О некоторых вопросах назначения на воинскую должность супругов-военнослужащих после завершения обучения в высшем военно-учебном заведении

(Зайцев Ф. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЗНАЧЕНИЯ НА ВОИНСКУЮ ДОЛЖНОСТЬ

СУПРУГОВ-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Ф. А. ЗАЙЦЕВ

Зайцев Ф. А., помощник судьи Ленинградского окружного военного суда, старший лейтенант юстиции.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» назначение на воинские должности осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. п. 5, 9 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные указанным Положением. Военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения, назначаются на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей.

В п. 6 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы указано, что если при переводе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего также проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа).

При невозможности одновременного назначения супругов-военнослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них перевод к новому месту военной службы не производится.

Однако необходимо отметить, что назначение супругов-военнослужащих на воинские должности после окончания высшего военно-учебного заведения не относится к случаям перевода военнослужащих к новому месту военной службы, которые указаны в п. 1 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы.

Порядок назначения выпускников высшего военно-учебного заведения установлен п. п. 97 — 100 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80.

В соответствии с п. п. 97, 99 данного Руководства непосредственное руководство распределением выпускников осуществляет начальник высшего военно-учебного заведения, а подготовку проекта приказа — отдел кадров высшего военно-учебного заведения.

Согласно п. 98 указанного Руководства основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника являются результаты итоговой аттестации и его служебная характеристика (аттестация). Кроме того, учитываются семейное положение, состояние здоровья выпускника и членов его семьи.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской системы права. Более того, в соответствии с той же частью ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в ратифицированных Россией международных договорах, имеют преимущество перед внутригосударственными законами. В связи с этим Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 своего Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» дал следующие разъяснения: «… суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующие возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора».

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, автор полагает, что супруги-военнослужащие после завершения обучения в высшем военно-учебном заведении должны быть назначены на воинскую должность в пределах одного населенного пункта (гарнизона) вне зависимости от того, в одном или в различных высших военно-учебных заведениях они проходили обучение, во избежание нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При этом должно соблюдаться требование, установленное подп. «ж» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым супругам-военнослужащим не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому.

——————————————————————

Вопрос: Подполковник, уволен по ОШМ в 1998 г. Состав семьи — 4 человека (2 сына, 19 и 21 год, студенты (очники)). Имею однокомнатную квартиру (договор купли-продажи), которая записана на жену. С 1998 г. стою в очереди на улучшение жилищных условий в городской администрации. Норма предоставления, утвержденная советом города, — 15 — 18 кв. м общей площади. Квартиру продал. Имею ли я право на получение 3-комнатной квартиры (72 кв. м)? (п. 5 ст. 57 ЖК РФ).

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Подполковник, уволен по ОШМ в 1998 г. Состав семьи — 4 человека (2 сына, 19 и 21 год, студенты (очники)). Имею однокомнатную квартиру (договор купли-продажи), которая записана на жену. С 1998 г. стою в очереди на улучшение жилищных условий в городской администрации. Норма предоставления, утвержденная советом города, — 15 — 18 кв. м общей площади. Квартиру продал. Имею ли я право на получение 3-комнатной квартиры (72 кв. м)? (п. 5 ст. 57 ЖК РФ).

Ответ: Ответ на вопрос будет дан исходя из того, что Вы не утратили право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях (так ли это на самом деле в связи с отсутствием полной информации утверждать нельзя).

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Однако согласно ч. ч. 7, 8 и 9 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности; при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, порядок определения общей площади предоставляемого Вам жилого помещения будет устанавливаться на основании законодательства субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Я, офицер ВС РФ, в апреле 2008 г. по окончании контракта уволился из ВС РФ. Временно зарегистрировался в г. Серпухове, там же встал на учет. В июле 2008 г. ОВК г. Серпухова призван в ВС РФ. Прохожу службу по контракту на офицерской должности, часть дислоцируется в г. Серпухове. Зарегистрировался при части. В выплате подъемного пособия на меня и членов моей семьи в части мне отказали. Законно ли решение начальника финансовой части?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Я, офицер Вооруженных Сил Российской Федерации, в апреле 2008 г. по окончании контракта уволился из Вооруженных Сил Российской Федерации (службу проходил в Кировской области). Временно зарегистрировался в г. Серпухове Московской области, там же встал на учет. В июле 2008 г. ОВК г. Серпухова призван в Вооруженные Силы Российской Федерации. Прохожу службу по контракту на офицерской должности, часть дислоцируется в г. Серпухове. Зарегистрировался при части. В выплате подъемного пособия на меня и членов моей семьи в части мне отказали. Законно ли решение начальника финансовой части?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производятся выплаты подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего — гражданина Российской Федерации, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты.

