Медицинская акмеология в образовательном процессе государственных служащих

(Казаков Ю. Н.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2009, N 4)

МЕДИЦИНСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Ю. Н. КАЗАКОВ

Казаков Ю. Н., доктор медицинских наук, академик РАСН, профессор РАГС.

Медицинская акмеология разрабатывается в образовательном процессе для госслужащих как новое направление интеграции знаний биологии, медицины, акмеологии и психологии (А. А. Деркач). Внедряется в контекстном обучении дополнительного образования по специальности 05.26.02 — «психология безопасности в ЧС», выстраивает последовательность изучения психолого-акмеологических, социально-психологических, медико-педагогических, аутопсихологических и валеологических проблем устойчивости здоровья госслужащих к фрустрирующим ситуациям. Формирует алгоритмы изучения индивидуально-обобщенной интеграции основ физического, социального, психического и профессионального здоровья и функциональных систем его обеспечения как интегративных составляющих разнообразной активности госслужащего. Синтезирует комплекс зависимости функционирования системы обеспечения безопасности от уровня и структуры типологического развития «акме» здоровья — системообразующего потенциала, связанного с индивидуальными задатками развития личности. Формирует представление о структурах «акме» здоровья, компенсаторных и синергетических связях, способствующих его устойчивости через потребность знания алгоритмов оптимизации движения к «акме» — вершине самосовершенства, через своеобразие индивидуальной типологии и активности на основе потенциала здоровья, экстравертированности-интровертированности его устойчивости. Обучает приемам самокоррекции здоровья на основе осознания их потребности в знаниях медицинской акмеологии. Медицинская акмеология в характеристиках феноменологии «акме» здоровья (1, 4) позволяет обучаемым интегрировать (2) феномен «акме» в психологии безопасности здоровья как степень состояния физического, психического, социального, духовного и профессионального здоровья в половом и возрастном аспекте зрелости организма, индивида, личности, интегративной субъективности в психологии безопасности к фрустрирующим состояниям госслужащего. Объектом медицинской акмеологии в изучении психологии безопасности здоровья выступают вершинные возможности в достижении устойчивости организма человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности и как суммарной субъективности в интегративности индивидуального и общественного здоровья. Спецификой изучения объекта выступает весь комплекс сохранения здоровья как общественная структура «акме» здоровья, формируемая на его макроуровне и проявляющаяся как общественное здоровье нации. Мы рассматриваем как «макроакме» психологию безопасности здоровья, характеризующуюся степенью суммарной зрелости здоровья населения (на уровне структур «суперэго» по З. Фрейду), что отражает: а) уровень состояния здоровья людей в достигнутом жизненном периоде (по возрастным и социальным группам); б) состояние суммарной субъективности при максимальной продуктивности труда экономически активного населения (или других ценностях трудоспособности или деятельности) в возрастных периодах. «Макроакме» отражает уровень национальной безопасности здоровья и потенциал воспроизводства нации. Предметом медицинской акмеологии в изучении проблем психологии безопасности здоровья являются факторы, влияющие на проявление физического, психического, социального и профессионального здоровья в высшей степени развития каждой формы отдельно. Специфика изучения предмета — в отражении форм проявления здоровья в высшей степени развития личности в возрастных периодах, но на микроуровне и мезоуровне развития самого организма, отраженного в «микроакме» и «мезоакме» здоровья организма. «Микроакме» заложено в побуждении саморазвития на основе безопасности здоровья, отражается в самости — целостности, способствующей самопознанию, самооценке, самоотношению, самоопределению, проявляется в формах: а) соматических характеристик организма; б) конкретных проявлениях в высшей степени развития вариабельности физического, психического, социального, духовного и профессионального здоровья. «Мезоакме» безопасности здоровья отражает высшую степень его сбалансированности (на уровне развития «эго» по З. Фрейду) через его феноменологическое поле, степень зрелости в социализации организма, индивида, личности, интегративной субъективности на основе задатков индивидуального здоровья в психологии безопасности и жизнедеятельности каждого человека. Задачи