Система органов государственного руководства физической культурой и спортом в Российской Федерации

(Давидсон Л. Е.) («Спорт: экономика, право, управление», 2009, N 1)

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. Е. ДАВИДСОН

Актуальность исследования системы органов государственного руководства физической культурой и спортом в Российской Федерации обусловлена рядом причин. Во-первых, после предоставления права Российской Федерации на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 г. в г. Сочи входящий в систему органов государственного руководства физической культурой и спортом Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту <1> преобразован в Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 г. в г. Сочи <2>. Данное преобразование повлекло расширение и уточнение его целей и задач. ——————————— <1> Образован Указом Президента РФ от 14 августа 2002 г. N 895 «О Совете при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту» // СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3197. <2> См.: Указ Президента РФ от 26 сентября 2007 г. N 1308 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи» // СЗ РФ. 2007. N 40. Ст. 4719.

Во-вторых, 30 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» <3> (далее — Закон о спорте), который по-новому распределил полномочия субъектов физической культуры и спорта. ——————————— <3> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

В-третьих, Указом Президента РФ от 7 октября 2008 г. N 1445 «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» <4> было упразднено Федеральное агентство по физической культуре и спорту (далее — Росспорт), а его функции переданы Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (далее — Минспорттуризм России), образованному в мае 2008 г. <5>. ——————————— <4> Российская газета. 2008. 10 окт. <5> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2008. 13 мая.

В настоящее время в соответствии с Законом о спорте, Указом Президента РФ от 26 сентября 2007 г. N 1308 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи» (далее — Положение о Совете), Указом Президента РФ от 7 октября 2008 г. N 1445 «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» <6> и Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 948 «О некоторых вопросах деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» <7> система органов государственного руководства физической культурой и спортом в Российской Федерации выглядит следующим образом: ——————————— <6> СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2585. <7> СЗ РФ. 2008. N 50 (ч. I). Ст. 5970.

— Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи (далее — Совет); — Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации; — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; — органы государственного руководства физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации. Совет является совещательным органом при Президенте РФ, который возглавляет Совет (является его председателем), а также утверждает положение о Совете и его состав. Совет создан в целях выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (далее — Олимпиада), а также обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении указанных вопросов. Для достижения указанных целей в Положении о Совете сформулированы задачи Совета, которые правомерно было бы назвать полномочиями или функциями Совета, так как установление задачи предполагает ее решение в определенный срок. Задачи Совета можно условно разделить на общие и специальные. В общие задачи входят вопросы, затрагивающие физическую культуру, спорт и спорт высших достижений в целом. К ним относятся: выработка предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по ее реализации; рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений и подготовка предложений по созданию благоприятных условий для его развития; рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх, а также оценка эффективности мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов; рассмотрение общественно значимых проектов в области физической культуры и спорта; проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта и подготовка соответствующих предложений и т. д. Данный перечень задач не является исчерпывающим, так как Президент РФ может вынести на обсуждение Совета иные вопросы, относящиеся к сфере физической культуры и спорта (пп. «а» п. 4 Положения о Совете). Специальные задачи Совета связаны с подготовкой и проведением Олимпиады. Они включают в себя: проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, планов, программ и иных материалов, касающихся подготовки и проведения Олимпиады; подготовку по ним предложений, содержащих, в частности, рекомендации по определению способов, форм и этапов реализации соответствующих мероприятий; анализ хода реализации планов, программ и отдельных мероприятий, касающихся подготовки и проведения Олимпиады, и выработку соответствующих предложений; взаимодействие с организационным комитетом по подготовке и проведению Олимпиады в целях обеспечения согласованных действий. Совет для решения возложенных на него основных задач имеет право: — запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организационного комитета, организаций, участвующих в подготовке и проведении Олимпиады, физкультурно-спортивных объединений и организаций; — приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, представителей организаций, участвующих в подготовке и проведении Олимпиады, физкультурно-спортивных объединений и организаций; — направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах по вопросам развития физической культуры и спорта, подготовки и проведения Олимпиады, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, организациями, участвующими в подготовке и проведении Олимпиады, физкультурно-спортивными объединениями и организациями; — привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ физкультурно-спортивные объединения и организации, научные и иные организации, а также ученых и специалистов; — пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти. 5 сентября 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев издал Указ N 1311 (в ред. Указа Президента РФ от 16 сентября 2008 г. N 1364) «Об утверждении составов Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и президиума этого Совета» <8>. Помимо Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей в состав Совета вошли федеральные министры, главы субъектов РФ, депутаты Государственной Думы, представители Международного олимпийского комитета, Олимпийского комитета России, президенты федераций по видам спорта, представители коммерческих организаций, ученые и другие лица. Столь представительный состав свидетельствует о серьезности намерений решать поставленные перед Советом задачи. ——————————— <8> СЗ РФ. 2008. N 36. Ст. 4092, N 38. Ст. 4276.

