Принципы олимпийского права

(Алексеев С. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 1)

ПРИНЦИПЫ ОЛИМПИЙСКОГО ПРАВА

С. В. АЛЕКСЕЕВ

Алексеев С. В., председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Одним из краеугольных камней олимпийского права служат его основные принципы. Они представляют собой общие основополагающие начала ОП, выражаются в его нормах и обеспечивают целенаправленное регулирование олимпийского движения. «Принципы охватывают всю правовую материю — и идеи, и нормы, и отношения — и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы — как бы «сухой остаток» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей. Принципы играют роль ориентиров в формировании права. Эволюция прав идет от идей к нормам, затем через реализацию норм — к общественной практике. И вот, начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет, направляет развитие права» <1>. ——————————— <1> Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994. С. 195 — 196.

Принципы олимпийского права выполняют важные регулятивные функции и способствуют установлению руководящих начал правового регулирования данной группы общественных отношений. «Реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества» <2>. ——————————— <2> Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1. С. 367.

Существование регулятивных функций, присущих правовым принципам, — объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений. Сущность принципов в значительной степени предопределяет содержание и специфику институтов и конкретных норм олимпийского права. Принципы олимпийского права обеспечивают единство и системность его норм. Будучи рассчитаны на всю сферу международного олимпийского движения или его области, а не на конкретный типичный вариант поведения участников международных олимпийских отношений, эти принципы определяют цель, направление нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть поняты и использованы в полной мере смысл и назначение конкретных правил международного олимпийского движения. Принципы являются следствием анализа всех источников олимпийского права: — внутригосударственных законов, других нормативных актов и обычаев; — международных деклараций, конвенций, договоров, соглашений, протоколов, обычаев, кодексов, регламентов. Принципы олимпийского права можно подразделить на основные (общепризнанные), общие (межотраслевые принципы в рамках общего международного права) и специальные принципы. К олимпийскому праву применяются основные (общепризнанные) принципы международного права <3>, являющиеся императивными и имеющие универсальный характер в любых международных отношениях. Они сформулированы и закреплены в таких основополагающих источниках, как Устав Организации Объединенных Наций (1945), Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), ряде резолюций ГА ООН и других международно-правовых актах <4>. ——————————— <3> Они относятся к нормам jus cogens и не могут быть отменены даже соглашениями государств. <4> См.: Международное право в документах. М., 1982.

Термин и понятие «основные принципы международного права» определены и закреплены в п. 6 ст. 2, ст. 6, 103 Устава ООН (по существу, это основные нормы должного поведения и деятельности всех государств). В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. <5>, прямо указывается, что «принципы Устава, содержащиеся в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права», и поэтому члены ООН призвали все государства руководствоваться ими и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения. ——————————— <5> См.: Там же. С. 11 — 12.

Всеобщая обязательность основных принципов международного права для государств привела к утверждению важного юридического требования: все конкретные нормы международного права не должны противоречить его основным принципам, которые приобрели реальное значение «несущей конструкции», вокруг которой возводится вся международно-правовая система <6>, в том числе создаются нормы олимпийского права, являющиеся частью общего международного права. Иными словами, общепризнанные принципы международного права служат критерием правомерности всех других норм, вырабатываемых в сфере международных отношений. Это значит, что все другие нормы международного права, в том числе и олимпийского, должны находиться в соответствии с основными принципами и что содержащиеся в тех или иных международных договорах положения, противоречащие этим принципам, не могут считаться действительными <7>. ——————————— <6> См.: Мовчан А. П. Об основных принципах международного морского, воздушного и космического права // Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное. М., 1992. С. 11. <7> См.: Бобров Р. Л. Основные проблемы теории международного права. М., 1968. С. 183.

