Правовой статус турагента

(Шабров Р.) («Корпоративный юрист», 2009, N 1)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТУРАГЕНТА

Р. ШАБРОВ

Шабров Роман, юрист.

Какова структура межсубъектной правовой связи турагента, туроператора и туриста? Должны ли турагент и туроператор заключать между собой договор купли-продажи либо агентский договор? Вправе ли турагент заключать посреднические договоры о приобретении отдельных составляющих туристского продукта не с туроператором, а с туристом?

В законодательном регулировании правового статуса турагента существует ряд правовых проблем, способных породить большое число споров и конфликтов между туристами, туроператорами, турагентами, страховщиками и другими субъектами туристской деятельности. Они могут также существенно снизить эффективность защиты имущественных интересов потребителей туристских продуктов, привести к серьезным финансовым потерям у всех вышеперечисленных субъектов, снизить привлекательность российских курортов для иностранных туристов. Отправной точкой изменения законодательного регулирования туристской деятельности являлось внесение Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон). Помимо вышеуказанных Законов, правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется ГК РФ, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 (далее — Правила), а также иными нормативными правовыми актами. Отметим, что рассматриваемые документы подверглись существенной критике специалистами в данной области <1>. ——————————— <1> См., например: Викулова О. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М., 2008; Дедиков С. В. Правовые проблемы страхования ответственности туроператоров // Юридическая и правовая работа в страховании. 2007. N 4.

Турагентская деятельность

Рассмотрение правового статуса турагента целесообразно начать с некоторых вопросов правоспособности последнего в качестве юридического лица. С 1 января 2007 г. лицензирование турагентской деятельности было прекращено, что в значительной степени упростило создание и осуществление деятельности турагентов. Турагентом может являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Турагент не является субъектом гражданских правоотношений со специальной правоспособностью. Он может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т. е. обладает общей правоспособностью (ст. 23, 49 ГК РФ). Таким образом, обладая общей правоспособностью, турагент вправе осуществлять как турагентскую, так и любую иную деятельность, за исключением запрещенных видов деятельности и тех, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Услуги турагента в соответствии с государственным стандартом, устанавливающим общие требования к туристским услугам, являются видом туристских услуг <2>. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению услуги турагента отнесены к группе «туристские и экскурсионные услуги» <3>. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, «деятельность туристических агентов (турагентов)» входит в группу «деятельность туристических агентств», куда также входит деятельность туроператоров и других субъектов <4>. Это позволяет сделать вывод о разных значениях, приданных терминам «турагент» и «туристическое агентство». ——————————— <2> См.: п. 4.1 Государственного стандарта «Туристские услуги. Общие требования ГОСТ Р 50690-2000» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст). <3> См.: группа N 6 Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, в ред. Изменения N 5/99, утв. Госстандартом РФ 05.03.1999). <4> См.: п. 63.3 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 22.11.2007) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2011 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)).

Остановимся более подробно на турагентской деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона к турагентской отнесена деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Необходимо детально рассмотреть вышеуказанное законодательное определение и ответить на вопрос о том, какую функцию выполняет турагент в туристской деятельности: является ли он лицом, оказывающим туристские услуги, т. е. исполнителем в смысле, придаваемом этому термину при возмездном оказании услуг, как он назван в абз. 2 п. 2 Правил, или посредником между туроператором и туристом (или иным заказчиком туристского продукта), заключающим от своего имени или от имени туроператора договор реализации туристского продукта? Для ответа обратимся к некоторым нормам законодательства. Продвижение туристского продукта названо комплексом мер, направленных на его реализацию (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.) (ст. 1 Закона). Определение деятельности турагента по продвижению туристского продукта дано также в государственном стандарте, устанавливающем общие требования к туристским услугам. Здесь говорится, что «продвижение тура осуществляют на основе, включающей: рекламу тура; участие в специализированных выставках, ярмарках; организацию (участие в) ознакомительных (рекламных) туров(ах); издание каталогов, буклетов и др.» <5>. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке с исключениями, установленными законодательством РФ о техническом регулировании. При буквальном сопоставлении данного определения с содержащимся в Законе становится очевидным, что последнее не говорит об «организации (участии в) ознакомительных (рекламных) туров(ах)». Продвигает ли турагент сформированный туроператором турпродукт, отправляя в ознакомительное путешествие своих сотрудников? Отсутствие прямого урегулирования данного вопроса создает основу для двоякой классификации ознакомительных поездок: как продвижение или как реализация турпродукта. ——————————— <5> См. там же: п. 5.4 Государственного стандарта «Туристские услуги. Общие требования ГОСТ Р 50690-2000» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст).

