Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX в

(Ахмадуллин В. А.)

(«Юридическая психология», 2009, N 1)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

XVIII — НАЧАЛА XX В.

В. А. АХМАДУЛЛИН

Ахмадуллин В. А., кандидат исторических наук, преподаватель Военного университета МО России.

Исследование процесса духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX в. проводилось нами с позиций современной педагогической науки как учения о методах познания и преобразования педагогической теории и практики, распространения принципов мировоззренческого характера на духовную и практическую деятельность всех участников педагогического процесса [5]. В то же время были учтены исторические и педагогические условия и факторы, влиявшие на изучаемый процесс и степень его развития в соответствующий период. Теория и практика духовно-нравственного воспитания возникли не на пустом месте, а складывались в процессе подготовки командного состава для регулярной русской армии и флота, еще до XVIII в., на основе использования научных и практических достижений передовых европейских государств и российских национальных традиций.

Анализ исторической научной и специальной литературы показал, что как такового понятия духовно-нравственного воспитания в исследуемый период не существовало [6]. Лишь во второй половине XIX в. появляется терминология, близкая по смыслу. Используются такие термины, как «нравственное воспитание», «нравственный элемент в воспитании», «военный дух», «воспитание духовное», «нравственное образование войск». Духовно-нравственное понятие дается в частных категориях, как то: литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т. д. [7; 28].

Как показывает анализ литературных источников, данное явление обусловлено следующими обстоятельствами: понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный религиозный характер [20; 21; 23; 28]. В связи с тем что православное учение имеет ярко выраженный нравственный характер («православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности»), «духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся понятие, как фундамент, необходимый и достаточный элемент православной нравственности. Нравственность в православном понимании не могла быть недуховной. Как свидетельствует исследование, введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей [10].

Как показывают результаты исследования, многолетняя история развития идеи духовно-нравственного воспитания была напрямую связана с историей подготовки офицерских кадров и, несмотря на условность любой периодизации, может быть представлена следующими этапами:

1698 — 1731 гг. — этап зарождения и становления военной школы России, создание условий для обучения и воспитания военнослужащих. На данном этапе сложились общие духовно-нравственные начала Российской армии, связанные с приоритетом воспитания любви к Отечеству, дисциплинированности, сознательного отношения к воинскому долгу и чести, национальному достоинству и многих других качественных характеристик.

1731 — 1862 гг. — этап развития разработки и апробации методов и способов осуществления духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России, обогащение их опытом великих полководцев: П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова и других, Отечественной войны 1812 г., идеями европейского просвещения. На данном этапе были разработаны Наставления воспитателям, Наставления молодому офицеру, составлены Правила учтивости офицера и др. Нравственные ориентиры Российской армии легли в основу «Науки побеждать» А. В. Суворова. Конец этого периода также можно характеризовать как наступление реакции, особенно после выступления декабристов, ужесточение цензуры, усиление более жестких методов воздействия на воспитанников.

1862 — 1917 гг. — этап реформирования Российской армии, развития путей и способов духовно-нравственного воспитания в вузах. На данном этапе было создано Главное управление военно-учебных заведений, учрежден педагогический музей, воспитательные комитеты военно-учебных заведений, вышел в свет Воинский кодекс офицера; были определены основные направления воинского воспитания (умственного, физического и нравственного) и др. Актуализируется идея доверия подчиненных своим командирам, разработаны Правила для воспитателей, Советы молодым офицерам, начали работу курсы по подготовке офицеров-воспитателей. Определяются научные основы военно-педагогической науки и она активно внедряется в практику духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях. Огромную роль в этом плане сыграли реформы 60 — 70-х годов XIX в. и 1905 — 1912 гг., создавшие благоприятные условия для развития духовно-нравственного воспитания, а также контрреформа конца XIX в., породившая ряд негативных тенденций в духовно-нравственном воспитании будущих офицеров. Все эти мероприятия существенно обогатили содержание теории и практики духовно-нравственного воспитания в военной школе России.