Следующим элементом системы органов государственного руководства физической культурой и спортом в Российской Федерации является Минспорттуризм России. Компетенция Минспорттуризма РФ, как и любого другого федерального органа исполнительной власти, представляет собой совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей и определяется Законом о спорте, Указом Президента РФ от 7 октября 2008 г. N 1445 «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» (далее — Положение о Минспорттуризме России) и Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 948 «О некоторых вопросах деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации». В настоящее время Минспорттуризм России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта <9>. ——————————— <9> См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 948 «О некоторых вопросах деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

Отметим, что переданные функции по противодействию применения допинга правомерно было бы отнести к контрольно-надзорным функциям, так как под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (пп. «д» п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» <10>). ——————————— <10> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Для осуществления возложенных функций Минспорттуризм России был наделен рядом полномочий, многие из которых были заимствованы у Росспорта <11>, однако появились и принципиально новые. Расширен круг нормативных правовых актов, которые Минспорттуризм России принимает самостоятельно. К ним относятся: ——————————— <11> Имеются в виду полномочия Росспорта по Положению о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 904.

— перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений. Полномочия по принятию данного нормативного правового акта вытекают, судя по всему, из ч. 8 ст. 14 Закона о спорте, однако в Законе указано, что подобный перечень лишь утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, причем с учетом мнения Олимпийского комитета России; — порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта. Данное полномочие вытекает из п. 5 ч. 3 ст. 16 Закона о спорте, который предусматривает обязанность общероссийских спортивных федераций разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом; — общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта. Данное полномочие также предусмотрено Законом о спорте (ч. 7 ст. 20); — порядок проведения обязательного допингового контроля и перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте. Согласно ч. 4 ст. 26 Закона о спорте порядок проведения обязательного допингового контроля утверждается Минспорттуризмом России, а вот перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте, с 1 января 2009 г. <12> утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 26 Закона о спорте); ——————————— <12> См.: Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.

— типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о спорте указанные нормативные правовые акты утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, причем организация учебно-тренировочной деятельности в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (в части выбранного вида спорта), без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов по различным видам спорта не допускается (ч. 3 ст. 34); — общие принципы, критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, а также порядок их утверждения. Согласно ч. 2 ст. 36 Закона о спорте ежегодное формирование данных списков осуществляется общероссийскими спортивными федерациями, а их утверждение — Минспорттуризмом России. В соответствии с Законом о спорте Правительство РФ уполномочило Минспорттуризм России с 1 января 2009 г. устанавливать порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включение их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения <13>. ——————————— <13> См.: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 948 «О некоторых вопросах деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

После включения вида спорта во Всероссийский реестр видов спорта соответствующая общероссийская общественная организация, которая занимается развитием этого вида спорта, получает право быть аккредитованной, что дает возможность указанной общероссийской общественной организации проводить официальные спортивные мероприятия, представлять нашу страну на международных соревнованиях и получать государственную поддержку. Спортивные мероприятия этой организации включаются в Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий. А это, в свою очередь, влечет за собой включение требований и условий присвоения спортивных разрядов и званий по этому виду спорта в Единую всероссийскую спортивную классификацию <14>. В этой связи с 1 января 2009 г. Минспорттуризм России наделен также полномочиями по принятию: ——————————— <14> См.: Шаповалов А. В. О государственном регулировании в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2005. N 4.

— порядка государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта РФ; — порядка проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации; — порядка получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации и развивающие сложные виды спорта; — порядка ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций и предоставления сведений из этого реестра; — порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; — квалификационных требований к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей; — порядка разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; — правил видов спорта; — положения о спортивном паспорте и его образца. Указом Президента РФ от 7 октября 2008 г. N 1445 «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации», а позднее Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 948 «О некоторых вопросах деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» на Минспорттуризм России возложено осуществление функций упраздненного Росспорта. Так, на Минспорттуризм РФ возложено осуществление реализации программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, физкультурно-спортивная работа с инвалидами, подготовка и обеспечение участия спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных спортивных соревнованиях, подготовка к участию сборных спортивных команд России в международных соревнованиях и олимпийских играх, проведение различных спортивных мероприятий, утверждение и реализация Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, организация всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, организация научных исследований в области физической культуры и спорта и др. Интересным представляется п. 7 Положения о Минспорттуризме России, запрещающий Минспорттуризму России осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Законом о спорте (ч. 9 ст. 7) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет надзор за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений; осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также об ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. Таким образом, с 1 января 2009 г. (дата вступления в силу положений Закона о спорте, касающихся спортивных паспортов) на Минспорттуризм России возлагается осуществление контрольно-надзорных функций, что должно найти соответствующее подтверждение в указе Президента РФ либо в постановлении Правительства РФ. Переходя к рассмотрению полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, отметим, что круг данных органов весьма широк. В него входят Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны РФ, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба исполнения наказаний и другие органы. В соответствии со ст. 29 Закона о спорте физическая подготовка в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы, военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, осуществляется в целях успешного выполнения ими своих служебных обязанностей. При федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в целях привлечения военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, к регулярным занятиям спортом создаются и действуют спортивные клубы, общественно-государственные организации, осуществляющие развитие соответствующих военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и подготовку спортсменов. В качестве примера таких организаций можно привести Спортивный клуб Федеральной службы охраны РФ, созданный распоряжением Правительства РФ <15> в целях проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в федеральных органах государственной охраны и оказания им содействия в осуществлении государственной политики в области физического воспитания военнослужащих и гражданского персонала. Также, по предложению Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», Указом Президента РФ от 21 февраля 1996 г. N 241 «О некоторых мерах поддержки Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» <16> было создано общественно-государственное спортивное объединение «Динамо». ——————————— <15> См.: распоряжение Правительства РФ от 26 февраля 2006 г. N 248-р «О создании Федерального государственного учреждения «Спортивный клуб Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1116. <16> СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 909.