В ОП из основных (общепризнанных) принципов в наибольшей мере применимы следующие принципы. 1. Принцип уважения прав и основных свобод человека. В соответствии с этим, на наш взгляд, приоритетным принципом государства в процессе любой деятельности, в том числе и международном олимпийском движении, обязаны обеспечивать права человека. Данный принцип нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948), Пакте об экономических, социальных и культурных правах человека (1966), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Парижской хартии для новой Европы (1990) и др. 2. Принцип сотрудничества между государствами. Он обязывает государства сотрудничать в решении любых международных проблем. В особенности это относится к проблемам глобального характера, таким, например, как охрана окружающей среды. 3. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Это один из древнейших принципов, нашедших отражение в формуле римского права «Pacta sunt servanda» («Договоры должны соблюдаться»). Он закреплен в Уставе ООН, п. 2 ст. 2 которого обязывает членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя международные обязательства. В ОП используются также общие (межотраслевые) принципы, действующие в нескольких сферах (отраслях) международно-правовой системы <8>. В качестве примера можно, в частности, сослаться на следующие три принципа, справедливые в том числе для регулирования международного олимпийского движения. ——————————— <8> В учебной и научной литературе по международному праву встречаются различные подходы к пониманию, классификации, оценке сущности и значения системы принципов международного права, а также к применению к ним единой терминологии. См., например: Мовчан А. П. Об основных принципах международного морского, воздушного и космического права. М., 1992. С. 8.

1. Принцип унификации ОП предполагает развитие широкой унификации норм и правил, входящих в его состав, главным образом посредством заключения международных договоров и других документов универсального и регионального характера. В ходе реализации этого принципа резко возросло значение международных организаций, занимающихся кодификацией и развитием ОП, особенно МОК, МПК, Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и др. В частности, постепенно возрастает роль единообразных норм и правил, регулирующих отдельные аспекты международного олимпийского движения. 2. Принцип диверсификации ОП предусматривает, что олимпийские правоотношения, являющиеся правовой формой реализации отношений в сфере международного олимпийского движения, складываются между субъектами различной юридической природы — как суверенными, так и несуверенными субъектами. Данное обстоятельство приводит к тому, что олимпийские правоотношения принимают как межгосударственную, так и национальную форму. В свою очередь, это оказывает влияние на диверсификацию институтов, входящих в систему ОП и имеющих как публично-правовой, так и частноправовой характер. 3. Принцип технологизации ОП, сложившийся под влиянием научно-технического прогресса, обусловливает расширение сферы действия ОП и трансформацию его отдельных категорий. Нет нужды доказывать, что олимпийское право, скажем, середины XX в. в корне отличается от олимпийского права начала третьего тысячелетия, и в этом процессе немалая заслуга принадлежит научно-техническому прогрессу, под влиянием которого расширяется сфера действия ОП, появляются новые категории и институты. Яркий пример — применение спортсменами запрещенных медицинских средств и методов, что привело к возникновению института допинг-контроля, созданию Всемирного антидопингового агентства, формированию международных и национальных нормативных документов, направленных на противодействие применению допинга в спорте. В ОП действуют также специальные (особые, специфические) принципы. Они исходят из основных и общих принципов, но находятся в диалектическом взаимодействии с ними. Принципы должны служить концентрированным выражением идеала правопорядка <9>. Ф. Энгельс, развивая свою мысль о том, что в ходе правового развития имеет место перевод экономических отношений в юридические принципы, писал, что для осуществления своей главной социальной функции — регулирования общественных отношений — «право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий» <10>. Отсюда эффективность нормы как «предпосылка и основа воздействия права на общественные отношения» <11> во многом зависит от ее согласованности с другими нормами. ——————————— <9> См.: Васильев А. М. Правовые категории. М., 1976. С. 222 — 224. <10> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 37. С. 418. <11> Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 204. См. также: Проблемы теории государства и права. М., 1979. С. 283.