Анализ исторических материалов (изучено более 200 исторических источников, 170 архивных дел, 70 писем, дневников, мемуаров того времени) показал, что зарождение элементов духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России связано с началом формирования регулярной армии и становлением системы подготовки офицерских кадров в петровский период.

Россия в начале XVIII в. стала мощным, быстроразвивающимся государством с обширной территорией, населением 13 млн. человек, удобным геополитическим положением и богатейшими природными ресурсами [2]. В то же время, не имея выходов к стратегически важным морям, но имея свои территории под чужеземным владычеством, она являлась «лакомым куском» для многих захватчиков. Поэтому Петр I начинает реформы по созданию регулярной армии и формированию единой системы подготовки офицерских кадров с целью противостоять передовым армиям Европы в защите своих национальных интересов и решению внутригосударственных задач.

Развитие военного дела требовало специальной подготовки офицерских кадров как высококвалифицированных профессионалов с высокими морально-нравственными качествами [14]. Поэтому воспитание и обучение будущих офицеров при Петре I было поставлено в прямую зависимость от практических задач, когда главное было, чтобы «из школы во всякие потребы люди, благоразумно учась, происходили в церковную службу и в гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачебное искусство» [2]. Тем не менее выше всего Петр I ставил нравственное воспитание в армии. Он указывал, что все «материальные условия есть не более как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент («безконфузство»)» [17].

Духовно-нравственное воспитание воинов петровской армии было направлено на формирование морально-боевых качеств, способных обеспечить успех в бою. Его содержательные основы составляли идеи патриотизма, служения Родине, «внушение страха Божьего», нерушимость воинского долга, верность трону, присяге и идеалам церкви, а также воспитание храбрости, выносливости, мужества, смекалки, инициативы, самостоятельности и т. д. Находящие отклик в народной по составу, глубоко религиозной армии, обращенной к лучшим чувствам, согласованные с методами духовно-нравственного воспитания — строгим правовым установлением норм поведения, разъяснением обязанностей, поощрением, принуждением, личным примером начальников, эти идеи позволили сформировать прочные духовно-нравственные основы военной службы, придать ей высокий моральный смысл [14].

Центральной категорией воспитания, на которой зиждилась вся военная организация, выступала воинская дисциплина. В отличие от западноевропейских армий, где порядок насаждался палочными методами, в России они не являлись доминирующими, а положены были нравственные начала, основой которых было выполнение воинского долга [19]. Система же наказаний, несмотря на присущую времени жестокость, носила исправительно-воспитательный характер [12].

Важное место в системе духовно-нравственного воспитания в петровский период отводилось формированию воинской чести, как у отдельных воспитанников и офицеров, так и у подразделений. «Во всем… поступать так, как честным и добросовестным офицерам надлежит, и никаких излишеств как противны указам и воинским регламентам и чистой совести отнюдь самим не чинить, и над командой своей накрепко смотреть», — требовал Петр I [23].

Важное место в петровских военных школах уделялось учителям и воспитателям, к которым предъявлялись следующие требования духовно-нравственного характера: «…любить свое дело, проявлять активность и инициативу, постоянно пополнять свои знания, обладать чувством ответственности, служить образцом подчиненным в нравственном отношении». Отношения с подчиненными строились на отеческих началах: «…с подчиненными быть яко отцу, печься о их довольстве, жалобы их слушать и в оный правый суд иметь…» [21; 23]. Важнейшим принципом духовно-нравственного воспитания явился принцип доверия к силам и усердию исполнителей [22].

Петру I принадлежит заслуга первой попытки дать бесформенной и беспредельной власти русского царя нравственно-политическое определение, вдохнуть в армию «душу живую» [26].

