Изменение законодательства о военной службе иностранных граждан и лиц с двойным гражданством (к вступлению в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство» от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ)

(Щукин А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 2)

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ (К ВСТУПЛЕНИЮ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО» ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2007 Г. N 328-ФЗ)

А. В. ЩУКИН

А. В. Щукин, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по обороне, полковник юстиции запаса.

2003 год был знаковым для военной организации государства. После долгого перерыва право на добровольное поступление на военную службу в Российской Федерации получили иностранные граждане. 17 октября 2003 г. Государственной Думой сразу в трех чтениях были приняты и 11 ноября подписаны Президентом Российской Федерации Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» N 151-ФЗ и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» N 141-ФЗ, закрепившие это право. Изменения, наряду с другими, были внесены в Федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «О Железнодорожных войсках Российской Федерации». Они подтвердили право иностранных граждан проходить военную службу по контракту в этих войсках, предоставленное изменениями, внесенными в п. 2 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Однако, изменяя специальные законы, законодатель вольно или невольно «упустил» Федеральные законы «О федеральной службе безопасности» и «О государственной охране» в части комплектования органов безопасности, Пограничной службы ФСБ России и органов государственной охраны. В случае если учитывая специфику этих органов, законодатель на том временном этапе сознательно пошел на эти ограничения для иностранных граждан, изменения в п. 2 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», установившие, что прохождение военной службы осуществляется данными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, представлялись по крайней мере некорректными. К органам, в которых предусмотрена военная служба, российским законодательством отнесены и органы безопасности, и органы Пограничной службы, и органы государственной охраны. Практика показала неслучайность указанных ограничений. По имеющейся информации, за всю историю существования в Российской Федерации института военной службы иностранных граждан ни с одним иностранным гражданином не был заключен контракт о прохождении военной службы не только в органах и воинских формированиях, но и в других, кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, войсках <1>. ——————————— <1> Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство» N 392827-4.

