Формирование имиджа города Сочи как столицы зимней Олимпиады-2014

(Петенко А. Т.)

(«Реклама и право», 2009, N 2)

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГОРОДА СОЧИ

КАК СТОЛИЦЫ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ-2014

А. Т. ПЕТЕНКО

Петенко А. Т., доцент, декан экономического факультета Сочинского филиала Российского университета дружбы народов, кандидат экономических наук.

Перспектива развития Сочи как курорта международного уровня и столицы зимней Олимпиады-2014 диктует необходимость определить по-новому имидж, роль и миссию города в туристическом бизнесе.

Сегодня туристический бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом роста. На долю мирового туризма приходится 3,6% ВВП и 9,5% мировых капиталовложений. Число рабочих мест непосредственно в туристско-рекреационной сфере составляет 74,5 млн., с учетом же сопряженности ее с другими отраслями — 225 млн. В ближайшие 10 лет темп роста туристской индустрии в мире прогнозируется на уровне 4 — 5% в год.

Перспективы российского туристического комплекса вместе с тем оцениваются весьма благоприятно. Представляет интерес долгосрочный прогноз ТТС (Всемирный совет по туризму и путешествиям), согласно которому России отводится заметное место в мировой туристской индустрии. Самая оптимистичная оценка дается по динамике капитальных инвестиций: по этому показателю в 2017 г. Россия займет 1-е место в Европе и 5-е — в мире. Размер капитальных инвестиций составит 2898,5 млрд. руб., что в 4,1 раза больше, чем в 2007 г. Общий вклад туристской отрасли в экономику страны ожидается в размере 1071 млрд. руб., или 1,1% ВВП. На основе макроэкономических показателей, по которым анализировалось развитие туризма в России, только по одному прогнозируется снижение — по показателю занятых в туристской индустрии (с 684 тыс. до 665 тыс. человек). Однако с учетом мультипликативного эффекта общая численность занятых в сопряженных с туристским сектором отраслях экспертами оценивается в 4,1 млн. человек в 2017 г. по сравнению с 3,9 млн. в 2007 г. По остальным показателям (экспорт и импорт туристических услуг, государственные расходы и т. д.) ожидается устойчивый рост в пределах 2 — 9% в год.

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по ее поддержке, продолжает оставаться рисковой и недостаточно развитой отраслью при всевозрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает российский туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.

Сочи, по предварительным итогам за 2007 г., принял на отдых и оздоровление 4,115 млн. человек, из которых порядка 1,5 млн. чел. — за три летних месяца. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество гостей увеличилось на 9%.

По данным городского отдела государственной статистики, за 12 месяцев текущего года крупными и средними учреждениями приняты на отдых и лечение 1 025 441 человек, что на 8229 человек больше соответствующего периода прошлого года. Средняя заполняемость здравниц снизилась с 61,5% в 2006 г. до 57,8% в 2007 г.

В текущем году на прием отдыхающих работало 234 коллективных средства размещения, из которых 75 — организации сезонного характера работы (базы отдыха, детские оздоровительные лагеря, пансионаты отдыха и др.).

Объем туристских услуг, включая гостиницы и аналогичные средства размещения, составил 3453,5 млн. руб., или 122,1% к 2007 г.

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края за 2007 г. составил 1,5 млрд. руб., превысив показатель 2006 г. в 1,3 раза.

Удельный вес Сочи в общих доходах отрасли по Краснодарскому краю за отчетный период составил 45%.

В экономике города санаторно-курортная отрасль также является основной составляющей местного бюджета, ей принадлежит 28% в доходах городского бюджета.

Сегодня город Сочи старается соответствовать мировым стандартам, и ему это удается. За последний год город преобразовался, изменился в лучшую сторону. В Сочи проводятся фестивали мирового, всероссийского и краевого уровней. Реставрируются крупные исторически значимые сооружения и памятники, что способствует улучшению архитектурного облика. Проводится ряд мероприятий по совершенствованию сервисного обслуживания, который до недавнего времени, к сожалению, был невысок. А самое главное — жители города почувствовали более сильное внимание к своей малой родине, что повышает социальную и политическую значимость курорта.

Рекреационные ценности, обусловленные проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г., становятся фактором возрастающей важности для населения принимающего города.

У Сочи есть все необходимое, чтобы предложить миру неповторимые и незабываемые зимние Олимпийские игры, — ресурсы, знания и желание. Запланированные эффекты от реализации программ, направленных на развитие инфраструктуры города Сочи, благополучно сбываются. В этом процессе активно взаимодействуют Правительство РФ, структуры власти Краснодарского края, органы местного самоуправления города Сочи, сочинские крупные предприятия разных отраслей и самое главное — общественность. Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 г. в Сочи станут важнейшим событием в жизни нашей страны, которое оставит бесценное спортивное наследие для новых поколений и всего олимпийского движения. Олимпиада послужит позитивным переменам в российском обществе: больше внимания будет уделяться вопросам защиты окружающей среды и интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в активную социальную жизнь. Олимпийские игры повысят популярность зимних видов спорта среди россиян.

Таким образом, воссоздание образа города как первоклассного уникального курорта и ведущей российской здравницы, формирование имиджа Сочи как лечебно-оздоровительного круглогодичного курорта, как делового и культурного центра, как региона с благоприятным инвестиционным климатом, как столицы зимней Олимпиады становится реальностью.

——————————————————————