Мужчины и женщины на военной службе: соратники или союзники?

(Зайков Д. Е.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 5)

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ: СОРАТНИКИ ИЛИ СОЮЗНИКИ?

Д. Е. ЗАЙКОВ

…Я считаю вопрос о равноправии женщин одним из самых важных, даже важнейшим социальным вопросом нашего времени… Дело идет… об исправлении вопиющей социальной несправедливости.

В. М. Хвостов

Д. Е. Зайков, старший юрисконсульт 25 ГосНИИ Министерства обороны Российской Федерации, старший лейтенант юстиции.

Часть 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепила положение: «Российская Федерация — Россия есть ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ (выделено автором. — Д. З.) федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Сама демократия основывается, прежде всего, на равенстве. Суть равенства состоит в одинаковом, равном значении каждого конкретного человека для государства <1>. При этом важнейшим шагом на пути создания демократического государства явилось конституционное закрепление одной из важнейших составляющих принципа равенства: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Тем не менее формальное закрепление даже в Основном Законе указанного положения в реальности не привело к кардинальному изменению ситуации в стране в области гендерного <2> равенства. Так, по мнению 44% граждан, ситуация с соблюдением прав человека за последние несколько лет ухудшилась, а 55% считают, что именно принцип равенства больше всего ущемляется <3>. ——————————— <1> Комкова Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 4. <2> Термин «гендер» вошел в научный оборот в 70-х гг. прошлого века на волне мощного женского движения в Европе. Дословно — gender переводится как «род» в лингвистическом смысле слова. В дальнейшем этот термин стал применяться расширительно и отождествляться с понятиями «социальный пол», «социальные отношения полов». Термин «пол» означает прежде всего физические, физиологические, биологические различия между женщинами и мужчинами, тогда как термин «гендер» (гендерное равенство) употребляется, когда речь идет о социальных, культурных, психологических и иных поведенческих особенностях каждого пола. Поленина С. В. Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. С. 18. <3> См., например: Общественное мнение о соблюдении прав человека в России // Безопасность. 1998. N 7 — 10 (44). С. 105 — 107.

В связи с вышесказанным совершенно справедливо специалисты приходят к выводу, что многие отрасли российского законодательства нуждаются в тщательной проверке с точки зрения современных стандартов правового равенства <4>. Не является исключением и военное право. ——————————— <4> См.: Карапетян Л., Эбзеев Б. Нет равенства, но есть равноправие. Размышления о российском федерализме // Российская газета. 1994. 31 августа.

На сегодняшний день военнослужащие женского пола фактически не являются «полновесными» военнослужащими в части возможности полноценной реализации отдельных положений, составляющих статус военнослужащих. Так, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации содержат достаточное количество ограничений — «кроме», «за исключением» — в части регулирования отношений с участием военнослужащих женского пола. Одно наличие перечня воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, чего стоит! Анализ перечня позволяет сделать вывод, что степень предполагаемого участия женщин в жизни и деятельности Вооруженных Сил существенно ограничена: замещаться военнослужащими женского пола, согласно их нынешнему официально-правовому статусу, может только 66% всех имеющихся в Вооруженных Силах Российской Федерации должностей офицеров и около 18% рядового (сержантского) состава, прапорщиков и мичманов (с учетом ВУС). Для примера: в сухопутных войсках США женщинам разрешается замещать 280 из 305 военных специальностей, что составляет 91,8%, в Военно-Воздушных Силах не допускается замещать ими только 4 должности из 230 (98,3%), а в Военно-Морских Силах труд лиц слабого пола также используется практически по всем ВУС (82,4%) <5>. ——————————— <5> См.: Цуциев С. А. Гигиенические проблемы военной службы женщин в Вооруженных Силах Российской Федерации: Лекция. СПб., 2002. С. 17.

