Уголовное обеспечение прав пациентов как составляющая национального проекта в сфере здравоохранения

(Брынза С. М.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 1)

УГОЛОВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С. М. БРЫНЗА

Брынза С. М., профессор, Государственный университет Молдовы, доктор юридических наук.

В отчете о результатах исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», о содержании приоритетных национальных проектов, реализуемых в России, указано, что 26 процентов опрошенных считают наиболее важным проектом для страны проект в сфере здравоохранения. 33 процента участников опроса считают данный проект приоритетным для себя. Из этих участников 8 процентов респондентов указали, что медицинское обслуживание должно быть более качественным («диагностика должна быть более высокой…»; «повысить количество услуг в малых городах и поселках»). Пять процентов респондентов указывали на низкий уровень квалификации, профессиональную безответственность медицинских работников, нехватку врачей и медицинских сестер <1>. ——————————— <1> Климова С. Национальные проекты. 1 декабря 2005 г. (отчет) // http://bd. fom. ru.

Похожие проблемы свойственны сфере здравоохранения Республики Молдова. Структурные преобразования системы здравоохранения не позволили достичь существенных результатов в деле повышения качества жизни граждан Республики Молдова. В целях качественно нового подхода к указанным проблемам 27 октября 2005 г. молдавский законодатель принял два важнейших закона: Закон N 263 о правах и ответственности пациентов <2>; Закон N 264 об осуществлении профессии врача <3>. Хотя по масштабам принятие данных Законов нельзя сравнить с реализацией в Российской Федерации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, их эффективное применение должно положить начало постепенному улучшению показателей молдавского здравоохранения. ——————————— <2> Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 2005. Nr. 176. <3> Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 2005. Nr. 172 — 175.

В продолжение остановимся на одном из аспектов анализируемых проблем, а именно на уголовно-правовом обеспечении прав пациентов согласно законодательству Республики Молдова. В соответствии с Законом от 27 октября 2005 г. N 263 виновные в нарушении прав пациентов несут ответственность согласно законодательству. Естественно, когда по своей общественной опасности нарушение достигает уровня преступления, становится необходимым вмешательство уголовного закона. Права, которые имеет пациент, перечислены в ст. 5 Закона от 27 октября 2005 г. N 263. Это права на: бесплатную медицинскую помощь в объеме, установленном законодательством; уважение и гуманный подход со стороны лица, предоставляющего медицинские услуги, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, социально-экономического статуса, политических и религиозных убеждений пациента; безопасность личной жизни, физическую, психическую и моральную целостность, с обеспечением конфиденциальности во время предоставления медицинских услуг; уменьшение страданий и ослабление боли, вызванных заболеванием и/или медицинским вмешательством, всеми доступными законными путями и средствами; исчерпывающую информацию о собственном здоровье, о способах диагностирования, лечения, восстановления и профилактики, об их потенциальном риске и терапевтической эффективности; добровольное изъявление согласия или отказа на медицинское вмешательство и на участие в биомедицинском исследовании; терминальный уход, достойный человеческого существа, и др. Так, в первую очередь пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь в объеме, установленном законодательством. Согласно Закону Республики Молдова о минимуме бесплатной медицинской помощи, гарантируемой государством, от 3 февраля 1999 г. <4> всем гражданам Республики Молдова обеспечивается минимум бесплатной медицинской помощи, включающий среди прочего: первичную медицинскую помощь; скорую медицинскую помощь в случае кровотечений, кардиологических экстренных состояний, острой сосудистой недостаточности и пр.; больничную медицинскую помощь, оказываемую роженицам, женщинам с патологиями беременности, детям в возрасте до пяти лет и др.; медицинскую помощь в рамках государственных программ охраны здоровья (противодействие СПИДу, туберкулезу, сахарному диабету, онкологическим заболеваниям). В соответствии с Законом Республики Молдова об обязательном обеспечении медицинской помощи на всей территории Республики Молдова от 27 февраля 1998 г. <5> пациент может воспользоваться медицинскими услугами объема и качества, которые предусмотрены Единой программой обеспечения медицинской помощи, независимо от размера выплаченных страховых взносов. Данное предписание распространяется не только на граждан Республики Молдова, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства. ——————————— <4> Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 1999. Nr. 33 — 34. <5> Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 1998. Nr. 38 — 39.

