Генезис санаторно-курортной отрасли в Сочинском регионе и ее правового регулирования (1860 — 1917 гг.)

(Тверитинов И. А., Самарина Т. В.) («Законодательство и экономика», 2008, N 1)

ГЕНЕЗИС САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ В СОЧИНСКОМ РЕГИОНЕ И ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (1860 — 1917 ГГ.)

И. А. ТВЕРИТИНОВ, Т. В. САМАРИНА

Тверитинов И. А., кандидат исторических наук.

Самарина Т. В., аспирантка СГУТиКД.

Вследствие отсутствия системного правового регулирования курортного дела и туризма в период существования Российской империи довольно трудно проследить все нормативно-правовые акты, так или иначе создавшие предпосылки формирования современного туристского законодательства, однако наиболее значимые моменты организационно-правового и экономического характера, повлиявшие на возникновение и развитие в Сочинском регионе курортно-рекреационного комплекса, отметить можно. С начала XIX в. территория Черноморского побережья Кавказа поочередно подпадала под юрисдикцию Османской и Российской империй, находившихся в постоянной конфронтации. Статус региона последовательно определялся положениями Адрианопольского мирного договора от 2 сентября 1829 г., Парижского мира от 30 марта 1856 г. и Лондонского договора от 1 (13) марта 1871 г. Внешнеполитическая ситуация осложнялась внутренней Кавказской войной с местными горцами вплоть до 21 мая 1864 г., когда Его Императорское Высочество Великий князь Наместник Кавказский Михаил Николаевич после торжественного молебствия и военного парада в урочище Кбааде (ныне Красная Поляна) зачитал Манифест об окончательном покорении горцев южного склона Кавказа и окончании Кавказской войны. Таким образом, Сочинский регион первоначально рассматривался исключительно с военно-стратегических позиций. Прекращение боевых действий повлекло переселение подавляющего большинства коренного населения (шапсугов, убыхов, абазин) в Турцию, что практически обезлюдило местность. Первыми поселенцами стали казаки Кубанского казачьего войска, отставные солдаты и матросы Черноморского флота, получившие довольно большие земельные наделы и казенный паек. Отсутствие преемственности знаний и опыта у поселенцев приводило к плохому выбору мест жительства, дезадаптации к новым природным условиям и особенностям местности, бессистемному межеванию земельных участков. Значительным стимулом к тенденции гражданского освоения уникального по природно-климатическим характеристикам региона послужили акты колонизационного и земельного законодательства того времени. Так, Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта казаками и другими переселенцами из России от 10 мая 1862 г. закрепляло право казаков и государственных крестьян селиться на указанных в Положении территориях и ограничивало отчуждение земель лицам невойскового сословия (иногородних) «впредь до особого распоряжения». Впоследствии данное Положение дополнилось Законом о поземельном устройстве государственных крестьян, признававшим данную категорию крестьян собственниками; Положением о поземельном устройстве станиц казачьих войск, закреплявшим общинную собственность казачьих войск; Указом от 29 апреля 1868 г. «О дозволении лицам невойскового сословия приобретать недвижимую собственность в казачьих землях», гарантирующим право иногородних лиц приобретать в собственность существующие на войсковых, городских и станичных землях дома и всякого рода строения на общем основании без специального разрешения войскового начальства либо городского или станичного общества. Положение о заселении Черноморского округа и управлении оным от 10 марта 1866 г. устанавливало не только границы Черноморского округа с правами губернии, но и определенные льготы переселенцам. Более того, для освоения данной территории были привлечены безземельные и малоземельные крестьяне из западных и центральных губерний Российского государства, понтийские греки и амшенские армяне из Османской империи, угнетаемые по религиозным убеждениям. Колонистам полагалось денежное пособие на первоначальное обустройство и бесплатное предоставление 30 десятин удобной земли на семью на правах общинного пользования. Положением предусматривалось предоставление частными владельцами своих земель иностранным подданным только в аренду и без каких-либо государственных льгот и поощрений. В 1874 г. по Положению Кавказского комитета, утвержденному 13 апреля 1874 г., военный пост Даховский юридически был переоформлен в гражданское поселение — одноименный посад <1>. При этом и в официальных документах, и на картах, датируемых 70 — 80-ми годами, названия посад «Даховский» и «Сочи» фигурируют одновременно. Согласно плану генерального межевания, проведенному в 1893 г., за посадом окончательно закрепилось наименование «Сочи» <2>. ——————————— <1> Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793 — 1985 гг.). Краснодар, 1986. С. 53, 54 // Госархив г. Сочи (ГАГС), научная библиотека, инв. N 1265. <2> Статистический временник Кавказского края. Вып. 3. Т. 1. Черноморский округ. Тифлис, 1887. С. 4; ГАГС. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 1. Л. 127 Карты; Дороватовский С. Сочи и Красная Поляна с окрестностями. СПб., 1911. С. 37.

