Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих продолжает совершенствоваться

(Кудашкин А. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 2)

НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРОДОЛЖАЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

А. В. КУДАШКИН

А. В. Кудашкин, доктор юридических наук, профессор, профессор Военного университета.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ (далее — Закон N 324-ФЗ) внесен ряд изменений в законодательные акты в целях совершенствования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Эти изменения в основном вступили в силу с 1 января 2008 г.

Изменения коснулись следующих вопросов:

— расширен перечень военнослужащих, которые могут стать участниками накопительно-ипотечной системы;

— разрешено использовать средства целевого займа на участие в долевом строительстве и на оплату расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения и оформлению кредитного договора (договора займа);

— разрешено инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в акции российских и иностранных эмитентов и российские депозитарные расписки, допущенные к публичному обращению, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов. Одновременно запрещено инвестирование в паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов;

— определены особенности ипотеки жилых помещений, приобретенных за счет накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. Доходы от инвестирования, использованные для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, освобождены от обложения НДФЛ.

Рассмотрим некоторые из перечисленных изменений, непосредственно касающихся участников НИС.

I. Закон N 324-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (далее — Закон о НИС), расширив перечень военнослужащих, которые могут стать участниками накопительно-ипотечной системы (НИС).

Внесение изменений обусловлено тем, что не все категории граждан оказались охвачены НИС, поскольку формы подготовки граждан к военной службе и формы подготовки состава офицеров весьма дифференцированы, что не нашло отражения в ранее действовавшем законодательстве.

Изменения внесены в ст. 9 Закона о НИС («Участники накопительно-ипотечной системы»), ч. 1 которой дополнена пп. 5 — 8, согласно которым к участникам НИС с 1 января 2008 г. относятся:

— лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения. Эти лица могут стать участниками, изъявив такое желание;

— лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. При этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;

— военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет. При этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;

— военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет. При этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.

В трех последних случаях лица, получившие первое воинское звание офицера после 1 января 2008 г., становятся участниками НИС автоматически.

Соответствующие изменения внесены и в п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» («Право на жилище»), касающийся накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В связи с расширением состава участников НИС Законом N 324-ФЗ также определены основания для включения их в реестр участников. В частности:

а) письменная форма обращения о включении в реестр участников является основанием для следующих категорий военнослужащих:

— для лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получивших первое воинское звание офицера в процессе обучения;

— для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.;

— для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.;

— для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.;

б) получение первого воинского звания офицера является основанием для следующих категорий военнослужащих:

— для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г.;

— для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г.;

— для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров начиная с 1 января 2008 г.

Законом N 324-ФЗ уточнены основания возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника (ст. 10 Закона о НИС). В частности: Законом о НИС в новой редакции предусмотрена общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более (ранее — общая продолжительность военной службы 20 лет и более). Тем самым для участников НИС, проходящих службу в особых условиях (например, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах; в условиях, представляющих риск, опасность для жизни и здоровья, и т. д.), срок, дающий возможность воспользоваться накопленными на именном счете средствами существенно снижается.

II. Законом N 324-ФЗ дополнены права участников НИС по использованию средств целевого займа на участие в долевом строительстве (ст. 11 Закона о НИС) и на оплату расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения и оформлению кредитного договора (договора займа).

Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после начала его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях не только: 1) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений; 2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу), но и приобретения жилого помещения (жилых помещений) по договору участия в долевом строительстве (ст. 14 Закона о НИС в новой редакции).

Участие в долевом строительстве жилых помещений не является новой формой жилищного обеспечения. Однако узаконенную форму оно приобрело с принятием Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ (далее — Закон N 214-ФЗ), который предназначен урегулировать отношения застройщиков объектов недвижимости, в том числе многоквартирных домов, и покупателей — частных инвесторов. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Закон N 214-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено после даты вступления Закона в силу, т. е. после 1 апреля 2005 г. Если разрешение на строительство застройщиком получено до этого срока, то на него этот Закон не распространяется (ст. 27 Закона).

Договор участия в долевом строительстве оформляет отношения по объекту долевого строительства, которым является жилое помещение, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и входящее в состав указанного многоквартирного дома, строящегося (создаваемого) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

Согласно ст. 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Сторонами договора являются застройщик и участник долевого строительства.

Застройщик — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов.

