Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования: некоторые итоги и выводы

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 5)

ПЕРЕХОД ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КОНТРАКТНЫЙ СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ

В. М. КОРЯКИН

В. М. Корякин, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор юридических наук, полковник юстиции.

31 декабря 2007 г. завершается реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 — 2007 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523 (далее — Программа). Хотя впереди еще более полугода работы, однако о некоторых предварительных итогах ее реализации можно говорить уже сейчас.

1. Кто пришел на военную службу по контракту?

Прежде всего, ответим на вопрос: кто пришел за эти годы в Вооруженные Силы Российской Федерации служить по контракту, с кем приходится работать командному составу? Согласно проведенным научным исследованиям по данному вопросу, весь контингент военнослужащих-контрактников (солдаты, матросы, сержанты и старшины), проходящих в настоящее время военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, можно условно разделить на пять относительно самостоятельных групп <1>: ——————————— <1> См.: Бусловский В. Н. Информационно-коммуникативное обеспечение Федеральной целевой программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования: Дис. … канд. полит. наук. М., 2006. С. 86 — 87.

— первая группа: в нее входят военнослужащие, заключившие контракт в период прохождения военной службы по призыву <2>. Они уже многое знают и умеют. В большинстве своем они ведут активный образ жизни, хотя не все всерьез определились с будущей профессией и весьма сильно подвержены влиянию окружения. Рациональными мотивами к заключению контрактов у данных военнослужащих являются: более комфортные по сравнению с военной службой по призыву условия прохождения службы, возможность получить образование, карьера, стабильный заработок, социальные гарантии. Эмоциональными мотивами заключения контракта являются: патриотизм, стремление «вырваться из глуши», посмотреть мир, самоутверждение и романтика, желание проверить себя, престиж («первый парень на деревне»), магия оружия, возможность участия в миротворческих миссиях и др.; ——————————— <2> В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, приобретают право на заключение контракта о прохождении военной службы по истечении шести месяцев службы.

— вторая группа: ее составляют вполне зрелые, как правило, семейные мужчины в возрасте 21 — 27 лет, отслужившие по призыву в армии и на флоте несколько лет назад, проживающие, как правило, недалеко от места дислокации воинской части. Многие из них имеют опыт реального участия в боевых действиях и миротворческих операциях (Чеченская Республика, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Косово, Босния и др.). Они выбирают военную службу по контракту осознанно. Пусть относительно небольшой, но стабильный заработок дает им определенную уверенность в завтрашнем дне. Рациональные и эмоциональные мотивы заключения контракта названными военнослужащими в принципе не отличаются от указанных для первой группы; — третья группа: в нее входят люди, которые не нашли себе места в жизни (28 — 40 лет). Многие из них имеют низкие морально-деловые качества, склонны к злоупотреблению спиртным, конфликтуют с законом. В армию такие люди идут в надежде получить мнимые «легкие» деньги, переждать тяжелые времена. Правда, через месяц-другой, максимум через полгода они в своем большинстве покидают военную службу, как правило, по недисциплинированности; — четвертая группа: это граждане СНГ, стремящиеся получить российское гражданство, вернуться на историческую родину, обеспечить себе стабильный заработок. Следует заметить, что законодательное закрепление права иностранных граждан на поступление на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации не смогло сколько-нибудь заметно повлиять на решение проблемы комплектования войск военнослужащими-контрактниками. Согласно данным учета, по состоянию на 1 ноября 2006 г. в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации проходили военную службу по контракту всего лишь 112 иностранных граждан <3>; ——————————— <3> См.: 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту. М., 2006. С. 88.