Согласно Высочайше утвержденным 12 февраля и 6 мая 1896 г. Мнениям Государственного Совета об отводе частным лицам казенных свободных земель под высшие культуры новым переселенцам земля давалась уже только в аренду на пять лет под культурные и дачные участки с правом последующего выкупа их в частную собственность. Обязательным условием такого договора законом устанавливались разведение арендаторами плодовых деревьев и винограда и застройка участка. Данное условие было обусловлено результатами проверки, проведенной Комиссией по заселению Черноморского побережья, согласно которым крупные землевладельцы, за редким исключением, не только не возделывали свои земли под какую-либо культуру, но и не выплачивали почти символическую плату, которую требовала казна за предоставленные земельные наделы. Новое направление проводимой правительством политики в отношении колонизации приобретенной на Черноморском побережье земли оказалось удачным и дало благоприятные результаты. С проведением в начале 90-х годов XIX в. Новороссийско-Сухумского шоссе освоение новых земель стало проходить с увеличением темпов. Более того, неудачи первых поселенцев выявили непригодность природно-климатических условий местности для хлебопашества и одновременно их благоприятное влияние на чае-, табако — и садоводство. Закон 1897 г. о новом порядке заселения Черноморской губернии допускал переселение только русских подданных Российской империи, к которым относились непосредственно сами русские, а также украинцы и белорусы. Одновременно при основании новых поселений вводилась трехдесятинная норма земельного надела на душу мужского пола, а при подселении в существующий населенный пункт земельная норма оставалась прежней — 30 десятин на семью. Два вышеобозначенных нормативных акта оставляли за переселенцами право на денежную ссуду и юридически закрепляли необходимость государственного финансирования предварительного обустройства переселенческих участков (в частности, проведения дорог к населенным пунктам). Устав о городском и сельском хозяйстве устанавливал право приобретения в частную собственность земельных участков площадью уже до 50 десятин под разведение садов и виноградников. 12 июня 1900 г. министром земледелия и государственных имуществ А. С. Ермоловым утвержден Контракт на отвод частным лицам участков казенной земли в Черноморской губернии. В 1898 г. по Высочайшему повелению была образована особая комиссия, командированная на Черноморское побережье Кавказа с целью выбора на нем мест, наиболее подходящих для устройства курортов. В состав комиссии вошли профессора А. И. Воейков, Ф. И. Пастернацкий и А. И. Лебедев и горный инженер М. В. Сергеев. Результаты этой работы были обобщены в трех докладах, представленных на Первом Всероссийском съезде деятелей по климатологии, гидрологии и бальнеологии, который проходил с 11 по 16 декабря 1898 г. в Петербурге. Сочи в климатобальнеологическом отношении представлялся комиссией как один из лучших пунктов на Черноморском побережье. Повторное исследование этой же территории было произведено в 1903 г. французским ученым Е. Мартелем, который согласился с выводами особой комиссии. Уникальность Черноморского курорта и необходимость комплексной политики его застройки и благоустройства нашли свое отражение в законопроекте о курортах, в котором предусматривались основные требования к городу-курорту: постоянное население не менее 25000 человек, наличие водопровода и канализации <3>. ——————————— <3> Тверитинов И. А. Особенности социально-экономического развития Сочинского округа во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. … канд. ист. наук. Сочи, 2002. С. 145.

