Роль социального страхования в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в круглогодичной загруженности курорта (на примере г. Сочи)

(Татевосов С. Э.)

(«Туризм: право и экономика», 2009, N 2)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В КРУГЛОГОДИЧНОЙ

ЗАГРУЖЕННОСТИ КУРОРТА (НА ПРИМЕРЕ Г. СОЧИ)

С. Э. ТАТЕВОСОВ

Татевосов С. Э., генеральный директор ОАО «Санаторий им. Орджоникидзе», кандидат медицинских наук.

Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности были введены 2 июня 1903 г., тогда и появилось государственное социальное страхование в России.

С 1931 г. за счет средств соцстрахования начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также детских оздоровительных лагерей. Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». Таким образом, Советское государство взяло на себя важнейшую функцию — охрану здоровья трудящихся посредством профилактических и лечебно-оздоровительных мер санаторно-курортного лечения и организованного отдыха трудящихся. Экономические вопросы санаторно-курортного лечения решались через общественные фонды потребления, которые как экономическая категория являлись формой возмещения затрат необходимого труда, формой воспроизводства рабочей силы, формой, при которой распределение необходимого продукта производилось независимо от количества и качества труда, т. е. бесплатно.

Но в оказании санаторно-курортного лечения общесоюзного значения общественные фонды роли не играли, и для выравнивания интересов всех трудящихся применялось социальное страхование, за счет которого приобретались путевки на санаторно-курортное лечение и отдых, производилось финансирование детских яслей и садов, пионерских и молодежных лагерей. Оно способствовало повышению эффективности производства путем предоставления услуг по укреплению здоровья работающих и снижению заболеваемости.

Реформы 1992 г. разрушили прежнее функционирование курортного комплекса страны, и в частности г. Сочи. Средства социального страхования были выведены из-под управления профсоюзов, которые в связи с этим утратили функции распределения санаторных, оздоровительных путевок и компенсации отдыхающим части их стоимости. Созданные государственные фонды социального страхования перестали выделять какие-либо средства рекреационным предприятиям, кроме оплаты стоимости путевок, что лишило здравниц средств на расширенное производство. Сложное экономическое положение сказалось на состоянии курортных учреждений города, статистические показатели санаторно-курортного обслуживания резко ухудшились. Особый пик кризиса реформирования рынка санаторно-курортных услуг пришелся на 1996 — 1997 гг.

Важным моментом выхода из кризисного состояния явился процесс реализации путевок через новую структуру каналов сбыта:

1. Фонды социального страхования.

2. Корпоративных клиентов.

3. Турагентскую сеть.

Личные продажи потребителям. В г. Сочи через фонды социального страхования осуществлялось около 40% продаж, но само ценообразование формировалось не под действием спроса и предложения, а под влиянием условий фондов, что привело к отсутствию простого воспроизводства в санаторно-курортной отрасли. Ряд изменений социально-экономической политики страны (например, в 2000 г. изменение налоговой системы) привели к уменьшению финансирования программ социального страхования, прибытие в г. Сочи сопровождалось целью не лечения, а отдыха. Это негативно отразилось на функционировании санаторно-курортного комплекса Сочи. Появились проблемы в круглогодичной загрузке курорта.

К тому же в начале XXI в. состояние здоровья населения характеризовалось низким уровнем рождаемости, высоким уровнем общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания, системы кровообращения, органов пищеварения. В 2005 г. впервые признаны инвалидами 1,8 млн. человек.

В 2006 г. началась работа по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье», к основным направлениям которого относится ряд масштабных мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи и обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью. Но роль и участие санаторно-курортного комплекса страны не включены в данную программу. Сегодня имеет место следующая ситуация: санаторно-курортный ресурс практически не используется государством для профилактики заболеваний, ведется лишь процесс долечивания больных с некоторыми заболеваниями и лечение инвалидов.

Сочинские санатории, которые заинтересованы в круглогодичной работе, продолжают принимать участие в программах, предложенных государством. В открытом конкурсе на право оздоровления льготной категории граждан на 2007 г. от г. Сочи участвовало 26 предприятий санаторно-курортного комплекса.

По итогам конкурса, по данным администрации г. Сочи, государственные контракты присуждены 17 предприятиям на общее количество путевок 26 781 и на сумму 341 337 тыс. руб. В декабре 2007 г. региональным отделением ФСС были проведены дополнительные тендеры на предоставление санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение социальной помощи, по итогам 2007 г. сочинскими здравницами принято на лечение 31 452 человека.

Учитывая вышеизложенное, будет логично предложить использование в комплексе мер профилактики заболеваний на базе санаторно-курортных организаций, таким образом, способствовать улучшению здоровья трудящихся.

——————————————————————