Таким образом, действенность специальных принципов олимпийского права в значительной мере предопределяется их связями и корреспонденцией с основными и общими принципами и нормами международного права. Говоря, например, о примате общепризнанных принципов международного права по отношению к специальным принципам олимпийского права, необходимо иметь в виду, что последние вытекают из первых, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Специальные принципы ОП закреплены, в частности, в Олимпийской хартии МОК, Всемирном антидопинговом кодексе ВАДА, Международной хартии физического воспитания и спорта, Спортивной хартии Европы, Европейском манифесте «Молодые люди и спорт», Рекомендации Европейского совета «Молодежь и спорт высших достижений», Декларации «Спорт, терпимость и чистая игра» и других нормативных документах. Анализируя международные акты, содержащие нормы ОП, учитывая особенности современного олимпийского движения и его правового регулирования, в зависимости от содержания можно выделить несколько групп специальных принципов олимпийского права. 1. Системообразующие принципы ОП (лежат в основе всех других специальных принципов): — комплексность правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере олимпийского движения, путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности субъектов олимпийских отношений на достижение приоритетов международного олимпийского движения; — единство международной нормативной базы олимпийского движения для всех стран — его участниц; — полнота правового регулирования олимпийских отношений, непрерывность обновления соответствующей нормативной базы, обеспечение правомерности в деятельности всех участников международного олимпийского движения; — участие субъектов олимпийского движения в борьбе за достижение всеобщего мира и взаимопонимания. Сотрудничество между международными правительственными и неправительственными организациями, а также между различными государственными органами и агентствами, связанными с проблемами спорта, общественными и другими организациями на центральном, региональном и локальном уровнях, ответственными за физическое воспитание и спорт, для укрепления мира и дружбы и сближения между народами, а также в целях поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества <12>; ——————————— <12> Сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в области физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу всеобщим средством общения, народы будут содействовать сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создадут благоприятный климат для решения международных проблем. Тесное сотрудничество с учетом специфической компетенции всех заинтересованных правительственных и неправительственных, международных и национальных организаций должно содействовать развитию спорта во всем мире.

— содействие олимпийского спорта сближению между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей; — воспитательное воздействие олимпийского спорта во имя утверждения основных человеческих ценностей, которые служат основой для полного развития народов <13>; ——————————— <13> Воспитание через спорт должно внести весомый вклад в осуществление социальной интеграции, в здравоохранение, воспитание личности, пропаганду этических норм, охрану окружающей среды, воспитание терпимости и понимания между народами.

— уважение и соблюдение международных обязательств в области олимпийского спорта отдельными государствами; — реальность и гарантированность субъективных прав участников правоотношений, складывающихся в сфере олимпийского движения. 2. Принципы, связанные с правом любого человека на занятия спортом и охрану здоровья: — обеспечение и гарантированность (как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни) равных возможностей для всех людей (каждого мужчины и каждой женщины в соответствии со спортивными традициями своей страны) заниматься спортом, в том числе свободного доступа к спортивным сооружениям <14> независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности как фактор улучшения качества жизни в национальном и международном плане; ——————————— <14> Поскольку масштабность занятий спортом зависит отчасти от размера, многообразия и доступности спортивных сооружений, их генеральное планирование должно считаться делом государственных органов. Диапазон планируемых сооружений должен учитывать ряд требований — общественных, частных, локальных и включать все необходимое для хорошего менеджмента и их безопасного и полного использования. Владельцы спортивных сооружений должны предпринимать соответствующие шаги по обеспечению доступа к таким сооружениям, в том числе лиц с физическими и умственными недостатками.