«О том, чтобы военнослужащая-женщина «прорвалась» к генеральскому званию в Министерстве обороны, речь вообще не идет. Налицо прямая профессиональная дискриминация по половому признаку, основанная на сексистском подходе к продвижению женщин по ступеням военной карьеры» <6>. Вызывает ряд вопросов и положение п. 2 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. N 53-ФЗ, установившее предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащих женского пола 45 лет, что явно не соответствует современным реалиям и демографическому состоянию нашего общества. Так, средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет сегодня 58 — 59 лет — это на 14 — 15 лет меньше среднего срока жизни российской женщины <7>. ——————————— <6> Рыков С. А. Женщина в армии: полноценный соратник по службе или «обслуживающий» персонал? // Армия и общество: Материалы международной научной конференции 28 февраля 2000 г. / Отв. ред. П. П. Щербинин. Тамбов, 2002. С. 174. <7> http://www. utro. ru/articles/2005/03/05/414390.shtml

Однако необходимо признать тот факт, что действующее законодательство, регламентирующее порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих, за последние годы сделало огромный шаг вперед в области достижения реального равенства мужчин и женщин, и те времена, когда, например, существовали законодательно закрепленная возможность отказа в заключении контракта о прохождении военной службы женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет <8>, положение о том, что минимальный возраст женщин, поступающих на военную службу, был на два года выше аналогичного у мужчин, и многие другие явно дискриминационные положения военного законодательства, уже канули в лету. Вместе с тем и то, что до достижения полноценного гендерного равенства при прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации еще далеко, ни для кого не является секретом. ——————————— <8> Часть 4 ст. 30 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» 1993 г. N 4455-1.

С одной стороны, недоучет потребностей и интересов женской части населения замедляет приближение подлинного равноправия. С другой стороны, можно обнаружить и некоторое ущемление прав мужчин, допущение различий между полами там, где их быть не должно. Речь идет, прежде всего, о случаях, когда мужчины на равной основе с женщинами выполняют социальные функции в семье, которые законодатель по традиции часто относит к женским, а не к родительским <9>. И эта многогранная проблема, которая особое значение имеет в военном праве <10>, также нуждается в решении как на законодательном, так и на правоприменительном уровне. ——————————— <9> См.: Азарова Е. Г. Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечении в СССР. М., 1989. С. 10. <10> См., например: Зайков Д. Е. Современные проблемы реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 1. С. 21 — 24.

Как показывает правовой анализ действующего законодательства, правотворческие органы не всегда правильно понимают содержание принципа равенства <11> (зачастую сужая его наполненность до равенства прав), что в итоге приводит к прямо противоположному результату и находит выражение в отсутствии ряда обязанностей у военнослужащих женского пола (например, несение гарнизонной и караульной служб) по сравнению с военнослужащими мужского пола. ——————————— <11> Так, по мнению Г. В. Мальцева, «принцип равноправия требует, чтобы все граждане имели равные права и обязанности» (Мальцев Г. В. Проблемы юридического равенства в современной буржуазной идеологии // Проблемы государства и права в современной идеологической борьбе / Под ред. Я. Радаева, В. Туманова. М., 1983. С. 172). Л. Д. Воеводин в принцип равноправия граждан включал и равенство прав, и равенство обязанностей (Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 118).

Актуальным остается вопрос, может ли быть обеспечено социальное равенство полов, их подлинное равноправие, если права женщины и мужчины, их юридические обязанности будут идентичными, если женщина будет во всем уравнена с мужчиной <12>. ——————————— <12> См.: Азарова Е. Г. Указ. соч. С. 8.

На протяжении нескольких веков происходила дискриминация женщин во многих сферах жизни, и их борьба за равенство объективно справедлива. Однако общеизвестно, что наличие физиологических и психологических различий мужчины и женщины исключает их полное равенство (например, в спорте), поэтому необходимо ограничиться предоставлением им равных прав и обязанностей <13>. Но на сегодняшний день ситуация такова, что даже предоставление аналогичных прав и обязанностей мужчинам и женщинам не решит все имеющиеся проблемы, а только усугубит положение. Наше государство еще не готово к фактическому равенству мужчин и женщин: до сих пор женщины не только считаются, но и являются менее защищенными членами российского общества. В связи с этим Россия, являющаяся социальным государством, проводит основанную на патерналистской позиции <14> социальную политику, направленную, в частности, и на увеличение для женщин различных льгот, пособий и компенсаций. Против такого подхода нет возражений, если бы он затрагивал отдельные категории женщин (матерей-одиночек, многодетных матерей и т. п.). Что касается всех женщин, то применение патерналистской политики представляется не только необоснованным, но и дискриминационным по отношению к самим женщинам, а также мужчинам. Последствиями такой политики является превращение женщин в «социальных инвалидов», «иждивенцев», теряющих общественную инициативу, что в конечном счете приводит к ухудшению их положения в обществе <15>. ——————————— <13> См.: Василевский А. В. Дифференциация уголовной ответственности по половому признаку субъекта и потерпевшего как антитеза равенства // Реальность и проблемы социального равенства мужчин и женщин (материалы к обсуждению) / Под ред. Н. В. Щербаковой. Ярославль, 2001. С. 69. <14> Представления о государе, а позже о государстве вообще как об отце всех подданных, способном обеспечить для них необходимые жизненные условия. <15> См.: Вовченко О. М. Гендерное равенство как социально-философская проблема. М., 2000. С. 77 — 78.

