Актуальные правовые проблемы современной трансплантологии в России

(Галеева Г. Р.) («Медицинское право», 2009, N 4)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ В РОССИИ

Г. Р. ГАЛЕЕВА

Галеева Г. Р., соискатель кафедры международного и европейского права Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина.

В статье рассмотрены некоторые актуальные проблемы российского законодательства в области трансплантологии: принятая концепция неиспрошенного согласия, закрепленная в ст. 8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», понятие биологической смерти, которая дает право на изъятие органов. В Законе нет точной формулировки понятия «смерть». Купля-продажа органов и (или) тканей человека влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Однако в настоящее время УК РФ не содержит ни одной статьи, в которой бы устанавливалась ответственность за такие деяния. Актуальность статьи связана с тем, что необходимо усовершенствовать законодательство. На сегодняшний день трансплантология развивается быстро, а законы не отвечают современным требованиям, и все это создает определенные пробелы в российском законодательстве. На сегодняшний день мы можем с уверенностью говорить о том, что уровень развития современной науки позволяет врачам проводить сложнейшие операции в области трансплантологии. Трансплантация представляет собой медицинскую операцию по пересадке отдельных органов или тканей от одного человека (донора) другому, нуждающемуся в них. Перечень органов человека — объектов трансплантации утвержден Законом РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» <1>, а также Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2001 г.; в него входят: сердце, легкое, комплекс сердце — легкое, печень, почка, поджелудочная железа с двенадцатиперстной кишкой, селезенка, эндокринные железы <2>. ——————————— <1> Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (второй абзац преамбулы был дополнен). См.: Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 91-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант». <2> Приказ Минздрава России и Российской академии наук от 13 декабря 2001 г. N 448/106 «Об утверждении Перечня органов человека — объектов трансплантации и Перечня учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов» (в ред. от 16 мая 2005 г.).

На первый взгляд складывается впечатление, что эта тема исключительно медицинская, но хочу отметить, что современные достижения медицинской науки и активное вмешательство врачей в жизнедеятельность организма нуждаются в правовом регулировании и исследовании как юристами, так и медиками. Большой вопрос вызывает принятая концепция неиспрошенного согласия <3>. Как я уже отмечала, в 1992 г. законодательство России было приведено в соответствие с принципами защиты прав и достоинства человека в сфере медицины, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основная позиция ВОЗ по вопросу о праве человека на свое тело после смерти сводится к признанию этого права по аналогии права человека распоряжаться своей собственностью после смерти. Согласно ст. 8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» забор и использование органов из трупа осуществляются, если умерший при жизни не высказывал возражений против этого или если возражения не высказывают его родственники. Отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие. Из этого можно сделать вывод, что любой физически здоровый россиянин в случае тяжелой травмы, несовместимой с жизнью, может стать донором органов. Для этого ни согласия самого человека, ни согласия его родственников не требуется. Принимается во внимание лишь явно выраженное при жизни нежелание или прямой запрет его родных на изъятие. В Законе также ничего не сказано о том, что врачам необходимо найти родственников, чтобы спросить их согласие. В случае изъятия органов счет идет на минуты. Отсюда вытекает следующая проблема, когда родные доноров крайне возмущаются, узнав об изъятии органов. В данном случае нужно отметить, что важнейшим условием для реализации права человека или его родственников на отказ от изъятия органов является полная информированность населения о сути этого права и о механизмах фиксации своего отказа. Однако на сегодняшний день большинство населения не знает, что по Закону «О трансплантологии» все россияне согласны быть донорами, и врач не обязан спрашивать согласия у родственников умершего. Большинство населения не знает механизм оформления прижизненного отказа. Специалист по биоэтике П. Д. Тищенко отмечает то обстоятельство, что механизм отказа разъяснен лишь в ведомственной инструкции Министерства здравоохранения, что является существенным нарушением прав граждан <4>. Данная модель фактически нарушает принцип добровольного информированного согласия, не создает условий для соблюдения права личности на определение судьбы своего физического тела. По мнению профессора А. В. Недоступа, при ныне существующем принципе и «нашем буйном криминалитете» никто не может дать гарантии безопасности человеку. ——————————— <3> Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ст. 8). <4> Юдин Б. Г., Тищенко П. Д. Введение в биоэтику. М., 1998.

