот успешно вводились многие образцы клинкового и ударно-раздробляющего холодного оружия, огнестрельное и газовое оружие. ——————————— <1> Владимиров В. Ю. Теория и практика криминалистического оружиеведения. Серия «Криминалистика: вчера, сегодня, завтра» / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 2003. С. 63. «Под фальсификацией (от лат. falsificate — подделывать) понимается подделка, создание ложной информации или ее носителей. Способами сокрытия преступления путем фальсификации служат: заведомо ложные показания; заведомо ложные сообщения; заявление, донос; СОЗДАНИЕ ложных следов и иных вещественных доказательств: полная или частичная подделка документа; подмена, дублирование объектов; частичное уничтожение объекта с целью изменения его внешнего вида, ФАЛЬСИФИКАЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ (выделено авт. — В. В.) и т. п.» (Белкин Р. С. Криминалистика: Проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М.: Юрид. лит., 1988. С. 219).

Аналогичный прием (фальсификации назначения) сокрытия следов преступления использовали члены устойчивой ОПГ в Украине, которые специализировались на производстве и реализации контрафактных медицинских препаратов <2>. ——————————— <2> В киевских аптеках продавали пилюли с коноплей // «Комсомольская правда» в Украине». 2006. 17 авг.

Преступники в частном гараже установили оборудование для смешивания и экстракции различных трав, в т. ч. конопли, которые добавляли в различные «препараты», реализуемые как бронхолитические лекарства, валокордин (для сердечников), лидокаин (обезболивающее). При этом, по мнению сотрудников, осуществляющих расследование, вероятно, люди, употреблявшие препараты с марихуаной, попадали в зависимость и были вынуждены постоянно покупать средства в тех же самых аптеках. Но это только рабочая версия. К огромному сожалению, из-за достаточно инерционного процесса определения мер контроля над каким-либо веществом складывается парадоксальная ситуация, при которой это вещество может длительное время находиться в «криминальном» обороте вполне легально. Так, присутствие указанных примесей не регламентируется действующими в настоящее время нормативными документами, в частности ГОСТом 12094-76 «Мак масличный для переработки», утвержденным Постановлением Госкомитета стандартов СМ СССР от 3 ноября 1976 г. N 2492. Вместе с тем эти примеси контролируются по диспозиции «маковая солома» Списка 1 «Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых на территории Российской Федерации запрещен» Перечня наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2006 г. N 421 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, при которой семена мака снотворного как наркотическое средство или психотропное вещество на территории Российской Федерации не контролируются, однако эффективно используются наркоманами для камуфляжа смеси, содержащей маковую солому, в качестве сырья для получения наркотиков, за незаконный оборот которых предусмотрена административная или уголовная ответственность. Данная проблема неоднократно обсуждалась с председателем Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН) Э. А. Бабаяном. В результате ПККН обратился в Госстандарт России с требованием пересмотра нормативных документов на семена мака с указанием о необходимости ужесточения требований по обеспечению отсутствия в семенах так называемого кондитерского мака наркотических веществ (морфин, опий и др.) и остатков соломы мака (Протокол от 23 января 2004 г. N 1/90-2004). Своим решением ПККН (протокол N 3/89-2003 от 21 ноября 2003 г.) установил порядок, при котором в соответствии с резолюцией Экономического и Социального Совета ООН экспортер должен быть зарегистрирован в Международном комитете по контролю наркотиков ООН как производитель — государство, культивирующее мак. Экспортер должен представить сертификат качества на поставляемые партии семян мака, с обязательным указанием об отсутствии в этих партиях наркотических веществ или примесей соломы и остатков коробочек мака. Импортер при ввозе семян мака должен проводить обязательный контрольный анализ на наличие или отсутствие в них примесей, содержащих наркотические средства. Импортер должен сравнивать данные сертификата качества экспортера семян мака с результатами анализа и при их несоответствии в установленном порядке возвратить продукт экспортеру. Нами проведена работа по выработке критериев достаточности отнесения конкретного количества наркотикосодержащих примесей в семенах мака, чтобы однозначно решить вопрос о том, с какого установленного количества этих примесей будут вводиться меры контроля над партией семян мака. При этом особое внимание уделяется разработке механизма определения мер контроля на основе оценки признаков или свойств исследуемых объектов (веществ), а также по обеспечению тщательной очистки семян мака, предназначенных для пищевого (кондитерского) использования, в целях исключения наличия в них примесей в виде маковой соломы. До настоящего времени результаты экспертных исследований, проведенные по изъятым семенам мака, расфасованным в заводские упаковки, в большинстве случаев не позволяли отнести семена к наркотическим средствам. Соответственно, не было формальных оснований для задержания граждан, причастных к псевдоправомерному торговому обороту мака. При исследовании использовались Методические рекомендации «Определение вида наркотических средств, получаемых из конопли и мака», утвержденные Постоянным комитетом по контролю наркотиков (Протокол от 6 февраля 1995 г. N 36). Методика разработана для исследования маковой соломы, в которой количество исследуемой пробы составляет до 0,5 г. На наш взгляд, применение указанной методики к исследованию семян мака с наркотикосодержащими примесями не вполне корректно — по указанной методике должны исследоваться макроколичества наркотика, в данном случае — микроколичества наркотика в инертном наполнителе либо его наслоении на нем. Применение газохроматографического метода исследования по количественному определению морфина в семенах мака, как это было, например, в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Воронежской области, позволило рассчитать его количество на всю упаковку и затем на партию. Применение этого метода является наиболее предпочтительным. В настоящее время ЭКУ ФСКН России такая методика разработана и утверждена в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Необходимо отметить, что, как правило, количество морфина в одной упаковке не является достаточным для возбуждения уголовного дела, но, если это касается партии упаковок семян мака пищевого, общее содержание морфина может быть отнесено к особо крупным размерам. В настоящее время осуществляется ряд совместных с МВД России мероприятий, направленных на пресечение попыток использования расфасованных в заводские упаковки семян мака в качестве сырья для незаконного производства наркотиков: разработаны методические рекомендации, позволяющие определять в упаковке мака пищевого микроколичества всех наркотически активных алкалоидов опия; подготовлены предложения по определению минимального количества наркотически активных алкалоидов опия, получаемых из определенного количества семян мака (например, из упаковки или 100 г продукта) с целью отнесения его к средним разовым дозам потребления наркотических средств и психотропных веществ Списков I, II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2006 г. N 421 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Растений рода мак (sp. Papaveraceae) в настоящее время насчитывается 110 видов, они делятся на многочисленные подвиды, каждый из которых включает большое число сортов. Большинство из них используется человеком как декоративные растения. Мак снотворный (опийный), кроме этого, применяется в качестве масличного сырья и источника популярного в народе продукта — семян мака. Однако наиболее широко этот вид известен как источник ряда алкалоидов — лекарственных препаратов (опий, морфин, кодеин) и наркотиков, главным образом героина. Высушенный млечный сок данного вида растений (опий) имеет следующий химический состав: морфин 5 — 20%; кодеин 1 — 5%; тебаин 1 — 4%; папаверин 1 — 6%; носкапин 4 — 15%; другие алкалоиды 0,5 — 2% (более 40 веществ); влага 8 — 30%; зола 4 — 8%; камедь и другие водорастворимые вещества 40 — 60%; меконовая кислота 5 — 10%; смолы 5 — 10%; жиры 1 — 4%. Первые пять веществ имеют общепринятое название «опийные алкалоиды». Алкалоиды морфин и кодеин являются основными алкалоидами мака снотворного (Papaver somniferum L), минорными алкалоидами мака щетинконосного (Papaver setigerum D. C.) и других видов мака, например Papaver decaisnei и Papaver rhoeas. Алкалоиды кодеин и неопин присутствуют в маке прицветниковом (Papaver bracteatum Lindl). Тебаин и орипавин являются основными алкалоидами мака восточного (Papaver orientale L.) и мака прицветникового (Papaver bracteatum Lindl.). К настоящему моменту известно несколько способов выделения алкалоидов из примесей в виде маковой соломы, коробочек мака и млечного сока, содержащихся в упаковках семян мака, предназначенных для пищевого (кондитерского) использования. С точки зрения криминалистической характеристики этого процесса конечные продукты, получаемые тем или иным способом, должны рассматриваться как экстракт маковой соломы. При исследовании наркотикосодержащих примесей в семенах мака особое внимание следует уделять строгому выполнению положений Методических рекомендаций в части соблюдения соотношения исследуемого вещества и экстрагента. Кроме того, обычно проводятся исследования полученных объектов несколькими методами. Например, тонкослойной хроматографией, как минимум, в трех разных хроматографических системах. При наличии в лаборатории газового хроматографа целесообразно проводить исследование методом газовой хроматографии. Наличие хромато-масс-спектрометра позволяет получать доказательный результат при использовании метода тонкослойной хроматографии и метода хромато-масс-спектрометрии. На основе анализа складывающейся обстановки с учетом высокой социальной опасности, стремительного распространения производства наркотических средств из примесей, содержащихся в семенах кондитерского мака, расфасованных в упаковки, до принятия соответствующих нормативно-правовых документов, территориальными органами наркоконтроля России комплексно проводились оперативно-следственные и профилактические мероприятия, направленные на противодействие распространению указанного способа получения наркотических средств. За период с 1 июля 2003 г. по 30 сентября 2006 г. в производстве следственных подразделений Южного федерального округа находилось 2653 уголовных дела, связанных с изготовлением, приобретением и сбытом наркотических средств из зерен пищевого (кондитерского) мака, из числа которых 2401 направленно с обвинительным заключением в суд. В целях повышения эффективности оперативно-розыскных мероприятий и следственной деятельности по выявлению, пресечению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом опиатов, получаемых из маковой соломы, содержащейся в находящемся в легальном обороте так называемом кондитерском, или пищевом, маке, ФСКН России в 2005 — 2006 гг. на основе обобщения сложившейся практики подготовлены методические рекомендации для оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов наркоконтроля России. В этих рекомендациях для доказывания факта умышленного добавления маковой соломы при документировании оперативными сотрудниками предлагается выяснять: 1) приобретался ли у экспортера для