Для многих Сочи стал известным после экскурсий и изысканий географа и ботаника, профессора А. Н. Краснова, а также В. С. Богословского, А. В. Верещагина, К. Бахутова, которые описали свои впечатления в популярных изданиях и путеводителях. А впервые упомянутые в 1837 г. Джеймсом Станиславом Беллом в своем дневнике <4> Мацестинские сероводородные источники представляли научный интерес для многих столичных исследователей. ——————————— <4> Journal of residence in Russia during the years 1837, 1838 and 1839 by James Stanislas Bell. T. I. London, 1840.

Таким образом, в конце XIX в. многие министры и сановники Москвы и Петербурга, врачи, профессора и представители купечества приезжали в Сочи, покупали и строили дачи и виллы. И хотя строительство первой дачи-виллы «Вера», принадлежавшей Н. И. Мамонтову, было закончено еще в октябре 1872 г., в силу необустроенности региона большинство таких дач месяцами пустовали. Наивысший расцвет дачного строительства в Сочинском округе приходится на 1901 — 1903 гг., когда правительственными кругами было объявлено о перспективе проведения железной дороги вдоль Черноморского побережья. Первостепенными задачами для становления Сочи как курортной местности на рассматриваемой этапе являлись: 1) формирование достойной материально-технической базы сферы обслуживания, в том числе культурное благоустройство и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия посада; 2) создание транспортной инфраструктуры местности; 3) надлежащее правовое регулирование отношений, возникающих при создании курортных учреждений и рекреационных зон; 4) экономически и социально обоснованное административно-территориальное деление Черноморского побережья Кавказа и, как следствие, предоставление территории для развития курорта. Некоторые из них частично были решены. В 1902 г. была открыта первая гостиница на 20 номеров — пансион «Светлана», принадлежащий А. П. Фронштейну. Правительство не осуществляло централизованного финансирования развития местности, однако стремилось стимулировать заинтересованность состоятельных лиц государства, в том числе своим примером. Так, Министерство земледелия и государственных имуществ приступило к устройству вблизи посада Сочи санатория для страдающих грудными болезнями воспитанников подведомственных ему сельскохозяйственных учебных заведений. Была также начата постройка санатория Общества женщин-врачей, и выделено место на землях Опытной станции для сооружения санатория Пограничной стражи. На строительство последнего, расположенного в трех верстах от посада, было ассигновано 500000 руб. <5>. 15 сентября 1902 г. на Мацесте Сочинским благотворительным обществом на денежные средства от продажи земельных угодий братьев Верещагиных (с Величайшего соизволения по ходатайству министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова) было открыто небольшое деревянное строение с двумя ваннами для лечения водами из сероводородных источников. В 1903 г. сооружена и открыта водолечебница доктора В. Ф. Подгурского, которая рекламировалась в путеводителях как «единственное курортное учреждение в Сочи». Позднее (июнь 1910 г.) Мацестинские земли вместе с сооружениями были переданы в долгосрочную аренду предпринимателю М. М. Зензинову, который совместно с врачом В. Ф. Подгурским учредил акционерное общество «Мацестинские серные источники» с капиталом 300000 руб. <6>. На средства акционерного общества в 1911 г. было построено капитальное ванное здание — водолечебница на 14 кабин с отделением для неимущих граждан (в настоящее время — I-е ванное здание), в 1912 г. — гостиница на 45 номеров и ресторан (в настоящее время — жилой дом на Старой Мацесте), разбит парк. ——————————— <5> Сочи: страницы прошлого и настоящего: Илл. сб. Сочи: Деловой Сочи, 2003. С. 102, 103. <6> Тверитинов И. А. Социально-экономическое развитие Сочинского округа во второй половине XIX — начале XX в.: Монография / Министерство образования РФ; Сочинский государственный университет туризма и курортного дела. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000. С. 159, 160.