— возвышение и объединение в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума на основе олимпизма, соединяющего спорт с культурой и образованием, стремящегося к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера; — направленность регулирования на приобретение основных физических навыков и совершенствование физической подготовленности, для чего необходимо гарантировать всем людям: возможность получать знания по физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками; возможность заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях; доступность программ физического воспитания и спорта, которые должны разрабатываться в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями участников, а также организационными, культурными, социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны. Приоритет должен отдаваться тем группам общества, которые находятся в неблагоприятном положении. Программы должны предусматривать возможности контактов между молодыми людьми различных регионов и стран через спорт; возможность улучшать показатели в спорте проявляющим интерес и обладающим способностями; возможность продолжать занятия спортом. Обеспечение непрерывности занятий спортом в течение всей жизни в рамках всеобщего, непрерывного и демократизированного образования; подготовку высококвалифицированных педагогов в этой сфере во всех учебных заведениях; поощрение развития связей между школами или другими учебными заведениями, школьными и местными спортивными клубами; влияние на общественное мнение, с тем чтобы родители, педагоги тренеры и руководители стимулировали молодежь к регулярным занятиям спортом; соединение занятий спортом с нравственным воспитанием учащихся; — приоритетность развития спорта среди социально незащищенных групп населения. Предоставление приоритета нуждающейся в поддержке молодежи, включая детей дошкольного возраста и из многодетных семей, пожилым людям и лицам с физическими или умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их нуждам; — предоставление обществом возможности и создание адекватных условий молодым людям заниматься спортом, что должно привести не только к конструктивному использованию свободного времени, вовлечению молодых людей в процессы самообразования, самосовершенствования и самовыражения через спорт, но и к решению таких социальных проблем, как нетерпимость, агрессивность, алкоголизм, наркомания, к лечению других болезней общества; — ответственность общественных властей совместно с соответствующими спортивными организациями за необходимое руководство в проведении спортивной политики в интересах молодых людей; — общие ответственность и обязательства экономически развитых и развивающихся стран по сокращению разрыва, существующего между теми и другими, в том, что касается свободного доступа всех людей к физическому воспитанию и спорту. 3. Принципы, отражающие тесную связь между здоровой окружающей средой и занятиями спортом: — поощрение и поддержание ответственности и заботы об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения экологических принципов при развитии спорта и обеспечение требования, чтобы Олимпийские игры проводились в соответствии с требованиями экологии (правило 2 Олимпийской хартии); — обеспечение здоровой окружающей среды и условий жизни, которые способствуют активным занятиям спортом, самореализации и воспитанию чувства собственной значимости, а также позволяют людям полностью реализовать свой жизненный потенциал; — согласованность занятий спортом, направленных на улучшение физического, социального и психического здоровья людей с системой сбалансированного управления окружающей средой <15>, а именно: ——————————— <15> Должен быть открыт доступ к спортивным площадкам и сооружениям на открытом воздухе как в городских, так и в сельских районах, однако их использование допустимо только при соблюдении норм уважения к окружающей среде.

учет ценности природы и окружающей среды при планировании и строительстве спортсооружений; поддержка и стимулирование спортивных организаций в их стремлении к сохранению природы и окружающей среды; интеграция на этой почве людей, осознание ими связи между спортом и экологической ситуацией и повышение этих знаний; развитие способности к стойкому противостоянию к воздействию окружающей среды на человека в спорте; — ответственность за сохранение естественной среды, в которую включаются физическое воспитание и спорт, что их обогащает и внушает уважение к ресурсам планеты, и использование их с наибольшей выгодой для всего человечества. 4. Принципы, относящиеся к развитию международного олимпийского движения: — всемерное совершенствование всех направлений олимпийского движения в странах мира; — уважение и соблюдение гуманистических начал олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и т. п.; — высокая роль государственных органов в поддержке олимпийского движения, тесная кооперация с международными и национальными неправительственными спортивными организациями, включая создание структур по развитию и координации в сфере спорта. Поощрение установления взаимовыгодных соглашений спортивных организаций между собой, со средствами массовой информации <16> и с коммерческими структурами; ——————————— <16> Отношения между работниками средств массовой информации и специалистами по физическому воспитанию и спорту должны быть основаны на тесном сотрудничестве и доверии в целях оказания позитивного влияния на физическое воспитание и спорт и обеспечения со всей объективностью достоверной и обоснованной информации, направленной на развитие олимпийского движения.

— создание специализированных структур по сбору и распространению информации, касающейся различных направлений олимпийского движения. Поощрение и проведение научных исследований в области олимпийского спорта. Достижение договоренностей о распространении и обмене такой информацией и результатами подобных научных исследований на локальном, региональном, национальном или интернациональном уровнях; — создание благоприятных условий финансирования олимпийского движения, физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, образовательных учреждений и научных организаций в области спорта, а также предприятий олимпийской промышленности <17>; ——————————— <17> Правительства должны сделать доступными ресурсы из государственных фондов (т. е. центральных, региональных и локальных), гарантировать необходимую поддержку и предоставление средств из общественных фондов, привлекать других партнеров к сотрудничеству для финансовой поддержки развития олимпийского движения.

— гарантированность предоставления прямой или косвенной помощи спортсменам и спортсменкам, проявившим исключительные спортивные способности <18> в период спортивной подготовки, на этапе получения образования, плавной интеграции в общество после завершения спортивной карьеры. Обеспечение спортсменов-олимпийцев правовыми и этическими гарантиями против всех форм эксплуатации. Обеспечение спортсменов-олимпийцев соответствующим социальным статусом и защитой, в том числе после завершения спортивной карьеры. Так, в соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии одна из основных функций международного олимпийского движения и Международного олимпийского комитета — поощрять и поддерживать усилия спортивных организаций и органов общественного управления, направленные на обеспечение социального и профессионального будущего спортсменов; ——————————— <18> Способы предоставления такой помощи должны разрабатываться в кооперации со спортивными организациями этих атлетов с целью более полного раскрытия ими своих спортивных и человеческих способностей.