последующей реализации через торговую сеть кондитерский мак именно с таким составом примесей, то есть маковой соломы; 2) не изменился ли качественный и количественный состав примесей в кондитерском маке с момента приобретения у оптового продавца; 3) оформлялись ли таможенные и иные документы, необходимые для ввоза, сертификации и реализации продукта с нарушением установленных правил, то есть сокрытия наркотика под видом пищевого продукта; 4) имела ли место достоверная осведомленность лица о несоответствии действующему законодательству решения о реализации продукта через торговую сеть. Кроме того, в каждом случае выявления преступлений, связанных с незаконным изготовлением и сбытом наркотических средств, изготовленных кустарным способом из кондитерского мака, при строгом соблюдении рекомендаций, указанных в письме N 4/1/3369 от 15 сентября 2005 г., направленном в следственные подразделения территориальных органов ФСКН России, необходимо: 5) принимать предусмотренные УПК РФ, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» меры, направленные на выявление и пресечение каналов поставок на территорию России и в розничную торговую сеть наркотических средств под видом пищевых продуктов; 6) в целях получения доказательств, подтверждающих незаконный ввоз на территорию России наркотических средств и их продажу в розничной торговой сети под видом пищевых продуктов, проводить выемки и обыски, в ходе которых изымать необходимые предметы, документы, которые могут иметь значение для уголовного дела, свидетельствующие о нарушениях при ввозе, упаковке и реализации пищевого мака; 7) путем производства следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливать поставщиков наркотических средств под видом пищевых продуктов, посредников, расфасовщиков и розничных реализаторов (как физических, так и юридических лиц); 8) принимать меры к изъятию и уничтожению в установленном порядке всей партии продукта, содержащего в качестве примесей наркотические средства; 9) в ходе расследования каждого уголовного дела указанной категории устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и в обязательном порядке вносить в соответствующие организации или должностным лицам представления о принятии мер по их устранению в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК России. Совместно с подразделениями Госторгинспекции России, МВД России были выявлены факты реализации семян пищевого мака без удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, необходимость которых предусмотрена п. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Изъято из свободной продажи более тонны кондитерского мака, пригодного для получения наркотических средств. Правительством Республики Северная Осетия — Алания принято Постановление от 14 мая 2004 г. N 120 «О временном запрете на приобретение, хранение, перевозку и реализацию кондитерского мака на территории Республики Северная Осетия — Алания». Через средства массовой информации проведена информационно-разъяснительная работа с привлечением работников учреждений здравоохранения, образования, органов власти. Подготовлены и выпущены в эфир передачи на телевидении и радио, в печатных СМИ опубликованы статьи, интервью сотрудников, специалистов — медиков, педагогов и психологов. С целью информирования государственных органов власти Управлениями ФСКН России по Краснодарскому краю, Республике Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике в 2004 г. в адрес центрального аппарата ФСКН России, в рамках исполнения информационного задания, направлялись материалы по проблеме потребления ацетилированного опия, произведенного из семян кондитерского мака. О существовании данной проблемы уведомлялся и Постоянный комитет по контролю наркотиков. Анализ складывающейся ситуации показывает, что, несмотря на принимаемые в субъектах Российской Федерации меры, разрешение «проблемы пищевого мака» в настоящее время требует принятия решений на уровне законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. В этих целях представляется целесообразным: — внести изменения в требования ГОСТов N 12094-76, 9823-61, 10852-86, установив допустимую норму содержания алкалоидов опия в семенах мака; — ввести меры ограничительного характера к ввозу и обороту на территории Российской Федерации семян мака, содержащих алкалоиды опия. Контроль возложить на Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы, органы внутренних дел, органы санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие фито-санитарный контроль, государственный контроль и надзор в области защиты растений, подразделения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, органы государственной хлебной инспекции, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защиты прав потребителей согласно их компетенции. Следует отметить, что проблема псевдоправомерного оборота значительно шире, чем проблема только наркотизации населения. Псевдоправомерный оборот данного вида наркотиков как объективно существующая реальность создает социально негативный фон прецедентного характера, который в значительной степени активизирует созависимые с наркоторговцами и наркопотребителями слои населения. Представляется, что это остронегативное социальное явление тесно связано с инициируемыми в обществе попытками создания морально-этических и правовых основ для легализации так называемых слабых наркотиков. Это открытая реклама каннабиса, различного рода «конопляные марши» и тому подобные явления, которые имеют все признаки хорошо отлаженной системы, призванной дестабилизировать наше общество. Только согласованные, тщательно продуманные действия федеральных структур и органов власти субъектов Российской Федерации могут блокировать и минимизировать эти весьма опасные тенденции.

——————————————————————