В 1904 г. министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов вступил в переговоры с известным московским коммерсантом, потомственным дворянином А. В. Тарнопольским, который принял на себя обязательство перед Министерством построить в Сочи курорт на свои средства. Для этой цели Министерство определило лучшую местность на берегу моря, примыкающую с севера к Сочи, и содействовало ее продаже. К моменту открытия курорта в 1909 г. здесь находились две четырехэтажные гостиницы, театр, кафе и ресторан, имелись собственный водопровод, канализация и электрическое освещение. Последнее обстоятельство выгодно отличало данное предприятие от прочих гостиниц. К 1913 г. «Кавказская Ривьера» состояла из четырех гостиниц, вмещавших свыше 250 номеров, и, кроме вышеперечисленных заведений и удобств, имела своих врачей по всем специальностям, а также располагала своим парком, ваннами, купальнями, читальней, бильярдной и т. д. В связи с ростом спроса на помещения впоследствии А. В. Тарнопольский решил акционировать свой курорт путем привлечения капиталов других лиц. Идея устройства акционерного общества была поддержана многими русскими деятелями: председателем правления Владикавказской железной дороги В. Н. Печковским, а также известными профессорами и врачами, крупными московскими миллионерами, управляющими отделений Государственного банка, директорами частных банков, членами Государственного Совета и др. Однако наибольшее число акционеров состояло из лиц, не имевших возможности разъезжать по заграничным курортам, но нуждавшихся в климатическом лечении. Они вступали в общество небольшими взносами (на три — десять акций), главным образом не ради дивиденда, а ради тех льгот, какие им давали акции при пребывании их лично или членов их семей на курорте. Устав общества удостоился Высочайшего утверждения 24 сентября 1913 г., и 25 февраля 1914 г. оно приступило к своей деятельности. Акционирование «Мацестинских серных источников», «Кавказской Ривьеры», «Лирана», рост их прибыли и удвоение эмиссии акций являются показателем эффективной капитализации курортной местности в обозначенный исторический период. В мае 1911 г. был принят государственный Закон «О взимании сезонного сбора с приезжающих в посад Сочи». На основании этого Закона Сочинское городское общественное управление с 1 апреля по 1 ноября должно было взимать с приезжих денежный сбор, получивший название «лечебного», или «курортного». Размер сбора определялся в сумме не свыше 3 руб. с одного лица и не выше 5 руб. с семей, состоящих из трех и более членов. Расходование сбора допускалось «исключительно на расширение и улучшение курорта, на устройство удобств и развлечений приезжающих». В 1913 г. уже действовали лечебницы докторов Г. Скупенского и Л. Гордона, санатории, гостиницы и пансионы. Среди последних к началу 1914 г. упоминаются гостиницы «Гранд-Отель», «Бель-Вю», «Россия», «Сан-Ремо», «Калифорния», пансионы «Элит», «Эйрене», «Бельведер», «Светлана» и «Новинка» и др. Перечисленные заведения в большинстве своем имели низкий уровень санитарно-технической обустроенности. К январю 1912 г. здесь насчитывалось 13 общественных организаций, среди которых две имели прямое отношение к курорту: Общество курортного благоустройства и Общество устройства в Сочи вспомогательного санатория. В конце XIX — начале XX в. появляются проекты создания единой курортной зоны Северного Кавказа и северо-восточного берега Черного моря <7>. Создание нового курорта, способного составить конкуренцию заграничным аналогам, требовало дальнейших финансовых вложений. С целью привлечения новых инвесторов, с одной стороны, и формирования массового интереса общества к Сочинскому региону — с другой, в 1913 г. в Петрограде была организована сельскохозяйственная и культурно-промышленная выставка «Русская Ривьера». «Вся выставка производила ошеломляющее впечатление на публику своей экзотичностью, декорацией из субтропических растений, пальм, цитрусовых, панно и диорам Черноморского побережья» <8>. Организатором выставки был особый комитет под председательством статс-секретаря А. С. Ермолова, а генеральным комиссаром выставки был избран секретарь Общества изучения Черноморского побережья Кавказа Н. И. Воробьев <9>. ——————————— <7> Серегина О. И. Курорты Северного Кавказа в военной, экономической и культурной жизни России в конце XVIII — начале XX в.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2003. С. 23. <8> Сочи: форт, пост, посад, город (1838 — 1917) / Автор проекта А. Козырев. Сочи, 2001. С. 60. <9> Там же.

