Обеспечение граждан лекарственными средствами

(Рожкевич А.)

(«Законность», 2010, N 3)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ

А. РОЖКЕВИЧ

Рожкевич А., старший прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе.

Анализ состояния законности в Дальневосточном федеральном округе в сфере соблюдения прав граждан на обеспечение лекарственными средствами свидетельствует о наличии нарушений, допускаемых органами государственной власти, местного самоуправления и фармацевтическими организациями.

Наиболее характерны следующие нарушения: формирование лечебно-профилактическими учреждениями заявок на лекарственное обеспечение без учета реальной потребности в лекарственных средствах; отсутствие лекарственных препаратов в муниципальных аптечных учреждениях; ненадлежащий контроль за дефектурой лекарственных средств; нарушение поставщиками установленных государственными контрактами сроков поставки лекарственных препаратов; несоответствие рецептов на лекарственные средства предъявляемым требованиям; отказ в выписке льготных рецептов в связи с их отсутствием в аптечных учреждениях и другие.

Некоторые из них допущены в процессе проведенных в целях реализации ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» аукционов на поставку в 2009 г. лекарственных средств.

Например, в Амурской и Сахалинской областях с начала 2009 г. выявлены нарушения Законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд при осуществлении указанной деятельности. Так, при закупке являющихся наркотическими средствами лекарственных препаратов ОГУЗ «Амурский областной онкологический диспансер» наряду с требованиями, предъявляемыми к качеству поставляемого товара, в нарушение ст. 43 ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ от 21 июля 2005 г.) в извещении о проведении запроса котировок указало на необходимость представления участниками котировок лицензии на фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических и психотропных средств. В связи с допущенным нарушением главному врачу внесено представление, приняты меры к устранению нарушений федерального законодательства.

В Сахалинской области выявлено 10 контрактов на поставку лекарственных средств, не соответствующих условиям о сроках поставки товаров, указанных в документации об аукционе. Прокурор вынес 10 постановлений о возбуждении производств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32 КоАП.

Нарушения ФЗ от 21 июля 2005 г., связанные с поставкой лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан, прокуроры Республики Саха (Якутия), Амурской области и Еврейской автономной области выявляли и в 2008 г.

Например, в некоторых субъектах Федерации округа прокуроры выявили случаи несоблюдения поставщиками — фармацевтическими организациями сроков поставки лекарственных средств по заключенным государственным контрактам. При этом государственные заказчики в нарушение ч. 11 ст. 9 ФЗ от 21 июля 2005 г. каких-либо мер к обеспечению выполнения условий контрактов не принимали.

В связи с выявленными нарушениями прокуроры Хабаровского края, Амурской области, Чукотского автономного округа руководителям региональных органов здравоохранения внесли представления, которые рассмотрены и удовлетворены.

В целях совершенствования механизма государственного регулирования цен на лекарственные препараты Приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2009 г. «Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации» утвержден перечень лекарственных средств, подлежащих мониторингу по цене и ассортименту, а также Положение об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств. Согласно указанному Приказу управление Росздравнадзора по субъектам Федерации ежемесячно по состоянию на 15 число организует сбор от лечебно-профилактических и аптечных учреждений информации о наличии лекарственных средств, включенных в список, и их ценах.

Нарушения установленного порядка оформления бесплатных рецептов — наиболее распространенные и многочисленные нарушения действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

В нарушение требований Приказа Минздравсоцразвития от 12 февраля 2007 г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», а также Инструкции по заполнению формы N 148-1/у-04(л) «Рецепт» лечебные учреждения допускают такие типичные нарушения, как: отсутствие на рецептурном бланке подписи врача, личной печати врача, инициалов при указании фамилии врача, выписывающего рецепт; отсутствие кода нозологической группы; на корешках рецептурных бланков не обозначен способ применения лекарственного средства, продолжительность приема, количество приемов в день, количество лекарства на один прием; при указании способа приема лекарственного средства допускается использование общих указаний «внутреннее», «по схеме», «местно» и т. п.

К наиболее серьезным нарушениям порядка выписывания лекарственных средств относятся: назначения лекарственных препаратов без осмотра больного, без консультаций «узких» специалистов и проведения дополнительных методов обследования; назначение более 5 лекарственных препаратов одномоментно или более 10 препаратов в месяц без решения врачебной комиссии; выписка лекарственных средств гражданам, отказавшимся в установленном порядке от социального пакета; выписка рецепта неуполномоченным врачом.

В 2009 г. указанные нарушения выявили прокуроры в деятельности учреждений здравоохранения Приморского и Камчатского краев.

В Камчатском крае, например, установлено, что в медицинских учреждениях сел Ковран и Хайрюзово Тигильского района медицинские карты амбулаторного больного по форме 025/у-04 для лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, вообще не заводят.

