Реализация Перспективной программы стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008 — 2011 гг

(Баумгартен Л. В.)

(«Туризм: право и экономика», 2013, N 3)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА 2008 — 2011 ГГ.

Л. В. БАУМГАРТЕН

Баумгартен Леонид Владимирович, профессор кафедры туризма МГЛУ, кандидат технических наук.

Автор в статье «Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008 — 2011 гг.» (разработана ВНИИ сертификации и утверждена Ростехрегулированием), опубликованной в 2008 г. в настоящем журнале, рассматривал цели, преследуемые данной Программой, касался планируемой разработки национальных стандартов на услуги туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания, за которые ответственны ТК 199 «Туристические услуги и услуги средств размещения», ТК 342 «Услуги населению» и ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» [1].

Ключевые слова: стандартизация в области туризма, гостиничный бизнес, общественное питание.

Implementation of the Perspective program for standardization in the sphere of tourism, hotel business and public catering for 2008 — 2011

L. V. Baumgarten

Baumgarten Leonid Vladimirovich, candidate of technical sciences, professor of the Chair of Tourism of Moscow State Linguistic University.

The author of article «Perspective program for standardization in the sphere of tourism, hotel business and public catering for 2008 — 2011» (worked out by All-Russia Science Research Institute for Certification and confirmed by Rostechregulirovanie), published in 2008 in the present journal, considered the purposes pursued in the Program and touched upon the planned elaboration of national standards for services of tourism, hotel business and public catering, for which Technical Committee 199 «Tourist services and services of means of placement», Technical Committee 342 «Services for Population» and Technical Committee 347 «Services of trade and public catering» are responsible [1].

Key words: standardization in the sphere of tourism, hotel business, public catering.

Рассмотрим результаты реализации Перспективной программы стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008 — 2011 гг. (разработана ВНИИ сертификации и утверждена Ростехрегулированием; далее — Программа), в той же последовательности, в которой они рассматривались в части планирования в статье от 2008 г., и дадим краткий анализ полученных результатов.

Таблица 1

Виды национальных стандартов на туристские услуги

и услуги средств размещения, подлежащие разработке

и реально разработанные в 2008 — 2011 гг. по ТК 199

«Туристические услуги и услуги средств размещения»

Виды стандартов

Национальные стандарты

намеченные Программой

разработанные, пересмотренные, не разработанные, разработанные вне Программы

Основополагающие

1. «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения». Пересмотр ГОСТ 28681.0-90.

1. Не пересмотрен.

Стандарт на услугу

2. «Туристские услуги. Общие требования». Пересмотр ГОСТ Р 50690-2000.

2. Не пересмотрен.

3. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов». Пересмотр ГОСТ 28681.3-95.

3. Пересмотрен ГОСТ Р 50644-94. ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования к обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

4. «Туристские услуги. Услуги водного туризма. Общие требования». Впервые ГОСТ Р.

4. Не разработан.

5. «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования». Впервые ГОСТ Р.

5. Разработан ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования».

6. «Туристские услуги. Информация для потребителя Общие требования». Впервые ГОСТ Р.

6. Разработан ГОСТ Р 53997-2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования».

7. «Туристские услуги. Физкультурно-оздоровительные услуги в туризме. Общие требования». Впервые ГОСТ Р.

7. Не разработан.

8. «Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу средств размещения». Разработка ГОСТ Р.

8. Не разработан.

Разработанные вне Программы:

11. ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения».

На процессы

Разработанные вне Программы:

12. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».

На предприятия

9. «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». Пересмотр ГОСТ Р 51185-98.

9. Пересмотрен. ГОСТ Р 51185-98. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

На терминологию

10. «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Терминология». Впервые ГОСТ Р ИСО 18513:2003.

10. Разработан ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения».

Содержание таблицы 1 показывает:

1. В таблице отражены предполагаемые к разработке и разработанные стандарты в соответствии с Программой 2008 — 2011 гг. по ТК 199 «Туристические услуги и услуги средств размещения».