И если вторая цель была достигнута, то первая натолкнулась на ряд трудностей. Начало Первой мировой войны привело к законодательному запрету оборота на территории Российской империи иностранного капитала, в том числе к запрету аренды и приобретения в собственность недвижимости в приграничном Черноморском побережье Кавказа <10>. ——————————— <10> Тверитинов И. А. Указ. соч. С. 168.

Вопросы культурного благоустройства и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия посада так и остались нерешенными — отсутствие водопровода и канализации, частичная электрификация посада, шоссирование (а не мостирование) улиц и дорог, загрязненный общественный пляж, отсутствие купален, борьба с малярией и причинами ее возникновения. Одной из причин такого положения являются сравнительно малые суммы годового бюджета Сочинского городского общественного управления (например, в 1913 г. бюджет Сочи составлял 80 тыс. руб., бюджет Анапы превышал 200 тыс. руб.). На Черноморском побережье Кавказа не было удобной для причаливания пароходов пристани, до 10-х годов XX в. не было автомобильного сообщения с Новороссийском, Майкопом и Туапсе. В 1913 г. было открыто движение по Армавиро-Туапсинской железной дороге, строительство Черноморской железной дороги (от Туапсе до Закавказья) началось летом 1914 г., но к 1917 г. закончено так и не было. Завышенные цены не только на жилье, но и на продукты питания, вызванные, в свою очередь, транспортными трудностями снабжения, неразвитостью местного сельского хозяйства в части удовлетворения спроса в курортный сезон, требовали особого внимания со стороны правительства, но ценовая политика не проводилась. Более того, недостаточная продуманность административно-территориального деления Черноморского побережья Кавказа и, как следствие, ограниченность территории, предназначенной для развития курорта, в значительной степени тормозили становление Сочинского региона как конкурентоспособной курортной местности. До Октябрьской революции 1917 г. собственно курортом считалась Хлудовская сторона. По мере увеличения потока переселенцев в Сочи и Сочинском округе статус городских поселений приобрели села Романовское (Красная Поляна) и Хоста, в то время как непосредственно посад Сочи по количественным показателям населения еще в 1903 г. достиг уровня небольшого города. Более того, сезонный сбор и налоги оплачивали исключительно те, кто жил на территории посада, а пригород, пользующийся не меньшей популярностью у отдыхающих, не нес подобных повинностей, тем самым лишая посадский бюджет значительных сумм. Увеличение площади городских земель и, как следствие, получение статуса города в отношении Сочи были произведены лишь 31 июля 1917 г. Особым закавказским комитетом и впоследствии подтверждены 20 декабря 1917 г. Закавказским комиссариатом. Еще одной особенностью рассматриваемого периода, вызывающей неоднозначные и противоположные оценки, является правительственная политика реализации земельных угодий, расположенных на территории современного Большого Сочи. Первый этап колонизации Черноморского побережья характеризуется ее бессистемной и необоснованной раздачей в частную собственность лучших земель, в силу чего они долгое время были не задействованы, и спекуляцией земельными участками, приводившей к уменьшению их размеров, концентрации больших сумм в руках отдельных лиц и невозможности применять системную политику по застройке и благоустройству посада <11>. Одновременно с этим система бюрократического управления за распределением и использованием земель выглядела следующим образом: отвод участков частным лицам — в компетенции Лесного департамента в Санкт-Петербурге и его управления в Тифлисе; надзор за соответствием дачных построек утвержденным планам и правилам строительного устава — в компетенции начальника местной полиции; контроль за выполнением условий аренды, поступлением платежей и освидетельствованием участков до их выкупа — в компетенции Кубано-Черноморского управления земледелия и госимуществ в Екатеринодаре. ——————————— <11> Тверитинов И. А. Указ. соч. С. 162.