Под реализацией туристского продукта в Законе понимается деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором (ст. 1). Таким образом, термин «реализация туристского продукта», помимо деятельности по заключению договора о реализации турпродукта, включает еще и «оказание туристу услуг в соответствии с данным договором» в том случае, если субъектом является туроператор и (или) третьи лица (в настоящем случае под третьими лицами законодателем понимаются лица, оказывающие различные услуги, входящие в туристский продукт, сформированный туроператором). Придание законодателем термину «реализация туристского продукта» различного содержания применительно к нескольким субъектам (туроператору, турагенту и третьим лицам) сложно признать удачным, поскольку, как будет показано далее, вызывает на практике затруднения при его толковании. Законодатель определяет турпродукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Итак, туристский продукт представляет собой комплекс услуг, состоящий как минимум из услуг по перевозке и размещению. К формированию туристского продукта отнесена деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и др.) (ст. 1 Закона).

Турагент и туроператор

Особого внимания заслуживает структура межсубъектной правовой связи турагента и туроператора. Необходимость рассмотрения данного вопроса подтверждается отсутствием на практике надлежащего понимания и применения договорных механизмов, опосредующих взаимодействие перечисленных субъектов. Примером может служить продолжающаяся практика заключения договоров купли-продажи турпродукта <6>. Пробелы в ранее действовавшем законодательстве приводили к заключению договоров купли-продажи, по условиям которых туроператор обязывался передать в собственность, а турагент — принять и оплатить туристские продукты — права на туры (путешествия) или отдельные туристские услуги <7>. Критика позиций, имевших место до внесения изменений в отдельные положения Закона, позволявшие квалифицировать договор между турагентом и туроператором как договор купли-продажи, содержится в трудах Е. А. Суханова, О. Н. Садикова <8>. Рассмотренное ошибочное толкование Закона перешло в нормы законодательства некоторых субъектов РФ, действующего по сей день <9>. ——————————— <6> См., например: Блинова С. Если турагент — не агент // Расчет. 2007. N 1. <7> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.05.2008 N 2797/08, Постановление ФАС Московского округа от 14.11.2007 N КГ-А40/10394-07 по делу N А40-53871/06-45-402. <8> См.: Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юристъ, 2004; Гражданское право. Том II. Полутом 2 / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е. А. Суханова. М.: Изд. БЕК, 2003. <9> См., например: ст. 12 Областного закона Ленинградской области от 31.12.1997 N 73-оз (ред. от 24.04.2007) «О туристской деятельности на территории Ленинградской области».

Обратимся к положениям Закона, ст. 9 которого предусматривает, что продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, — от своего имени. Аналогичная норма, содержащаяся в Правилах, предусматривает, что исполнителем услуг по реализации туристского продукта может выступать турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора (п. 2). Анализ данных норм позволяет сделать вывод о единственно возможном способе формализации отношений турагента и туроператора — заключении агентского договора (ст. 1005 ГК РФ). Буквальное толкование абз. 6 ст. 9 Закона указывает на обязательность для сторон заключения подобного договора. Однако на практике туроператор и турагент, зачастую игнорируя это установленное Законом требование, не спешат заключать агентские договоры. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия за счет принципала, но от своего имени либо за счет и от имени принципала. В зависимости от того, действует агент по условиям договора от имени туроператора или от своего имени, к отношениям сторон, помимо норм гл. 52 ГК РФ («Агентирование»), будут субсидиарно применяться нормы гл. 49 («Поручение») или 51 («Комиссия»). При этом в п. 4 ст. 1005 ГК РФ установлено, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. Не останавливаясь на общих требованиях к содержанию посреднических договоров, отметим, что в ст. 9 Закона предусмотрены существенные условия договора между турагентом и туроператором. Отсутствие данных условий делает договор незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Особо следует коснуться условий заключения субагентских договоров. Некоторые авторы отмечают участившуюся практику их заключения. Выгодность заключения подобных договоров для турагента обосновывается двумя основными причинами: 1) процент выплачиваемого вознаграждения субагенту меньше, чем процент, получаемый от туроператора (дополнительный доход); 2) от туроператора можно получить дополнительные бонусы и повышенный процент вознаграждения за увеличение объема продаж <10>. ——————————— <10> См.: Лебедева Н. В. Туроператор «доверяет» // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. N 5.