медицинской акмеологии включают изучение уровней «микро-, мезо — и макроакме» безопасности здоровья в возрастных периодах жизни, показателей интегративности и суммарной субъективности развития людей в соответствующих возрастных нормах онтогенеза, обеспечение их продуктивности в условиях безопасной жизнедеятельности госслужащих. Изучение уровней «микро — и мезоакме», составляющих процесс интенциально-динамической продуктивности организма, осуществляется познанием конструктивных интенций направленности проявлений физического, психического, социального, духовного и профессионального здоровья, интенсивности их развития (динамизма) в завершенности процессов формирования личности (в стадиях развития). Изучение социально-синергетического состояния «макроакме» здоровья строится на понимании обусловленности отражения самоорганизующихся структур «микроакме» и «мезоакме», сохраняющих его через адекватные акмеологические процессы гомеостаза, посредством приспособления к факторам социальной среды. Изучение механизмов поддержки «микро-, мезо — и макроакме» осуществляется за счет познания психологии безопасности в упорядоченности гомеостаза и психокинеза в интеграции физического, социального, психического, духовного и профессионального здоровья, при изменении условий среды обитания и профессиональной деятельности госслужащего. Обучение иерархизации уровней «акме» безопасности здоровья основано на усвоении оценок процесса самоорганизации структур «микроакме» (биологического или физического здоровья), включенных в самоорганизацию «мезоакме» (психического здоровья) и «макроакме» (социального и духовного здоровья). Знание обратного процесса — разрушения всех структур «акме», которое изменяет состояние здоровья или устанавливается на уровне аттрактора предельного состояния сохранения здоровья (системы до скатывания (катаболе) до бывшего состояния, по А. А. Деркачу, Е. В. Селезневой) или до распада (3). Результатом обучения в иерархизации «акме» в самоорганизации организма и безопасности здоровья является разработка акмеологических программ и мер безопасности для поддержания его адаптированности к изменчивости факторов среды в процессе социализации и устойчивости к фрустрирующим состояниям. Коррекция здоровья строится на познании чередования «акме и катаболе» (через локальные «акме», по мнению В. П. Бранского), приводящем к формированию суператтрактов, которые уже не скатываются к «катаболе». Применение программ безопасности здоровья на уровне «макроакме» имеет целью коррекции процессов чередования «акме — катаболе» колебаний, зависящих от общественного (социального и духовного) здоровья. На уровне «мезо — и микроакме» в корректировке индивидуальных аттракторов безопасности здоровья формируются возможности организма к уровням безопасной социализации. В целом обучение знаниям структур «микро — и мезоакме» здоровья, обеспечивающих продуктивность устойчивости здоровья субъекта, состоит не только в социализации и поддержании своего безопасного благополучия в медицинской акмеологии, мы рассматриваем и интенции развития, освоения точек опоры через психологию безопасности жизнедеятельности и упреждение рисков здоровью и жизни. Показываем меры стимуляции психических инноваций в незавершенных процессах бытия и профессионализма, являющихся полем проб и ошибок в осознании опыта безопасности и овладения навыками устойчивости здоровья к фрустрирующим ситуациям. Значение «макроакме» здоровья, расширяющего возможности уровней и результативности психологии безопасности в жизнедеятельности на основе достижения вершин саморазвития в среде, мы показываем через интегративную субъективность в самоосуществлении здорового образа жизни государственных служащих. Системообразующей основой познания медицинской акмеологии является познание интегративной субъективности в самоосуществлении безопасности здоровья в его феноменологическом пространстве. Это касается и субъективно-психологических (осознанных — мезоакмеологических) и объективных (общепринятых — макроакмеологических) составляющих здоровья. Предметом познания медицинской акмеологии в проблемах психологии безопасности здоровья становятся реальные показатели духовного, физического, социального, психического и профессионального здоровья, которые не всегда осознаются человеком. Это и является актуальным в обучении основам психологии безопасности здоровья в медико-акмеологическом подходе его сохранения и содержания как личностно-интегративной субъективности, ориентированной в пространстве удовлетворения витальных потребностей здорового образа жизни (мотивов самосохранения