Правотворческое бездействие как препятствие к получению гражданами, уволенными с военной службы, сохраненного оклада по воинской должности в течение одного года

(Зорин А. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

ПРАВОТВОРЧЕСКОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ

К ПОЛУЧЕНИЮ ГРАЖДАНАМИ, УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ,

СОХРАНЕННОГО ОКЛАДА ПО ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ

В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ГОДА

А. С. ЗОРИН

Зорин А. С., кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Длительное время действует норма п. 4 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающая, что военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы более 10, но менее 15 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

Несмотря на то что в соответствии с требованиями ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, привести в действие закрепленное в п. 4 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальное право гражданина отнюдь не просто.

Все дело в том, что данная норма Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепила требование, согласно которому порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 18 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941 выплата оклада по воинскому (специальному) званию производится Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба) и в котором военнослужащие (лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы) проходили военную службу (службу) перед увольнением, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти. Такая схема, где законодатель уклонился от выработки правоприменительного механизма производства данной выплаты и делегировал эти полномочия Правительству Российской Федерации, а оно, в свою очередь, субделегировало их Министерству обороны Российской Федерации, очень напоминает армейское выражение: «комбат солдату, солдат бушлату».

По неизвестной военно-правовой науке причине должностные лица Министерства обороны Российской Федерации предпочитают в регулировании своих внутрикорпоративных отношений либо вовсе уклониться от их регулирования, либо производить их фрагментарное регулирование. Причиной подобной консервации военного права, по мнению автора, является желание органов военного управления не нарушать закон. Ведь, как известно, ничего не нарушает тот, кто ничего не делает.

Возвращаясь к заявленной теме публикации, отметим, что реализация в Министерстве обороны Российской Федерации права военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходивших военную службу по контракту, имеющих общую продолжительность военной службы более 10, но менее 15 лет и уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, на сохранение в течение одного года после увольнения выплаты оклада по воинскому званию, является ярким примером правотворческого бездействия должностных лиц ведомства.

Опрос сотрудников кадровых и финансовых органов военного управления в Министерстве обороны Российской Федерации на тему «Где, как и когда получить положенный после увольнения оклад по воинскому званию?» показал, что единого мнения по данному вопросу нет. Одни считают, что нужно идти в какой-то «собес» или военкомат, другие — писать самому министру обороны Российской Федерации. В итоге победило мнение, что надо идти в военный суд. В общем, хотели как лучше…

Да и правильно, зачем готовить, издавать, да еще и регистрировать приказы, ведь в соответствии с известной ст. 18 Конституции Российской Федерации права обеспечиваются правосудием. Получил решение суда — получил свои деньги, нет решения — экономия военного бюджета. Несколько лет назад, когда оклад по воинскому званию указанной категории военнослужащих составлял в среднем 600 — 800 руб., многие военнослужащие, которые знали о существовании такого права, вычисляя коэффициент полезного действия борьбы за данную выплату, попросту «прощали» ее государству.

Однако происходящие реформы денежного довольствия военнослужащих в настоящее время привели к тому, что в размер оклада по воинскому званию включена компенсация взамен продовольственного пайка. Кроме того, в соответствии с требованиями Приказа министра обороны Российской Федерации «О повышении денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» от 1 февраля 2008 г. N 35 с 1 февраля 2008 г. оклад по воинскому званию капитана составляет 2091 руб., майора — 2248 руб., а с 1 октября — 2008 г. 2280 и 2451 руб. соответственно. Значит, выплата в течение года сохраненного оклада по воинскому званию в итоге может составить для капитана 25092 — 27360 руб., для майора — 26976 — 29412 руб.

С учетом низкого уровня материального обеспечения военнослужащих данные суммы являются для уволенных с военной службы граждан значительным финансовым подспорьем. Между тем, как было указано ранее, в Министерстве обороны Российской Федерации порядок выплаты сохраненного оклада по воинскому званию гражданам, уволенным с военной службы, не определен, так как в Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, никаких указаний на этот случай не содержится, а других нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, регулирующих данные правоотношения, не принято.