Определение в договоре размера вознаграждения турагента и порядка его уплаты имеет особое значение, поскольку вознаграждение агента является основным доходом при осуществлении турагентской деятельности. На практике используются несколько способов его установления: 1) процент от стоимости реализованного турпродукта; 2) фиксированная сумма; 3) сумма превышения дохода турагента от реализации турпродукта от суммы, установленной туроператором за турпродукт (рассматриваемое превышение допустимо в случае отсутствия соответствующего запрета в агентском договоре между турагентом и туроператором). В последнем из указанных способов необходимо учитывать налоговый аспект. В письме от 17 апреля 2007 г. N 20-12/035144 УФНС по г. Москве разъяснила, что, если турагент получил сверх комиссионного вознаграждения дополнительную выгоду, в частности продал турпродукт дороже установленной туроператором стоимости, сумма превышения подлежит учету в целях налогообложения (п. 2 ст. 249 НК РФ). Если договором агентирования не установлен порядок уплаты вознаграждения турагенту, то, согласно ст. 1006 ГК РФ, туроператор обязан выплатить вознаграждение в течение недели с момента предоставления ему агентом отчета за прошедший период. На практике часто применяется механизм перечисления туроператору денежных средств, составляющих стоимость туристского продукта за вычетом агентского вознаграждения. Налоговые органы рассматривают обязанность агента передать все полученное при исполнении договора туроператору, включая и дополнительную выгоду (ст. 999, ст. 1000 ГК РФ), как правовое препятствие таким действиям. Кроме того, турагент должен указывать в отчете все полученное по договору и передавать туроператору, а на туроператоре лежит обязанность уплатить налог со всей суммы, полученной турагентом от туриста <11>. ——————————— <11> Критику подобной позиции см.: Лебедева Н. В. Туроператор «доверяет» // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. N 5.

Размер вознаграждения турагента зависит от налогообложения, в частности от обязанности туроператора уплачивать НДС. Довольно часто турагенты используют упрощенную систему налогообложения, которая не предполагает уплаты НДС. Чтобы избежать потери определенной части дохода, некоторые туроператоры уменьшают сумму агентского вознаграждения на величину НДС. В связи с этим турагент теряет часть своего дохода <12>. ——————————— <12> Подробнее см.: Там же.

Механизм взаимодействия турагента с туроператором строится следующим образом. Поданная турагентом (как правило, по факсу, электронной почте, с помощью сайта туроператора) заявка является основанием бронирования турпродукта. В установленные договором сроки туроператор подтверждает возможность предоставления необходимого турпродукта или извещает об отсутствии таковой с предоставлением альтернативы. Турпродукт оплачивается на основании выставленного туроператором счета. Как правило, стороны предусматривают для случаев возможных отказов туристов порядок аннулирования заявки. Анализ типовых договоров, заключаемых туроператором с турагентами, показывает, что практически все они включают положения об аннулировании подтвержденного туроператором и оплаченного турагентом (туристом) турпродукта в случае отказа туриста (заказчика) с установлением возмещения в форме фиксированных штрафных платежей, процентов от стоимости турпродукта или фактически понесенных расходов. Наибольшие затруднения у туристических агентств вызывает порядок расчетов за турпродукт, от которого турист отказался. Здесь субсидиарно применяются нормы ГК РФ. К особенностям оказания туристских услуг относится право обеих сторон договора на односторонний отказ от его исполнения согласно положениям ст. 781 ГК РФ. При этом заказчик (турист) вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей). Исполнитель же вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ). Понесенные исполнителем расходы должны быть обусловлены его действиями по исполнению принятых обязательств по договору возмездного оказания услуг. Это означает, что при отказе от турпродукта турист возмещает исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору о реализации турпродукта. Возможно ли возмещение фактически понесенных расходов турагента? Для ответа необходимо ответить на два ключевых вопроса: 1) является ли турагент исполнителем, оказывающим услуги и 2) возникают ли у исполнителя в данном случае фактически понесенные расходы? Как было уже сказано, буквальное толкование Правил указывает, что турагент, действующий от своего имени, является исполнителем услуг по реализации турпродукта. Однако, исходя из определения термина «реализация туристского продукта» в ст. 1 Закона, только туроператор оказывает туристу услуги, входящие в турпродукт, турагент же только заключает договор реализации турпродукта, т. е. не является исполнителем при возмездном оказании услуг. Таким образом, турагент имеет право на возмещение своих фактических расходов, понесенных только в связи с заключением договора реализации турпродукта. При этом необходимо учитывать обязанность турагента доказывать возникновение таких расходов. В противном случае они не будут возмещены <13>. ——————————— <13> См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007 N 09АП-19045/2006-ГК.

