О преподавании медицинского права в юридическом вузе

(Кушербаев С. К.) («Медицинское право», 2007, N 2)

О ПРЕПОДАВАНИИ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

С. К. КУШЕРБАЕВ

В области правовой и медицинской науки и практики возникли новые, ранее неизвестные явления, что способствовало становлению медицинского права. То, что еще совсем недавно считалось областью научных интересов прежде всего медицинских работников, сегодня все в большей степени завоевывает право на существование и в юридической среде. В качестве катализаторов интереса правоведов к области медицины и здравоохранения можно отметить трансплантологию, генетику, психиатрию, развитие медицинского страхования, биомедицинской этики, экономику и управление здравоохранения. В этой связи особую значимость приобретают вопросы теоретико-правовой разработки проблем медицинского права как учебной дисциплины и отрасли науки. Непродолжительный период существования медицинского права, многочисленные дискуссии относительно его роли и места в системе правовой и медицинской науки и практики позволяют с позиций сегодняшнего дня осветить основные вопросы, имеющие значение для учебного процесса и научной деятельности в сфере юридической регламентации медицинской деятельности. В Российской Федерации произошли существенные изменения в здравоохранении и юриспруденции с переходом к новой экономической формации. Государственное и муниципальное здравоохранение не в состоянии обеспечить необходимый базовый уровень медицинских услуг населению. Несоответствие между объемом финансирования здравоохранения и фактическими потребностями медицинской помощи способствует расширению сферы платных услуг. С резким снижением экономического потенциала страны существенно снижается уровень состояния здоровья населения. На фоне сокращения общей численности граждан ухудшается медико-демографическая ситуация; отмечаются снижение продолжительности жизни, рост показателей общей смертности, снижается уровень рождаемости, наступает естественная убыль населения, растет заболеваемость туберкулезом, венерическими заболеваниями, СПИДом, наркоманией и токсикоманией, сохраняется угроза эпидемических вспышек, а также наступает угроза роста общей заболеваемости населения. Мизерных бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, едва хватает на минимальную зарплату медицинских работников, оборудование и недвижимость стареют и приходят в негодность, в связи с чем правительству приходится искать новую экономическую концепцию существования медицины. В настоящее время государство утратило монополию на осуществление медицинской деятельности. В практике правоприменения пациент и исполнитель медицинских услуг находятся в неравных условиях. Пациент продолжает чувствовать себя незащищенным в сфере оказания медицинских услуг, что способствует нарушению его законных прав и интересов. Поэтому назрела необходимость разработать специальный обоснованный правовой механизм для складывающегося рынка медицинских услуг. Для эффективного решения имеющихся проблем в обществе необходимы минимум знаний в области юриспруденции, основные теоретические и практические положения, знание законодательств в данной сфере. В связи с этим считаем необходимым введение курса «Медицинское право» в программу подготовки будущих юристов и врачей. К сожалению, до настоящего времени медицинское право не сложилось и в качестве учебной дисциплины, обязательной для изучения во всех юридических и медицинских вузах. Указанные проблемы, формирующиеся в новой стратегии развития медицины и здравоохранения, стимулируют будущего юриста или медика приобретать минимум теоретических и практических знаний юриспруденции, касающихся вопросов здравоохранения. (Первая самостоятельная кафедра медицинского права создана в 1995 г. в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В 2000 г. была утверждена первая официальная Программа данной учебной дисциплины, подготовленная заведующим этой кафедрой. — Ред.) На юридическом факультете кафедры гражданского и коммерческого права НовГУ им. Ярослава Мудрого введена в программу обучения дисциплина «Медицинское право». Медицинское право как обособленный курс программы обучения будущих юристов и медиков становится необходимым для формирования корпуса специалистов медико-юридического профиля. Специалист медико-юридического профиля способен соединить функции юрисконсульта, экономиста, менеджера и т. д. О важности данной проблемы свидетельствует открытие кафедры правовых основ и экономики здравоохранения Российского нового университета в г. Москве. Только доскональное изучение проблем медико-экономических правовых основ обеспечивает врачу и юристу возможность обеспечить нормальную работу учреждения здравоохранения, способствует предотвращению ненадлежащих действий, наносящих вред здоровью и жизни граждан Российской Федерации. Дальнейшее усовершенствование и развитие законодательной базы сферы охраны здоровья, очевидно, изменит ситуацию к лучшему. Система курса медицинского права для юристов, естественно, отличается от курса подготовки медицинского персонала по одноименной дисциплине. С целью оптимизации учебного