Дольмены Сочинского района как объект туристического бизнеса

(Бойчук С. Г.)

(«Туризм: право и экономика», 2009, N 3)

ДОЛЬМЕНЫ СОЧИНСКОГО РАЙОНА

КАК ОБЪЕКТ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

С. Г. БОЙЧУК

Бойчук С. Г., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Краснодарского кооперативного института, кандидат исторических наук.

В связи с проведением в Сочи зимних Олимпийских игр в 2014 г. началась широкомасштабная модернизация города и прилегающих к нему районов. Это сделает регион еще более привлекательным для туристов. Но не только удивительные природные условия, санаторно-курортный комплекс и спортивные объекты способны заинтересовать окружающих. Для развития туристического бизнеса особое внимание целесообразно уделить историко-археологическим ценностям, которыми богато побережье края. Среди них особняком стоят мегалиты бронзового века — дольмены (от бретонского: dol — «стол», таеп — «камень»), которые часто становятся объектом специальных тематических экскурсий.

Подобные памятники сохранились в странах Средиземноморья и Северной Европы, на Британских островах и севере Африки, в Индии, Корее и Японии. На Северо-Западном Кавказе дольмены располагаются в горных районах, преимущественно вдоль побережья от г. Анапы до с. Очамчири в Абхазии. На территории Большого Сочи известно более 100 мегалитов, особенно ими богаты Адлерский и Лазаревский районы. Первые шаги в их изучении связаны с деятельностью сотрудников государственной коммерческой компании, основанной в 1817 г. в Керчи для организации меновой торговли с горцами, — Тетбу де Мариньи и Рафаила Скасси. В середине XIX в. дольмены привлекли внимание швейцарца Дюбуа де Монпере и эмиссара английской разведки на Западном Кавказе Джеймса Белла, оставивших свои описания гробниц. С окончанием затяжной Кавказской войны (1817 — 1864 гг.) инициатива перешла в руки отечественных исследователей: полковника Н. Л. Каменева, основателя Исторического музея в Москве графа А. С. Уварова, известных исследователей Кубанского региона Е. Д. Фелицына и В. М. Сысоева. В период с 1914 по 1916 г. изучением дольменов занимался основатель и хранитель Новороссийского музея природы и археологии Черноморского побережья Кавказа Г. Н. Сорохтин. После окончания Великой Отечественной войны исследования гробниц на качественно новом уровне продолжили археологи Н. В. Анфимов, В. И. Морковин, М. К. Тешев. В настоящее время Фондом Всемирного археологического конгресса подготовлена и осуществляется международная программа по исследованию и реставрации кавказских дольменов. Руководит ею сотрудник Института истории материальной культуры В. А. Трифонов.

Несмотря на продолжительное и масштабное изучение мегалитов, по-прежнему остается масса дискуссионных вопросов и «белых пятен», касающихся распространения и возраста гробниц, происхождения «дольменного народа» и его представлений о жизни и смерти.

Отсутствие достоверных фактов подогревает интерес и превращает памятники в предмет массового культа, суеверных поклонений сектантов и мистификаций. В связи с этим представляется возможным выделить две проблемы. Во-первых, «благодаря» некоторым экскурсоводам и сторонникам лжеучений дольмены воспринимаются не как гробницы, на чем настаивает современная археология. Наиболее распространенные версии предназначения этих мегалитов следующие: места отшельничества «кавказских друидов», печи для выплавки металла и обжига керамики, жертвенники, жилища древнего человека и даже «проводники Вселенского разума» и хранилища древних знаний, способные подсказать выход из сложной жизненной ситуации и излечить от недуга. Фантастические истории о необычайных свойствах дольменов завоевывают все новых почитателей, в большинстве своем не желающих в XXI в. принимать во внимание результаты научных исследований. Подобные мистификации на руку представителям «дольменного бизнеса», прибыльной частью которого становится продажа специальной литературы и амулетов, организация туров по «сакральным» местам, массовое «лечение», «корректировка судьбы», «энергетическая подпитка» и т. п. Сегодняшнее состояние дел в этой сфере не должно устраивать ни власти, ни научную общественность, чьи достижения замалчиваются.

Вторая проблема напрямую связана с предыдущей. Паломники чаще всего видят в дольменах не рукотворные памятники, а вечные и неразрушимые «информационные передатчики». Следовательно, о сохранности мегалитов редко кто задумывается. Туристы не просто лицезреют их, а несут дары, пытаясь поместить их внутрь, молятся, разбивают рядом палаточные лагеря, чтобы вкусить «вселенского разума», и даже норовят отколоть и увезти частицу домой. Таким образом, разрушаются дольменные комплексы, состоящие не только из погребальной камеры, но и из каменного дворика перед ее фасадом (дромоса), окруженного специальными каменными стенками. Необходимо осознавать, что культурное наследие как необходимое условие поддержания цивилизованного образа жизни относится к невосполнимым ресурсам человечества.

В наибольшей степени в этом плане пострадали гробницы близ г. Туапсе и г. Геленджика. Мегалиты Сочинского района находятся в труднопроходимой горной зоне с обрывистыми склонами и колхидским лесом, что существенно затрудняет движение. Это сыграло положительную роль для памятников, многие из которых, как показывает практика, не обнаружены. (В ходе ежегодных разведок археологи систематически открывают прежде неизвестные науке дольмены даже в пределах ранее изученных районов.)

Удручает тот факт, что, находясь в федеральной собственности, памятники археологии не охраняются и не используются. В зарубежных странах с аналогичными строениями научные знания о мегалитах популяризируются, сами гробницы подвергаются музеефикации и являются объектом туристического бизнеса, принося немалую прибыль (например, памятники полуострова Бретань во Франции). После посещения дольменов Сочинского района, как, впрочем, и любого другого на Западном Кавказе (кроме археологического парка под Геленджиком на р. Жанэ), особого восторга отдыхающие не высказывают. Это в первую очередь связано с отсутствием инфраструктуры (выложенных пешеходных дорожек, мест общего пользования и т. п.), создать которую вполне реально без ущерба для гробниц и окружающей среды.

Таким образом, в преддверии Олимпиады представилась отличная возможность, чтобы пересмотреть отношение к историко-археологическим ценностям, окультурить в целом «дольменный бизнес» и активнее знакомить приезжающих с памятниками бронзового века.

——————————————————————