Как показал анализ исторических документов, в Петровскую эпоху прослеживались следующие тенденции духовно-нравственного воспитания: разработка содержания и организации духовно-нравственного воспитания на основе исторических, национальных, религиозных особенностей и традиций русского народа и их правовое закрепление в соответствующих документах; использование зарубежного опыта духовно-нравственного воспитания, в свете национальных особенностей и исторических традиций русского воинства; строгая регламентация нравственных, религиозных и общественных норм и поддержание их жесткой системой поощрений и наказаний; упор в содержании духовно-нравственного воспитания на поддержание строгой воинской дисциплины, религиозности, патриотизма, основанного на любви к Родине, православной вере; порой неоправданное использование неадекватных методов наказания за религиозно-нравственные проступки; применение неэтичных методов в сфере духовно-нравственного воспитания — доносов, необоснованных преследований и т. д. [9; 18; 19].

Как свидетельствует исследование, проводивший военные реформы в период царствования Анны Иоанновны Б. К. Миних делал больший акцент на западный образец. Деятельность временщиков, не отличавшихся своими нравственными качествами, явилась препятствием прогрессивного развития духовно-нравственного воспитания будущих офицеров России. В этот период ужесточается дисциплина и появляется приверженность прусской системе воспитания, ослабляются национальные традиции [1; 2].

Елизаветинский период стал своеобразным переходным периодом, когда старое было декларативно отменено, но в сознании людей еще долгое время идет борьба прогрессивного и регрессивного. За время правления Елизаветы Петровны кардинальных положительных сдвигов в духовно-нравственном воспитании не произошло. Процветали «безмерные и безвинные побои», «удержания и штрафы сверх штата…» [17]. Тем не менее в этот период были подготовлены предпосылки для изменения такого положения.

И уже Екатерина II, увлеченная идеями просветительской философии XVIII в. и занятая мечтой реформировать социально-политический строй России на гуманистических началах разума и свободы, предпринимала шаги по преобразованию Российской армии, сообразуясь с условиями русского быта и государственно-общественного строя [11].

Положительным в этом отношении стало образование Корпуса кадетов, с учреждением которого обучение и воспитание приобрели более системный вид [19].

С приходом директорами Корпуса И. И. Бецкого и его преемника графа Ф. Е. Ангальта был введен принципиально новый подход к духовно-нравственному воспитанию в Кадетском корпусе, основанный на передовых по тому времени гуманистических идеях и ценностях о свободе личности, гражданственности, преклонении природе, естественности. Именно в этот период сделана попытка изменить незыблемый христианский, религиозный идеал на гуманистический, сформированный в Европе в эпоху Возрождения. Обучение приобрело плановый характер. Воспитание в Корпусе организовалось в соответствии с предложенным И. И. Бецким государственным планом о «воспитании новой породы людей», закрепленным в «Генеральном учреждении обоего пола юношества» и Уставе Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества [3]. В основе содержания воспитания было «воспитание хороших, честных людей», имеющих «души возвышенные», с задачей развивать в кадетах нравственные качества, чувства гуманности, человеколюбие через повышение уровня образования и правильную организацию труда и отдыха кадетов. Большое внимание уделялось умственному и физическому воспитанию, но в то же время считалось, что «без морального оное будет только питание, или вскормление, а не воспитание» [8]. Ведущая роль отводилась созданию соответствующей моральной среды, живых образцов высоких нравственных качеств, окружающих воспитанника, которая должна быть средой «любви, ласки и радости», т. е. отношения в Корпусе должны были складываться по типу семейных. Были организованы богатая библиотека, разнообразная учебная база, ботанический сад, картинная галерея. Воспитателям и надзирателям предписывалось «иметь над вверенными им кадетами радетельное смотрение, дабы они во всех своих поведениях добродеяния и учтивость… всегда чинили, а лжи и неверности и прочие шляхетству непристойные пороки у них весьма искоренены были» [3]. Велась жесткая борьба против четырех врагов: вина, азартных игр, лености и обмана. И. И. Бецкой категорически изгоняет из своей системы наказания, особенно телесные. Духовно-нравственному воспитанию способствовали занятия по музыке, танцам, игре на музыкальных инструментах, рисованию, живописи, гравированию, изваянию, деланию статуй, архитектуре, фехтованию, знанию нескольких языков. Но в это время сложилась ситуация, когда профессиональные военные знания и практические умения у офицеров начали уступать место общетеоретическим проблемам мировоззренческого характера. Тепличные условия Корпуса не были рассчитаны на суровые будни, и выпускники, получив отличное образование, энциклопедические знания, по тому времени, и светское воспитание, часто терялись перед действительностью. Несмотря на то что во многом идеи эти были утопичны, И. И. Бецкой заложил гуманистический подход в стратегию развития Корпуса, в дальнейшем повлиявший на воспитание в военно-учебных заведениях России. В тот период существовали и другие вузы, которые были сориентированы также на систему, предложенную И. И. Бецким [24].