процесса будущих юристов впервые нами включены ключевые вопросы о правовом регулировании деятельности организации здравоохранения в новых условиях социально-экономических формации и юридических аспектах. В 1967 г. была создана Всемирная ассоциация медицинского права (ВАМП), объединившая в своих рядах врачей, юристов, организаторов здравоохранения, специалистов по этике и других заинтересованных лиц. Раз в два года ВАМП проводит свои конгрессы. Представители Российской Федерации никакого участия в работе этой представительной всемирной организации не принимали. Начиная с 11-го Всемирного конгресса по медицинскому праву начали принимать участие ученые — судебные медики из Российской Федерации. (В 2000 г. на 13-м Всемирном конгрессе по медицинскому праву в г. Хельсинки представитель России впервые вошел в состав Совета директоров ВАМП. — Ред.) В складывающихся социально-экономических условиях появляются новые виды деятельности, формируются неизвестные прежде отрасли знания, происходят процессы преобразования устоявшегося уклада, возникают новые и иным образом налаживаются ранее существовавшие системы взаимосвязей в обществе. Медицинское право реализовалось за последние 12 лет, чему способствовали социально-экономические преобразования в России. Особенностью медицинского права как учебной дисциплины является ее универсальный характер, так как она касается как юридического, так и медицинского образования. В учебных планах утверждены 36-часовые курсы под названием «Юридические основы деятельности врача» и 34-часовые курсы по юриспруденции «Медицинское право». В идеале преподавать медицинское право должны специалисты, имеющие два высших образования — медицинское и юридическое. Сейчас, когда получение второго высшего образования вошло в моду, есть надежда на увеличение числа таких лиц. Медицинское право реально формируется в качестве самостоятельной деятельности врача — это веление времени, должен стоять вопрос о создании самостоятельных кафедр медико-правового направления в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, Ростовском и Самарском государственных медицинских университетах. Целью преподавания медицинского права являются: — оптимизация образовательных программ в сфере юридической регламентации медицинской деятельности; — дальнейшее способствование развитию медицинского права как учебной дисциплины, с целью рационального последипломного использования на практике основ юриспруденции; — адекватная оценка юридической стороны отношений (между пациентом и их родственниками, представителями, медицинским персоналом, учреждением системы здравоохранения, страховыми организациями и государством), возникающих при осуществлении медицинскими работниками профессиональной деятельности. К основным задачам науки медицинского права относятся: — существенные изменения нормативно-правовой базы оказания медицинской помощи; — исследования зарубежного опыта юридической регламентации медицинской деятельности; — вопросы трансплантологии, клонирования и генной инженерии; — разработки в области оптимизации образовательных программ в сфере юридического и медицинского образования. Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического правоотношения в сфере интеллектуальной собственности и психического здоровья, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Иными словами, основы как особое благо даруют гражданам их неотъемлемое право. Основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, прежде всего как социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. Озабоченность и тревогу вызывает то, что правовая наука и законодательная практика в области правового регулирования использования передовых методов лечения пока отстают от медицинской науки и генной инженерии, на что неоднократно обращалось внимание ученых-юристов и медиков. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1. ст. 150 ГК). Этика — учение о морали — представляет систему норм нравственного поведения человека либо профессиональной группы людей. Одним из разделов этики является деонтология, под которой понимают учение о долге. Этика и деонтология — органически связанные понятия, под которыми понимаются моральные и нравственные принципы, нормы и правила поведения человека, выполняющего свой гражданский и профессиональный долг. Биоэтика <1> (медицинская, врачебная этика) — это междисциплинарная область исследований, возникшая в медицине и здравоохранении и имеющая в качестве предмета изучения этические взаимоотношения между врачом и пациентом, в социальной политике, проводимой в здравоохранении отношений. По договору лечебное учреждение обязуется обеспечить гражданину квалифицированные услуги, сохранить врачебную тайну, информацию о диагнозе. Отработка системы профилактики профессиональных правонарушений посредством усовершенствований юридического образования медицинского персонала в сфере платных услуг. ——————————— <1> Толченова Е. А., Нагорнов М. Н., Королева Г. А., Баринов Е. Х., Козлова Т. П. Некоторые вопросы врачебной этики и медицинской деонтологии в судебной медицине: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. М., 2004. С. 330.