Согласно п. 302 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок), утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, подъемное пособие в размере и порядке, предусмотренных п. п. 300 — 301 Порядка, выплачивается при переезде в другой населенный пункт, в частности, военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту из запаса и назначенным на воинские должности или зачисленным на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования, срок обучения в которых установлен более одного года.

Вы поступали на военную службу по контракту из г. Серпухова и проходите военную службу в указанном городе. В связи с отсутствием факта переезда выплата Вам и жене подъемного пособия не положена.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Старший сержант Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга — 31 год, инвалид в связи с военной травмой, ветеран боевых действий. Какими льготами имею право пользоваться?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Старший сержант Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга — 31 год, инвалид в связи с военной травмой, ветеран боевых действий. Какими льготами имею право пользоваться?

Ответ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки.

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 названного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

3) оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

4) первоочередная установка квартирного телефона;

5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

6) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время;

9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

10) обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;

11) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.

Инвалидам войны предоставляются, кроме указанных ранее, следующие меры социальной поддержки:

— оплата в размере 50% коммунальных услуг;

— внеочередная установка телефона.

В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» установлена ежемесячная денежная выплата:

— инвалидам войны — 2732 руб.;

— ветеранам войны — 1503 руб.

Если Вы относитесь к инвалидам войны (инвалидам боевых действий), то имеете право на первую выплату.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также установлена ежемесячная выплата, но она Вам может быть предоставлена, если Вы откажетесь от получения ежемесячной выплаты по Федеральному закону «О ветеранах», что представляется нецелесообразным (невыгодным).

Остальные социальные гарантии содержатся в других нормативных правовых актах, таких как:

— Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ;

— Указ Президента Российской Федерации «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 1 августа 2005 г. N 887 (в частности, им предусмотрено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб. граждан, признанных инвалидами вследствие военной травмы);

— Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24 августа 2005 г. N 536.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Военнослужащая ПС ФСБ России, в ноябре 2007 г. переведена в город Белгород для дальнейшего прохождения службы. На момент перевода была прописана на прилегающей территории в доме у бабушки. Командование отказало мне в регистрации по адресу воинской части. Право ли командование воинской части? Куда мне обратиться? На какие нормативные правовые акты ссылаться?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Военнослужащая ПС ФСБ России, в ноябре 2007 г. переведена в город Белгород из ООПК «Москва» для дальнейшего прохождения службы. На момент перевода была прописана на прилегающей к Белгороду территории (пригород) в доме у бабушки, у меня в собственности жилья нет. Командование отказало мне в регистрации по адресу воинской части, ссылаясь на то, что мне есть где прописаться в Белгороде. Хотя в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 6н-193/05 сказано, что прописка в жилом помещении у родственников не является основанием для отказа в регистрации в воинской части. Право ли командование воинской части? Куда мне обратиться? На какие нормативные правовые акты ссылаться?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Для наличия права на регистрацию и его реализации необходимы условия, перечисленные в п. 3 ст. 15 Закона:

— факт прохождения военнослужащим военной службы по контракту;

— факт наличия у него гражданства Российской Федерации;

— факт прибытия военнослужащего к новому месту службы;

— наличие права на получение жилого помещения, т. е. нуждаемость с правом состоять на соответствующем учете (за исключением военнослужащих, имеющих в собственности жилое помещение в других населенных пунктах);

— наличие просьбы военнослужащего о регистрации по адресу воинской части.

Представляется, что проблема у Вас возникла именно в связи с тем, что командование посчитало Вас не нуждающейся в жилых помещениях, так как Вашим местом жительства является квартира бабушки. Кроме того, жилое помещение бабушки, вероятно, все же находится в г. Белгород (т. е. в штампе о регистрации указан г. Белгород).

В отношении Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 6н-193/05 Вам следует обратить внимание на то, что суд учел наличие у военнослужащего письменного соглашения с родственниками (собственниками квартиры) о своем временном проживании в квартире с постановкой на регистрационный учет с обязанностью сняться с него после получения жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации. Такое соглашение с собственником жилья соответствует ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вы такое соглашение с бабушкой, как следует из содержания вопроса, не заключали. Кроме того, заключение с ней такого соглашения, если жилье находится у нее по договору социального найма, невозможно.