Данные организации осуществляют учебно-тренировочный процесс, создают условия для занятий военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, спортом на соответствующих объектах спорта, осуществляют подготовку спортсменов для участия во всероссийских спортивных мероприятиях и в международных спортивных мероприятиях, мероприятия по повышению квалификации тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта, формируют спортивные сборные команды по соответствующим военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта для участия во всероссийских спортивных мероприятиях и в международных спортивных мероприятиях. Календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также программы развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими руководство развитием этих видов спорта <17>. ——————————— <17> См.: Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 18 января 2005 г. N 3 «Об утверждении Календарного плана Спартакиады ФСИН России по служебно-прикладным видам спорта на 2005 год, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, и Положения о проведении Спартакиады ФСИН России по служебно-прикладным видам спорта на 2005 год» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. N 3.

Министерством обороны РФ определяются программы физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов, а также перечень видов спорта, направленных на обеспечение этой подготовки (ч. 6 ст. 29 Закона о спорте). Кроме того, Законом о спорте предусмотрено делегирование функций Министерства обороны РФ по физической подготовке граждан к защите Отечества физкультурно-спортивным организациям, оборонным спортивно-техническим организациям на договорной основе. Такой договор заключен между Министерством обороны РФ и общероссийской общественной организацией «Российская оборонная спортивно-техническая организация — РОСТО (ДОСААФ)», целями которой являются содействие укреплению обороноспособности страны в организации и проведении военно-патриотического воспитания граждан, развитии авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, технического творчества молодежи, подготовка граждан по военно-учетным специальностям, кадров массовых технических профессий. Перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и органы, осуществляющие руководство развитием этих видов спорта, определяются Правительством РФ. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, участвуют в разработке данного перечня <18>. ——————————— <18> См.: ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Анализируя полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта, можно согласиться с мнением В. Н. Зуева о том, что подсистема управления физической культурой и спортом в субъектах РФ организуется аналогично органам федерального уровня соответствующей государственной подсистемы управления. При этом законодатель субъекта Федерации выстраивает управленческую концепцию в рассматриваемой области общественных отношений на региональном уровне <19>. ——————————— <19> См.: Зуев В. Н. Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне субъекта Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2001. N 3. С. 41 — 46.

В рамках данной работы мы сознательно не используем термин «государственное управление» физической культурой и спортом, считая, что в сфере, где присутствуют общественные организации, можно говорить только о государственном руководстве. В соответствии со ст. 8 Закона о спорте органы исполнительной власти субъектов РФ обладают следующими полномочиями: — определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; — учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации; — организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; — утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации; — организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах Российской Федерации; — присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях; — реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации; — организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта; — обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки; — осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочий. Интересным представляется делегирование с 1 января 2009 г. Российской Федерацией субъектам РФ полномочий по ведению спортивных паспортов, которые являются документами единого образца, удостоверяющими принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсменов. Для этих целей согласно Закону о спорте предусматриваются средства в виде субвенций из федерального бюджета, которые будут зачисляться в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок ведения, порядок выдачи, порядок замены спортивных паспортов, порядок функционирования единой системы учета спортивных паспортов устанавливаются положением о спортивном паспорте. Положение о спортивном паспорте и образец спортивного паспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В заключение можно сделать вывод о том, что при наличии в Российской Федерации развитых органов государственного руководства физической культурой и спортом систему данные органы не образуют, так как система предполагает наличие связей и отношений между элементами. Отсутствие связей между органами государственного руководства физической культурой и спортом, а точнее их неразвитость, связано с различием целей, стоящих перед ними. Также следует отметить, что в рассматриваемом сегменте социальной сферы, как и в других областях общественных отношений, в современный период усложнения отраслевых, межотраслевых, территориальных связей существуют проблемы координации деятельности различных органов исполнительной власти в общегосударственном масштабе <20>. ——————————— <20> См.: Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. М.: Издательство «БЕК», 1996. С. 53.

Данные проблемы, на наш взгляд, должен решить Совет, который призван обеспечить взаимодействие между федеральными орг анами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями для построения эффективной системы управления физической культурой и спортом.

——————————————————————