Турагент обязан отчитаться перед туроператором по заключенным договорам. Для представления отчета в соответствии с договором устанавливаются сроки, а при отсутствии в договоре таких условий он представляется по мере исполнения. Согласно п. 3 ст. 1008 ГК РФ, туроператор должен в течение 30 дней со дня получения отчета, если договором не предусмотрен иной срок, сообщить об имеющихся по отчету возражениях, иначе отчет считается принятым. К отчету, если это установлено договором, необходимо приложить доказательства расходов, произведенных турагентом за счет туроператора (п. 2 ст. 1008 ГК РФ). Форма такого отчета законодательно не установлена, ее утверждают обычно сами туроператоры, исходя из конкретных условий и потребностей. Как правило, он содержит: наименование агента; реквизиты агентского договора, по которому представляется отчет; стоимость реализации туристского продукта; содержание туристского продукта; размер вознаграждения турагента (в том случае, если подлежит уплате НДС, с выделенным налогом) и др. Сложно признать обоснованным предлагаемый некоторыми специалистами способ воздействия на обязанность турагента представлять отчет вовремя путем включения в договор туроператора с турагентом следующего условия: «В случае если отчет агента не будет представлен до 5 числа месяца, следующего за месяцем начала тура (или любой другой даты), сделка считается совершенной по договору купли-продажи» <14>. ——————————— <14> См.: Блинова С. Если турагент — не агент // Расчет. 2007. N 1.

Предлагаемое условие договора должно быть признано ничтожным как не соответствующее требованиям закона (ст. 168 ГК РФ). Сформированный туроператором туристский продукт не может являться объектом договора купли-продажи как с турагентом, так и с другим туроператором. Туристский продукт является комплексом услуг, а не товаром (ст. 454 ГК РФ). «Перепродажа» турпродукта имела бы своим следствием нарушение целей и задач законодательного регулирования туристской деятельности. Существующие на практике задержки в представлении отчетов турагентов должны решаться путем применения механизма встречного исполнения обязательства (ст. 328 ГК РФ). Как было указано выше, агентское вознаграждение уплачивается в течение недели с момента представления агентом отчета за прошедший период (ст. 1006 ГК РФ). Если обязательство турагента по представлению отчета не будет выполнено, туроператор вправе приостановить исполнение своего обязательства по уплате агентского вознаграждения. Для этого агентское вознаграждение в соответствии с агентским договором должно уплачиваться после представления отчета. Такой подход в наибольшей мере обеспечивает представление отчета турагентом. Необходимо также учитывать, что представление статистической отчетности по всем оказанным туристским услугам (включая заключение договора и оказание услуг, входящих в турпродукт) в некоторых случаях является обязанностью турагента: «Если турагент приобрел путевки для реализации населению у туроператора, то независимо от того, на каких условиях заключен договор между турагентом и туроператором, отчитываться по оказанным туристским услугам должен турагент, непосредственно получивший денежные средства с населения, т. е. в своих отчетах турагент показывает полную стоимость путевки, которую оплатил потребитель услуги» <15>. ——————————— <15> Постановление Росстата от 14.01.2008 N 3 «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Турагент и турист

