Неопределенный срок очередности предоставления жилья как препятствие в практической реализации гарантий военнослужащих (ветеранов боевых действий)

(Зорин А. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 11)

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК ОЧЕРЕДНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ)

А. С. ЗОРИН

Зорин А. С., кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Решая задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой <1>, Российская Федерация ищет новые способы поднятия престижа военной службы и выполнения взятых на себя обязательств по удовлетворению материальных потребностей военнослужащих (ветеранов боевых действий). ——————————— <1> Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Между тем общий принцип обеспечения военнослужащих (ветеранов боевых действий) жилыми помещениями, выражающийся в создании определенной очередности в их предоставлении, уже долгое время не претерпевает изменений, за исключением введения накопительно-ипотечной системы, последствия реализации которой еще предстоит оценить военным ученым. Система очередности, являясь, по мнению автора, атавизмом военно-правовых отношений армии другого государства, в порядке правопреемства перешла и в Вооруженные Силы Российской Федерации, но реализовывать ее с таким же уровнем эффективности, как в Вооруженных Силах СССР, в действующей армии стало практически невозможно. Несмотря на развитие в современном военном праве такой категории, как «социальные и правовые гарантии», и наличие в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нормы о том, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации, практически реализовать право на получение жилья в порядке очередности в настоящее время крайне затруднительно. Механизм реализации жилищных прав военнослужащих (ветеранов боевых действий) достаточно объемно прописан в действующем военном законодательстве, однако при его детальном мониторинге и анализе выясняется, что во всей этой системе отсутствует один из главных критериев его реальности — определенность. В триумвирате ежедневно задаваемых военнослужащим-очередником вопросов: что? где? когда? — мы вряд ли от кого из воинских должностных лиц услышим точный ответ на последний вопрос. Подобное регулирование уже нашло и своих «покровителей» в Конституционном Суде Российской Федерации, говорящих о том, что оно обусловлено имеющимися у государства на определенном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями; проверка его соответствия Конституции Российской Федерации фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации <2>. Да, действительно, как с этим поспоришь? Очередь обусловлена возможностями государства, а кто проверит и оценит целесообразность решений законодателя? ——————————— <2> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2006 г. N 2-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иваницкого Евгения Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Для рядового военнослужащего получается замкнутый круг: вроде он свои обязанности выполнил, так же как и ветеран боевых действий, реализовывавший под пулями волю того же законодателя, а государство на полностью легальных основаниях почему-то выполнять свои обязанности по обеспечению его жильем не спешит и неизвестно когда выполнит. Или если поставить этот вопрос более радикально — выполнит ли вообще? Давайте оценим реальность получения жилого помещения на примере ветерана боевых действий (например, ставшего им в 2003 г.), проживающего в городе Москве. Порядок предоставления жилых помещений ветеранам боевых действий для данного случая определен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 и ч. 6, ч. 11 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. В соответствии с этими нормами Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 19 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 г. N 29 ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы, за счет средств и в пределах лимита федерального бюджета, а также в соответствии с городскими жилищными программами. Постановлением правительства Москвы «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2006 году и о городских жилищных программах на 2007 — 2008 годы» от 19 июня 2007 г. N 468-ПП предусмотрено в 2008 г. жилыми помещениями обеспечивать ветеранов боевых действий, принятых на жилищный учет до 1 января 1991 г. (для Зеленоградского административного округа города Москвы — до 1 января 1999 г.). Причем следует отметить, что по состоянию на май 2008 г. на жилищном учете в городе Москве состоят 2233 ветерана боевых действий (в том числе имеющие инвалидность), из них 1988 ветеранов боевых действий принято на жилищный учет с 1985 г. по 2005 г., и 245 — с 2005 г. по 2008 г. <3>. ——————————— <3> Письмо мэра г. Москвы от 4 мая 2008 г. N 4-19-7436/8 // Архив депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5-го созыва Хоркиной С. В., т. 3.

Таким образом, согласно вышеуказанным документам теоретически получить жилое помещение в городе Москве смогут лишь ветераны боевых действий, оформившие такое право лишь 17 лет назад и более! Притом опять же в порядке очередности. Подобные примеры доказывают, что механизмы выполнения государством взятых на себя обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан практически не работают. Аналогичный вывод следует сделать и в отношении военнослужащих. Только экстренные меры в виде программ типа «15 + 15» частично гасят очаги социального напряжения в армейской среде. По мнению автора настоящей статьи, такое положение дел складывается из-за неопределенности окончания срока нахождения в очереди на получение жилых помещений и отсутствия санкций, которые могут быть применены к государству за невыполнение взятых на себя обязательств. Обращаясь к обычаям делового оборота в гражданском праве, следует отметить, что лицо, взяв у другого лица в долг, обязательно указывает срок его возврата, по истечении которого возникает право лица, давшего в долг, требовать выполнения обязательств по его возврату с применением штрафных санкций в течение срока исковой давности. При этом во внимание не принимаются финансовые обстоятельства возможности или невозможности возврата долга. Аналогичное правовое регулирование стоит произвести и законодателю, закрепив определенный срок нахождения военнослужащего (ветерана боевых действий) в очереди на получение жилого помещения. Этот срок можно привязать, например, к достижению определенного возраста, времени фактического нахождения в очереди и другим обстоятельствам; главное, чтобы он был реально определен. Кроме того, следует установить безусловное право военнослужащего (ветерана боевых действий) по истечении данного срока потребовать судебной защиты его права с применением к государству соответствующих санкций за невыполнение обязательств.

——————————————————————