В ходе исследования выявлено, что во второй половине XVIII в. происходит усиление прогрессивных тенденций в духовно-нравственном воспитании в вузах России благодаря деятельности П. И. Шувалова, П. А. Румянцева, Г. А. Потемкина, И. И. Бецкого, П. И. Ягужинского, Ф. Е. Ангальта, М. И. Кутузова, М. В. Ломоносова, Д. Ю. Крафта, Н. И. Фуса, Н. Я. Озерецковского, Д. С. Аничкова, Я. П. Козельского, Н. И. Новикова, Ф. В. Кречетова, Парфения Енгалычева, Г. С. Сковороды и других, чей труд заложил основы для дальнейшего развития русской национальной военной школы [4; 13].

К началу XIX в. изменились внешнеполитические условия. Это было время расцвета военной славы Наполеона Бонапарта, кроившего политическую карту на свой лад. Изменились требования к военной школе России. В преддверии лихолетья русской армии нужны были профессионально грамотные офицеры, способные руководить подразделениями и противостоять сильной и накопившей боевой опыт французской армии. С этой задачей в полной мере справились с приходом М. И. Кутузова к управлению Сухопутным шляхетским кадетским корпусом. Не ослабляя внимания к изучению основ наук и общей подготовки кадетов, он направляет учебный процесс в сторону воинской специализации. М. И. Кутузову «обязан корпус учреждением строгой дисциплины, сообразной с воинскими правилами». С целью формирования в учениках трудолюбия, настойчивости и работоспособности в Корпусе создается воспитательная система, в центре которой — высокая нравственность личности [13; 22]. Была разработана целая система воспитательных средств, среди которых рекомендации дифференцированно применять меры убеждения и принуждения, а при наложении взысканий преследуется цель не столько наказания провинившегося, сколько воспитания коллектива. Главным в воспитании, по мысли М. И. Кутузова, было формирование того «воинского духа», который «преоборяет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях» [25].

Павловский период (введение гатчинских порядков) связан с ослаблением духовно-нравственного формирования в вузах. Система воспитания была сориентирована на прусский образец, когда отношение к подчиненным было порой жестоким и негуманным. А. В. Суворов, характеризуя данную систему, говорил: «При строгости надобна милость, иначе строгость — тиранство… гражданские доблести не заменит бесполезная жестокость в войсках» [22].

Для удовлетворения растущих нужд армии в офицерских кадрах с 1805 г. Александром I проводится реформа с целью расширения сети военно-учебных заведений. Основное внимание в воспитании снова связано с усилением общеобразовательного курса, постановкой высоконравственных целей, появлением в вузах высокообразованных, глубоко патриотически настроенных воспитателей, многие из которых имели боевой опыт, ростом влияния передовой педагогической и военно-педагогической мысли. В то же время противоречивость процесса духовно-нравственного воспитания обнаруживается в негативных проявлениях: отсутствие единого управления, грубость нравов, как воспитателей-кантонистов, так и воспитанников; телесные наказания; командно-строевые цели обучения и воспитания; изнуряющая строевая подготовка; недостаток учителей, учебных пособий и т. д. [18].