— пятая группа: к ней относятся военнослужащие женского пола. В своем большинстве это жены военнослужащих, проходящих военную службу в тех же воинских частях, а также молодые и среднего возраста (до 40 лет) женщины из близлежащих к месту дислокации воинской части населенных пунктов. Их стремление к поступлению на военную службу по контракту продиктовано главным образом сугубо практическими соображениями: ограниченными возможностями трудоустройства в гражданской сфере, стабильным заработком, возможностью приобретения права на пенсию по достижении 45-летнего возраста. Немалую роль играет также реальная возможность военнослужащих женского пола устроить свою личную жизнь. К сожалению, как показывает практика, несмотря на указанные существенные изменения в социально-демографическом и психологическом портрете современного солдата, матроса, сержанта и старшины, многие командиры, офицеры воспитательных структур за годы реализации Программы так и не смогли перестроить принципы, формы и методы работы с личным составом. Зачастую они подходят к военнослужащим-контрактникам с теми же мерками, что и к 18 — 19-летним юношам, проходящим военную службу по призыву. Данное обстоятельство становится почвой для конфликтов, а иногда и конфронтации между начальниками и подчиненными, что в конечном счете отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в воинских коллективах. Не в полной мере адаптированной к особенностям руководства воинскими коллективами, укомплектованными военнослужащими-контрактниками, оказалась система военного образования. Практически отсутствует специальная учебная и учебно-методическая литература, раскрывающая особенности работы с контрактниками <4>. ——————————— <4> Исключение составляет, пожалуй, лишь методическое пособие по данному вопросу, подготовленное Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации в 2006 г. (см.: Командиру подразделения о формах и методах воспитательной работы с солдатами (матросами) и сержантами (старшинами), проходящими военную службу по контракту: Методическое пособие. М., 2006).

Добровольцы отличаются от военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не только тем, что служат по своей воле, но и тем, что они в соответствии со своими личностными потребностями и мотивами выбирают службу как военную профессию на большой период своей жизни и готовы к преодолению всех рисков и опасностей, порожденных этим выбором. В то же время военный профессионал отличается от наемника тем, что он как патриот полагает, что военная служба — это больше, чем просто хорошо оплачиваемая работа. Он осознанно и кропотливо осваивает воинское мастерство, готовясь для вооруженной защиты своей Родины. В этой связи военнослужащие-контрактники вправе рассчитывать на уважение со стороны своих командиров и всего общества, на повышенное материальное вознаграждение, весомые социальные гарантии. Однако, несмотря на все издержки и недостатки, в качестве наиболее важного социально значимого итога реализации Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный принцип комплектования можно назвать то несомненное обстоятельство, что указанный переход стал необратимым и именно в военной службе по контракту состоит будущее военной организации Российского государства. Данный вывод подтверждается также установленным законодательством переходом с 1 января 2008 г. на 12-месячный срок прохождения военной службы по призыву всеми категориями граждан, подлежащих призыву на военную службу.

2. Обновление законодательства о порядке прохождения военной службы по контракту и о социальных гарантиях военнослужащих-контрактников

Неотъемлемой составной частью Программы является раздел «Совершенствование нормативного правового обеспечения прохождения военной службы по контракту военнослужащими, занимающими должности солдат и сержантов» (п. 1 приложения N 8 к Программе). За период 2004 — 2007 гг. внесен ряд существенных изменений и дополнений в основополагающие законодательные акты в рассматриваемой сфере — в Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Наиболее важными из указанных изменений и дополнений являются: 1) предоставление права на прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах иностранным гражданам; 2) установление испытания сроком на три месяца для военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в целях проверки их соответствия установленным требованиям; 3) уточнение порядка исчисления выслуги лет военнослужащим, заключившим контракт в период военной службы по призыву: указанным военнослужащим два месяца военной службы по контракту засчитываются за один месяц военной службы по призыву; 4) уточнение регламента служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту: данным военнослужащим дополнительный отдых за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не предоставляется; 5) установление дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности; 6) уточнение порядка санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами: военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., право на льготное обеспечение путевками в санаторно-курортные учреждения не предоставляется. Вместо этого им выплачивается денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и 300 руб. на каждого члена его семьи; 7) предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, права на внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения (курсы) указанных образовательных учреждений и обучение в них с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения; 8) предоставление гражданам, уволенным с военной службы, прослужившим не менее трех лет по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, права внеконкурсного поступления в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения (курсы) указанных образовательных учреждений с выплатой в период обучения повышенных стипендий; 9) уточнение порядка предоставления гарантий по проезду к местам использования основных отпусков: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно выплачивается соответствующая денежная компенсация; 10) предоставление военнослужащим, прослужившим не менее трех лет по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, права на участие в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем; 11) сокращение сроков военной службы по призыву: военнослужащие, призванные на военную службу в 2007 г., будут служить полтора года, а призванные после 1 января 2008 г. — один год. Следует заметить, что по состоянию на май 2007 г. выполнены не все программные мероприятия, связанные с совершенствованием законодательства. Так, нереализованными остаются разработка и принятие следующих законопроектов: а) о внесении дополнений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части, касающейся введения обязательной подготовки в учебных воинских частях граждан женского пола, не имеющих военно-учетных специальностей, изъявивших желание заключить контракт; б) о внесении дополнений в Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» в части, касающейся установления материальной ответственности военнослужащих за досрочное расторжение контракта: — о возвращении стоимости вещевого имущества, срок носки которого не истек на момент увольнения военнослужащего в связи с лишением воинского звания или досрочным увольнением с военной службы по несоблюдению условий контракта; — о возмещении ущерба в полном объеме в связи с приговором суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.