— расширение системы юридических гарантий для развития международного спортивного бизнеса и предпринимательства в сфере олимпийского движения; ответственность спортивных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе спортивных агентов, за результаты своей деятельности; — широкое внедрение в олимпийском движении принципа добровольности. Уважение права добровольных спортивных организаций самостоятельно принимать решения в рамках закона. Признание как правительственными, так и неправительственными спортивными организациями необходимости взаимного уважения их решений; — борьба против проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, политической и любых других форм дискриминации в международном олимпийском движении. Так, в соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии одна из основных функций международного олимпийского движения и Международного олимпийского комитета — противодействовать против любой формы дискриминации, наносящей ущерб олимпийскому движению; — строгое соблюдение идеи равенства мужчины и женщины; участие женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах, в частности в исполнительных органах национальных и международных спортивных организаций. Так, в соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии одна из основных функций международного олимпийского движения и Международного олимпийского комитета — поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью добиться осуществления принципа равенства мужчин и женщин; — уважение фундаментальных этических ценностей и постулатов, изложенных в Олимпийской хартии и других международных документах <19>. Защита и развитие моральной и этической базы спорта. Охрана человеческого достоинства и безопасности, создание гарантий спортсменам и спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы. Защита физического и духовного здоровья спортсменов, ценностей справедливой игры и соревнования, единства спортивного сообщества и прав тех, кто занимается спортом на любом уровне. В соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии одна из основных функций международного олимпийского движения и Международного олимпийского комитета — противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям, связанным со спортом и спортсменами, а также поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов. ——————————— <19> См., например: Кодекс спортивной этики Совета Европы «Справедливая игра — путь к победе» 1985 г.

5. Принципы, регулирующие международные отношения в области тренировочной и соревновательной деятельности: — уважение и соблюдение правил справедливой игры <20>, которые являются важнейшими элементами всей тренировочной, соревновательной и другой спортивной деятельности, соответствующих спортивной политике и управлению и применяются во всех сферах олимпийского движения. Так, в соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии одна из основных функций Международного олимпийского комитета — поощрять и поддерживать распространение этики в спорте, а также воспитывать молодежь посредством спорта и направлять усилия на то, чтобы в спорте господствовал дух честной игры, а насилие было запрещено; ——————————— <20> В определение понятия «справедливая игра» включено больше, чем простое следование соответствующим правилам спортивной деятельности: оно содержит в себе понятия дружбы, уважения и почитания атмосферы, в которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность. Справедливая игра — это образ мышления, а не только поведения. Она исключает обман, применение допинга (препаратов и процедур, запрещенных Правилами МОК, ВАДА, МСФ и НОК), насилие, оскорбления (физические и словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию. Справедливая игра является неотъемлемым и важным условием успешного развития спорта и вовлечения в спорт. Посредством справедливой игры выигрывают все — от отдельных лиц до спортивных организаций и общества в целом.

