Перспективы развития рекреационной деятельности сочинской городской агломерации в связи с проведением Олимпиады-2014

(Чистяков В. И., Филобок А. А., Рябошапко В. П., Митасев Л. И.)

(«Туризм: право и экономика», 2009, N 3)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЧИНСКОЙ

ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ОЛИМПИАДЫ-2014

В. И. ЧИСТЯКОВ, А. А. ФИЛОБОК, В. П. РЯБОШАПКО, Л. И. МИТАСЕВ

Чистяков В. И., кафедра экономической, социальной и политической географии ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

Филобок А. А., кафедра экономической, социальной и политической географии ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

Рябошапко В. П., кафедра экономической, социальной и политической географии ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

Митасев Л. И., кафедра экономической, социальной и политической географии ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

Сочинская городская агломерация относится к моноцентрической, протяженностью 145 км, состоящей из ядра (Центральный район) и ряда курортных центров, которые тянутся узкой (до 1,5 — 2 км) полосой, — Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо, Дагомыс, Мамайка, Хоста, Кудепста, Адлер. Как отмечает градовед Г. М. Лаппо, Сочи, юридически город, представляет собой фактически агломерацию (Лаппо, 1997). Город-курорт является полимагистральным транспортным коридором, по которому идет мощное транзитное движение. Через осевую магистраль Сочи проходит до 40 тыс. автомобилей в час, на дороге Адлер — Красная Поляна — 20 тыс. автомобилей в час. На сегодняшний день в Сочи зарегистрировано более 130 тыс. транспортных средств, исходя из чего можно сказать, что каждая третья сочинская семья имеет автомобиль, причем в некоторых семьях их несколько.

В Сочи получили развитие все виды транспорта. Международный аэропорт, морской порт, восемь железнодорожных станций, многочисленные автотранспортные предприятия являются скрепляющей основой сочинской городской агломерации.

Сочи — город динамичный, поэтому вынужден подниматься на склоны береговых хребтов и долин рек, растягиваться по побережью, в фокусных точках, уплотняя почти 150-километровую полосу расселения (Лаппо, 1997). Чрезмерно разветвленная железнодорожная сеть стала одной из главных преград на пути реализации масштабных экономических проектов в одном из районов Сочи — Адлерском. Только переездов, пересекающих оживленные автомобильные магистрали, здесь не меньше десятка. Помимо тормоза для планов создания горноклиматического курорта и реализации олимпийских проектов это уже сегодня серьезная угроза безопасности движения.

С распадом СССР резко изменилось геополитическое положение города — он оказался крайним южным пограничным пунктом страны, что явилось предпосылкой включения его в систему внешнеэкономических связей. Город не только сохранил, но и развивает свою рекреационную базу: реконструируются и строятся с учетом требований международных стандартов отели и пансионаты. С другой стороны, все меньше становится зеленых, парковых зон.

В соответствии с выбором Сочи как столицы зимней Олимпиады 2014 г. уже полным ходом идет федеральная программа по развитию его как горноклиматического курорта, возведению нового комплекса транспортной и инженерной инфраструктуры в местах сосредоточения олимпийских объектов.

В зону проведения Олимпиады попадают приморский поселок Адлер, горное селение Красная Поляна, села Аибга, Веселое, Ермоловка, Молдовка, Нижняя Шиловка, Черешня, Эстосадок. Фактически будет создан новый горнолыжный курорт России.

В данном районе функционирует пока единственный горнолыжный курорт Красная Поляна, потенциал которого ограничен не столько природными факторами, сколько степенью освоения горнолыжных трасс. Недостатком ПГТ является сравнительно короткий лыжный сезон — не более 3,5 месяца. В перспективе, по мере освоения высокогорных трасс, он может быть увеличен до 5 месяцев. На вершине горы Аибга есть три цирка, в которых снег лежит до июля: на высоте 2300 — 2400 м находятся языки достаточно слежавшегося снега глубиной 3 — 4 м и длиной около 300 — 400 м — приемлемо для катания. На море в это время, даже в районе Адлера, вода уже достигает 20 — 22, а воздух — 30°C.

Не стоит забывать о ледниках, которые вообще «работают» круглогодично, без перерыва. Тут уже можно вести разговоры о heli-ski — подъеме на горные цирки на вертолете и катании вне трасс, а это, во-первых, не всем доступно, так как достаточно дорого, а во-вторых, весьма экстремально, поскольку предполагает спуски по неподготовленным трассам, которые нельзя рекомендовать широкой публике. Но для настоящих любителей экстрима такая возможность существует, что добавляет Красной Поляне дополнительную привлекательность.

Но пока горнолыжный сезон для большинства лыжников в Красной Поляне заканчивается в мае, когда купаться еще нельзя. Однако в недалеком будущем границы горнолыжного и купального сезонов сольются.

Олимпиада-2014 — реальная возможность качественно улучшить инфраструктуру города. Эффект реализации олимпийской концепции — 11 новых крупных спортивных объектов, десятки отелей, туристических и торговых комплексов. Подготовка к Олимпиаде дает такой же эффект, как и 20 лет непрерывного экономического развития. В итоге получится круглогодичный курорт, способный принимать ежегодно более 6 млн. туристов.

Комплексная реконструкция ждет порт Сочи. В 2004 г. в порт заходило 24 иностранных судна, в 2005-м — уже 32. На этих судах путешествуют 10 — 12 тыс. туристов. По уже существующей Федеральной целевой программе до 2015 г. здесь должно быть построено еще два портовых модуля, с тем чтобы причальная зона для приема пассажирских судов составляла не менее 1 км. Будут созданы условия для швартовки и обслуживания не менее 500 яхт одновременно.

Такая перспектива оживит существование всего курортного комплекса Сочи, многим здравницам позволит перейти на круглогодичную работу. Подготовка и проведение Белой олимпиады станут мощным стимулом развития экономики Юга РФ, регион уже переживает настоящий инвестиционный бум. Преференции в первую очередь получит, конечно же, Краснодарский край. Но и другие субъекты ЮФО в стороне не останутся. Олимпийское строительство потребует большого количества стройматериалов, рабочих рук, понадобится увеличить пропускную способность транспортной сети региона. Сотни, если не тысячи предприятий станут обслуживать олимпийские заказы. Прежде всего, это касается производства строительных материалов. Проведение Белой олимпиады позволит укрепить международный авторитет России и повысит инвестиционную привлекательность Краснодарского края.

Проведение Олимпиады 2014 г. сопряжено и с рядом проблем:

— прежде всего, наступлением на живую природу, включая Кавказский государственный биосферный заповедник и Сочинский национальный парк;

— необходимостью переселения части жителей, проживающих в районе будущих олимпийских объектов;

— удорожанием жизни населения не только на Черноморском побережье, но и в пределах всего региона. Строительство олимпийских объектов, с одной стороны, будет способствовать возникновению новых рабочих мест, а с другой — ослаблять направление инвестиционных потоков для других районов и городов.

——————————————————————