Накопительно-ипотечная система как реальный механизм обеспечения жилыми помещениями военнослужащих

(Камалов О. И.)

(«Военно-юридический журнал», 2007, N 9)

НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК РЕАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

О. И. КАМАЛОВ

Камалов О. И., майор, помощник командира войсковой части 47062 по правовой работе.

В соответствии с ч. 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В свою очередь, ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, в частности, создают условия для осуществления права на жилище.

При этом согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена гарантия государства на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в течение трех месяцев со дня их прибытия к месту военной службы. При этом законодательно введена дифференциация в порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в зависимости от времени заключения первого контракта о прохождении военной службы, срока военной службы.

Прежде существовавшая система жилищного обеспечения военнослужащих в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета не позволяла реализовать в полном объеме установленные законодательством права военнослужащих. Критичная ситуация с жилищным обеспечением, сложившаяся в настоящее время в армии, требовала от руководства страны и силовых структур решительных шагов по ее решению.

Одним из основных способов решения жилищного вопроса военнослужащих и одновременно создание новой системы обеспечения их жильем стали разработка и реализация накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее — НИС). Старт реализации такого нового формата в обеспечении военнослужащих жилыми помещениями, как НИС, был дан после поручения Президента Российской Федерации о переходе с 1 января 2005 г. к НИС с учетом рыночных условий развития экономики страны, данного на совещании в Министерстве обороны Российской Федерации 23 марта 2004 г.

Необходимость последних изменений в законодательстве о статусе военнослужащих связана, прежде всего, с заменой натуральных форм материального обеспечения денежными. Наиболее кардинальные изменения произошли в системе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. В результате изменений законодательства, регулирующего жилищное обеспечение военнослужащих, сложились следующие направления решения жилищной проблемы этой социально-профессиональной категории.

Первое. Обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г. Имеющиеся перед ними обязательства будут выполняться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания.

Второе. Обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, не имеющих его и проживающих в служебном жилье, заключивших контракт после 1 января 1998 г., но не подпадающих под действие Закона о НИС.

Третье. Формирование фонда служебных жилых помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Это необходимо для обеспечения служебным жильем как военнослужащих, заключивших контракт после 1998 г., так и для категорий военнослужащих, подпадающих под действие Закона о НИС.

Четвертое. Создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы или при реализации своего права на жилище через ипотечное кредитование.

Основой НИС является Федеральный закон от 20.08.04 N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Закон). Закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 г., подписан Президентом РФ 20 августа 2004 г.

Документ был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 23.08.04, N 34, ст. 3532; «Парламентской газете», N 155 — 156, 25.08.04, «Российской газете», N 182, 25.08.04.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (п. 1 ст. 3 Закона).

Предметом правового регулирования и целью Закона являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих с целью государственной поддержки жилищного обеспечения военнослужащих путем формирования жилищных накоплений за счет средств федерального бюджета и поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании.

Законом урегулирован вопрос участия в НИС выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования, заключивших контракты о прохождении военной службы до начала действия НИС.

Важно отметить, что Закон предусматривает предоставление военнослужащему или членам его семьи в случаях, определенных законом, права на использование средств жилищных накоплений, учтенных на именном накопительном счете, вне зависимости от наличия у военнослужащего или членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания.

Закон предоставляет возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в НИС, не дожидаясь окончания срока службы, а также возможность выбора месторасположения и размера жилого помещения (жилых помещений).

Если военнослужащий — участник НИС не приобретает жилье в период военной службы или по ее окончании, он имеет право при увольнении с военной службы получить накопленные на именных накопительных счетах средства и использовать их по своему усмотрению.

Закон предусматривает сохранение жилищных прав членов семей военнослужащих, установленных статьей 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В случаях смерти или гибели участника НИС члены его семьи имеют право на целевое использование средств, учтенных на его именном накопительном счете участника, и получение дополнительных денежных средств для решения своих жилищных вопросов.

Размеры ежегодных начислений на именные накопительные счета участников НИС не зависят от количества членов семьи военнослужащих.

Закон является специализированным актом, регламентирующим процедуру распоряжения бюджетными средствами, предназначенными для жилищного обеспечения военнослужащих, а также регулирующим вопросы формирования жилищных накоплений, принципы их размещения и инвестирования, полномочий Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации деятельности НИС, уполномоченного федерального органа, обеспечивающего функционирование НИС жилищного обеспечения военнослужащих.

Достоинство НИС заключается в том, что переход к ней приведет к качественным изменениям в осуществлении комплекса льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим в жилищной сфере, позволит установить взаимосвязь между продолжительностью военной службы и возможностью получения ссуды, а также ее размером, что, естественно, отразится на качестве и размерах приобретаемого жилья.

Кроме того, важным преимуществом НИС является возможность покупки военнослужащим квартиры в собственность в любое время по истечении трех лет участия в указанной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также возможность выбора месторасположения и размера жилья, исходя из его желаний и возможностей. Такое положение вещей с учетом экономических инфляционных процессов и, как следствие, роста цен на жилье является очень выгодным для военнослужащих.

Вместе с тем, несмотря на несомненно позитивный и прогрессивный дух Закона, в нем имеется ряд недостатков, наличие которых может негативно сказаться на претворении в жизнь данного порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. К таковым недостаткам можно отнести следующее.

Так, на наш взгляд, необоснованно ограничено использование жилищных накоплений, не предусматривается возможность размещения средств жилищных накоплений непосредственно в программы, связанные со строительством жилья для военнослужащих (не допускается приобретение строящегося жилья, а также использование указанных средств для приобретения жилья через жилищно-строительные и иные кооперативы).

Также необоснованно лишены права на использование жилищных накоплений военнослужащие, увольняющиеся по таким основаниям, как истечение срока контракта или существенные (или) систематические нарушения в отношении военнослужащего условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти. При возникновении данных оснований увольнения лишение военнослужащего права на использование жилищных накоплений неправомерно, так как в этом случае военнослужащий выполнил свои обязательства перед государством в полном объеме или увольняется досрочно не по своей вине.

Может случиться так, что созданная НИС, призванная стимулировать прохождение военной службы, на самом деле будет способствовать только замедлению процессов ротации кадров и понижению здоровой конкуренции в вопросе служебного роста военнослужащих, что в конечном итоге скажется на качественном состоянии Вооруженных Сил, иных войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.

Анализ текста Закона показывает, что в нем не содержится норм, которые бы конкретизировали защиту права участников НИС на получение накопленных ими средств в том случае, если данные средства будут утрачены управляющими компаниями. Несмотря на тот факт, что статьей 31 Закона предусматривается страхование ответственности специального депозитария и управляющей компании, представляется, что данная норма не в полной мере сможет защитить участника НИС от возможных дефолтов, поскольку выплата возмещения предусматривается федеральному органу исполнительной власти, с которым у управляющей компании заключен соответствующий договор. Военнослужащий в данном случае лишен права прямого требования у управляющей компании возмещения денежных средств, накопленных на его счете, поскольку это прямо не предусмотрено статьей 11 Закона. В этой связи представляется необходимым дополнить часть 1 статьи 11 Закона пунктом, предоставляющим право участнику НИС требовать у страховой компании возмещения при наступлении соответствующего страхового случая, предусмотренного статьей 31 Закона.

Следует отметить, что принятие комментируемого Федерального закона не решает существующую проблему предоставления жилья как военнослужащим, находящимся в настоящее время на действительной военной службе, так и военнослужащим, уже уволенным в отставку или в запас.

——————————————————————