Если же Вы просто после перевода снялись с регистрационного учета по адресу квартиры бабушки, то на Вас распространяется действие ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях (и соответственно право на получение жилых помещений, что является необходимым критерием для регистрации по адресу воинской части) возникает у Вас не ранее чем через пять лет со дня совершения указанного действия.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Я, офицер запаса, был осужден в 2006 г. военным судом по п. 2 ст. 264 УК РФ с лишением свободы (колония-поселение). Имею ли я право восстановиться в Вооруженных Силах Российской Федерации? Что для этого нужно и какие документы? Прошу Вас разъяснить мне эту ситуацию и мои действия по восстановлению.

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Я, офицер запаса, был осужден в 2006 г. военным судом по п. 2 ст. 264 УК РФ с лишением свободы (колония-поселение). Имею ли я право восстановиться в Вооруженных Силах Российской Федерации? Что для этого нужно и какие документы? Прошу Вас разъяснить мне эту ситуацию и мои действия по восстановлению.

Ответ: Согласно подп. «е» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.

Указанная норма содержится также в подп. «е» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Согласно п. 3 ст. 4 Положения контракт не может быть заключен с гражданином (военнослужащим), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Так как Вы отбывали наказание в виде лишения свободы, с Вами не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер запаса, уволен в 1997 г. по ОШМ, семья — 4 человека (дети однополые старше 18 лет). Имею однокомнатную квартиру (общей площадью 40,5 кв. м, записанную на жену (общая собственность)). Стою в очереди на жилье с 1997 г. Норма предоставления в городе — 15 — 18 кв. м на одного человека. Квартиру какой площади я могу получить? Что будет, если я продам свою квартиру? (Деньги нужны на обучение детей.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Офицер запаса, уволен в 1997 г. по ОШМ, семья — 4 человека (дети однополые старше 18 лет). Имею однокомнатную квартиру (общей площадью 40,5 кв. м, записанную на жену (общая собственность)). Стою в очереди на жилье с 1997 г. Норма предоставления в городе — 15 — 18 кв. м на одного человека. Квартиру какой площади я могу получить? Что будет, если я продам свою квартиру? (Деньги нужны на обучение детей.)

Ответ: Для получения ответа на Ваш вопрос советую Вам ознакомиться с ответом на вопрос под номером 600000.

Кроме того, Вам следует учитывать, что возможно после приобретения однокомнатной квартиры Вы улучшили свои жилищные условия, подлежите снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ и, соответственно, права на получение квартиры не имеете.

Для того чтобы Вы остались на учете нуждающихся, необходимо, чтобы на каждого члена Вашей семьи в квартире приходилось менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (в г. Москве учетная норма менее 10 кв. м общей площади, т. е., к примеру, в Москве Вы бы подлежали снятию с учета).

При этом, зарегистрированы Вы в квартире жены или нет, значения не имеет, так как в соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение условия обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Имеет ли право командование части отправить военнослужащего (офицера) в служебную командировку за свой счет без предоставления аванса на проездные билеты и проживание в гостинице. Если обязаны предоставить аванс, то на основании какого приказа?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Имеет ли право командование части отправить военнослужащего (офицера) в служебную командировку за свой счет без предоставления аванса на проездные билеты и проживание в гостинице. Если обязаны предоставить аванс, то на основании какого приказа?

Ответ: В соответствии с п. 316 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, военнослужащие направляются в служебные командировки (далее — командировки) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.

Военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту командировки и обратно к месту службы, а также выплачиваются суточные). Из буквального толкования указанной нормы следует, что перед убытием в командировку («военнослужащим, направляемым», а не направленным, вернувшимся) военнослужащим производятся выплаты на командировочные расходы.

Указанная норма является императивной и обязательной для командования.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Имеет ли какое-либо право на жилье мой бывший муж (разведены в 2007 г. после увольнения в 2005 г. в возрасте 38 лет, имел выслугу 22 года в календарном, 34 года в льготном исчислении)? Если да, то может ли это жилье унаследовать наш общий и единственный сын? После смерти отца служебная квартира, в которой проживал его отец, была сдана в воинскую часть.

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Имеет ли какое-либо право на жилье мой бывший муж (разведены в 2007 г. после увольнения в 2005 г. в возрасте 38 лет, имел выслугу 22 года в календарном, 34 года в льготном исчислении)? Если да, то может ли это жилье унаследовать наш общий и единственный сын? После смерти отца служебная квартира, в которой проживал его отец, была сдана в воинскую часть.