2. Не пересмотрен основополагающий стандарт, касающийся стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания (табл. 1, поз. 1).

3. Предполагалось разработать десять национальных стандартов, а разработано пять стандартов в составе Программы и два стандарта вне Программы.

4. Не разработано три стандарта (табл. 1, поз. 4, 7, 8) и не пересмотрен один стандарт на услуги (табл. 1, поз. 2), но разработан дополнительно один стандарт на услуги вне Программы (табл. 1, поз. 11).

5. Разработан дополнительно один стандарт на процессы вне Программы (табл. 1, поз. 12).

6. Пересмотрен один стандарт на предприятия (табл. 1, поз. 9), и разработан один стандарт на терминологию (табл. 1, поз. 10).

Содержание таблицы 2 показывает, что все намеченные Программой стандарты на услуги по ТК 342 «Услуги населению» разработаны.

Таблица 2

Виды национальных стандартов на туристские услуги,

подлежащие разработке и реально разработанные

в 2008 — 2011 гг. по ТК 342 «Услуги населению»

Виды национальных стандартов

Национальные стандарты

намеченные Программой

разработанные

Стандарт на услугу

1. «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 1. Уровень 1 — Дайвер под наблюдением инструктора». Разработка ГОСТ Р МС — ЮТ ИСО 24801-1:2007.

1. Разработан ГОСТ Р ИСО 24801-1-2008 «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 1. Уровень 1. Дайвер под наблюдением».

2. «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Самостоятельный дайвер». Разработка ГОСТ Р ИСО 24801-2:2007.

2. Разработан ГОСТ Р ИСО 24801-2-2009 «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Уровень 2. Самостоятельный дайвер».

3. «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 3. Дайвер — руководитель». Разработка ГОСТ Р ИСО 24801-3:2007.

3. Разработан ГОСТ Р ИСО 24801-3-2009 «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 3. Уровень 3. Дайвер — руководитель».

4. «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к провайдерам услуг для аквалангистов». Разработка ГОСТ Р ИСО 24803:2007.

4. Разработан ГОСТ Р ИСО 24803-2009 «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к поставщикам услуг для аквалангистов».

5. «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 1. Уровень 1». Разработка ГОСТ Р ИСО 24802-1:2007.

5. ГОСТ Р ИСО 24802-1- 2009 «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке инструкторов подводного плавания. Часть 1. Уровень 1».

6. «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Уровень 2». Разработка ГОСТ Р ИСО 24802-2:2007.

6. Разработан ГОСТ Р ИСО 24802-2-2009 «Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке инструкторов подводного плавания. Часть 2. Уровень 2».

Таблица 3

Виды национальных стандартов на услуги общественного

питания, подлежащие разработке и реально разработанные

в 2008 — 2011 гг. по ТК 347 «Услуги торговли

и общественного питания»

Виды национальных стандартов

Национальные стандарты

намеченные Программой

разработанные, пересмотренные, не разработанные, разработанные вне Программы

Стандарт на продукцию (услугу)

1. «Услуги общественного питания. Общие требования». Пересмотр ГОСТ Р 50764-95.

1. Пересмотрен. ГОСТ Р 50764-95, ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования».

2. «Услуги общественного питания. Порядок разработки и утверждения фирменных блюд и кулинарных изделий на предприятиях общественного питания». Разработка ГОСТ Р.

2. Не разработан.

3. «Услуги общественного питания. Метод расчета норм отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания». Разработка ГОСТ Р.

3. Разработан ГОСТ Р 53106- 2008 «Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания».

4. «Услуги общественного питания. Номенклатура показателей качества услуг общественного питания». Разработка ГОСТ Р.

4. Не разработан.

12. До утверждения Программы переработан ГОСТ Р 50763-95.

ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия».

На процессы (работы)

5. «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию». Разработка ГОСТ Р.

5. Разработан ГОСТ Р 53105- 2008 «Услуги общественного питания». Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию».

6. «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания». Разработка ГОСТ Р.