здоровья). Затем в деятельностном пространстве (за счет внешне — и внутреннедеятельностного потенциала возможностей личности). Затем в развивающем пространстве на субъективно-деятельном и личностно-субъективном уровне госслужащего. И в заключение — в акмеолого-детерминированном пространстве интеграции индивидуальности и интегративной субъективности в психологии безопасности здоровья госслужащего. Последнее включает формирование потребностей личности в ответственном отношении к своему здоровью, его сенситивности, овладении уровнями знаний, умений и навыков его самокоррекции. Это обусловливает и необходимость формирования потребности у госслужащего акмеологической системы понятий активного самосохранения, укрепления и восстановления здоровья, знаний мониторинга потенциала здоровья его личностных возможностей в пространстве госслужбы, активной производственной, социальной и личной жизни, направленных на профилактику усталости (физического здоровья), утомляемости (психического здоровья), заболеваемости, улучшение качества жизни в целях повышения адаптационных механизмов устойчивости к фрустрациям. Выработке навыков медицинской акмеологии в обучении психологии безопасности и устойчивости здоровья способствуют: самостоятельная разработка акмеологических программ и оздоровительных мероприятий по охране здоровья и профилактике чрезвычайных ситуаций; приемы формирования психологического микроклимата; меры стимулирования социальной организации коллектива; навыки создания необходимых условий для самореализации личности госслужащего; воспитание культуры здоровья через интеграцию пространства образования. В сущностной реализации акмеологических программ устойчивости здоровья к фрустрирующим ситуациям основанием является: формирование интегративной субъективности на приоритетах процесса охраны здоровья; развитие внутренней гармонии биологического, психического, социального феномена «акме» психологии безопасности здоровья (5); ответственности госслужащего за свое здоровье и здоровье других. Все это формируется образовательным пространством и феноменологическим пространством устойчивости психологии безопасности здоровья к фрустрирующим ситуациям. Реализуется в структурах образовательных программ медицинской акмеологии в творческом сотрудничестве акмеологов (формирующих познавательно-акмеологическую сферу), психологов (формирующих личностно-ориентируемую сферу), врачей (формирующих валеологическую сферу). Методической основой и индикатором системности является создание в образовательном учреждении госслужащих духовно-нравственной, воспитывающей культуру здоровья акмеолого-педагогической, акмеолого-психологической и валеологической среды, в которой учитываются личностные, возрастные, половые параметры и физиологические возможности обучаемых, цели самовыражения, самосовершенствования и приобщения к ценностям здоровья, освоению культуры здоровья в общей коммуникативной культуре. В этом помогают и элементы познания культуры здоровья в образовательном учреждении, формирующие защитную (оздоровительно-санирующую) ориентацию обучаемых в целях социальной и профессиональной мобильности сохранения здоровья, творческих и интеллектуальных способностей, воспитания ответственности за свои поступки, за свой выбор здорового образа жизни. Реализация практической части методологии медицинской акмеологии в интегративной субъективности здоровья осуществляется посредством изучения структур личности в создаваемой образовательной среде и феноменологическом пространстве в развитии интегративной субъективности в психологии безопасности здоровья. Это оказалось возможным только в совместной воспитательной (семейной), педагогической (образовательной), акмеолого-психологической и валеологической среде деятельности <1> на одной территории. Однако формы их применения и инвариабельности зависят от условий и целей взаимодействия личности в решении проблем своего здоровья <2>. ——————————— <1> С такими социальными партнерами, как Комитеты по физической культуре и спорту, Комитеты по делам молодежи, Управления и отделы образования территории, централизованные и специализированные библиотечные, наркологические отделения больниц или городской поликлиники, милиция. <2> Лекции, семинары, конференции, круглые столы, творческие встречи, диспуты, научно-творческие исследования, уроки на базе центров здоровья, классные часы с приглашением руководителей здравоохранения, главных специалистов администрации, представителей творческой интеллигенции, правоохранительных органов, ветеранов, родительские собрания, школьные комитеты.