Данное несоответствие норм права между собой, а также норм права и практики потребовало дальнейшей работы законодателей. Соответствующий законопроект (N 392827-4) был внесен в качестве законодательной инициативы в 2007 г., принят в третьем чтении 13 ноября 2007 г., и 4 декабря 2007 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство» N 328-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации. Он направлен на решение двух задач: 1) привести во взаимное соответствие Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О федеральной службе безопасности», «О внешней разведке» и «О государственной охране» в части запрета иностранным гражданам на прохождение военной службы по контракту в указанных органах; 2) установить ограничения на прохождение военной службы по контракту гражданами Российской Федерации, имеющими двойное гражданство. В целях решения указанных задач было изменено определение военной службы, в котором уточнено, что военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах исполняется гражданами, не имеющими гражданства (подданства) другого государства, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) другого государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Нормы Федеральных законов «О федеральной службе безопасности», «О государственной охране» были уточнены в части требований к сотрудникам этих органов (в том числе и к гражданскому персоналу органов государственной охраны): ими могут быть только граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) другой страны. Соответствующим корректировкам подверглись ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ и п. 2 ст. 15 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ. В связи с установлением запрета иностранным гражданам на прохождение военной службы по контракту в органах, а также с учетом особенностей прохождения военной службы иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях вышеназванным Законом установлено, что военнослужащий в связи с утратой гражданства Российской Федерации подлежит увольнению с военной службы: для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, либо проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана) или офицера, либо проходящего военную службу по призыву. Указанное основание увольнения дополнило норму, исключающую возможность продолжения военной службы, — п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Аналогичное основание увольнения с военной службы для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, подлежащей замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, субъект права законодательной инициативы расположил в норме, предполагающей возможность продолжения таким военнослужащим военной службы, если он занимает воинскую должность, включенную в перечень воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими — иностранными гражданами, либо может быть на такую должность переведен — п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Изменения, внесенные в 2003 г. в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», предоставили право гражданам государств, входивших в состав СССР, проходящим не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 13, и без представления вида на жительство, т. е. в упрощенном порядке (ч. 4 ст. 13). Приобретение российского гражданства иностранными гражданами, проходящими военную службу по контракту, не предполагает их автоматического отказа от гражданства своего государства. Исходя из этого можно говорить о новой категории граждан, проходящих военную службу по контракту, — бипатриды, или лица с двойным гражданством. Также не исключена возможность приобретения гражданином Российской Федерации гражданства другого государства. В соответствии со ст. 62 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, обладающий одновременно гражданством иностранного государства, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, обладает всеми правами и свободами и несет все обязанности российского гражданина, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Как правило, такие федеральные законы, предусматривающие ограничения для граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство, направлены на обеспечение безопасности государства. В частности, согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» лицам, имеющим, помимо российского гражданства, гражданство иностранного государства, запрещено замещать должность Председателя Правительства Российской Федерации. С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ такие лица не могут быть и депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и другими должностными лицами. И эта тенденция продолжается. Так, Федеральным конституционным законом «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ и Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О внешней разведке» от 14 февраля 2007 г. N 20-ФЗ аналогичный запрет установлен для членов Правительства Российской Федерации и сотрудников органов внешней разведки. С учетом этого, применительно к военнослужащим, являющимся сотрудниками органов внешней разведки, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» приведен в соответствие с Федеральным законом «О внешней разведке». Одновременно рассматриваемым Законом применен тот же подход и к сотрудникам других органов: лица, имеющие двойное гражданство, не должны быть сотрудниками федеральной службы безопасности, федерального органа специальной связи и информации, федеральных органов государственной охраны и федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации. Что же касается Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, то поскольку Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено прохождение военной службы по контракту иностранными гражданами, то запрет гражданам Российской Федерации, имеющим также другое гражданство, проходить военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, по мнению субъекта права законодательной инициативы, можно не устанавливать. Однако при этом вышеназванным Законом предусмотрено, что в перечнях воинских должностей должны определяться воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими — гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства. В связи с установлением для граждан, имеющих двойное гражданство, запрета на прохождение военной службы по контракту в органах и ограничения при поступлении таких граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования возникла необходимость предусмотреть такое основание увольнения с военной службы, как приобретение гражданства (подданства) иностранного государства. При этом для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, указанное основание увольнения приведено в норме, исключающей возможность продолжения военной службы, — п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». А для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, — в норме, предполагающей возможность продолжения таким военнослужащим военной службы, если он занимает воинскую должность, которая может замещаться военнослужащим, имеющим также гражданство (подданство) иностранного государства, либо может быть на такую должность переведен, — п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Поступление граждан, имеющих двойное гражданство, на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования вышеназванный Закон не запрещает, но вводит ограничения на занятие такими гражданами определенных должностей, перечень которых будет определяться Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). Установив вышеприведенные ограничения для иностранных граждан и граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство, указанный выше Закон предусматривает и соответствующие новые основания увольнения с военной службы с учетом категории военнослужащих и места прохождения ими военной службы: утрата военнослужащим гражданства Российской Федерации и приобретение военнослужащим, являющимся гражданином Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства.

Установленные Законом основания увольнения с военной службы в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства различных категорий военнослужащих <2>

——————————— <2> Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство» N 392827-4.

Основания Военнослужащий, проходящий военную службу Военнослужащий, увольнения по контракту проходящий с военной военную службу службы в органах в Вооруженных Силах, других по призыву войсках и воинских формированиях

солдат, матрос, прапорщик, сержант, мичман, офицер старшина

В связи с Подлежит Может быть Подлежит Подлежит прекращением увольнению с уволен с увольнению с увольнению с гражданства военной военной службы военной службы военной службы Российской службы (п. 2 ст. 51 (п. 1 ст. 51 (п. 1 ст. 51 Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального Федерального Федерального Федерального закона закона закона закона «О воинской «О воинской «О воинской «О воинской обязанности и обязанности и обязанности и обязанности военной военной военной и военной службе») службе») службе») службе»)

В связи с Подлежит Может быть Может быть Не подлежит приобретением увольнению с уволен с уволен с увольнению гражданства военной военной службы военной службы (подданства) службы (п. 2 ст. 51 (п. 2 ст. 51 иностранного (п. 2 ст. 51 Федерального Федерального государства Федерального закона закона закона «О воинской «О воинской «О воинской обязанности обязанности обязанности и военной и военной и военной службе») службе») службе»)

——————————————————————