В связи с этим необходимо отметить, что неоказание помощи больному без уважительных причин медицинским работником квалифицируется согласно ст. 162 «Неоказание помощи больному» УК Республики Молдова. В то же время за незаконное получение посредством вымогательства недолжностным лицом, работающим в медицинском учреждении, вознаграждения за оказание медицинских услуг, если их оказание входит в служебные обязанности данного работника, необходимо применение ст. 256 «Получение незаконного вознаграждения за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения» УК Республики Молдова. Данная норма не имеет аналога в уголовном законодательстве Российской Федерации. Как уже отмечалось, пациент имеет право на уважение и гуманный подход со стороны лица, предоставляющего медицинские услуги, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, социально-экономического статуса, политических и религиозных убеждений пациента. Осуществление пациентом этого права согласуется с диспозицией ст. 7 Закона об осуществлении профессии врача, в соответствии с которой врач обязан, применяя все свои профессиональные знания и качества, содействовать охране здоровья населения, противодействовать любым формам жестокости и унижения личности, проявляя уважение к пациенту. Данная обязанность выполняется в том числе и в отношении пациентов, которым оказывается психиатрическая помощь. Исходя из положений ст. 54 Конституции Республики Молдова, такие пациенты могут быть ограничены в правах. Однако это ограничение никоим образом не может затрагивать право на уважение и гуманный подход. Именно по этой причине в Законе Республики Молдова о психиатрической помощи от 16 декабря 1997 г. <6> предусмотрено: в случае оказания психиатрической помощи лицо, страдающее психическим расстройством, имеет право на уважительный и гуманный подход, исключающий унижение человеческого достоинства (п. «а» ч. (2) ст. 5); пациент, помещенный в психиатрический стационар, имеет право отправлять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, включая пост, иметь с разрешения администрации культовые предметы и религиозную литературу (п. «d» ч. (2) ст. 36). ——————————— <6> Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 1998. Nr. 44 — 46.

Статья 176 «Нарушение равенства в правах граждан» УК Республики Молдова (соответствует ст. 136 УК Российской Федерации) применима в том числе и в случае нарушения прав и свобод пациентов, гарантированных Конституцией и другими законами, в зависимости от пола, расы, цвета кожи, языка, вероисповедания, политических убеждений и любых других убеждений, этнического или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущества, рождения или любой другой ситуации (например, состояния физического либо психического здоровья), совершенного должностным лицом или повлекшего значительный ущерб. Если субъектом преступления является не должностное лицо и не был причинен значительный ущерб, однако имеет место прямое или косвенное ограничение прав либо установление преимуществ гражданам в зависимости от их национальной, расовой или религиозной принадлежности, ответственность наступает согласно ст. 346 «Действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды» УК Республики Молдова. Также пациент имеет право на безопасность личной жизни, физическую, психическую и моральную целостность, с обеспечением конфиденциальности во время предоставления медицинских услуг. В связи с этим нужно отметить, что по Закону о правах и ответственности пациента все данные о личности и состоянии пациента, о результатах исследований, диагнозе и лечении, а также данные личного характера являются конфиденциальными и находятся под охраной и после его смерти. Особенно следует отметить, что согласно тому же Закону пациент не может быть объектом фото-, видео — или киносъемки либо представлен как предмет для исследования в медицинском учреждении без своего согласия или согласия своего законного представителя. К сожалению, нередки случаи, когда в телепрограммах представлены сюжеты, где фигурируют пациенты тубдиспансеров, кожвендиспансеров, онкологических клиник, психиатрических учреждений и т. д. По реакции этих пациентов нетрудно догадаться об отсутствии у них желания попасть в кадр. Другими словами, имеет место незаконное собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную тайну, с последующим распространением этих сведений в средствах массовой информации. Собирание и распространение данных сведений имеет незаконный характер, так как они совершаются без согласия пациента. А поэтому должны влечь ответственность по ст. 177 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» УК Республики Молдова (соответствует ст. 137 УК Российской Федерации). Другим правом пациента является право на уменьшение страданий и ослабление боли, вызванных заболеванием и (или) медицинским вмешательством, всеми доступными законными путями и средствами. Согласно ст. 18 Закона об осуществлении профессии врача врач вправе отказаться от медицинского вмешательства (кроме экстренных случаев), отсылая пациента к другому врачу, в следующих исключительных случаях: 1) отсутствие профессиональной компетенции или технико-медицинских возможностей для проведения медицинского вмешательства; 2) существование противоречий между проведением медицинского вмешательства и моральными принципами врача; 3) невозможностью создания терапевтического контакта с пациентом. Закон об осуществлении профессии врача предусматривает, что врач обязан предупредить возникновение заболевания ятрогенного характера и обеспечить проведение лечения до выздоровления пациента или его переход под наблюдение другого врача (п. п. «с» и «d» ч. (1) ст. 17). Как следствие, невыполнение данной обязанности может квалифицироваться по ст. 213 УК Республики Молдова, устанавливающей ответственность за нарушение по небрежности правил и методов оказания медицинской помощи, если оно повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть пациента. Также необходимо отметить, что согласно Закону Республики Молдова о защите потребителей от 13 марта 2003 г. <7> лицо, оказывающее услуги, обязано использовать при оказании услуг лишь безопасные и, при необходимости, сертифицированные товары и процедуры. Это нормативное положение относится равным образом к медицинским услугам. Поэтому оказание услуг, представляющих опасность для жизни или здоровья потребителей (включая потребителей медицинских услуг), влечет ответственность по ст. 216 УК Республики Молдова (соответствует ст. 238 УК Российской Федерации). ——————————— <7> Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 2003. Nr. 126 — 131.

