Выступление Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В. Л. Мутко на Коллегии Департамента физической культуры и спорта г. Москвы

(Редакционный материал)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2009, N 1)

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. Л. МУТКО НА КОЛЛЕГИИ ДЕПАРТАМЕНТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Г. МОСКВЫ

Добрый день, уважаемые друзья! Искренне рад приветствовать всех участников коллегии!

В первую очередь хочется отметить, что по уровню развития физической культуры и спорта Москва занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации. Нельзя не оценить значительный вклад спортсменов и команд, представляющих Московский регион на соревнованиях различного уровня, в том числе и на прошедших Олимпийских играх в Пекине. Заслуживает высокой оценки слаженная, кропотливая работа тренеров, преподавателей, спортсменов и всех тех, кто обеспечивает необходимые условия по подготовке и участию наших ребят в спортивных состязаниях. Выражаю глубокую признательность за этот труд. Хочется и впредь видеть, что Московский регион является энергичным локомотивом развития приоритетных и отдельных видов спорта, а также физической культуры и спорта в целом.

Хочу подчеркнуть, что создание Министерства в структуре Правительства Российской Федерации подтверждает особое внимание государства к нашей с вами совместной сфере деятельности. Наша главная цель — улучшение качества жизни и благосостояния россиян, укрепление их здоровья, развитие и создание материально-технической базы физической культуры и спорта. В связи с этим должна быть усилена роль физической культуры и спорта в решении многих социальных и экономических задач страны.

Спорт сегодня — это важнейшая часть не только внутренней, но и международной государственной политики.

За период, прошедший с последнего заседания Государственного совета по вопросам спорта в 2002 году, были улучшены многие показатели, приняты концепции, реализованы программы и подпрограммы, изданы нормативно-правовые акты, направленные на регулирование и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в стране.

Эти позитивные изменения во многом определены успешным поступательным социально-экономическим развитием страны.

Вместе с тем радикальных перемен не достигнуто. Рост населения, занятого физической культурой и спортом, существенно не влияет на уровень здоровья и продолжительность жизни людей. Кроме того:

— количество построенных спортивных сооружений не удовлетворяет потребность населения в занятиях спортом;

— услуги в сфере физической культуры и спорта, в том числе образовательные, не в полной мере решают задачи патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения;

— отсутствие целевого бюджетного финансирования физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли не позволяет определить уровень расходов, реально необходимых для эффективного развития данной сферы.

Следовательно, нам еще предстоит решить ряд задач нормативно-правового и организационного характера, сдерживающих развитие физической культуры и спорта.

Стратегическими целями государственной политики в нашей сфере являются:

— развитие массовой физической культуры и массового спорта;

— создание условий для увеличения числа граждан, ведущих здоровый образ жизни;

— обеспечение возможностей для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения;

— а также развитие спортивной инфраструктуры, что, в свою очередь, должно обеспечить положительный эффект в спорте высших достижений и в подготовке спортивного резерва.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию подчеркивалась именно такая роль физической культуры и спорта.

Достижение обозначенных стратегических целей должно обеспечиваться реализацией приоритетных направлений развития физической культуры и спорта, важнейшим из которых является развитие массовой физической культуры и спорта.

Несмотря на увеличение количества занимающихся физкультурой и спортом с 2002 года на 6,9 миллиона человек, показатели продолжительности жизни населения существенно не изменились. Сегодня мы работаем над созданием своей национальной системы физкультурно-спортивного воспитания, которая должна не только обеспечить необходимый уровень охвата занятиями физической культурой и спортом всех категорий граждан, но и изменить менталитет людей, их отношение к необходимости занятий физической культурой и спортом.

Сегодня непосредственное решение задач по приобщению населения к занятиям физической культурой и спортом возложено на муниципальные образования. Вместе с тем вопросы финансового обеспечения этого направления можно эффективно решать, установив определенные нормативы финансирования с учетом местных социально-экономических особенностей регионов.