В настоящий момент реализация туристского продукта рассматривается как оказание услуг. Соответственно, к договору о реализации туристского продукта применяются правила, в целом установленные гл. 39 ГК РФ и гл. III Закона о защите прав потребителей. Такой вывод, например, зафиксирован в п. 1 письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» (далее — письмо). Заслуживает внимания вопрос о праве турагента заключать посреднические договоры не с туроператором, а с туристом о приобретении отдельных составляющих туристского продукта. Примером может служить ситуация, когда турагент, действуя по поручению клиента, бронирует нужную гостиницу и (или) приобретает у перевозчика проездные документы. Отношения усложняются, если турагент, например, заключает договоры, направленные на получение туристом услуг по проживанию, питанию, экскурсиям с одним туроператором, а по перевозке и трансферу с другим. В том и в другом случае возникает вопрос: не формирует ли своими действиями турагент туристский продукт, на что имеет право в соответствии со ст. 1 Закона только туроператор? Ответом может служить следующий довод. Если турагент заключает договор, направленный на получение туристом перечисленных услуг, то фактически он, подменяя туроператора, оказывает туристу комплекс услуг за общую цену, т. е. формирует турпродукт, но не по договору о реализации турпродукта, а по договору агентирования. Кроме того, ответственным субъектом оказания услуг в данном случае является не туроператор, как того требует законодатель, а третьи лица, с которыми турагент заключает соответствующие договоры (за исключением случая принятия турагентом делькредере). Рассматриваемые договоры агентирования с туристом следует квалифицировать как притворные (п. 2 ст. 170 ГК РФ), поскольку они направлены на прикрытие договора реализации турпродукта. Неправильным решением было бы также заключение турагентом с туристом нескольких агентских договоров на различные услуги — проживание и размещение в гостинице, трансфер, перевозку. Вне зависимости от того, какими и сколькими агентскими договорами будут оформлены посреднические услуги турагента, в случае, если они направлены на получение туристом различных услуг, в совокупности составляющих турпродукт, такие действия турагента должны быть квалифицированы как формирование турпродукта. Разделения турпродукта, однако, можно достигнуть иным способом: заключением агентских договоров с несколькими юридическими лицами (с одним лицом на приобретение услуг по размещению в отеле, с другим — в отношении трансфера и т. д.). Механизмов защиты от подобных злоупотреблений судебная практика в настоящий момент не выработала. В связи с этим туристы должны самостоятельно оценивать предлагаемые для подписания проекты договоров, не боясь обратиться к другому турагенту в случае отказа от сотрудничества. В то же время обязательным требованием к содержанию туристского продукта является наличие в нем услуг по перевозке и размещению. При отсутствии одной из указанных услуг в соответствии с буквальным толкованием ст. 1 Закона в действиях турагента будет отсутствовать формирование турпродукта. Следовательно, становится возможным заключение агентского договора с туристом. Данный случай является упущением разработчиков поправок в Закон, поскольку, например, в некоторых путешествиях туристы предпочитают самостоятельно добираться до мест отдыха, приобретая только места в гостинице, медицинскую страховку и экскурсии. Лишение же их гарантий и защиты, получаемых при приобретении турпродукта, или навязывание им стоимости перевозки противоречит конституционному праву граждан на отдых. Сторонами договора о реализации туристского продукта являются исполнитель (туроператор или турагент) и заказчик (турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста). Не останавливаясь на общих требованиях к данному договору, содержащихся в ст. 10 Закона, отметим установленные законодателем особенности его заключения турагентом. В ст. 10.1 установлены существенные условия рассматриваемого договора в случае, если реализацию турпродукта осуществляет турагент. К ним отнесены: 1) полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; 2) информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; 3) информация о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в ст. 17.4 Закона, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение. В связи с тем, что данные условия, как следует из толкования норм ст. 432 ГК РФ, ст. 10, 10.1, являются существенными, их невключение в договор между туристом и турагентом ведет к признанию его незаключенным, а следовательно, не влекущим правовых последствий. Необходимо также учитывать мнение Роспотребнадзора, содержащееся в п. 2 письма: «Отсутствие письменного договора или хотя бы одного из существенных (обязательных) условий договора, в том числе реестрового номера туроператора, должно рассматриваться (наряду с несоблюдением положений раздела III Правил) как нарушение права потребителя на информацию, что может определять состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ». И далее: «Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом или иными нормативными правовыми актами права потребителей, определяет административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ». Необходимо также отметить, что изменение существенных условий договора реализации турпродукта может осуществляться туроператором (как лицом, сформировавшим турпродукт) только с согласия турагента и туриста. Такой вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 мая 2008 г. N 2797/08. Внимания заслуживает норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 10.1 Закона о применении норм, установленных данной статьей, только к отношениям, возникающим между туристом (иным заказчиком) и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. Данная норма корреспондирует с абз. 2 п. 2 Правил: «Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени…» Таким образом, турагент реализует турпродукт и приобретает статус «исполнителя» при оказании услуг по реализации турпродукта только в том случае, если действует от своего имени. Следовательно, требования, предусмотренные ст. 10.1 и Правилами, касающиеся в том числе содержания договора реализации турпродукта, организации деятельности исполнителя, раскрытия информации, возлагаются на турагента, только если он реализует турпродукт от своего имени. В случае, если он действует от имени туроператора, соответствующие обязанности лежат на последнем. Выступая исполнителем при оказании услуг по реализации туристского продукта, турагент в соответствии с Правилами обязан: предоставлять потребителям информацию о режиме своей работы (п. 4), своем наименовании и месте нахождения (п. 5), о туристском продукте (п. 7), другие сведения (п. 9), предоставлять книгу отзывов и предложений (п. 6), исполнять другие обязанности. Рассматривая обязанности турагента как исполнителя услуг, отметим, что он должен следовать требованиям государственных стандартов в сфере туристских услуг в пределах, предусмотренных законодательством о техническом регулировании <16>. Данные обязанности турагента корреспондируют правам туриста на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (ст. 6 Закона). Обязанность по информированию туроператоров, турагентов и туристов об у грозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания возложено на Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (далее — Ростуризм). Информирование осуществляется в соответствии с Административным регламентом Ростуризма. ——————————— <16> См.: Туристские услуги. Общие требования ГОСТ Р 50690-2000 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст); Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов ГОСТ Р 50644-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 32); Услуги населению. Термины и определения ГОСТ Р 50646-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 34); Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. ГОСТ Р 50681-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.06.1994 N 177).