Закон N 214-ФЗ обязал застройщиков предоставлять следующую информацию любым заинтересованным лицам:

— о наименовании, местонахождении, режиме работы;

— о государственной регистрации, об учредителях;

— о проектах строительства объектов, в которых принимал участие застройщик за последние три года;

— о лицензии, номере и сроке ее действия, виде деятельности, подлежащем лицензированию;

— о величине собственных денежных средств, финансовом результате текущего года, кредиторской задолженности.

Любое обратившееся лицо вправе дополнительно потребовать, а застройщик обязан предоставить следующие документы:

— учредительные документы;

— свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе;

— отчетность о финансово-хозяйственной деятельности застройщика;

— утвержденные годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за три последних года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности и за фактический период предпринимательской деятельности при осуществлении застройщиком такой деятельности менее трех лет;

— аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.

Участником долевого строительства могут являться граждане и юридические лица, а также публичные субъекты (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования).

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Существенные условия договора (без согласования которых договор будет считаться незаключенным): определение объекта строительства; срок передачи объекта инвестору; цена, порядок и сроки оплаты; гарантийный срок на объект.

Объект строительства должен быть идентифицирован. К идентифицирующим признакам на практике относятся: строительный адрес объекта, данные жилого помещения и его описание (предварительный номер, расположение объекта в строительных осях, этаж, размер общей и жилой площади, количество комнат, площадь кухни, наличие лоджий и балконов и др.), схематическое обозначение его на плане, который прилагается к договору.

В договоре указывается цена, т. е. размер денежных средств, подлежащих уплате инвестором для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Она может быть выражена как общая стоимость объекта недвижимости или как стоимость одного квадратного метра. Последний вариант позволит осуществить перерасчет стоимости объекта недвижимости при увеличении или уменьшении ее размеров после окончания строительства.

Уплата цены договора может производиться путем внесения платежей единовременно или в установленные договором периоды.

Застройщик не вправе использовать денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства, для создания иного объекта. Закон N 214-ФЗ установил обязанность застройщика направлять такие денежные суммы только на тот объект строительства, который инвестор в результате хочет получить (ст. 18 Закона), т. е. допускается только целевое использование денежных средств.

Организационно-правовые вопросы участия в долевом строительстве. Моменту заключения договора долевого строительства должны предшествовать три обязательных действия застройщика:

1) получение застройщиком в установленном порядке разрешения на строительство;

2) опубликование и (или) размещение проектной декларации;

3) государственная регистрация права собственности или права аренды застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства объекта недвижимости.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Наличие выданного в установленном законом порядке разрешения на строительство на имя застройщика подтверждает правомочность застройщика осуществить строительство объекта недвижимости. Разрешение на строительство в зависимости от статуса земельного участка, на котором планируется возведение объекта, выдается федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

На застройщике лежит обязанность разработать и опубликовать проектную декларацию, которая включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства (ст. 19 Закона N 214-ФЗ) в целях обеспечения возможности инвесторам заранее ознакомиться с вариантами планируемого строительства объектов недвижимости и определиться с застройщиком. Проектная декларация должна быть опубликована в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в Интернете). Причем дата опубликования декларации тесно связана с возникновением права застройщика заключить первый договор участия в долевом строительстве. Застройщик вправе начать привлечение денежных средств под строительство недвижимости только по истечении 14 дней с момента обнародования проектной декларации.

Закон N 214-ФЗ возложил на застройщика обязанность публиковать в течение 10 дней информацию об изменениях, коснувшихся проектной декларации (ст. 19 Закона). Помимо обязательного опубликования изменений, на застройщика возложена обязанность ежеквартально обновлять проектную декларацию с информацией о величине собственных денежных средств, финансовом результате текущего года, размере кредиторской задолженности, что гарантирует постоянную осведомленность инвесторов о деятельности застройщика.

Государственная регистрация права аренды или собственности на земельный участок подтверждает законность возведения объекта строительства именно на указанной в свидетельстве или договоре территории.