Таким образом, в первой четверти XIX в. можно выделить следующие основные педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания: преимущественная ориентация духовно-нравственного воспитания на формирование профессионально-этических, морально-волевых качеств, национально-патриотических идей, воинского долга, дисциплинированности; переход к планово-организационному началу в подготовке будущих офицеров в военно-учебных заведениях; определяющее влияние педагогической практики на развитие теоретических идей в сфере обучения и воспитания офицерских кадров; преобладающее развитие идей гуманизма в духовно-нравственном воспитании при официальной ориентации на религиозный идеал офицеров; усиление национальной патриотической традиции в содержании духовно-нравственного воспитания; сохранение преемственности индивидуального подхода в духовно-нравственном воспитании офицерского корпуса и др.

Из истории Российского государства известно, что период царствования Николая I — это время создания стройной системы военно-учебных заведений, управления и руководства ими. Реформа военно-учебных заведений 1830 г. заключалась в создании «губернских кадетских корпусов» с целью значительного расширения их сети и улучшения качества подготовки среди детей высших слоев общества. Основные, прогрессивные положения духовно-нравственного воспитания были закреплены в Уставе для вузов 1830 г. [4; 26]. Содержание этого документа, данного в виде указаний, можно назвать своеобразным кодексом нравственности, который в дальнейшем получил свое развитие. Тем не менее напуганное декабристским выступлением царское правительство сало превращать военно-учебные заведения в своеобразную школу муштры и дрессировки. В 1836 г. образуется «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений» со строго определенной тематикой, составлены каталоги книг для библиотек, кадетам запрещалось читать что-то постороннее, контролировалась их переписка и т. д. Ухудшился состав преподавателей и воспитателей, произошел отток их в народные училища. Усилилось внимание к строевой подготовке и плац-парадам. Больше внимания уделялось церковной службе, обязательному соблюдению всех обрядов, но это носило больше формальный, обрядовый характер. Процветали жестокость офицеров, унижение человеческого достоинства, преобладание телесных наказаний, заключение в карцер. Среди воспитанников проявлялись грубость нравов и неуставные отношения, кулачная расправа, забвение нравственных начал [9]. Это отрицательно сказалось на состоянии нравственности кадетов. Соответственно, снижался общий уровень культуры и профессиональной подготовки офицеров. Резким отличием выделялась деятельность директора 2-го кадетского корпуса Я. И. Ростовцева, ставившего целью «нравственное перевоспитание кадетов» путем «ласкового обращения» [4]. Под его руководством были разработаны новые программы, опубликованные в виде Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений 1849 г., в которых ставились задачи духовно-нравственного воспитания [25]. При нем были обогащены средства духовно-нравственного воспитания: в классных комнатах вывешивались красные и черные доски для успевающих и неуспевающих. В церквях вузов устанавливались мраморные плиты, на которых заносились фамилии выпускников погибших на поле боя, умерших от ран и болезней [9]. Но это было исключение из правил. В целом уровень духовно-нравственного воспитания, как показал анализ литературных источников, был низким.

Такое положение не могло не сказаться на нравственном состоянии будущих офицеров, которые выпускались профессионально малограмотными, считали кулачную расправу лучшим средством воспитания и жили по принципу «главное — не попасться». Крымская война 1853 — 1856 гг. стала экзаменом, выявила всю гибельность такого воспитания. Назревала необходимость срочных и кардинальных реформ. Появилась необходимость разработки новой концепции военного образования, когда главной задачей начального этапа подготовки офицерских кадров ставилось всестороннее развитие личности. Многие военные руководители, педагоги, в том числе Д. А. Милютин и Н. И. Пирогов и другие, при разработке основ реформирования военной школы выступали против ранней профессионализации, что и стало главной причиной преобразования кадетских корпусов [25].