Учебной основой формирования феноменологического пространства безопасности здоровья в воспитательной системе санапсихологии (самооздоровления) являются идеи педагогики контекстного обучения академика РАО А. А. Деркача, интегрирующие преемственность воспитательной деятельности с учетом изменяющихся дидактических, возрастных и социально-психологических особенностей обучаемых, их карьерных планов, личностных подходов самосохранения здоровья. В этом помогает акмеологическая форма интеграции разных наук в междисциплинарное сотрудничество в организации процесса воспитания и обучения по вертикали (от семьи до профессионального микроклимата): создание фонда учебных программ акмеологии здоровья и профессионального здоровья; формирование высокого уровня взаимоотношений преподавателя и слушателя, уникальности его личности. Использование такой системы позволяет госслужащему психически осознать образовательное пространство медицинской акмеологии и основу феноменологического поля интегративной субъективности личности, осуществлять деятельностное сотрудничество субъекта в производственном коллективе, гуманистическую направленность воспитания здорового образа жизни, развития интеллектуальной компетентности в культуре здоровья. Объединение целей, задач, средств, форм и методов оздоровительного и образовательного воздействия, связанных контекстным обучением медицинской акмеологии по интегративной субъективности в формировании «мезо — и макроакме» психологии безопасности здоровья к фрустрирующим ситуациям госслужащих. Интегративные основания медицинской акмеологии выстраиваются в познании функциональной иерархии безопасности здоровья через динамические процессы биологического, социального, психического, профессионального и духовного здоровья. Строятся на идентичности Я-здоровья в системе первичных — морфопсихологических типов и функций организма («микроакме»), центральных структурно-функциональных качеств продуктивного потенциала «акме» здоровья личности («мезоакме»), вторично осознаваемых стандартов здорового образа жизни («макроакме»). «Микроакме» безопасности индивидуального здоровья охватывает побудительные системы биологического и нейрофизиологического регулирования здоровья (ЦНС, ВНС, эндокринная система, органы чувств) и проявляется в: отсутствии болезней, устойчивости к болезнетворным факторам среды; физиологических особенностях метаболизма; физической основе тела. Касается конструктивных альтернатив безопасности индивидуального развития, интереса к самому себе и своему здоровью. Проявляется адаптивными возможностями стрессоустойчивости к изменяющейся внешней среде. Этот уровень требует соответствующего учета в обучении психологии безопасности на основе оценок своих психических свойств (эмоций, чувств, мотивов, восприятия и воображения, самоосознания) в выработке навыков овладения санациями и аутосанациями психологии безопасности здоровья. Фиксирует центральные возможности и сумму гипотетических конструктов, понимаемых как инстинктивная побудительная сила сохранения здоровья. Динамизирует, интегрируя и объединяя, направленность активности на основе стандартов биологического, социального и психического здоровья в единое целое «акме». Элементы «мезоакме» связаны между собой в процесс непрерывного поиска и постоянного развития на основе психологии безопасности здоровья, интегративного опыта освоенных с рождения здоровых интерпсихических образований на основе социальной активности в межличностном социально-психическом пространстве, обеспечивающих психологическую адаптацию. «Мезоакме» отражает интерес своего общественно-социального развития, фрустрационной устойчивости, ориентации на творческое совершенство; рациональное, реалистическое и санационное мышление (оздоровительное), принятие самого себя; ответственность за свое психическое здоровье. Основные показатели «микро — и мезоакме» безопасности психического здоровья: особенности эмоциональной сферы, толерантность к стрессовым факторам, уравновешенность в отношениях с другими людьми; показатели ментальной сферы (представления, установки, мысли, восприятие окружающих событий и реакция на них); личностные качества, присущие человеку (безусловное акцентирование или принятие, т. е. признание самоценности каждого человека). Последние в социально-перцептивном пространстве и проблемном поле, отражая объекты опасности, способствуют