Тем не менее действующее законодательство содержит отдельные привилегии для женщин, которые хоть каким-то образом компенсируют ущемление их прав. Хотя вряд ли уместно здесь говорить о компенсации. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 для женщин, работающих в сельской местности, установлена 36-часовая рабочая неделя. Однако данное положение на практике реализуется с большим трудом. Это связано, во-первых, с правовой безграмотностью военнослужащих, неумением, а иногда и боязнью осуществлять защиту и восстановление своих нарушенных прав, во-вторых, с нежеланием командиров (начальников) реализовывать предоставленные действующим законодательством военнослужащим социальные гарантии, а в-третьих, с наличием трудностей, связанных с определением сферы применения указанного положения. В соответствии с п. 1 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 25 января 1991 г. при решении вопроса об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17 августа 1982 г. Однако, как справедливо указал М. Г. Звягинцев, вышеуказанный правовой акт практически прекратил свое действие <16>, а современное законодательство не содержит понятия «сельская местность». ——————————— <16> Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского поселения в условиях муниципальной реформы: Научно-методическое пособие / Отв. ред. С. Н. Тягачева. Орел, 2007. С. 43.

Единственным нормативным источником федерального значения, содержащим простое перечисление типов населенных пунктов, является Инструкция по порядку заполнения учетной формы «Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности», утвержденная Госкомземом России 1 марта 2000 г. <17> К населенным пунктам Инструкция относит: город, поселок городского типа, поселок, деревню, село, хутор, станцию, станицу, кордон, выселок, аул, аил и кишлак. ——————————— <17> СПС «КонсультантПлюс».

Как отмечает В. И. Васильев «к сельским населенным пунктам отнесены те, которые не названы городскими населенными пунктами, — села, деревни, хутора, редко — поселки. При этом в чем отличие сельского от городского поселка, опять-таки не определяется» <18>. ——————————— <18> Васильев В. И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. N 3.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что через сельские поселения в данном случае раскрывается понятие «сельская местность». Однако проводимая реформа местного самоуправления внесла некоторые коррективы в устоявшиеся положения об административно-территориальном устройстве России в связи с формированием новых типов муниципальных образований. При этом, ввиду того что большое количество сельских поселений вошли в состав городских поселений и городских округов, возник важный вопрос: остался ли у жителей указанных сельских поселений (в том числе военнослужащих женского пола) их особый правовой статус <19>, включающий также и право на 36-часовую рабочую неделю. Действующим законодательством данная проблема не урегулирована. ——————————— <19> «Включение сельских населенных пунктов в состав городского округа ведет к потере их населением статуса сельских жителей и, как следствие — к потере ряда льгот» (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации «О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений Законов Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» в связи с жалобами ряда граждан» от 17 июля 2006 г. N 137-О).