Далее необходимо затронуть следующую проблему — понятие биологической смерти <5>, которая дает право на изъятие органов. В Законе о трансплантации нет исчерпывающе точной формулировки понятия «смерть». В одном случае речь идет о биологической смерти, в другом — о смерти мозга <6>. Даже через два часа после смерти человека отдельные клетки его сердца продолжают сокращаться, издавать импульс, который отразится на электрокардиограмме. Это так и называется — ритм умирающего сердца. Человек, не имеющий медицинской подготовки, может предположить, что больной еще жив. Но это процесс необратимый. Если строго следовать тому, что предписывает Закон, надо дождаться, чтобы и эти импульсы прекратились. Но тогда уже и органы будет изъять невозможно — они умрут, как и все тело <7>. Нужно отметить, что необходимо усовершенствовать механизм констатации смерти, который на сегодняшний день передан полностью в ведение врачей. Методика констатации смерти мозга регламентирована Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N 460, утверждающим Инструкцию по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. Это создает определенные пробелы в Законе, которые напрямую связаны с квалификацией преступлений по Уголовному кодексу Российской Федерации. Например, убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (п. «ж» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ <8>). ——————————— <5> Представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях // URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Биологическая смерть. <6> Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 (ст. 9 «Определение момента смерти»). <7> Батенева Т. Все на продажу // URL: www. inauka. ru/mifs/article36568. <8> Статья введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Еще в 1987 г. на XXXIX сессии Всемирной медицинской ассамблеи была одобрена Декларация по трансплантации человеческих органов. В данном документе было подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство. Принимая во внимание многообразие систем здравоохранения и права, а также после обширных консультаций со специалистами Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии. В 1991 г. 44-я сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам руководствоваться ими при выработке политики в данной области. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» последние не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом же Законе в ст. 15 устанавливается запрет медицинским учреждениям, которые вправе проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей на их продажу. Однако в настоящее время УК РФ не содержит ни одной статьи, в которой бы устанавливалась ответственность за подобного рода деяния. Конечно, при желании можно было бы использовать ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем». Но, во-первых, органы и ткани человека вряд ли подпадают под термин «имущество»; во-вторых, при подобной квалификации из круга преступлений будут выпадать случаи купли-продажи законно добытых анатомических сегментов тела человека (что недопустимо); и, в-третьих, в настоящее время к предметам преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, не относятся радиоактивные материалы, оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, сильнодействующие, ядовитые и психотропные вещества, наркотические средства, незаконный оборот которых наказывается по ст. ст. 220, 222, 228, 234 УК РФ. Это связано с тем, что данные предметы относятся к категории ограниченных в гражданском обороте или изъятых из него. Представляется, что органы и ткани человека также относятся к таким предметам, и, следовательно, общественные отношения в сфере их оборота должны иметь специальное уголовно-правовое регулирование. Поэтому логично было бы дополнить действующий УК РФ статьей «Незаконный оборот органов и тканей человека». При этом диспозицию данной статьи можно было бы сформулировать так: «Незаконное приобретение, а равно хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, сбыт органов или тканей человека, а равно реклама данных действий <9>». ——————————— <9> Тихонова С. С. Указ. соч. С. 128.

Соблюдение очередности согласно листу ожидания приобретает повышенную актуальность в связи с растущим расслоением населения по уровню доходов и, соответственно, по уровню доступности медицинской помощи. Необходимо при разработке нормативных актов предусмотреть потенциально равные возможности для операций по пересадке трансплантатов вне зависимости от материального благосостояния пациента. Это может считаться отличительной особенностью трансплантации органов и тканей от других медицинских мероприятий. «В свете принципов справедливого и равноправного распределения органов — трансплантатов следует обеспечить их доступность для пациентов только по медицинским показаниям, а не по финансовым и прочим соображениям» <10> — один из руководящих принципов Всемирной организации здравоохранения о трансплантации человеческих органов свидетельствует о важности данной проблемы. Существующая сейчас практика лечения так называемых коммерческих больных, когда последние, путем внесения денежных сумм за предоставление медицинских услуг в виде трансплантации, получают необходимый трансплантат, минуя официальную очередность, не должна быть распространена. По всей видимости, резонно выглядят аргументы в защиту частичной коммерциализации трансплантологии, мотивируя такой подход последующей возможностью безвозмездного лечения других, не имеющих возможности оплатить трансплантацию больных. Однако повсеместное внедрение такой практики в перспективе может подорвать доверие к провозглашаемым принципам гуманности и одинаковой доступности квалифицированной медицинской помощи для всех <11>. ——————————— <10> Трансплантология: Руководство / Под ред. акад. В. И. Шумакова. М., 1995. С. 11. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. П. Сальникова, С. Г. Стеценко «Общие принципы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека» включена в информационный банк согласно публикации — «Юрист», 2000, N 6. —————————————————————— <11> Сальников В. П., Стеценко С. Г. Общие принципы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека: Научное издание. Серия: «Право и медицина». СПб.: Фонд «Университет», 2000.

Создание общефедеральной системы донорских органов типа трансплантационной системы «Евротрансплант» облегчило бы проблему дефицита органов. Данная система возникла в 1967 г., когда многие трансплантологи Европы пришли к выводу, что подбор пар донора и реципиента с наилучшей гистосовместимостью может быть осуществлен быстро и точно при наличии большого пула реципиентов, ожидающих трансплантацию почки, находясь на лечении диализом и зарегистрированных в специальном листе ожидания <12>. Очевидно, что при комплексном подходе (в том числе с использованием международных банков) в решении задач поиска и подбора необходимых донорских органов успешный исход трансплантации более очевиден. Реальная картина с подбором подходящих донорских органов выглядит по медицинским канонам не как механический выбор, а как сложная, многоступенчатая система. ——————————— <12> Цит. по: Юдин А. А., Савицкая А. П., Кузнецова Л. А. Организационные аспекты системы «Евротрансплант» // Вопросы трансплантологии и искусственных органов. М., 1989. С. 8.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наше общество еще не готово принимать такие решения. Ведь мы, пока живем, не задумываемся о том, что кому-то может понадобиться почка или печень. Во многих европейских странах эту проблему давно уже во многом решили при активном участии телевидения и печатных изданий. В дорожно-транспортных авариях каждый год в России погибают десятки тысяч людей, часть из них — потенциальные доноры. И в то же время существует большое количество заболеваний, которые могут быть излечены единственным путем: с помощью трансплантации органов. И если предположить, что в будущем появится такая служба, скажем, на территории Российской Федерации и стран СНГ, это позволило бы спасти значительное количество жизней людей, мучительно ждущих донорский орган на нескончаемых листах ожидания и умирающих, так и не дождавшись. На сегодняшний день за создание такой службы борются только сами трансплантологи и их пациенты.

——————————————————————