Заслуживает внимания вопрос об оформлении договора реализации турпродукта, заключаемого турагентом с туристом. Статьей 10 Закона установлено, что реализация туристского продукта может осуществляться на основании договора, заключаемого в письменной форме между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Пунктом 1 Приказа Министерства финансов РФ от 9 июля 2007 г. N 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности» (далее — Приказ) утверждена форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка». Вопрос содержания туристской путевки являлся предметом разбирательства в Верховном Суде РФ. Так, рассматривая исковое заявление о признании недействующим Приказа, Верховный Суд РФ удовлетворил иск, руководствуясь следующими доводами. Согласно ст. 1 Закона, туристская путевка — документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. По содержанию приведенных правовых норм условия путешествия являются обязательным реквизитом туристской путевки. И далее: «Утвержденная форма туристской путевки содержит сведения о Туроператоре/Турагенте, Заказчике туристского продукта, Туристе, единице измерения туристского продукта (путешествия) в количестве (количество дней на одного человека), общей цене туристского продукта и факте оплаты. Таким образом, форма путевки не содержит условий путешествия, предусмотренных ст. 10 Закона». Доводы Минфина РФ о том, что к информации об условиях путешествия относятся реквизиты, имеющиеся в форме бланка строгой отчетности «Туристская путевка», а именно: «вид туристского продукта (путешествия) — код услуги» и «единица измерения туристского продукта», нельзя признать обоснованными, поскольку в графе формы «вид туристского продукта» указывается код формы по ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населению), что означает вид туристских услуг туроператора или турагента населению, в графе «единица измерения туристского продукта» — количество дней на одного человека. Указанные реквизиты не содержат информации об условиях путешествия. Не могут быть признаны обоснованными доводы Минфина РФ и Ростуризма о том, что туристская путевка является исключительно финансовым документом, приравненным к кассовому чеку, документом строгой отчетности, используется исключительно при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, а поэтому объем и характер информации, указанной в турпутевке, определяется не в соответствии с законодательством РФ о туристской деятельности, а нормами Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Исходя из смысла ст. 1, 10 Федерального закона, туристская путевка является неотъемлемой частью договора, содержит условия путешествий и является наряду с договором документом, подтверждающим условия путешествия, оформляется и выдается туристу вместе с договором независимо от формы оплаты. Кроме этого, «туристская путевка является документом, подтверждающим факт оплаты туристского продукта, бланком строгой отчетности». Как видно из текста решения, в его основу положен вывод о том, что туристская путевка является не только финансовым документом, но и неотъемлемой частью договора и должна содержать условия путешествия. Однако данное правосудное решение, основанное на нормах законодательства и вынесенное с целью защиты прав потребителей при реализации туристского продукта, было отменено Определением кассационной инстанции Верховного Суда РФ. Кассационная инстанция, отмечая, что в силу императивного характера законоположений оформление туристской путевки является обязательным, установила следующее: «Учитывая, что туристская путевка является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта (в оспариваемой форме туристской путевки это указано), а в договоре о реализации туристского продукта в обязательном порядке должны быть указаны существенные условия договора, в том числе сведения об условиях путешествия, очевидно, что отсутствие условий путешествия в утвержденной форме туристской путевки не является нарушением прав потребителей и не лишает их права на защиту охраняемых законом интересов. То обстоятельство, что туроператоры или турагенты, по утверждению представителя П. И. Нетупского, уклоняются от заключения договора о реализации туристского продукта и оформления иных документов, свидетельствует о неправильном применении законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением туристских услуг, и не может служить поводом к признанию оспариваемого нормативного правового акта недействующим». Рассмотренные выводы ранее нашли отражение в позиции Роспотребнадзора (п. 2 письма). Согласиться с указанными доводами нельзя, поскольку императивным требованием Закона является оформление именно двух документов: договора реализации туристского продукта и туристской путевки, которая обязательно должна содержать условия путешествия. Кроме того, в практике договорных отношений турагенты зачастую игнорируют требования Закона в отношении содержания договора или вообще уклоняются от оформления необходимых документов, как это произошло в рассмотренном деле. В подобных обстоятельствах для надлежащей защиты прав потребителей на отвечающие их намерениям и потребностям условия путешествия оформление этих двух документов является обязательным.

