Правовой парадокс национальных проектов

(Варфоломеев В. В.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 4)

ПРАВОВОЙ ПАРАДОКС НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В. В. ВАРФОЛОМЕЕВ

Варфоломеев В. В., адвокат Адвокатской палаты Ростовской области, преподаватель-консультант юридического факультета МЭСИ.

В последнее десятилетие в России гораздо чаще принимаются программы (проекты) о развитии различных сфер жизни и деятельности. С 2006 г. началась реализация национального проекта «Здоровье». С 1 января 2006 г. участковым врачам, участковым педиатрам и врачам общей практики, а также медицинским сестрам, работающим с ними, были назначены дополнительные выплаты в размере 10000 рублей и 5000 рублей соответственно. С 1 июля 2006 г. осуществляются денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам «скорой медицинской помощи». Размер денежных выплат составит врачам «скорой помощи» — 5000 рублей, фельдшерам — 3500 рублей, среднему медперсоналу — 2500 рублей. Нужно полагать, что, если с данных выплат взимается налог на доходы с физических лиц, следовательно, данные выплаты включаются в средний заработок для назначения и выплаты отпускных. Однако на практике на всей территории Российской Федерации дополнительные выплаты медицинским работникам не включаются в средний заработок. Согласно ст. 114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В силу ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако, несмотря на данные положения, позиция работодателей, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Правительства Российской Федерации остается прежней: «Данные выплаты не включаются в средний заработок» (!!!). Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ В. И. Стародубов утверждает: «Мы рассматриваем дополнительные денежные выплаты не как заработную плату, а в качестве материального вознаграждения за оказание дополнительной медицинской помощи в соответствии с государственными заданиями на оказание дополнительной медицинской помощи. Поэтому средства на покрытие расходов, связанных с увеличением отпускных выплат, ФФОМС не предусмотрены <1>. ——————————— <1> http://www. idmz. ru

Тогда спрашивается: для кого принимается закон (например, Трудовой кодекс РФ), если так голословно некоторые должностные лица исключают из среднего заработка иные выплаты? Почему дополнительные выплаты медицинским работникам подлежат налогообложению, но не подлежат включению в средний заработок? Разве это не правовой парадокс? Интересна позиция иных должностных лиц Правительства РФ. Так, первый заместитель Председателя Правительства РФ сообщил, что решение по поводу включения соответствующих сумм вознаграждения (дополнительных выплат) в расчет отпускных есть. «Эти суммы должны включаться в расчет отпускных. Другой вопрос, что там нет специальных средств, которые перечисляются из федерального центра, а основой для выплат служат обычные средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Юридическое основание для того, чтобы все это включалось в базу, существует», — подчеркнул он <2>. ——————————— <2> http://www.24rus. ru/newsinfo. asp? ID=44877

Первый вице-премьер не опроверг и не подтвердил слова заместителя министра здравоохранения, а значит, проблема стоит остро. По-видимому, господа в Правительстве забыли механизм исчисления заработной платы, который используется для начисления отпускных работникам. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» <3> утвержден механизм исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 16. Ст. 1529.

Так, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат (заметим, несмотря на источники таких выплат!!!), к которым относятся: а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности; е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорары работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления); з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности); и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления); к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; н) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца (с 1-го по 1-е число). При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если: а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации; ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 4 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному. В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка. В случае если работник за расчетный период, до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения. Во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период. Таким образом, данный механизм, несомненно, относит дополнительные выплаты медицинским работникам для расчета среднего заработка, а значит, и отпускных. Поэтому не новость, что некоторые медицинские работники обращаются в суды за защитой своих трудовых прав, требуя взыскать невыплаченные денежные средства, которые не включены в среднюю заработную плату. Правительству РФ следовало бы предусмотреть соответствующие денежные средства, которые выплачивались бы в качестве отпускных медицинским работникам. В противном случае негодование медицинских работников будет увеличиваться, и они все чаще будут обращаться в суды, требуя от работодателей (тех же врачей, только главных) выплаты соответствующих денежных средств. В свою очередь, руководители лечебных учреждений — работодатели будут обращаться в суды с регрессным иском к Фонду обязательного медицинского страхования, а последние будут обращаться в суды с регрессным иском к Правительству РФ.

——————————————————————