Застройщик обязан предоставить заинтересованным лицам информацию о проекте строительства:

— о цели проекта строительства;

— об этапах и сроках реализации проекта;

— о разрешении на строительство;

— о правах застройщика на земельный участок, о собственнике земельного участка в случае, если застройщик не является собственником, о границах и площади земельного участка, предусмотренных проектной документацией, об элементах благоустройства;

— о местоположении строящихся (создаваемых) объектов недвижимости и об их описании;

— о количестве в составе строящихся (создаваемых) объектов недвижимости самостоятельных частей (квартир в многоквартирном доме, гаражей и иных объектов недвижимости), передаваемых участникам долевого строительства застройщиком после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

— описание технических характеристик указанных самостоятельных объектов в соответствии с проектной документацией;

— о предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящихся (создаваемых) объектов недвижимости;

— о возможных финансовых и прочих рисках при осуществлении проекта строительства и мерах по добровольному страхованию застройщиком таких рисков;

— перечень организаций, осуществляющих основные строительно-монтажные и другие работы (подрядчиков).

Помимо вышеуказанной информации и документов, которые должны быть предоставлены заинтересованным лицам, у застройщика имеется обязанность представить для ознакомления по требованию участника долевого строительства следующие документы:

— разрешение на строительство;

— технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

— заключение государственной экспертизы проектной документации, если необходимость проведения такой экспертизы установлена федеральным законом;

— проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения;

— документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, уступки прав требований по договору

Договор долевого участия (ст. 16 Закона N 214-ФЗ), а также уступка участником долевого строительства прав требований по договору (ст. 11 Закона) подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (соответствующее подразделение Росрегистрации), обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме.

Основанием для государственной регистрации права собственности инвестора на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), — разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Обязанность передать в орган, осуществляющий государственную регистрацию, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, возложена на застройщика, который не позднее чем через 10 рабочих дней после получения такого разрешения обязан представить указанный документ (или нотариально удостоверенную копию) для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договор и (или) уступка прав требований по договору подлежат государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на территории регистрационного округа по месту нахождения объектов недвижимости, для строительства которых привлекаются денежные средства в соответствии с данным договором.

Расторжение договора, отказ от исполнения договора

Участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора в случае:

— неисполнения застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства в установленный договором срок;

— неисполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Закона N 214-ФЗ (объект построен с недостатками, которые делают его непригодным для использования в соответствии с условиями договора);

— существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства;

— нарушения застройщиком обязанностей, предусмотренных ч. 3 ст. 15.1 настоящего Закона N 214-ФЗ (незаключение застройщиком другого договора поручительства в 15-дневный срок после прекращения первоначального);

— в иных установленных федеральным законом или договором случаях.

По требованию участника долевого строительства договор может быть расторгнут в судебном порядке в случае:

1) прекращения или приостановления строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

2) существенного изменения проектной документации строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, в том числе существенного изменения размера объекта долевого строительства;

3) изменения назначения общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

4) в иных установленных федеральным законом или договором случаях.

Застройщик в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным для отказа от исполнения договора в несудебном порядке, в течение 20 рабочих дней со дня расторжения договора или в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным для расторжения в судебном порядке, в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора обязан возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Указанные проценты начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства. Если участником долевого строительства является гражданин, указанные проценты уплачиваются застройщиком в двойном размере. Если в течение соответствующего установленного срока участник долевого строительства не обратился к застройщику за получением денежных средств, уплаченных участником долевого строительства в счет цены договора, и процентов на эту сумму за пользование указанными денежными средствами, застройщик не позднее дня, следующего за рабочим днем после истечения указанного срока, обязан зачислить денежные средства и проценты за пользование денежными средствами в депозит нотариуса по месту нахождения застройщика, о чем сообщается участнику долевого строительства.

В случае нарушения застройщиком срока возврата денежных средств или срока зачисления этих денежных средств в депозит нотариуса застройщик уплачивает участнику долевого строительства проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день соответствующего исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Указанные проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока возврата застройщиком денежных средств участнику долевого строительства или срока зачисления этих денежных средств в депозит нотариуса, до дня возврата денежных средств застройщиком участнику долевого строительства или дня зачисления таких денежных средств в депозит нотариуса. Если участником долевого строительства является гражданин, указанные проценты уплачиваются застройщиком в двойном размере.

Статья 14 «Право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа» Закона о НИС дополнена ч. ч. 8 — 10, устанавливающими следующие дополнительные правомочия:

«Целевой жилищный заем для участия в долевом строительстве предоставляется в случае представления участником накопительно-ипотечной системы договора участия в долевом строительстве, а в случае использования кредитных (заемных) средств также кредитного договора (договора займа). Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к объекту долевого строительства и (или) застройщику, осуществляющему долевое строительство с использованием средств целевого жилищного займа (в настоящее время пока не принят)» (ч. 8).