По многочисленным фактам нарушений порядка оформления бесплатных рецептов и ведения амбулаторных карт прокуроры городов Петропавловск-Камчатского, Усть-Камчатского, Усть-Большерецкого, Мильковского, Быстринского, Тигильского и Пенжинского районов края, а также прокурор ЗАТО г. Вилючинска руководителям лечебно-профилактических учреждений и главам местных администраций внесли 12 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены. Выявленные нарушения устранены, 12 виновных должностных лиц медицинских учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности.

В результате рассмотрения представления прокуратуры Фрунзенского района г. Владивостока главный врач МУЗ «Поликлиника N 1» в полном объеме устранил нарушения порядка назначения и выписывания лекарственных средств, к дисциплинарной ответственности привлечены 6 должностных лиц.

Нарушения сроков обеспечения граждан отдельных категорий лекарственными средствами по рецептам, находящимся на отсроченном исполнении, выявлены в Камчатском крае, Амурской области и Чукотском автономном округе.

В марте 2009 г. по результатам рассмотрения судами исковых заявлений прокуроров Тамбовского и Ивановского района Амурской области о признании незаконным бездействия аптечных учреждений по своевременному обеспечению лекарственными средствами по рецептам, находящимся на отсроченном исполнении, восстановлены права 5 граждан, в том числе двух детей-инвалидов.

Факты неведения журналов регистрации, неправильного выписывания рецептов, невнесения в журнал рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание, возврата гражданам рецептов по причине истечения срока их действия в период нахождения на отсроченном обслуживании выявлены прокуратурой Еврейской автономной области.

Аптекой N 32 п. Николаевка Смидовичского района Еврейской автономной области в нарушение п. 2.4 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. «О порядке отпуска лекарственных средств», в соответствии с которым аптечным учреждениям (организациям) запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании, гр-ну С. рецепт возвращен в связи с истечением срока действия в период его нахождения на отсроченном обслуживании. По этому факту руководителю аптечной организации внесено представление.

Прокуроры Камчатского края и Амурской области выявили факты оформления лечебными учреждениями заявок на лекарственное обеспечение без учета реальной потребности в лекарственных средствах. Приняты меры к устранению нарушений.

На 1 июня 2009 г. прокуроры выявили в округе свыше 70 нарушений порядка обеспечения отдельных категорий граждан льготными лекарственными препаратами. В целях их устранения внесено 34 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 33 виновных должностных лица, оспорен один незаконный правовой акт, в суды направлено 11 заявлений, из которых 7 рассмотрено и удовлетворено, объявлено 5 предостережений, возбуждено 10 производств об административном правонарушении.

В прокуратуры субъектов Федерации округа за неполный 2009 г. поступило 28 обращений по вопросам нарушения законодательства о дополнительном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, 11 из которых признаны обоснованными. Наибольшее количество жалоб поступило в прокуратуры Хабаровского (10) и Приморского (6) краев.

Анализ обращений показал, что, как правило, они касались вопросов задержки выдачи лекарств по льготным рецептам в аптечных учреждениях, взыскания денежных средств, потраченных гражданами отдельных категорий на лекарственные препараты.

Так, по обращению И., прокуратура Камчатского края установила, что во время нахождения на лечении в стационаре муниципального учреждения здравоохранения «Участковая больница поселка Козыревск» ему выписан рецепт на приобретение за счет собственных средств препаратов «Кавинтон» и «Мексидол». Вместе с тем указанные препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Камчатского края бесплатной медицинской помощи в 2008 г., обеспечение которыми при оказании стационарной медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В связи с допущенным нарушением главе Усть-Камчатского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого допустивший нарушение врач привлечен к дисциплинарной ответственности. В суд направлено заявление о взыскании затраченных пациентом средств.

Учитывая высокую социальную значимость указанной проблемы, представляется необходимым на федеральном уровне:

— рассмотреть вопрос о частичной компенсации расходов предприятий, поставляющих лекарственные препараты, по их доставке в отдаленные регионы РФ (по аналогии с компенсацией расходов авиаперевозчиков на перелет пассажиров Дальнего Востока в центральные регионы страны);

— поручить Федеральной антимонопольной службе активизировать контроль за соблюдением как производителями лекарственных препаратов, так и предприятиями, их реализующими, требований антимонопольного законодательства с целью пресечения фактов установления монопольно высоких цен и нарушения тем самым интересов потребителей.

Указанные предложения были изложены в информации, направленной в аппарат полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе.

На наш взгляд, решение этих вопросов будет способствовать снятию остроты существующей в округе проблемы в сфере лекарственного обеспечения.

——————————————————————