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Право на получение жилых помещений не распространяется на членов семей военнослужащих — граждан Российской Федерации, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

При этом к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются вышеуказанные социальные гарантии, относятся:

— супруга (супруг);

— несовершеннолетние дети;

— дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

— дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

— лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Для того чтобы право сохра нялось, в первую очередь оно должно быть. Если Вы (Ваш сын) были учтены как нуждающиеся в жилых помещениях вместе с бывшим мужем, на момент его смерти это право присутствовало и не было реализовано, то за Вами (Вашим сыном) сохраняется право на получение жилого помещения. В противном случае ответ на Ваш вопрос отрицательный.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Командир части отказал в выплате, осуществляемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, аргументируя это тем, что справки с места работы жены о непредоставлении путевки сыну (1993 г. р.) недостаточно, необходима справка о «невозможности получения путевки». Законно ли требование командира, если да, какие критерии «невозможности», как их оценить работодателю жены военнослужащего при выдаче справки?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Командир части отказал в выплате, осуществляемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, аргументируя это тем, что справки с места работы жены о непредоставлении путевки сыну (1993 г. р.) недостаточно, необходима справка о «невозможности получения путевки». Законно ли требование командира, если да, какие критерии «невозможности», как их оценить работодателю жены военнослужащего при выдаче справки?

Ответ: В соответствии с п. 3 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, для получения соответствующей выплаты военнослужащие и сотрудники представляют до 1 мая соответствующего года следующие документы:

— рапорт (заявление) о получении выплаты;

— справку с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации (как видите, справка должна быть о непредоставлении; справка о невозможности получения путевки не требуется);

— копию свидетельства о рождении ребенка.

Представление каких-либо иных документов для получения выплаты Правилами не предусмотрено. Таким образом, в случае неудовлетворения рапорта (заявления) о получении выплаты при соблюдении требований пункта 3 Правил военнослужащие или сотрудники вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в судебные органы.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Окончил Курганское училище. Контракт заканчивается в июне 2011 г. Служу в должности офицера. Подал рапорт по команде с просьбой разрешить обучение по заочной форме в Академии государственной службы. Командир части рапорт вернул с предложением переписать его и указать в нем, что обучаться буду во время очередного отпуска. Правомерно ли требование командира? Каковы должны быть мои действия?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 12)

Вопрос: Окончил Курганское высшее военное политическое училище. Контракт заканчивается в июне 2011 г. Служу в должности офицера по ОГП и информированию полка. Учиться собираюсь по специальности государственного и муниципального управления. Подал рапорт по команде с просьбой разрешить обучение по заочной форме в Академии государственной службы. Командир части рапорт вернул с предложением переписать его и указать в нем, что обучаться буду во время очередного отпуска, так как я собираюсь получить второе высшее образование. Правомерно ли требование командира? Каковы должны быть мои действия?

Ответ: Из содержания Обзора судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации следует, что в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования согласия командования не требуется.

Так, Ж., обучающаяся заочно в техникуме, обжаловала в суд отказ командира части в предоставлении учебного отпуска, который был обусловлен мнением командования о том, что обучение военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования носит разрешительный характер.

Полярнинский гарнизонный военный суд признал отказ правомерным и оставил жалобу без удовлетворения.

Президиум Северного флотского военного суда, рассмотрев дело по протесту председателя этого суда, не согласился с решением суда первой инстанции и признал действия командования незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Особенности реализации этого права для военнослужащих установлены ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Согласно п. 3 этой статьи Закона ограничение на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования установлено только для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, п. 2 этой же статьи предусмотрено право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования без каких-либо дополнительных условий. Указаний о необходимости получения для этого разрешения командования Закон не содержит. На основании п. 6 ст. 11 указанного Федерального закона таким военнослужащим должны предоставляться учебные отпуска. В этой норме Закона также не предусмотрено решение вопроса об отпуске в зависимости от усмотрения командования. Таким образом, права Ж. были нарушены и подлежали восстановлению.

По мнению Военной коллегии, постановление президиума Северного флотского военного суда является законным и обоснованным. Оно согласуется и с решением Военной коллегии от 14 ноября 2000 г. о признании незаконным и недействующим Положения об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы СА и ВМФ в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях (Приказы министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. N 55 и от 5 июля 1989 г. N 242). Указанное Положение признано незаконным и недействующим со дня вступления в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку закрепленный в нем разрешительный порядок реализации права военнослужащих на образование противоречит упомянутому Федеральному закону (ВКПИ00-68).

В соответствии со ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к сдаче и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в образовательные учреждения профессионального образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————