На практике в регионах указанный вопрос решается по-разному <20>. Однако, по мнению автора, наиболее отвечающей действующему законодательству является позиция, применяемая в Московской области. ——————————— <20> http://www. studio-41.ru/news/doc/4236.shtml; http://www. amur. info/news/2004/06/03/16.html

По сообщению Министерства по делам территориальных образований Московской области, наделение муниципального образования статусом городского округа или городского поселения не означает изменения статуса населенных пунктов, вошедших в состав этого муниципального образования. Приведенные в нем понятия «городской округ» и «городское поселение» применяются исключительно к правоотношениям, возникающим по вопросам местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии с планами перспективного развития городских округов и городских поселений, работа над которыми еще только начинается, с течением времени входящие в их состав села, деревни и хутора станут частью городской инфраструктуры и будут переименованы в соответствующие районы и улицы расширяющихся городов. Основанием для их переименования и соответственно изменения нынешнего статуса станет принятие необходимых нормативных правовых актов Московской областной думой и Правительством Московской области. Только тогда жители данных сельских населенных пунктов перейдут в категорию городского населения <21>. ——————————— <21> http://www. moinform. ru/?id=16296

В то же время, несмотря на наличие достаточного количества положений военного законодательства, тем или иным образом ставящих в неравное положение женщин по сравнению с мужчинами, существует и значительное число примеров дискриминации <22> военнослужащих мужского пола по гендерному признаку. ——————————— <22> В соответствии со ст. 1 Конвенции Международной организации труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.) под дискриминацией понимается любое ограничение, исключение или предпочтение, проводимое по признаку… пола… приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 271 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140, запрещается назначать военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих предельные нормы, установленные для них законодательством о труде <23>. Но в данном случае законодатель почему-то совершенно забыл о несовершеннолетних — детях, требующих особой опеки государства! <24> Так, в соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. N 53-ФЗ в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет. В то же время, как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 3 п. 2 своего Постановления «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9, нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Например, в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. ——————————— <23> Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» от 6 февраля 1993 г. N 105. <24> См.: Ласка Е. Н. Принцип «равноправия мужчин и женщин»: правомерно ли выделение? // Реальность и проблемы социального равенства мужчин и женщин. С. 77.

В связи с вышеизложенным на лиц мужского пола, не достигших возраста 18 лет и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, не распространяются положения Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» от 7 апреля 1999 г. N 7. Насколько это соответствует принципу равенства мужчин и женщин? Или же лица мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет, проходящие военную службу, коренным образом отличаются от своих сверстников «на гражданке» в части физического состояния? Почему тогда законодатель определил военнослужащих женского пола более подверженными вредному воздействию нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, чем несовершеннолетних военнослужащих мужского пола? И данная проблема имеет практическое значение. Другим немаловажным, на взгляд автора, является положение п. 3 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающее запрет на применение такого вида дисциплинарного взыскания, как дисциплинарный арест, к военнослужащим женского пола. А насколько оно соответствует принципу равенства мужчин и женщин? Дисциплинарный арест является аналогом административного ареста <25>, необходимость наличия и особенности которого обусловлены правовым статусом военнослужащих и спецификой возложенных на них обязанностей. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет. Иными словами, к женщинам, не обладающим правовым статусом военнослужащих, административный арест может быть применен за указанным выше исключением. ——————————— <25> См.: Борисенко В. М. Дисциплинарный арест военнослужащих требует законодательного обеспечения // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 8. С. 3; Он же. Необходим закон о дисциплинарном аресте военнослужащих // Российская юстиция. 2003. N 6.

В то же время в силу абз. 2 п. 4 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: к военнослужащим женского пола за совершение административного правонарушения, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, не применим ни административный арест, ни дисциплинарный арест. Чем же тогда можно объяснить явное нарушение принципа равенства мужчин и женщин внутри двух составов военнослужащих (солдаты, матросы, сержанты, старшины и прапорщики, мичманы) относительно возможности применения дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста, когда федеральное законодательство вполне обоснованно предусматривает отдельные ограничения, но не запрет на применение административного ареста к женщинам? К сожалению, сегодня в области соблюдения принципа равенства мужчин и женщин, особенно с учетом специфики военной службы, вопросов больше, чем ответов. Вместе с тем по вполне понятным причинам эта проблема не может быть разрешена в одностороннем порядке без учета мнений полов. А всесторонняя поддержка данного важнейшего конституционного принципа должна осуществляться на самом высоком уровне, как, например, в Португальской Республике: в соответствии со ст. 9 Конституции Португалии одной из задач Президента Республики является содействие поддержанию равенства мужчин и женщин <26>. ——————————— <26> Конституционное право государств Европы: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / Отв. ред. Д. А. Ковачев. М., 2005.

——————————————————————