Об особенностях юридического поведения должностных лиц органов военного управления, связанного с пребыванием на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых возбуждены уголовные дела

(Фатеев К. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 12)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ПРЕБЫВАНИЕМ

НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

ПО КОНТРАКТУ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

К. В. ФАТЕЕВ

Фатеев К. В., доктор юридических наук, профессор.

В связи с профессионализацией военной службы, повышением эффективности бюджетных расходов, направляемых на национальную оборону, проведением масштабных организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах Российской Федерации в практике органов военного управления возникает ряд вопросов, связанных с необходимостью увольнения с военной службы военнослужащих, в отношении которых возбуждены уголовные дела и которые своими общественно опасными действиями или бездействием позорят Вооруженные Силы и честь защитников Отечества. Самый главный вопрос, который стоит перед командованием, — можно ли увольнять с военной службы военнослужащих, в отношении которых возбуждены уголовные дела? Попытаемся ответить на этот вопрос и некоторые другие вопросы в настоящей статье.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Реализуя указанное конституционное предписание в правовом регулировании, федеральный законодатель обеспечивает надлежащее выполнение гражданином обязанностей, обусловленных несением военной службы, и одновременно правомерный характер деятельности соответствующих органов и должностных лиц.

Военная служба является особым видом государственной службы, чем предопределяется специальный правовой статус военнослужащих. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32), государство, регулируя отношения военной службы, может устанавливать в этой сфере и особые правила.

Пунктом 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу.

В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу.

Таким образом, в связи с возбуждением в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уголовного дела допускается зачисление такого военнослужащего в распоряжение командира (начальника) и он может проходить военную службу не на воинской должности до вынесения решения по уголовному делу.

Содержащиеся в приведенных нормах правила, относящиеся к юридическому поведению военнослужащего и должностных лиц органов военного управления, сформулированные как «может проходить военную службу» и «допускается зачисление такого военнослужащего в распоряжение командира (начальника)», предоставляют должностным лицам органов военного управления дискреционные полномочия в виде усмотрений, которые определяют их дальнейшее фактическое поведение в рамках предоставленных им полномочий.

Разновидность ситуаций и фактических обстоятельств дел, связанных с пребыванием на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых возбуждены уголовные дела, позволяет сформулировать некоторые правила поведения должностных лиц органов военного управления в указанной ситуации:

1. Как поступать должностным лицам органов военного управления, если у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и зачисленного в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, истек срок контракта о прохождении военной службы?

По смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 17 (ч. 3), ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3), ст. 60 и ст. 71 (п. п. «в», «м»), особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения конституционных прав и свобод лиц, несущих военную службу, вводя которые федеральный законодатель должен исходить из целей и конституционного предназначения военной службы как таковой и обеспечивать соразмерность (пропорциональность) вводимых ограничений этим целям с учетом характера и объективных условий ее прохождения.

Согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2009 г. N 7-П, предусмотренный абз. 9 п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» запрет исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в день истечения срока военной службы по призыву в случае, если он находится под следствием, означает для военнослужащего ограничение права на увольнение с военной службы по истечении срока военной службы. Этот запрет носит общий характер (в том числе касается военнослужащих, проходящих военную службу по контракту), т. е. предполагает обязательное оставление военнослужащего в таком случае в списках личного состава воинской части, и не зависит ни от усмотрения командования, ни от волеизъявления самого военнослужащего.

Вместе с тем такая ограничительная мера — как по буквальному смыслу названного законоположения, так и исходя из его места в системе правовых норм, определяющих статус военнослужащих, а также устанавливающих порядок и условия осуществления уголовного судопроизводства, включая применение мер процессуального принуждения, предусмотренных гл. 13 и 14 УПК РФ, — не обусловлена сущностью и характером военной службы и направлена не на обеспечение исполнения обязанностей военной службы, а на обеспечение осуществления уголовного преследования.

Оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части на основании абз. 9 п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» представляет собой, таким образом, меру обеспечительного характера, необходимость которой обусловлена проведением в отношении этого военнослужащего предварительного расследования и которая может иметь место только при наличии соответствующих уголовно-процессуальных правоотношений, возникающих и развивающихся на основании уголовно-процессуального закона. Это вытекает и из ч. ч. 1 и 2 ст. 1 УПК РФ, прямо закрепляющей, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается данным Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации, и является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Следовательно, само по себе положение абз. 9 п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не может считаться надлежащим и самостоятельным основанием для ограничения права военнослужащего на своевременное увольнение с военной службы и не должно применяться вне контекста уголовно-процессуальных норм. Иное означало бы отступление от требования равенства при осуществлении уголовного преследования в отношении граждан, несущих военную службу (ч. ч. 1 и 2 ст. ст. 19 и 59 Конституции Российской Федерации), при том что такого рода ограничения из закона, устанавливающего обязанности военной службы, не вытекают и с точки зрения ее целей не могут быть признаны ни обоснованными, ни соразмерными.

