Особенности современного этапа правового регулирования деятельности по подготовке иностранных военнослужащих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

(Савин И. Г.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 9)

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., подполковник юстиции, начальник юридической службы РВВДКУ (ВИ).

Подготовка иностранных военнослужащих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Минобороны России (далее — вузы МО РФ) является одним из направлений военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. На это прямо указывает Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» <1>, определяющий понятие военно-техническое сотрудничество как «деятельность в области международных отношений, связанную с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения». Далее, раскрывая понятие «продукция военного назначения», Закон относит к ней «подготовку и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств». ——————————— <1> Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ от 27 июля 1998 г. N 30. Ст. 3610.

Подготовка национальных военных кадров для иностранных государств в вузах МО РФ — это во многом вопрос мирового престижа и национальной безопасности. Так, в своем интервью бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-полковник А. И. Мазуркевич отметил: «Обучение иностранных военнослужащих сегодня остается одним из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. При этом обучение иностранных граждан в вузах Минобороны России по методике и, самое главное, в духе российских Вооруженных Сил укрепляет взаимоотношения между государствами через человеческий фактор. Не секрет, что военная элита составляет основу военного и политического руководства во многих дружественных России государствах. А в свою очередь, высокие руководящие посты в национальных вооруженных силах — министров обороны, начальников главных штабов и руководителей центральных органов военного управления — занимают многие выпускники российских военных вузов» <2>. ——————————— <2> См.: Крепить авторитет и безопасность России // Красная звезда. 2006. 15 марта.

Первый этап правового регулирования деятельности по подготовке иностранных военнослужащих в вузах МО РФ берет свое начало с издания Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 г. N 507 «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами» <3>, в котором задачи по обучению национальных военных кадров и технического персонала ставились Министерству обороны РФ (а именно — Генеральному штабу ВС РФ). ——————————— <3> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 20. Ст. 1127.

Особенностью этого этапа является, во-первых, переход подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ на платную основу (даже для бывших союзных республик) <4>, а, во-вторых, правовое регулирование указанных отношений впервые осуществляется правовыми актами, не относящимися к сведениям, составляющим государственную тайну <5>. ——————————— <4> Ст. 1 Соглашения о подготовке военных кадров (Москва, 13 ноября 1992 г.). <5> Приказ министра обороны Российской Федерации от 13 июля 1998 года N 309 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 308 «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала» (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1704); Приказ Минобороны РФ от 10 декабря 2000 г. N 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации». Зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2001 г. Регистрационный N 2592.

Переход к обучению иностранных военнослужащих только на платной основе привел к резкому сокращению их количества в вузах МО РФ. Начало второго (современного) этапа правового регулирования деятельности по подготовке иностранных военнослужащих в вузах МО РФ связано с подписанием 23 июня 2005 г. в Москве Соглашения о подготовке военных кадров для государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности <6> (далее — Соглашение), принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 832 «О льготной подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования и учреждениях повышения квалификации (переподготовки специалистов) Министерства обороны Российской Федерации», а также изданием во исполнение данного Постановления Правительства РФ Приказа Минобороны России N 290дсп от 27 июля 2006 г. «О льготной подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования и учреждениях повышения квалификации (переподготовки специалистов) Министерства обороны Российской Федерации». ——————————— <6> Ратифицировано Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. N 45-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 15. Ст. 1446.

Современный этап характеризуется резким увеличением количества обучающихся в вузах МО РФ иностранных военнослужащих (прежде всего из государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Так, в своем интервью Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа указал: «Если в 2003 году из стран ОДКБ прибыло на обучение в вузы Минобороны России 159 военнослужащих, в 2004-м — 388, то 2005 — 2006 учебный год начинали уже 795 первокурсников из государств — членов Организации» <7>. Кроме того, в вузах МО РФ вновь стали обучаться военнослужащие тех развивающихся стран, которые в начале 90-х не смогли принять новые условия обучения: Республика Мали, Монголия, Республика Намибия, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия и др. ——————————— <7> Михайлов В. Россия кует кадры для ОДКБ // Независимое военное обозрение. 2008. N 11. 28 марта — 3 апреля.