— борьба с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта, построенную на справедливой игре и товариществе. Руководство единой и согласованной политикой при разработке и осуществлении мер, в частности, направленных против допинга, на отказ от насилия в спорте, в том числе на спортивной арене, а также в воспитательной деятельности, которую необходимо осуществлять в этой области; — привлечение средств массовой информации, охватывающих широкие слои населения, в основном через которые спорт способен создать образ чистой игры, командного духа и солидарности, а также способствовать утверждению взаимопонимания и уважения; — поощрение исследовательской работы на национальном и международном уровнях, направленной на улучшение понимания комплекса вопросов, связанных с содержанием и порядком тренировочной деятельности, правилами спортивных соревнований и их совершенствованием, выявляющей случаи неправильного поведения, а также возможности по максимально широкому распространению и внедрению в спорте правил справедливой игры; — объективность спортивной ответственности и особые начала спортивной деятельности: состязательный момент, бескорыстие спортсменов, доказуемость результатов и др.; — ответственность и обязанность спортивных и относящихся к спорту организаций обеспечивать, чтобы структура соревнований соответствовала особым требованиям молодого и подрастающего поколения или же взрослых спортсменов и обеспечивала им возможность участия в соревновательной деятельности на различных уровнях — от рекреационного до олимпийских соревнований; — унификация спортивной техники, оборудования и правил проведения соревнований в большинстве видов спорта, активное участие в этом процессе МСО; — обеспечение безопасных и здоровых условий тренировочного и соревновательного процессов; возмещение вреда здоровью, причиненного в ходе названных процессов; страхование жизни и здоровья спортсменов; — поощрение создания курсов подготовки трудовых ресурсов, обеспечивающих тренировочную и соревновательную деятельность, присвоения им дипломов и квалификации, учитывая все аспекты продвижения по службе в спорте <21>; ——————————— <21> Такие курсы должны отвечать потребностям занимающихся разными видами спорта на разных уровнях, предназначаться для работающих в спорте как на добровольной, так и на профессиональной основе (руководители, менеджеры, тренеры, судьи, врачи, архитекторы, инженеры и т. п.).

— ответственность лиц, связанных с руководством или методической работой в спорте, обязанных иметь соответствующую квалификацию, помнить о защите безопасности и здоровья людей, находящихся под их попечением. 6. Принципы, регулирующие систему управления МОД: — демократизация системы управления международным олимпийским движением; демократические основы организации и деятельности МСО; — конструктивное взаимодействие международных спортивных организации с национальными государственными и общественными органами спортивной власти, иными физ культурно-спортивными образованиями; — направленность управления на обеспечение соблюдения Олимпийской хартии и других основополагающих документов МОД в отдельных странах; — принятие международными и национальными органами и организациями управления олимпийским движением и проведение в жизнь на всех уровнях нормативных актов ОП, содействие ими осуществлению международных и национальных спортивных мероприятий, обеспечение материальной поддержки и принятие всех других мер стимулирования и поощрения, а также предоставление налоговых льгот в целях поощрения этой деятельности со стороны негосударственных структур, осуществление связанных с этим контрольных мероприятий; — олимпийская солидарность, предполагающая организацию помощи НОК, признанных МОК прежде всего особо нуждающимися в такой помощи. Эта помощь осуществляется в виде программ, совместно разрабатываемых МОК и НОК. При необходимости МСФ осуществляют техническую помощь; — признание суверенитета и равноправия национальных спортивных организаций, невмешательство в их деятельность; — обеспечение пропаганды основополагающих принципов олимпизма на национальных уровнях, в том числе содействие распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах <22>. ——————————— <22> В соответствии с пп. 2.4 правила 31 Олимпийской хартии НОК, кроме того, способствуют созданию специализированных организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию. В частности, НОК занимаются учреждением и деятельностью национальных олимпийских академий, олимпийских музеев, а также созданием культурных программ, связанных с олимпийским движением. НОК должны оказывать помощь в подготовке спортивных кадров, в частности организовывать курсы и контролировать, что они содействуют пропаганде основополагающих принципов олимпизма.

Названные специальные принципы отражают сущность и объективные закономерности развития международных олимпийских отношений, затрагивают основные правовые нормы и институты ОП. Специальные принципы олимпийского права появляются после того, как сложились соответствующие олимпийские отношения, которые обусловливают их содержание. Указанные принципы составляют фундамент олимпийского права и играют определяющую роль в правотворческой деятельности по созданию его норм, кодификации и дальнейшему развитию этой области международного права. В совокупности принципы и нормы образуют единство и системность ОП как специфического нормативно-правового комплекса международного права в целом и международного спортивного права в частности. Становление и развитие принципов олимпийского права представляют собой сложный и длительный процесс. Есть все основания считать, что и в будущем по мере развития международного олимпийского движения совершенствование принципов будет продолжаться. Сейчас представляется необходимым кодифицировать существующие принципы олимпийского права. Это явилось бы значительным вкладом в его прогрессивное развитие, способствовало бы демократизации, совершенствованию и оптимизации современного олимпийского движения.

——————————————————————