Ответственность турагента

В соответствии с Законом турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта. Вместе с тем турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов. Являясь посредником между туристом и туроператором, турагент обеспечивает передачу туристу необходимых для совершения путешествия документов. В случае неисполнения турагентом своих обязательств перед туристами по вине туроператора последний обязан возместить турагенту соответствующие расходы. Например, в соответствии с Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2008 г. N 09АП-5541/2008 по делу N А40-935/08-42-12 был удовлетворен иск о взыскании денежной суммы, так как туроператор в нарушение условий договора, заключенного между сторонами спора, привез туристам билеты в аэропорт вылета с опозданием (после вылета самолета), в связи с чем туристы вынуждены были за свой счет купить билеты на другой рейс, а турагент по возвращении туристов компенсировал им расходы по приобретению новых билетов. Принятые Правительством РФ Правила в значительной степени повторяют положения Закона. Особо следует коснуться норм раздела V Правил («Порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта»), поскольку они характеризуются внутренней противоречивостью и неопределенностью. Под термином «исполнитель» вследствие низкой юридической техники в Правилах понимаются турагент, действующий от своего имени, или туроператор без каких-либо разграничений их правового статуса. В соответствии с п. 22 Правил на исполнителя возложена ответственность: за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации; за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта; за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта; за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя; за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта. При буквальном толковании данных положений можно сделать вывод о возложении ответственности по основаниям, указанным в п. 22, именно на исполнителя, в том числе турагента. Данный вывод противоречил бы положениям ст. 9 Закона, возлагающим в пределах, предусмотренных данной статьей, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта третьих лиц, привлекаемых туроператором, и турагентов, действующих от его имени, на туроператора. В то же время очевидна целесообразность установления ответственности турагента за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя, и за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации. Учитывая все вышеизложенное, необходимо констатировать отсутствие ясного распределения ответственности субъектов туристской деятельности по конкретным основаниям ее наступления. Следует коснуться также некоторых аспектов административной ответственности турагента. Рассматривая вопрос о привлечении виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за реализацию гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки, Роспотребнадзор отмечает, что турагенты в данном случае не могут быть субъектами ответственности по указанной статье, так как реализация туристского продукта не является для них самостоятельной услугой, оказываемой ими потребителям (п. 3 письма). Подводя итог всем рассмотренным проблемам, отметим определенные позитивные шаги, сделанные законодателем в части урегулирования отношений по формированию туристского продукта, его реализации и продвижения. Однако отсутствие четких определений, ясного распределения прав, обязанностей и ответственности субъектов туристской деятельности, продуманных механизмов защиты прав и интересов туристов являются серьезными препятствиями для развития туризма в РФ.

——————————————————————