Основной причиной увеличения количества обучающихся в вузах МО РФ иностранных военнослужащих на настоящем этапе, несомненно, стали новые условия обучения, установленные вышеуказанным международным договором и нормативными актами Российской Федерации. Поэтому первая и главная особенность современного этапа деятельности по подготовке иностранных военнослужащих в вузах МО РФ — их обучение, помимо платной, также и на льготной основе. При этом льготное обучение предусматривает два вида: обучение на льготной основе и обучение на безвозмездной основе. Обучение на льготной основе предполагает следующее распределение расходов: обучение — за счет РФ, содержание — за счет направляющей стороны. Обучение на безвозмездной основе предполагает расходы на обучение и содержание иностранных военнослужащих в вузах МО РФ за счет РФ. Набор иностранных военнослужащих для обучения в вузах МО РФ на льготных условиях осуществляется в пределах квот, установленных Правительством РФ. Следующая особенность второго этапа исследуемой деятельности касается только государств — участников ОДКБ и вытекает из ст. 2 Соглашения, определяющей, что «стороны имеют своей целью формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств — членов Организации по согласованным специальностям и программам обучения». Важным является указание в ст. 3 Соглашения на то, что подготовка военных кадров осуществляется в двух направлениях: а) совместно с военнослужащими принимающей Стороны; б) раздельно, на специальных факультетах (в отделениях, группах) военных учебных заведений. При этом, как следует из текста Соглашения, основным как раз является совместное обучение, и в соответствии со ст. 7 Соглашения для обучения на специальных факультетах (в отделениях, группах) могут направляться только «кандидаты, не отвечающие требованиям принимающей Стороны к обучению совместно с военнослужащими принимающей Стороны». Действующий на настоящий момент Приказ Минобороны России от 10 декабря 2000 г. N 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации», напротив, устанавливает, что подготовка иностранных военнослужащих должна была проводиться в вузах, специально созданных для их обучения, и в вузах на специальных факультетах, курсах. При этом иностранные военнослужащие должны были размещаться отдельно от военнослужащих ВС РФ в общежитиях (гостиницах) вузов, офицерских курсов, учебных центров и гарнизонных гостиницах, предназначенных для иностранных военнослужащих <8>. Эти положения требуют внесения в них изменений. ——————————— <8> П. п. 4 и 113 Инструкции об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к Приказу МО РФ 2000 г. N 575).

Следует указать, что до настоящего времени совместно с российскими военнослужащими обучались только белорусские военнослужащие. Основанием для такого обучения является совместно финансируемая Российской Федерацией и Республикой Беларусь программа Союзного государства «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» <9>. Цель данной программы — углубление интеграции в военной области посредством обучения военнослужащих по единым программам и планам для повышения обороноспособности Союзного государства. Программа введена в действие в 1998 г. и рассчитана на период до 2008 г. Теперь обучение белорусских военнослужащих будет проходить в порядке, определенном Соглашением. ——————————— <9> Постановление Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 г. N 2 «О совместной программе «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации».

Нововведением являются и положения ст. 8 Соглашения, устанавливающей возможность привлечения военнослужащих направляющей Стороны (стран — участниц ОДКБ) во время обучения к несению гарнизонной, караульной и внутренней службы в пределах, допустимых законодательством принимающей Стороны. Таким образом, современный этап правового регулирования деятельности по подготовке иностранных военнослужащих в вузах МО РФ берет свое начало в 2005 г. Его основными особенностями являются: 1. Обучение иностранных военнослужащих в вузах МО РФ как на платной, так и на льготной основе (льготной и безвозмездной). 2. Переход в ближайшее время на совместное обучение иностранных военнослужащих государств — членов ОДКБ по единым с военнослужащими ВС РФ программам. В результате изменений произошло резкое увеличение количества иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах МО РФ. Причем в вузы МО РФ наряду с иностранными военнослужащими из стран СНГ вновь «возвращаются» военнослужащие стран Африки, Азии и Латинской Америки, обучавшиеся в военно-учебных заведениях Советского Союза до его распада. Все это позволяет говорить о возрастании роли Российской Федерации как одного из военно-политических «полюсов» силы в современном мире и возвращении утраченных ею в 90-е годы прошлого века позиций в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

——————————————————————