Одним из важнейших прав пациента является его право на терминальный уход, достойный человеческого существа. Под терминальным уходом имеется в виду уход, предоставляемый пациенту, в случае которого отсутствует возможность улучшения с помощью существующих методов лечения летального прогноза, а также уход, предоставляемый пациенту непосредственно перед смертельным исходом. Из вышеизложенного вытекает, что пациент имеет право на терминальный уход, чтобы уйти из жизни с достоинством. Однако это отнюдь не должно быть истолковано в том смысле, что пациент имеет право на ускорение наступления смерти. В соответствии с Законом об осуществлении профессии врача запрещается удовлетворение просьбы пациента о прерывании жизни (эвтаназия). Также согласно Закону Республики Молдова об охране здоровья от 28 марта 1995 г. <8> медицинские приборы, поддерживающие жизнь пациента, могут быть отключены в экстремальных случаях только после подтверждения смерти мозга. В то же время согласно этому же Закону пациент имеет право умереть достойно. ——————————— <8> Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 1995. Nr. 34.

В случае несоблюдения врачом или другим лицом указанных положений законодательства уголовная ответственность может наступить за совершение преступления эвтаназии. Необходимо подчеркнуть, что в уголовном законодательстве Республики Молдова эвтаназия считается привилегированным составом убийства и по этой причине предполагает более мягкое наказание по сравнению с другими видами убийства. Согласно ст. 148 УК Республики Молдова эвтаназия, т. е. лишение жизни лица в связи с неизлечимой болезнью или с физическими страданиями, имеющими невыносимый характер, если высказано желание потерпевшего либо, в случае несовершеннолетнего потерпевшего, желание его родственников, наказывается тюремным заключением сроком от трех до семи лет. С другой стороны, согласно ст. 145 УК Республики Молдова (соответствует ст. 105 УК Российской Федерации) наказание предполагает тюремное заключение на срок от 12 до 25 лет или пожизненное заключение. В заключение необходимо констатировать, что положена основа эффективной защиты прав пациентов. Без соблюдения этих прав любые преобразования в сфере здравоохранения будут иметь эфемерный и незавершенный характер. Следующим этапом в проведении кардинальных реформ в молдавской медицине должна стать модернизация здравоохранения, предполагающая привлечение высоких технологий в данную сферу и повышение доступности медицинских услуг для всех слоев населения. В этом плане опыт внедрения в Российской Федерации национального проекта в сфере здравоохранения может стать тем примером, который поспособствует скорейшему выходу из кризиса молдавской медицины.

——————————————————————