3. Противоречия и пробелы в военном законодательстве, возникшие в ходе реализации Программы

Рассмотренные выше изменения законодательства о порядке прохождения военной службы по контракту и о социальных гарантиях военнослужащих-контрактников привели к возникновению ряда проблем и противоречий, основными из которых являются следующие: 1. С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ произошло разделение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, на две большие категории с точки зрения объема социальных гарантий и порядка их предоставления: а) военнослужащие, заключившие контракты до 1 января 2004 г., по объему социальных гарантий и порядку их предоставления практически ничем не отличаются от офицеров и прапорщиков; б) военнослужащие, заключившие контракты после 1 января 2004 г., не имеют права: — на обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) со льготной оплатой путевок; — на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно (в том числе члены их семей). Вместо этого им выплачивается денежная компенсация в размере фактических расходов военнослужащего и членов его семьи на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту проведения отпуска и обратно. 2. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен абзацем, предусматривающим возможность выплаты военнослужащим денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха в связи с участием в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия выплаты указанной денежной компенсации должны быть установлены руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Однако в Минобороны России выплата вышеназванной компенсации признана нецелесообразной ввиду сложности ведения учета времени участия военнослужащих в указанных мероприятиях, а также со ссылкой на то, что в данной правовой норме законодателем употреблена формулировка «может выплачиваться», т. е. данная социальная гарантия носит якобы необязательный характер. Между тем установление указанной денежной компенсации могло бы в значительной мере оздоровить обстановку в воинских коллективах, явилось бы справедливым возмещением дополнительных тягот и лишений, связанных с ненормированным рабочим днем военнослужащих-контрактников, которым по сложившейся практике отдых за сверхурочное время, как правило, не предоставляется. Внесение в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» данной правовой нормы было воспринято военнослужащими с большим энтузиазмом, однако последовавшее затем решение воздержаться от ее практической реализации подрывает веру военнослужащих в способность власти защищать их права. Давно известно: неработающая правовая норма наносит вред гораздо больший, чем отсутствие самой правовой нормы. Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается данными социологических исследований. Как показывают опросы, регламент служебного времени военнослужащих-контрактников, как правило, не соблюдается. По мнению опрошенных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, продолжительность их служебного времени в 2005 г. в среднем составляла 57 часов служебного времени (вместо 40 часов по закону). Таким образом, служебная нагрузка военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, практически в 1,43 раза превышает установленную норму еженедельного служебного времени. При оплате переработанных часов денежное довольствие военнослужащих-контрактников могло бы вырасти до 50% <5>. ——————————— <5> См.: Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2005 году: Информационно-аналитический и справочный материал. М., 2006. С. 81.

3. С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ возникло серьезное противоречие в части, касающейся стимулирования военнослужащих к заключению новых контрактов о прохождении военной службы <6>. ——————————— <6> Более подробно о проблеме стимулирования военнослужащих к заключению новых контрактов см.: Корякин В. М. Правовые средства стимулирования военнослужащих к заключению новых контрактов о прохождении военной службы на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 4.