Как свидетельствует исследование, время реформ — это наиболее благодатное время для развития духовно-нравственного воспитания. Возможность учиться в военно-учебных заведениях получили широкие круги талантливой молодежи из недворянских сословий. Воспитательная работа сосредоточилась в основном в руках воспитателей, которые стали более профессионально подготовлены [24]. Расширилась сеть субъектов духовно-нравственного воспитания. Были образованы Главное управление вуза, внесшее стройность и организованность в процесс духовно-нравственного воспитания; Педагогический музей с центральной педагогической библиотекой, ставший своеобразной педагогической лабораторией, где опробовались новые структуры, методы и формы духовно-нравственного воспитания; учебные заведения для подготовки высокопрофессиональных преподавателей и воспитателей. Широко развивалась научно-педагогическая мысль. На страницах огромного количества журналов, газет и других видов периодической печати [15] широко обсуждались вопросы подготовки офицерских кадров воспитания и обучения в вузах. Реорганизовывалось и управление в самих вузах. Появились воспитательные и дисциплинарные комитеты, обсуждавшие различные аспекты духовно-нравственного воспитания и воинской дисциплины. Появляются элементы самоуправления и самоорганизации. Учебный и воспитательный процессы стали единым учебно-воспитательным процессом. Установлены новые распорядки дня. Во всех вузах были сформированы библиотеки с порой уникальным и большим набором разнообразной, учебной, методической, художественной литературы, периодическими изданиями. Появляется целая плеяда замечательных ученых-педагогов, военных педагогов. Совершенствовалась правовая и законодательная база. Наметилась более тесная взаимосвязь между гражданской и военной школами в целях распространения передового педагогического опыты. Это время появления новых законов, уставов, различных инструкций, постановлений и т. д., регламентирующих различные стороны духовно-нравственного воспитания. Установлена и четкая структура религиозного окормления в церквях при вузах с клиром и причтом, уточнены обязанности каждых. Воинское воспитание получило четко оформленную структуру и содержание, заключавшееся в нравственном, умственном и физическом воспитании. Уточнено и расширено содержание духовно-нравственного воспитания, которое получает научное обоснование. Внедряются и испытываются новые технологии духовно-нравственного воспитания. Усилилась роль умственного и физического воспитания, внимание к личной гигиене, здоровью, быту воспитанников [26]. Широко вошло в практику воспитывающее обучение, закрепленное в учебных программах, в котором главное внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию. Появились новые учебные предметы, курс законоведения «Основы нравственности, права и общежития»; улучшаются и корректируются с учетом потребностей духовно-нравственного воспитания курсы Закона Божия, церковно-славянского, русского языков, отечественной и всеобщей истории, специальных предметов. Офицерская служба рассматривается как «нравственная деятельность» [9]. Принимают оформленный вид морально-этический кодекс офицерского корпуса, правила воинского этикета. В этот период сделана попытка более серьезного отношения к религии и усиления ее роли в духовно-нравственном воспитании обучаемых (обязательных молитв, богослужений, духовных бесед и т. д.), более глубокого внимания к духовному миру воспитанников [18; 20; 24].

Противоречивость оценки рассматриваемого периода состоит в том, что в 1881 г. началась так называемая контрреформа, заменившая военные гимназии и прогимназии сословными кадетскими корпусами. Это время характерно обострением политической реакции; введением всеобщей воинской повинности и сокращением сроков службы; появлением новых типов вузов; курсом на милитаризацию; поражением в Русско-японской войне, подъемом революционного движения, двумя революциями и Первой мировой войной и многими другими противоречиями. В этот период проводятся съезды по различным научным направлениям, религиозная реформа в 1903 г. и Поместный Собор Русской православной церкви в 1917 г., с задачей восстановления патриаршества. Реформы 1905 — 1912 гг. были направлены на повышение качества духовно-нравственного воспитания в военной школе России [15; 16].