6. Разработан ГОСТ Р 53995- 2010 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания».

На методы контроля

7. «Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания». Разработка ГОСТ Р.

7. Разработан ГОСТ Р 53104- 2008 «Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания».

Не разработан.

8. «Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания». Разработка ГОСТ Р.

8. Не разработан.

На предприятия

9. «Услуги общественного питания. Общие требования к предприятиям выездного обслуживания». Разработка ГОСТ Р.

9. Не разработан.

10. «Услуги общественного питания. Общие требования к сетевым предприятиям общественного питания». Разработка ГОСТ Р.

13. До утверждения Программы переработан ГОСТ Р 50762-95.

ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания».

14. Дополнительно вне программы разработан ГОСТ Р 53523-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочным предприятиям общественного питания».

На терминологию

11. «Услуги общественного питания. Термины и определения». Пересмотр ГОСТ Р 50647-94.

10. Пересмотрен ГОСТ Р 50647-94. ГОСТ Р 50647-2010 «Услуги общественного питания. Термины и определения».

На персонал

15. До утверждения Программы переработан ГОСТ Р 50935-96. ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу».

Содержание таблицы 3 показывает:

1. Предполагалось разработать одиннадцать национальных стандартов, а разработано шесть стандартов в составе Программы и четыре стандарта были разработаны в процессе утверждения Программы.

2. Не разработано два стандарта на продукцию (услугу) (табл. 3, поз. 2, 4), но разработан дополнительно один стандарт по данному направлению вне Программы (табл. 3, поз. 12).

3. Намеченные Программой два стандарта на процессы разработаны (табл. 3, поз. 5, 6).

4. Из намеченных Программой двух стандартов на методы контроля (табл. 3, поз. 7, 8) разработан только один (табл. 3, поз. 7).

5. Не разработаны намеченные Программой два стандарта на предприятия, но в то же время в процессе утверждения Программы были разработаны также два стандарта (табл. 3, поз. 13, 14).

6. Пересмотрен один стандарт на терминологию (табл. 3, поз. 11) и в процессе утверждения Программы был разработан стандарт на персонал (табл. 3, поз. 15).

Анализ состава национальных стандартов, приведенных в табл. 1 — 3, показывает:

1. Требования вновь разработанных и переработанных стандартов соответствуют современным требованиям и нормам требований Закона «О техническом регулировании».

2. Создан солидный комплекс национальных стандартов в области туризма и общественного питания, который служит основой для проведения добровольной сертификации и существенного улучшения качества услуг и продукции в этих сферах деятельности.

3. Наиболее заполненной оказалась таблица с перспективными разработками национальных стандартов по ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания». На февраль 2012 г. по услугам общественного питания будут действовать 10 национальных стандартов; все стандарты разработаны в последнее время, т. е. в 2007 — 2010 гг. В то же время по данному направлению стандартизации пока не предполагается разработка основополагающего стандарта, связанного со стандартизацией в данной области.

4. По ТК 199 «Туристические услуги и услуги средств размещения» на февраль 2012 г. по услугам туризма будут действовать 8 национальных стандартов; все стандарты разработаны в последнее время, т. е. в 2007 — 2010 гг. Предполагается также разработка основополагающего стандарта, связанного со стандартизацией в области туризма.

5. Все намеченные Программой стандарты на услуги по ТК 342 «Услуги населению» разработаны на основе стандартов ИСО.

6. Однако не все виды планируемых национальных стандартов в Перспективной программе были реализованы.

Литература

1. Баумгартен Л. В. Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008 — 2011 гг. // Туризм: право и экономика. 2008. N 3.

2. Баумгартен Л. В. Стандартизация и сертификация в туризме: Учебник / Л. В. Баумгартен. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

3. Белобрагин В. Я. Основы технического регулирования: Учеб. пособие. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.

4. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. 5-е изд., перер. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2005.

5. Перспективная программа стандартизации в области услуг населению на 2008 — 2011 гг., утвержденная Ростехрегулированием в 2007 г.

——————————————————————