Правовая основа использования Вооруженных сил США во внутригосударственных операциях

(Быков А. В., Бондяев Д. А.) («Административное право и процесс», 2009, N 6)

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ

А. В. БЫКОВ, Д. А. БОНДЯЕВ

Быков А. В., начальник отдела НИЦ N 7 ВНИИ МВД России, доцент, доктор юридических наук.

Бондяев Д. А., соискатель ВНИИ МВД России.

Законодательной базой участия формирований Национальной гвардии, частей и соединений регулярных Вооруженных сил США в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного характера является целый ряд специальных законов и подзаконных нормативных правовых актов. Ключевые слова: Национальная гвардия, регулярные Вооруженные силы США, ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, разработка планов действий, командование Вооруженными силами, режим чрезвычайного положения.

Legislative foundation of participation in formation of the National Guard, formations of regular armed forces of the USA in operations on liquidation of natural disasters, crashes and catastrophes of technical character is a number of special laws, normative legal acts. Key words: National Guard, regular armed forces of the USA, liquidation of consequences of natural disasters, crashes and catastrophes, working out of plans of actions, command of armed forces, regime of the sate of emergency <*>. ——————————— <*> Bykov A. V., Bondiaev D. A. Legal foundation of Use of Armed Forces of the USA in the internal operations.

Действиям частей и соединений регулярных Вооруженных сил США и Национальной гвардии во внутригосударственных операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий, технологических аварий и катастроф посвящен ряд статей раздела 32 Свода федеральных законоположений. В частности, ст. 502.4 определяет роль воинских формирований в данных операциях как вспомогательную. Вместе с тем она вменяет в обязанность командиров дивизий и частей Национальной гвардии, а также сухопутных войск разработку планов действий в рассматриваемых случаях, которые обязательно должны согласовываться с гражданскими властями штатов и графств. Выработка рекомендаций и предложений объединенным командованием Вооруженными силами вменяется в обязанность комитета начальников штабов. В соответствии со ст. 502.5 части и соединения Национальной гвардии, а также сухопутные войска включаются в операции по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф лишь после объявления режима чрезвычайного положения. Их использование по срокам и масштабу должно быть по возможности минимальным. Расширение масштабов привлечения формирований Национальной гвардии, а также частей и подразделений регулярных войск к решению задач по сохранению и восстановлению окружающей среды, явившееся следствием резкого повышения приоритетности данного направления во внутренней политике политического руководства США, вызвало необходимость всестороннего законодательного оформления сотрудничества Министерства обороны с гражданскими ведомствами, а также властями штатов в данной области. В этих целях Конгрессом в 1980 г. был принят Закон «О мерах по ликвидации последствий экологических катастроф, об ответственности за ущерб окружающей среде и его компенсации». В соответствии с этим Законом, а также чуть позже введенным в действие президентом национальным планом действий по ликвидации последствий несанкционированных выбросов нефти и вредных веществ определенные компоненты сухопутных войск были введены в состав национальных и региональных команд реагирования, которые занимаются планированием мероприятий на случай стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также осуществляют практическую реализацию мер по ликвидации их последствий. Помощь гражданским властям в решении экологических проблем формирования регулярных Вооруженных сил и Национальной гвардии США могут оказывать как в рамках мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, так и в ходе проведения плановых занятий по боевой подготовке, т. е. в процессе своей повседневной деятельности. Весьма подробно порядок планирования, проведения и материально-технического обеспечения действий формирований национальной гвардии и регулярных войск США в таких специфических видах деятельности, как ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также решение экологических задач, изложен в уставе FM 100-19, FM 7-10 «Внутригосударственные операции». Данный устав определяет задачи формирований национальной гвардии и регулярных войск при проведении внутригосударственных операций, их роль и место в системе государственных органов. В нем перечислены области оказания гражданским властям экологической помощи со стороны Министерства обороны США: предотвращение условий, могущих повлечь ущерб окружающей среде, восстановление окружающей среды, консервация отдельных экологически чистых территорий и т. д. В уставе исчерпывающе перечислен перечень всех родов войск и служб, участвующих в обеспечении действий по ликвидации последствий стихийных бедствий, различного рода аварий техногенного характера и экологических катастроф, с подробным перечислением их задач в каждом из видов внутригосударственных операций. Вопросы финансово-экономического обеспечения использования формирований национальной гвардии, частей и подразделений регулярных войск внутри страны в общем виде содержатся в ст. 1535 раздела 31 и ст. 112 раздела 32 Свода законов США. В соответствии с вышеуказанными законами федеральные органы исполнительной власти Соединенных Штатов имеют право предоставлять правительствам штатов и местным органам самоуправления материально-техническую помощь на компенсационной основе. Как показывает практика, Министерство обороны обычно не выдвигает требований о возмещении ему издержек, за исключением транспортных расходов, расходов на питание и некоторых других. Вопросы материально-технического обеспечения внутригосударственных операций подробно рассматриваются в наставлении армии США 1987 г. AR 700-131 «Передача армейского имущества». Наставление определяет порядок передачи имущества Национальной гвардии и регулярных войск во временное пользование гражданским правоохранительным органам. Орган-получатель должен компенсировать все расходы Министерства обороны на перевозку, обслуживание и ремонт военной техники и оборудования, а также стоимость невосполняемых предметов снабжения. Завершая рассмотрение правовых основ деятельности Вооруженных сил по обеспечению внутренней безопасности США, необходимо отметить, что, на наш взгляд, нормативно-правовая база их использования для решения задач по урегулированию внутренних кризисных ситуаций включает в себя хорошо продуманный комплекс правовых норм и юридических положений. Проведенный анализ нормативно-правовой базы применения Вооруженных сил во внутригосударственных операциях позволяет выделить следующие наиболее важные моменты: 1. Использование Национальной гвардии, частей и подразделений сухопутных войск и морской пехоты во внутренних кризисных ситуациях четко регламентируется законодательством США. Правовые нормы, регламентирующие применение различных формирований Вооруженных сил внутри страны, содержатся в Конституции США и систематизированы в Своде законов и Своде федеральных законоположений Соединенных Штатов. В основе деятельности частей и подразделений Вооруженных сил США при подготовке и проведении различных видов внутригосударственных операций лежат шесть основополагающих принципов: целевой направленности, объединения усилий, законодательной обоснованности, постоянства, ограничения, безопасности. 2. Основная ответственность за исполнение законов и поддержание правопорядка на территории Соединенных Штатов, обеспечение безопасности граждан, защиту частной и государственной собственности возложена в соответствии с законодательством США на власти штатов. 3. Вмешательство президента или Конгресса США в решение перечисленных задач возможно лишь в том случае, если штат не располагает для этого необходимыми силами и средствами или если он не считает нужным принятие экстренных мер для нормализации обстановки на его территории. 4. Для использования внутри страны формирований национальной гвардии президент издает указ и, как правило, вводит в районе бедствия или беспорядков чрезвычайное положение. Этот шаг может быть ответом на просьбы властей штата или предприниматься по инициативе президента, если он считает, что действия властей штата не соответствуют складывающейся обстановке. 5. Части и соединения Национальной гвардии, другие структуры Вооруженных сил, задействованные во внутригосударственных операциях, не имеют самостоятельных целей, а призваны усиливать гражданские правоохранительные органы или оказывать иную помощь органам исполнительной власти. 6. Учитывая, что наиболее острой проблемой правоохранительных органов является нехватка людских ресурсов и разведывательной информации, в перспективе взаимодействие между ними и Министерством обороны (например, при возникновении гражданских беспорядков) будет осуществляться именно по этим направлениям.

——————————————————————