Благодаря таким государственным мерам сдерживания земельной спекуляции впоследствии ситуация изменилась в лучшую сторону: были успешно организованы торги культурно-дачных и иных участков предпринимателям, дворянам, различным обществам, способствовавшим появлению курортных учреждений в Сочи посредством формирования частных и общественных фондов, пополняемых государственными и частными инвестициями <12>. В качестве примера можно привести успешную экономическую деятельность акционерных обществ «Кавказская Ривьера», «Лиран» и «Мацестинские серные источники», обустройство Хлудовского, Приморского и Ермоловского парков. ——————————— <12> Костиников В. Тогда они думали о будущем // Сочи. 2001. N 12 (22 — 28 марта). С. 5.

Таким образом, правовое регулирование генезиса рекреационной направленности Сочинского региона первоначально ограничивалось нормами колонизационного и земельного законодательства, устанавливающего условия предоставления земель, требования по их использованию и их целевое назначение, а также декларирующего необходимость государственного вмешательства в обустройство и рекреационную специализацию уникальной местности. Сочинский регион обратил на себя внимание научной общественности, а результатом рекламных мероприятий стал массовый интерес к Черноморскому побережью Кавказа. Однако нестабильная внешнеполитическая обстановка не могла не отразиться на направлениях внутренней политики Российской империи, что, в свою очередь, негативно сказалось на становлении санаторно-курортной отрасли Сочинского региона как курорта в дореволюционный период.

——————————————————————

Вопрос: Имеет ли право врач на надбавку за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, если он был уволен с предыдущей работы в связи с сокращением штата медицинского учреждения и перерыв в работе составил три месяца? («Медицинское право», 2008, N 1)

Вопрос: Имеет ли право врач на надбавку за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, если он был уволен с предыдущей работы в связи с сокращением штата медицинского учреждения и перерыв в работе составил три месяца?

Ответ: Необходимо отметить, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Порядок исчисления стажа, дающего право на получение надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, установлен Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (в ред. от 12 апреля 2007 г.). Так, п. 6.2.2 Положения говорит о возможности перерыва в стаже, после которого тем не менее стаж считается непрерывным в целях получения надбавки. При этом стаж работы сохраняется только при отсутствии во время перерыва другой работы. Данным нормативно-правовым актом предусмотрены перерывы в работе на три и шесть месяцев, но при определенных условиях. В частности, в стаж работы засчитывается перерыв в работе не более трех месяцев, связанный с увольнением в связи с ликвидацией учреждения (подразделения) либо сокращением численности или штата работников учреждения (подразделения). Перерыв стажа до трех месяцев возможен также при увольнении с предыдущей работы не только в связи с ликвидацией учреждения (подразделения) или сокращением штата, но и в связи с уменьшением численности работников.

Ю. В.Павлова Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры медицинского права ММА им. И. М. Сеченова

——————————————————————

Вопрос: Какие квалификационные характеристики определены законодательством для должности главной медицинской сестры? («Медицинское право», 2008, N 1)

Вопрос: Какие квалификационные характеристики определены законодательством для должности главной медицинской сестры?

Ответ: Должность главной медицинской сестры в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приказ Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (в ред. от 12 апреля 2007 г.)) относится к разряду должностей руководителей медицинского учреждения. Постановлением Минтруда России от 27 августа 1997 г. N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2003 г.) определены должностные обязанности главной медицинской сестры, которая должна: 1. Обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала, повышение их квалификации. 2. Осуществлять своевременную выписку, распределение и хранение перевязочных материалов, медикаментов и др., в том числе ядовитых и наркотических лекарственных средств, вести учет их расходования. Контролировать: 1. Работу среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке больных. 2. Транспортировку больных внутри отделений больницы. 3. Выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений. 4. Санитарно-гигиеническое содержание отделений больницы, одежды и белья больных. 5. Своевременность и качество дезинфекции помещений, где находились инфекционные больные. Помимо этого, вышеуказанным нормативно-правовым актом определены требования к знаниям по вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Так, главная медицинская сестра должна знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения; порядок составления графиков работы и расстановки среднего и младшего медицинского персонала; теоретические основы гигиены и организации здравоохранения; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы; организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Ю. В.Павлова Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры медицинского права ММА им. И. М. Сеченова

——————————————————————