Для качественного выполнения новых стратегических задач по развитию массовой физической культуры необходимо:

— решить вопрос модернизации физического воспитания в системе образования, в том числе по оснащению общеобразовательных школ спортивным инвентарем и оборудованием;

— внести изменения в порядок лицензирования образовательной деятельности и включить в него требования по обеспечению образовательного процесса по предмету «Физическая культура», в том числе по наличию объектов спорта и необходимого спортинвентаря и оборудования;

— внести дополнения в государственные образовательные стандарты по физической культуре с учетом новых технологий, форм и методов физкультурно-спортивной работы.

Таким образом, принятие нормативно-правовых актов, направленных на комплексное и системное исполнение обозначенных задач, позволит создать условия в каждом образовательном учреждении для привлечения большего числа школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Кроме того, особое внимание необходимо уделить экономически активному населению. В связи с этим руководителям предприятий и организаций следует создать необходимые условия для занятий физической культурой и спортом указанной категории граждан и формирования здорового образа жизни.

Следующее приоритетное направление — это развитие спорта высших достижений. Итоги последней Олимпиады обязывают нас по-новому взглянуть на этот вопрос.

Сегодня побеждает тот, кто делает ставку на успешное выступление спортсменов во всех видах олимпийской программы, что требует существенных ресурсных затрат и доступно далеко не всем.

Это могут позволить себе только экономически развитые страны при активном участии бизнес-сообщества. Хочу заметить, что в нашей стране есть такие ресурсы и политическая поддержка, но результатов пока нет.

С учетом анализа результатов прошедших Игр необходимо выработать меры по дальнейшей подготовке наших спортсменов, учитывающей значительно возросший уровень конкуренции во многих олимпийских видах.

В связи с этим остро стоит вопрос системы подготовки тренерских кадров в отечественных образовательных учреждениях, которая на сегодняшний день ни по количественным, ни по качественным характеристикам не соответствует современным требованиям.

Эта проблема была также озвучена Президентом Российской Федерации на Госсовете в Одинцове, где было дано соответствующее поручение в течение нынешнего года выработать необходимые меры по выходу из сложившейся ситуации.

В настоящее время Минспорттуризм России с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Московского региона, разрабатывает систему мер, направленных на подготовку высококвалифицированных тренеров, инструкторов и преподавателей физической культуры.

С целью содействия проведению государственной политики в области физической культуры и спорта среди инвалидов, а также завоевания спортсменами России передовых позиций на чемпионатах и первенствах Европы, мира, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх Минспорттуризмом России и Паралимпийским комитетом принято решение о создании Центра подготовки сборных команд России по паралимпийским видам спорта.

Создание Центра позволит впервые в стране на высоком профессиональном уровне организовать подготовку более 2000 спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов всех возрастных категорий, входящих в состав сборных команд России для участия в Паралимпийских и Сурдлимпийских играх по 45 видам спорта, тем самым обеспечив полноценную подготовку российских спортсменов-инвалидов к XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в Сочи.

Для совершенствования системы организации и управления развитием спорта высших достижений необходимо определить роль и ответственность каждого из субъектов управления этой сферой.

Минспорттуризм принимает участие в совместной работе с Комитетом по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации над проектом федерального закона, предусматривающим предоставление высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по участию в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта. В настоящее время данный законопроект внесен в Государственную Думу Российской Федерации на рассмотрение.

Мы также подготовили предложения по расширению перечня показателей в сфере физической культуры и спорта, по которым будет проводиться оценка деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это:

— доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

— доля учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

— обеспеченность спортивными сооружениями (спортивными залами, плоскостными сооружениями, плавательными бассейнами);

— расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на одного жителя).

Кроме того, давно назрел вопрос о выделении физической культуры и спорта в качестве самостоятельного раздела федерального бюджета.

Третьим приоритетным направлением развития физической культуры и спорта в стране является подготовка кадрового резерва.

Существующие проблемы отбора и подготовки спортивного резерва во многом связаны с низкой эффективностью всей системы спортивных школ, включая деятельность специализированных спортивных школ и училищ олимпийского резерва.