осознанию угрожающих компонентов и действий мобилизации на преодоление. В эмоционально-чувственной сфере поведения, на основе безопасности и устойчивого психического отражения явления и выработки мер на основе антиципации в затруднительных ситуациях (оценки направленности угрозы и опасности, осознанности и модальности реакций). В смысловой сфере, через восприятие смыслообразующих мотивов безопасности своего здоровья (самосохранения, самозащиты, самосовершенствования). В когнитивной сфере познавательных процессов, в безопасности и развитии здоровья на основе санационного (оздоровительного) мышления. В ауторегуляторной сфере способностей к формированию санаций и аутосанаций сохранения здоровья, соотнесенных самоосознанием возможностей организма и оценкой динамики их корректировки. В коммуникативной сфере способностей безопасности в социальном взаимодействии, результативности психической защиты и упреждении рисков — антиципации безопасности здоровья. Коррекцию средствами психологического воздействия на уровень «мезоакме» мы рассматриваем через расширение структуры социальных ролей и профессиональное самосовершенствование в тренингах: а) по повышению уровня культуры психического здоровья (глубинному отношению к себе и внешним проявлениям здоровья у других людей); б) по формированию профессиональных навыков, повышению эффективности деятельности, развитию творческих усилий. Критериями воздействия можно считать уровень социализации: осмысленность бытия; осознанное, ответственное, творческое отношение к образу жизни, понимание или попытку понять свой путь и свое предназначение; позитивные позиции человека по отношению к здоровому образу жизни. «Макроакме» отражает состояние безопасности здоровья человека — включает эффективность и успешность адаптации человека в обществе и уровень безопасности благополучия. Критериями такого состояния являются характеристики социального здоровья, включающие уровни социальной адаптации, активности и эффективность освоения социальных ролей, профессионального и личностного самоопределения, критерии успешности и безопасности в профессиональной деятельности, удовлетворенность ею и своим социальным статусом, показатели нравственного поведения, переживание на осознанном уровне состояния социального и духовного здоровья (оптимистичность взглядов на будущее, временную перспективу, гармоничность отношений с собой и окружающими, уровень самоактуализации, ответственности за иерархию ценностей здоровья). Коррекционными средствами психического воздействия на формирование «макроакме» безопасности духовного здоровья являются: нравственное воспитание, формирующее потребность человека следовать этическим принципам; психолого-педагогическое просвещение; создание условий для творчества; выстраивание иерархии ценностей с преобладанием бытийных ценностей (по А. Маслоу, творчество, любовь, познание, альтруизм); самопознание, самосовершенствование, борьба с негативными эмоциями и мыслями, деструктивными тенденциями, ленью, апатией, нетерпимостью; приобщение к каким-либо духовным традициям (религия, йога, философия); использование духовных практик (молитва, медитация). В целом на основании медицинской акмеологии и иерархизации состояния «микро-, мезо — и макроакме» и строится индивидуальный портрет психологии безопасности здоровья личности обучаемого госслужащего и его устойчивости к фрустрирующим состояниям, позволяющий составить индивидуальную акмеологическую программу совершенствования системы безопасности его здоровья.

Литература

1. Деркач А. А., Казаков Ю. Н., Черняева В. В. Оптимизация устойчивости психического здоровья государственных служащих к экстремальным ситуациям. Пятигорск, 2008. 2. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пос. М., 2008. 3. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2002. 4. Казаков Ю. Н. Психология безопасности: формирование психического здоровья государственного служащего. Часть 1. М.: РАГС, 2007. 5. Казаков Ю. Н. Психология безопасности: формирование психического здоровья государственного служащего. Часть 2. М.: РАГС, 2008. 6. Панкратов В. И. Саморегуляция психического здоровья. М., 2001. 7. Петленко В. П. Валеология человека. Кн. 1. М., 1998. 8. Речкалов А. В. Оценка уровня здоровья. Курган, 1998. 9. Харькин В. П., Гройсман А. Л. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М., 1999.

——————————————————————