Несмотря на положительные устремления, к началу XX в. усилились негативные тенденции в духовно-нравственном воспитании: в его содержании резко снизился уровень религиозности; возросли революционные и нигилистские настроения среди воспитанников. Архивные источники свидетельствуют, что если в 50-х годах среди военнослужащих встречались лишь отдельные факты негативного отношения к религии, когда провинившиеся после увещеваний и понесенных наказаний легко раскаивались в содеянном, то в 80-х годах это явление стало обыденным [21]. Снижался и общий уровень подготовленности и образованности выпускников вузов; появилось такое негативное явление, как «цуканье» — прообраз будущих неуставных отношений. Возросли уровень самоубийств и половая распущенность, религиозная работа давала малые результаты. Состояние учебной и воспитательной работы в вузах ухудшилось. Погоня за выполнением одновременно двух задач — общего образования и военно-физического воспитания — приводила к перегрузке воспитанников, вызывала у них нежелание учиться и подчиняться требованиям воспитателей. В офицерской среде наблюдались проявления невежества, косности, духа казенщины в вопросах духовно-нравственного воспитания. Определенное влияние на ускорившийся процесс падения престижности офицерской службы в русской армии сыграло такое явление, как поворот части общества от духовно-нравственных ценностей к материальным. Страна получила наглядный урок, свидетельствующий, что если людьми овладевает культ наживы, то духовные ценности, авторитет которых создавался веками, уступают место материальным, что отражалось и на армии, снижая ее боеготовность, моральный дух всех категорий. Налицо был глубокий кризис духовно-нравственного воспитания в вузах России. Причинами этого можно назвать ухудшение всей системы воспитания; уменьшение и ухудшение общеобразовательного курса; преждевременную специализацию на почве военной выправки и строевой подготовки; неправильную организацию обучения и воспитания, осуществляемых людьми, не имеющими педагогического образования. Тем не менее нельзя недооценивать огромную роль сложившейся системы духовно-нравственного воспитания, препятствующей развитию негативных проявлений и являющейся одной из лучших в Европе, воспитывающей высокие духовные начала офицерского корпуса: благородство, обостренное чувство любви к Родине, готовность к самопожертвованию, выработку морально-этических норм [19; 23]. В целом в указанный период можно выделить следующие тенденции духовно-нравственного воспитания: расширение, углубление, разнообразие организации, содержания и методики духовно-нравственного воспитания; подведение научного фундамента под содержание духовно-нравственного воспитания; постепенное снижение уровня религиозности и нравственности к концу XIX — началу XX в., постепенное изменение христианского нравственного идеала в сторону общечеловеческого, гуманистического; невозможность противодействия объективным негативным факторам, приведшая к кризису духовно-нравственного воспитания в вузах России.

Таким образом, в результате историко-педагогического анализа была предпринята попытка выявить и показать генезис понятия духовно-нравственного воспитания, основные этапы, общие тенденции и особенности духовно-нравственного воспитания, к которым в разное время относились: разработка содержания и организации духовно-нравственного воспитания на основе исторических, национальных, религиозных особенностей и традиций русского народа и их правовое закрепление в соответствующих документах; использование зарубежного опыта духовно-нравственного воспитания в свете национальных особенностей и исторических традиций русского воинства; строгая регламентация нравственных, религиозных и общественных норм; упор в содержании духовно-нравственного воспитания на поддержание строгой воинской дисциплины, религиозности, патриотизма, основанного на любви к Родине, православной вере, воинского дол га; переход к планово-организационному началу в подготовке будущих офицеров в военно-учебных заведениях; определяющее влияние педагогической практики на развитие теоретических идей в духовно-нравственном воспитании; сохранение преемственности индивидуального подхода в духовно-нравственном воспитании офицерского корпуса; подведение научного фундамента под содержание духовно-нравственного воспитания; постепенное снижение уровня религиозности и нравственности к концу XIX — началу XX в., постепенное изменение христианского нравственного идеала в сторону общечеловеческого, гуманистического; невозможность противодействия объективным негативным факторам, приведшая к кризису духовно-нравственного воспитания в вузах России, и др. В полной мере объективную картину дает и анализ комплекса условий и факторов изучаемого процесса.