Например, спортивные школы сегодня имеются в ведении Минобрнауки России, спортивных организаций, силовых ведомств и т. д. По нашему глубокому убеждению, в первую очередь необходимо наиболее четко разграничить деятельность спортивных школ, принадлежащих системе образования и системе физической культуры и спорта. Здесь следует говорить не о передаче специализированных школ, как считалось ранее, а о разграничении функций в соответствии с отраслевыми задачами, исходя из того что спортивные школы, входящие в систему дополнительного образования, должны решать задачу — вовлечение детей в активные занятия спортом, удовлетворения их потребностей в физической активности, как составной части воспитания и образования. А специализированные спортивные школы и училища олимпийского резерва должны отбирать наиболее одаренных в спорте детей и подростков, осуществляя их подготовку к выступлениям в составе сборных команд субъектов Российской Федерации и страны в целом на крупнейших международных соревнованиях, а также взаимодействовать со спортивными организациями и федерациями, прошедшими в установленном порядке аккредитацию.

Таким образом, спортивные школы, входящие в систему спорткомитетов, наряду с развитием массового спорта должны осуществлять свою деятельность с учетом потребностей регионов в развитии определенных видов спорта. Это должно стать их основной задачей, а статус данных учреждений должны определять только органы физической культуры и спорта.

В системе специализированной подготовки достойное место может найти студенческий спорт. Стоит усилить позиции студенческого спорта, в том числе и посредством возрождения и последующего развития клубов среди студенчества.

В настоящее время одним из наиболее важных направлений по развитию нашей сферы является разработка Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года по поручению Президента России Дмитрия Медведева.

В связи с необходимостью согласования проекта Стратегии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также в целях обеспечения их оперативного взаимодействия с Минспорттуризмом России разработанный проект Стратегии и план мероприятий по ее реализации размещены на сайте Минспорттуризма России и уже направлены на согласование в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти.

В настоящее время осуществляется их доработка по мере поступления предложений и замечаний, в том числе и с участием Российской академии науки, Российской академии медицинских наук и Российской академии образования. Ждем предложений и от Правительства Москвы и Департамента физической культуры и спорта города Москвы.

В течение этого года помимо обозначенных поручений по итогам проведенного Госсовета мы должны завершить подготовку Федерального закона «О спортивной подготовке», разобраться со страхованием спортсменов сборных команд, разработать технические регламенты о спортивном инвентаре и оборудовании, объективные методики государственного материально-технического обеспечения, в том числе и спортивных сборных команд Российской Федерации.

Разработка и реализация указанных мер предусмотрены проектом плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Хочется сказать и об изменениях, внесенных в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» в части создания материально-технической базы для подготовки спортивного резерва в зимних видах спорта, предполагающей строительство федеральных и региональных центров в так называемых точках роста с учетом исторически сложившихся перспектив развития того или иного вида спорта.

Мы планируем осуществлять размещение спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом по системе, предусматривающей трехуровневую модель размещения, где: первый уровень (микрорайон, управа) обеспечит шаговую доступность населения к спортивному объекту для занятий (многокомплексные спортплощадки, велотрассы, тропы здоровья и другие спортивные сооружения, рассчитанные на массовое использование); второй уровень (префектура) составят комплексные спортивные сооружения, залы, бассейны для занятий по интересам, с учетом спортивной специализации; а третий уровень (общегородской) — это крупные спортивные сооружения, позволяющие занимающимся совершенствовать спортивное мастерство и проводить массовые спортивно-зрелищные соревнования и мероприятия различного масштаба.

Хочу отметить, что часто мы воспринимаем определение «итоговая» только как финишную черту, которая позволяет оценить результативность проведенной в отчетном периоде работы, но я убежден, что в рамках этой коллегии будут также сделаны определяющие выводы и, что особенно важно, выработаны принципиальные критерии, которые лягут в основу дальнейшей работы, направленной на достижение нашей общей цели — развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации. А наш совместный вклад в это развитие станет залогом будущих побед и процветания России.

Желаю всем нам успехов в достижении поставленных целей и только побед.

——————————————————————