Суть данного противоречия состоит в следующем. В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена нормой, предусматривающей предоставление солдатам, матросам, сержантам и старшинам, прослужившим по контракту не менее трех лет, право на внеконкурсное поступление в гражданские образовательные учреждения и обучение в них. Порядок обучения указанных военнослужащих регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78 и Приказом Министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 176. Данная правовая норма активно используется командирами в работе с военнослужащими, у которых заканчивается первый контракт о прохождении военной службы, в целях убеждения их в том, чтобы заключить второй контракт. Как известно, при заключении второго контракта указанные военнослужащие также приобретают право на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. Взятые вместе, эти две социальные гарантии, право на которые солдат, матрос, сержант и старшина приобретают при заключении второго контракта, являются достаточно мощным стимулом к заключению данными военнослужащими второго и последующих контрактов о прохождении военной службы. Однако с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ стимулирующая сила данной нормы сведена практически к нулю, поскольку в соответствии с этим Законом право на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения приобрели также граждане, отслужившие не менее трех лет по контракту, т. е. уволенные по окончании первого контракта. Более того, студенты из числа указанных граждан имеют право на получение повышенной стипендии. В итоге сложилась ситуация, когда командир, убеждая военнослужащего в необходимости заключения нового контракта и ссылаясь при этом на предоставление ему права внеконкурсного поступления в институт, получает вполне резонный ответ: зачем мне заключать новый контракт для того, чтобы получить образование на льготных условиях, когда я и без того согласно вновь принятому Закону имею право по увольнении после трехлетней службы по контракту на внеконкурсное поступление на учебу и на получение повышенной стипендии. Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральный закон от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ направлен не на стимулирование военнослужащих к заключению новых контрактов, а на увольнение с военной службы, что вряд ли можно считать оправданным в условиях недостатка людских ресурсов для комплектования войск (сил). Сложившуюся ориентацию законодательства на стимулирование граждан к заключению и прохождению службы только лишь в течение срока одного контракта нельзя считать рациональной и оправданной.

4. Предложения по совершенствованию законодательства о военной службе по контракту

Рассмотренные выше противоречия и пробелы военного законодательства в части, касающейся прохождения военной службы по контракту, позволяют сделать вывод, что указанное законодательство не в полной мере стимулирует граждан к поступлению на военную службу по контракту, а тех, кто уже заключил контракты, — к заключению новых контрактов. Данное обстоятельство позволяет сформулировать ряд предложений по дальнейшему совершенствованию указанного законодательства. Первое: имеется настоятельная потребность в незамедлительной разработке и принятии ведомственного нормативного правового акта Минобороны России, регламентирующего размеры и порядок выплаты военнослужащим денежных средств вместо предоставления положенных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, которые проводятся без ограничения еженедельного служебного времени (напомним, что разработка такого акта предусмотрена п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Второе: необходимо принятие мер нормативного характера, направленных на повышение уровня материального обеспечения военнослужащих-контрактников, поскольку именно в недостаточном уровне материального обеспечения военнослужащих заключается основная причина «пробуксовки» многих положений Программы. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя опрос по всероссийской выборке в октябре 2005 г., отметил, что по оценкам населения России военная служба станет привлекательной тогда, когда солдат, проходящий военную службу по контракту, будет в среднем получать не менее 16 тыс. руб. в месяц <7>. ——————————— <7> См.: Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2005 году. С. 127.

Данные мониторинговых исследований, проведенных Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации в 1999 — 2006 гг., показывают, что критерием построения эффективной системы денежного довольствия военнослужащих должен быть прожиточный минимум населения, который определяется законодательно и рассчитывается по научно обоснованным методикам. В условиях, когда Вооруженные Силы Российской Федерации переходят на добровольный принцип комплектования, Минобороны России, по сути, выходит на всероссийский рынок труда, поэтому для обеспечения устойчивости контрактной системы комплектования необходимо учитывать рыночные закономерности для привлечения граждан на военную службу по контракту. При этом за единицу отсчета следует принять: — должностной оклад солдата, проходящего военную службу по контракту, приравняв его к прожиточному минимуму; — размер оклада по воинскому званию «рядовой», равный половине прожиточного минимума. В случае реализации данного предложения минимальный размер должностного оклада рядового, проходящего военную службу по контракту, с учетом установленного законодательством субъектов Российской Федерации размера прожиточного минимума <8> на 1 января 2007 г. в зависимости от места прохождения военной службы составлял бы: ——————————— <8> См.: Российская газета. 2007. 14 марта.