Литература

1. Алехин И. А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: Дис. … канд. пед. наук. М., 1995.

2. Барабанщиков А. В., Иванов В. Н. История отечественной и зарубежной педагогики: В 3 частях. Ч. 3. Голицыно, 1995.

3. Бецкой И. И. О генеральном учреждении обоего пола юношества // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества: В 3 томах. СПб., 1789 — 1791.

4. Бурджук В. И. Реформы в русской армии в 1905 — 1912 гг.: Дис. … канд. ист. наук. М., 1994.

5. Вдовюк В. И., Новиков В. Н., Шабанов Г. А. Основы педагогики Высшей военной школы. Структурно-логические схемы. М., 1999.

6. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII — XX веков. М.: ГУВР, 1992.

7. Военная энциклопедия / Под ред. К. И. Величко. СПб.: Изд. И. Д. Сытина, 1912. Т. 16.

8. Гаврилин А. В. 1-й Кадетский корпус: опыт воспитания гражданина России // Педагогика. 1998. N 3.

9. Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. М., 1993.

10. Даль В. И. Цит. по: Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О. А. Платонов. М., 2000.

11. Драгомиров М. И. Избранные труды. М., 1956.

12. Иванов Е. С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XIII — начала XX в.: Дис. … канд. пед. наук. М., 1994.

13. История военной стратегии России / Под ред. академика РАЕН В. А. Золотарева. М., 2000.

14. Мышлаевский А. З. Петр Великий. Военные законы и инструкции. Сборник военно-исторических материалов. СПб., 1894.

15. Первый съезд преподавателей русского языка и словесности, первый Всероссийский съезд по педагогической психологии в 1906 г., по семейному воспитанию в 1912 г., по экспериментальной педагогике в 1913 г., Первый съезд офицеров-воспитателей (1908 г.) и Всероссийский съезд военных училищ и школ прапорщиков 29 мая — 9 июня 1917 г. См.: РГВИА. Ф. 727. Оп. 51. Д. 37. Л. 1.

16. Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века (1903 — февраль 1917 г.): Автореф. дис. … докт. ист. наук. М., 2000.

17. РГА ВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 19. Л. 52 — 27.

18. РГА ВМФ. Ф. 212, 1725. Д. 25. Л. 2.

19. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 208. Л. 323 — 328.

20. РГВИА. Ф. 1. Оп. 23. Д. 483.

21. РГВИА. Ф. 1. Оп. 87. Д. 56; Оп. 7. Д. 78. Л. 9.

22. РГВИА. Ф. Правит. Сената (по Военной коллегии). Д. 392. Л. 631 — 637; Ф. 52. Оп. 194. П. 48. Ч. III. Л. 1 — 4 об.; Д. 17873. Л. 2 — 3; Ф. ВУА. Отд. 1. Д. 17873. Л. 2 — 3.

23. РГАДА. Ф. 9. Кабинет Петра I. Отд. 1. Д. 37. Л. 253 — 321; Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. IV. Ч. 1. СПб., 1900.

24. РГАДА. Ф. 20. Оп. I. Д. 142.

25. Свод военных постановлений 1836 г. Ч. I. Кн. 3.

26. Устрялов Н. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3.

27. Циркулярное распоряжение ГУВУЗ по воспитательным вопросам, рассмотренным Педагогическим комитетом. СПб., 1915.

28. Энциклопедия военных и морских наук / Под ред. генерал-лейтенанта Леера. СПб., 1885. Т. 2.

——————————————————————