В отличие от Министерства обороны Российской Федерации в положительную сторону в решении рассматриваемого правоприменительного пробела следует отметить Федеральную службу безопасности Российской Федерации, в которой действует Инструкция о порядке выплаты оклада по воинскому званию военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходившим военную службу по контракту, в течение одного года после увольнения с военной службы без права на пенсию, утвержденная Приказом директора ФСБ России от 9 марта 2007 г. N 93, и Министерство внутренних дел Российской Федерации — Инструкция о порядке выплаты оклада по воинскому званию военнослужащим — гражданам внутренних войск МВД России, проходившим военную службу по контракту, в течение одного года после увольнения с военной службы без права на пенсию, утвержденная Приказом МВД России от 19 июля 2007 г. N 647.

Анализируя вышеуказанные нормативные правовые акты, автор установил, что в ФСБ России аналогичная выплата производится финансово-экономическим подразделением, в котором военнослужащий проходил военную службу (состоял на денежном довольствии) перед увольнением. Основанием для выплаты оклада по воинскому званию военнослужащему является приказ соответствующего должностного лица органа безопасности, имеющего право издания приказов по личному составу об исключении военнослужащего из списков личного состава органа безопасности в связи с увольнением. В приказе указываются: основание увольнения с военной службы; общая продолжительность военной службы; отдельным пунктом устанавливается выплата оклада по воинскому званию с указанием периода выплаты.

Денежные средства, предназначенные для выплаты оклада по воинскому званию, могут ежемесячно переводиться на счет в банке или направляться почтовым переводом, если на это имеется выраженное в рапорте согласие военнослужащего с указанием в нем полных платежных реквизитов и номера лицевого счета или его домашнего адреса, а также его согласие на оплату почтового сбора. В случае несвоевременного обращения уволенного военнослужащего за назначением выплаты оклада по воинскому званию данная выплата за прошлое время производится при условии, что обращение за ней последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на ее получение. А в случае если в течение указанного срока выплаты оклада по воинскому званию повышаются (индексируются) оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, соответственно увеличивается и размер производимой выплаты оклада по воинскому званию.

Подобным образом выплата сохраненного оклада по воинскому званию уволенным с военной службы гражданам регулируется и во внутренних войсках МВД России, однако имеются и отличительные черты. К их числу можно отнести следующие.

Для выплаты оклада по воинскому званию увольняемый (уволенный) военнослужащий подает рапорт (заявление) командиру (начальнику), имеющему право издания приказа об исключении указанного военнослужащего из списков личного состава в связи с увольнением. В рапорте (заявлении) увольняемый (уволенный) военнослужащий указывает способ получения оклада по воинскому званию (через кассу по месту военной службы, где военнослужащий проходил военную службу (состоял на денежном довольствии) перед увольнением; перечислением на личный счет в банке; почтовым переводом с уплатой почтового сбора за счет получателя; иным способом).

Оклад по воинскому званию выплачивается по месту военной службы, где военнослужащий проходил военную службу (состоял на денежном довольствии) перед увольнением. В случае ликвидации воинской части, учреждения, органа военного управления внутренних войск МВД России, где уволенный военнослужащий получал оклад по воинскому званию, выплата указанного оклада производится воинской частью, определенной решением вышестоящего командира, на основании установленным порядком переданных ликвидированной воинской частью документов на эту выплату. Оклад по воинскому званию выплачивается ежемесячно в сроки выплаты денежного довольствия военнослужащим по отдельной раздаточной ведомости. В случае призыва на военные сборы военнослужащего, уволенного с военной службы, получающего оклад по воинскому званию, выплата указанного оклада приостанавливается на срок прохождения военных сборов. При этом период прохождения военных сборов засчитывается в общий срок выплаты оклада по воинскому званию.

Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) Вооруженных Сил Российской Федерации должны отстаивать свое право в военных судах, обращаясь в них с требованием об обязании должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации производить указанную выплату в полном объеме. При защите своих прав в военном суде следует руководствоваться ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В заключение отметим, что в настоящей статье мы указали на то, что правотворческое бездействие должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации является препятствием к получению гражданами, уволенными с военной службы, сохраненного оклада по воинской должности в течение одного года. При этом то обстоятельство, что не выработан механизм реализации положения п. 4 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», который вступил в силу и не содержит отлагательных условий для его исполнения, не может означать фактическое лишение граждан права на получение положенных им по данному Закону денежных средств.

——————————————————————