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. Особенностями врачебной этики и деонтологии являются чувство высокого долга, общечеловеческая гуманность и др. Механизм защиты «Медицинского права» регулируется дополнительно изданными Законами: «Об охране окружающей природной среды»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <2>». ——————————— <2> Regulla D., Brix G. Динамика лучевой нагрузки на пациента в диагностической радиологии и ядерной медицине: Отчет GSF, Федерального ведомства радиационной защиты и Института лучевой гигиены. Нойтерберг, 2003.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 30% случаев заболеваемость населения непосредственно связана с провоцирующими действиями загрязнения окружающей среды. Кризис в природе характеризуется такими основными чертами, как нарушения экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества переломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды <3>. ——————————— <3> Бринчук М. М. Экологическое право. М.: Юрист, 1998. 688 с.

Экологический кризис есть закономерный результат не разрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления. Здоровье населения ухудшается в результате загрязнения, идет распад геномы человека, о чем свидетельствует рост количества генетических заболеваний, врожденных нарушений и главным образом рост на земном шаре онкологических заболевании среди взрослых и особенно детей. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход от бюджетной к бюджетно-страховому финансированию системы здравоохранения. Частная медицинская практика <4> — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения (ст. 56 Основ) за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. С развитием частной медицины произошло резкое возрастание случаев обращения пациентов в судебные органы с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием лечебной и диагностической помощи, в том числе и морального вреда. ——————————— <4> Соколов П. Л. Договор с пациентом в частной клинике — фактор обеспечения прав и законных интересов пациента и врача // Юрист. 2003. N 10. С. 50 — 52.

Практически отсутствует правовая база регулирования трансплантации органов и тканей человека, клонирования, не определены принципы возможности использования генной инженерии, создания и использования банка трансплантационных органов, эмбриональных тканей, проведения экспериментов. Остаются нерешенными проблемы определения момента смерти человека, эвтаназии, использования органов и тканей абортируемых зародышей, защиты прав детей в утробе, коррекции пола и многие другие. Репродуктивные технологии — это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. Клонирование человека — это создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека. В РФ принят Закон, запрещающий клонирование человека. Главным основанием для этого является непредсказуемость результатов клонирования человека, страх и боязнь последствий, которые пойдут во вред развитию человека. Ведь давно известно, что хороший специалист не тот, кто не делает ошибок (таких людей нет и быть не может), а тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправить их. Именно этим должны руководствоваться врачи в своей каждодневной деятельности. Осуществление права на охрану здоровья, законодательные нормы, принципы медицинской деонтологии, этики и медицинского права представляют совокупное единство в деятельности каждого врача, каждого медицинского работника и каждого учреждения здравоохранения. Ятрогении — непреднамеренное причинение вреда здоровью, обоснованный медицинский риск, отрицательный непрогнозируемый результат профессиональных действий, их анализ и оценка качества услуги остаются правовыми. Таким образом, медицинское право — это комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. В заключение следует отметить, что преподавание дисциплины «Медицинское право» целесообразно вести, чтобы лекции предшествовали практическому занятию. Самостоятельная работа студентов осуществляется в библиотеке и с помощью Интернета. Метод активного познания осуществляется совместным творческим трудом преподавателя и студента, самостоятельным изучением основ юриспруденции по различным источникам, инициативностью в решении задач, выработкой умения принимать нестандартные решения и предвидеть их последствия. Необходимо внедрять методы активного познания эффективными формами организации учебной работы: деловые игры, дискуссии, ситуационные задачи, демонстрации профессиональных видеофильмов и анализ случаев из судебной практики. Курсовая работа выбирается по усмотрению студента из перечня тематики. К зачету студент должен владеть: знаниями в области основ законодательных актов «Медицинского права» в Российской Федерации, надлежащим образом освоить методику оформления медицинской документации, четко определять возникающие правовые последствия медицинской и юридической оценки неблагоприятных исходов и профессиональных преступлений в деятельности медицинских работников. Наш опыт показывает, что высокий уровень подготовки студентов по медицинскому праву достигается организацией студенческих кружков и последующей публикацией научно-практических трудов и докладов на внутривузовских и всероссийских конференциях. Студент должен знать: — основные законы, кодексы, указания и приказы РФ, касающиеся нормативно-правовой базы здравоохранения; — правовые основы медицинского страхования, экономику здравоохранения и платные медицинские услуги в РФ; — права граждан, отдельных групп населения и пациентов и основные юридические механизмы их обеспечения при оказании медицинской помощи (услуги); — права и обязанности при предоставлении информации о диагнозе, методе лечения и возникающих последствиях; — о юридической ответственности медицинских работников при ненадлежащем исполнении своих обязанностей; — о судебно-медицинской экспертизе и участии врача в криминалистике; — об использовании новых лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и других лечебно-диагностических средств в интересах излечения пациента; — о трансплантации органов и (или) тканей человека; — о планировании семьи и регулировании репродуктивной деятельности; — о психиатрической помощи; — актуальные этико-правовые вопросы клонирования; — ятрогенную патологию и ее медико-правовую значимость; — этические комитеты ЛПУ в системе защиты прав пациентов; — вопросы юридической ответственности неблагоприятных воздействий окружающей среды на здоровье граждан; — исследования зарубежного опыта юридической регламентации медицинской деятельности, нормативно-правовой базы здравоохранения. Студент должен уметь: — самостоятельно принимать правомерные решения в конкретной ситуации, при выполнении профессиональной деятельности; — соблюдать предъявляемые требования к оформлению профессиональной документации; — правильно оценивать неблагоприятные исходы в медицинской практике, проступки и профессиональные преступления, определять правовые последствия таких деяний, пути их профилактики; — представлять интересы медицинского учреждения по спорным вопросам лечебно-профилактической деятельности, страховой медицине, платных услуг и другим исковым делам; освоить навыки предприимчивости, расчетливости, инициативности, ответственности, что необходимо специалисту для наиболее полной реализации своих индивидуальных способностей и эффективной организации социально-экономической формы его профессиональной деятельности.

——————————————————————