Об обеспечении сохранности военной тайны в условиях реформирования военного законодательства

(Закомолдин Р. В.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 3)

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Р. В. ЗАКОМОЛДИН

Закомолдин Р. В., доцент, НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия», кандидат юридических наук.

В последние годы в Российской Федерации реализуется очередной комплекс реформ в экономической, политической и социально-культурной сферах, направленных прежде всего на совершенствование государственного механизма. Так, в 2003 — 2005 гг. во исполнение Указа Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 в России реализовывалась Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» <1>, в рамках которой осуществлялся ряд мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы Российской Федерации. Одним из результатов данной работы явилось принятие в 27 мая 2003 г. принципиально нового Федерального закона N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <2>. ——————————— <1> См.: Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336. <2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Составной частью реформирования федеральной государственной службы стало реформирование военной службы. Прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 2 указанного Закона военная служба включена в общую систему государственной службы как вид федеральной государственной службы наряду с гражданской и правоохранительной службой. При этом данный Закон не содержит указания на особый характер военной службы, в отличие от воинского законодательства (например, ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <3>). ——————————— <3> Российская газета. 02.04.1998.

В последнее время, как отмечают специалисты, одной из ключевых проблем российской армии стала нехватка профессиональных кадров <4>. Наличие целого ряда негативных факторов политического, идеологического, демографического, социально-экономического характера привели к тому, что, во-первых, резко сократилось количество лиц, поступающих на военную службу (как по призыву, так и по контракту), а во-вторых, увеличился отток из армии квалифицированных специалистов. ——————————— <4> См.: Гуськов П. С. Особенности правового регулирования поступления иностранных граждан на военную службу и прохождения ими военной службы в России // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 8. С. 30.

В связи с этим одним из значимых направлений реформирования военной службы стало совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов и комплектования Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба. Одним из законодательных шагов в решении данной проблемы стало принятие 11 ноября 2003 г. Федерального закона N 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который разрешил иностранным гражданам поступать на военную службу в Российской Федерации на контрактной основе. В связи с принятием данного решения был внесен целый ряд изменений и дополнений в действующее отечественное законодательство. Вместе с тем принятие такого решения породило целый ряд проблем, многие из которых не разрешены до настоящего времени. Прежде всего внесенные изменения установили прямое дозволение на прохождение военной службы иностранными гражданами. Однако, по мнению специалистов, одним из существенных условий возникновения военно-служебных отношений являлось гражданство лица <5>. В связи с чем данное законодательное решение породило целый ряд коллизий. ——————————— <5> См.: Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: Изд. Военного ун-та, 2001. С. 72.

Во-первых, в ч. 2 ст. 59 Конституции РФ указано, что военную службу проходят граждане Российской Федерации. Внесенные же изменения включили в круг участников военно-служебных отношений еще одного субъекта — иностранных граждан, что, мягко говоря, некорректно <6>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. Я. Неверова «Правовые основы прохождения военной службы в Российской Федерации иностранными гражданами (новелла российского законодательства или коллизия права?)» включена в информационный банк согласно публикации — «Закон и армия», 2005, N 3. —————————————————————— <6> См.: Неверов А. Я. Правовые основы прохождения военной службы в Российской Федерации иностранными гражданами (новелла российского законодательства или коллизия права?) // Юрист. 2005. N 3. С. 51.

Во-вторых, в ст. 1 упоминавшегося Федерального закона «О системе государственной службы РФ» определено, что государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, а в ст. 18.1 того же Закона допускается военная служба иностранных граждан. И это не единственное противоречие. Помимо этого, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <7> и общевойсковые уставы 1993 г. <8> в числе важнейших требований, предъявляемых к военнослужащим, предусматривают строгое хранение государственной и военной тайны. ——————————— <7> Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331. <8> Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140 // Собрание законодательства РФ. 1993. N 51. Ст. 4931.

Сохранность сведений, составляющих государственную тайну, в свете рассматриваемой проблемы нормами действующего законодательства обеспечить возможно. Во-первых, военнослужащие-иностранцы назначаются на должности в воинские подразделения, исполнение обязанностей по которым не связано с работой со сведениями, составляющими государственную тайну. Во-вторых, непосредственно при исполнении своих должностных обязанностей военнослужащие-иностранцы не допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну <9>. ——————————— <9> См. об этом: Гуськов П. С. Указ. соч. С. 31.

В соответствии с действующим законодательством допуск иностранных граждан к государственной тайне возможен только на основании международного договора при условии соблюдения иностранным государством мер по защите передаваемых сведений <10>. ——————————— <10> См.: Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 // Собрание законодательства РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

Сохранность сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивается также нормами действующего УК РФ (ст. ст. 275, 276, 283, 284). Положения данных норм на общих основаниях распространяются и на военнослужащих, признанных виновными в совершении этих преступлений. Что же касается военной тайны, которая помимо сведений военного характера, отнесенных к государственной тайне, включает в себя также значительное количество иных сведений военного характера, не подлежащих оглашению, а их неразглашение является одним из важных требований порядка прохождения военной службы. Особенно актуальна данная проблема в связи с прохождением военной службы в России иностранными гражданами и, как следствие, их допуском к сведениям, составляющим военную тайну. В некоторой степени данная проблема может быть решена при помощи ст. 276 УК «Шпионаж», поскольку наряду со сведениями, составляющими государственную тайну, диспозиция данной нормы предусматривает и иные сведения. Однако всех случаев разглашения военной тайны данная норма охватить не в состоянии. Представляется, что данную проблему возможно решить двумя способами: либо дополнить главу 33 УК соответствующими специальными нормами, либо изменить уже существующие общие нормы УК РФ. Так, в 2003 г. был инициирован законопроект N 130883-3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» <11>, в котором предлагалось дополнить главу 33 УК РФ нормами об ответственности за разглашение военной тайны (ст. 352.1) и за утрату документов, содержащих военную тайну (ст. 352.2), которые ранее имелись в УК РСФСР 1960 г. Однако Правительство РФ отрицательно отреагировало на данное предложение, формально мотивируя это тем, что в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <12> имеется понятие «сведения, составляющие государственную тайну в военной области», а понятие «военная тайна» отсутствует <13>. ——————————— <11> Последняя редакция данного законопроекта была опубликована (см.: Военно-уголовное право. 2004. N 5. С. 10 — 14 (вкладка к журналу «Право в Вооруженных Силах». 2004. N 10)). <12> Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220. <13> См.: Военно-уголовное право. 2004. N 6. С. 14 — 15 (вкладка к журналу «Право в Вооруженных Силах». 2004. N 12).

Мы полагаем, что во избежание казуистичности УК РФ и излишнего его переполнения специальными нормами данная проблема может быть решена путем дополнения диспозиций ст. ст. 283 и 284 УК РФ указанием также и на «иные сведения» по аналогии со ст. 276 УК. Таким образом, принятие законодателем того или иного решения требует его согласования с нормами целого ряда иных правовых актов, в том числе иной отраслевой принадлежности, поскольку любая система, в том числе система законодательства, характеризуется взаимосвязью составляющих ее элементов. Принятие же поспешных и непоследовательных решений лишь порождает новые проблемы. Полагаем, что одним из способов преодоления несогласованности в законотворческой работе может стать научное обоснование решений об изменении и дополнении законодательства. На фоне весьма некачественной законотворческой работы в последнее время в специальной литературе все чаще указывается на необходимость активного участия в данной деятельности ученых-экспертов <14>. ——————————— <14> См.: Денисова А. В., Малков В. П. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань: Таглимат, 2006. С. 134.

——————————————————————