«Средства целевого жилищного займа могут быть использованы участником накопительно-ипотечной системы для оплаты расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения (жилых помещений) и (или) оформлению кредитного договора (договора займа), в том числе удостоверенного закладной, включая выплаты кредитору, связанные с выдачей кредита (займа), оплату услуг по подбору и оформлению жилого помещения (жилых помещений), оценщика, а также расходы по страхованию рисков в соответствии с условиями указанных договоров или закладной. Оплата указанных услуг и работ может быть произведена за счет средств целевого жилищного займа при условии соответствия оказываемых услуг и работ требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом (в настоящее время такие требования не установлены)» (ч. 9).

«Уполномоченный федеральный орган вправе установить стандарты предоставления ипотечного кредита (займа) участникам накопительно-ипотечной системы (в настоящее время такие стандарты не установлены)» (ч. 10).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что дополнительные требования и стандарты как Правительство Российской Федерации, так и Министерство обороны Российской Федерации (как уполномоченный федеральный орган) не обязаны, а имеют право устанавливать, т. е. в случае отсутствия таких требований и стандартов права участников НИС не могут быть нарушены под условием непринятия соответствующих правовых актов.

III. Законом N 324-ФЗ определены особенности ипотеки жилых помещений, приобретенных за счет накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.

Жилое помещение, приобретаемое или построенное по целевому жилищному займу, становится собственностью участника НИС. Поскольку у участника НИС имеются обязательства по погашению займа, возникает вопрос о его обеспечении.

В соответствии с Законом N 324-ФЗ ст. 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ (далее — Закон об ипотеке) дополнена п. 4, согласно которому жилое помещение (жилые помещения), приобретенное или построенное полностью либо частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Законом о НИС, считается находящимся в залоге с момента государственной регистрации права собственности на жилой дом или квартиру участника НИС (налицо залог по закону, который вытекает прямо из норм в данном случае Закона об ипотеке).

Если использованы средства только целевого жилищного займа, то согласно п. 2.1 ст. 20 Закона об ипотеке в новой редакции залогодержателем (кредитором) будет являться Российская Федерация в лице федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (Министерство обороны Российской Федерации). В данном случае государственная регистрация ипотеки в силу закона в отношении жилых помещений, приобретаемых с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом о НИС, осуществляется с оформлением в качестве залогодержателя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 2.1 ст. 20 Закона об ипотеке в новой редакции).

В случае использования кредитных (заемных) средств банка или иной организации жилое помещение (жилые помещения) считается находящимся в залоге (ипотеке) у соответствующего кредитора и у Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, предоставившего целевой жилищный заем на приобретение или строительство жилого помещения (жилых помещений).

Закон устанавливает приоритет удовлетворения требований иного кредитора, чем Российская Федерация, в случае нахождения в залоге жилого помещения (жилых помещений) одновременно у соответствующего кредитора и у Российской Федерации: требования Российской Федерации удовлетворяются после удовлетворения требований указанного кредитора. Данная норма, с одной стороны, призвана стимулировать ипотечное кредитование участников НИС кредитными организациями; однако, с другой — она может послужить основанием невозврата бюджетных средств, поскольку после удовлетворения прав иных залогодержателей (которые будут включать не только сумму основного долга, но и судебные издержки) оставшаяся сумма от реализации заложенного имущества может не покрыть сумму целевого займа, выданного участнику НИС из бюджетных средств.

Если у участника НИС право собственности на приобретаемое жилье (в силу его недостроенности) не наступает, тогда в залог переходят имущественные права (фактически это право требования п редоставления конкретного жилого помещения, под которое был выдан целевой жилищный заем из федерального бюджета или произведено кредитование кредитной организацией). Данное правило следует из новой редакции п. 5 ст. 5 Закона об ипотеке, который дополнен абзацем следующего содержания: «Правила об ипотеке недвижимого имущества применяются также к залогу прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

IV. Доходы от инвестирования, использованные для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» дополнена п. 37 следующего содержания:

«37) в виде сумм дохода от инвестирования, использованных для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

——————————————————————