— в Московской области — 4267 руб.; — в Калининградской области — 3985 руб.; — в Мурманской области — 5518 руб.; — в Приморском крае — 4796 руб. Напомним, что реальный размер должностного оклада военнослужащего-контрактника по 1-му тарифному разряду с 1 января 2007 г. составляет 1405 руб., а оклад по воинскому званию «рядовой» — 506 руб. Таким образом, уровень денежного довольствия военнослужащего был бы привязан к величине прожиточного минимума трудоспособного гражданина, определяемого законодательно на каждый квартал, что гарантировало бы автоматическое повышение денежного довольствия военнослужащих в обоснованных, связанных с реальной жизнью размерах. Принятие такого решения позволило бы повысить уровень оплаты труда военнослужащих в 2,5 — 3 раза, что создало бы реальные условия для реализации при комплектовании войск военнослужащими принципа «не набирать, а отбирать». Третье: требует кардинального пересмотра типовая форма контракта о прохождении военной службы, установленная приложением N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. По данной форме контракт заключается всеми категориями военнослужащих — от генерала до рядового. Содержащиеся в контракте взаимные обязательства сторон носят неконкретный, абстрактный характер, что не позволяет в случае необходимости предъявить какие-либо претензии одной стороной к другой стороне. Предусмотренное примечанием к данной форме контракта право руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, указать в контракте конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации и обусловленные особенностями их военной службы, на практике, как правило, не реализуются. Практическое значение имеет только один пункт контракта — срок, на который он заключен. Все же остальное в контракте воспринимается и самим военнослужащим, и его командирами не более как декларация. То, что в контракте о прохождении военной службы должны быть более четко прописаны обязанности Минобороны России по отношению к реализации прав гражданина, поступающего на военную службу по контракту, отметили 40% опрошенных военнослужащих. Лишь каждый десятый из числа опрошенных отметил равноправность и конкретизацию взаимных обязательств военнослужащего и военного ведомства, а 9% опрошенных военнослужащих-контрактников отметили, что прописаны права только Минобороны России <9>. ——————————— <9> См.: Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2005 году. С. 86.

В связи с изложенным представляется целесообразным разработать новую типовую форму контракта о прохождении военной службы, которая должна носить строго индивидуализированный характер, отражать конкретные условия и возможности той или иной воинской части и содержать подробные обязательства сторон, касающиеся: — размеров окладов денежного довольствия военнослужащего; — видов и объема дополнительных денежных выплат; — регламента служебного времени; — продолжительности предоставляемых отпусков; — вопросов медицинского обеспечения; — жилищного обеспечения (предоставления общежития, служебного жилья, выплаты компенсации за поднаем жилого помещения, участия в накопительно-ипотечной системе и др.); — предоставления возможности обучения по заочной или вечерней форме обучения; — условий снижения размеров отдельных денежных выплат за упущения по службе, за совершение правонарушений и т. п.; — условий досрочного расторжения контракта. В случае внесения в законодательство изменений, касающихся размеров денежного довольствия, видов и объема тех или иных социальных гарантий, между командиром и военнослужащим должны заключаться дополнительные соглашения по данным вопросам, являющиеся неотъемлемой частью контракта о прохождении военной службы. Четвертое: проблема регулирования служебных отношений в подразделениях, как показывает опыт реализации Программы, требует новых подходов, основанных на повышении ответственности военнослужащих за результаты своей служебной деятельности. В связи с этим заслуживают внимания следующие предложения <10>: ——————————— <10> См.: Информационное обеспечение мероприятий по повышению престижа военной службы: Методическое пособие. М., 2006. С. 32 — 33.

а) рассмотреть механизм использования вычетов из денежного довольствия солдат (матросов), сержантов (старшин) на основе регулирования порядка выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки в частях постоянной готовности. Например, определить, что за различные упущения по службе удерживаются конкретные фиксированные суммы из указанной надбавки. В дальнейшем удержанные суммы могли бы использоваться командиром воинской части для поощрения лучших военнослужащих; б) предусмотреть возможность удержания сумм единовременных выплат, выплаченных военнослужащим при заключении контракта, в случае досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта (по аналогии с применяемым в настоящее время удержанием выплат на обзаведение имуществом первой необходимости). Безусловно, в практическую плоскость указанные предложения, связанные с взиманием штрафов и вычетов с военнослужащих за упущения по службе, могут быть переведены только одновременно с реализацией изложенных выше предложений о кардинальном (в 2,5 — 3 раза) повышении размеров денежного довольствия военнослужащих.

——————————————————————