Использованное в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» понятие «нахождение под следствием», исходя из смысла уголовно-процессуального регулирования, может означать только, что по возбужденному уголовному делу осуществляется уголовное преследование в отношении военнослужащего. Между тем сам по себе данный юридический факт, влекущий возникновение и развитие уголовно-процессуальных отношений, не рассматривается в уголовном процессе как достаточное основание для дальнейших ограничений в правовом статусе лица, подвергаемого уголовному преследованию, которые возможны лишь на основе особых актов органов уголовного судопроизводства. Следовательно, применение положения абз. 9 п. 11 ст. 38 названного Федерального закона соответственно также не должно иметь места без принятия специального процессуального решения должностными лицами органов предварительного расследования или судом.

Согласно ст. ст. 97 и 98 УПК РФ дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать подозреваемому, обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных данным Кодексом, а именно подписку о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, залог, домашний арест, заключение под стражу, что допустимо только при наличии закрепленных именно уголовно-процессуальным законом оснований. В целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель, следователь или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому также иные меры процессуального принуждения, в частности обязательство о явке (п. 1 ч. 1 ст. 111, ст. 112 УПК РФ).

В отношении подозреваемых и обвиняемых, являющихся военнослужащими, при наличии соответствующих оснований может быть избрана любая из указанных мер процессуального принуждения. В качестве же специальной меры пресечения, применяемой только к военнослужащим, УПК РФ называет наблюдение командования воинской части, которое состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, указанных в п. п. 2 и 3 ст. 102 данного Кодекса (являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд в назначенный срок, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу), и допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого; при этом командованию воинской части направляется постановление об избрании данной меры пресечения и разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения (ст. 104 УПК РФ).

Кроме того, военнослужащие, являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми, согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в случаях и порядке, предусмотренных УПК РФ, указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб в Вооруженных Силах Российской Федерации, содержатся на гауптвахтах (ст. 11), а командиры воинских частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты, и начальники гарнизонных гауптвахт рассматриваются как начальники мест содержания под стражей (ч. 3 ст. 12).

В силу того что при избрании в отношении военнослужащих, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, таких уголовно-процессуальных мер пресечения, как наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте, обязанности по исполнению этих мер возлагаются законом на органы и должностных лиц, обеспечивающих порядок несения военной службы, командование воинской части и наделяется правомочием не исключать военнослужащего из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, если в отношении этого военнослужащего применяется соответствующая мера пресечения.

Таким образом, применительно к случаям, когда в отношении военнослужащего в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, избрана мера пресечения, которая сопряжена с его пребыванием в статусе военнослужащего и в реализации которой соответственно участвует командование воинской части (наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте), правомочие командования воинской части не исключать военнослужащего из списков личного состава воинской части по истечении срока военной службы — хотя при этом и увеличивается установленный законом срок военной службы — в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как несоразмерное ограничение прав военнослужащих, в том числе вытекающих из ст. 59 Конституции Российской Федерации.

Оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части по истечении установленного срока контракта о прохождении военной службы, осуществляемое на основании абз. 9 п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» во взаимосвязи с положениями УПК РФ, определяющими основания и порядок избрания и исполнения мер пресечения, может быть признано правомерным, в том числе с точки зрения требований, вытекающих из ч. 1 ст. 1, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 55 и ст. 59 Конституции Российской Федерации, при условии избрания в отношении военнослужащего той уголовно-процессуальной меры пресечения, в реализации которой в соответствии с действующим правовым регулированием участвует командование воинской части, и при соблюдении соответствующих процессуальных гарантий, установленных уголовно-процессуальным законом для лиц (подозреваемый, обвиняемый), в отношении которых осуществляется уголовное преследование.

До внесения федеральным законодателем изменений и дополнений в регулирование правового статуса военнослужащих положение абз. 9 п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» может применяться, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2009 г. N 7-П, только в случаях, когда в отношении военнослужащего избрана мера пресечения (наблюдение командования воинской части, заключение под стражу с содержанием на гауптвахте), в реализации которой согласно действующему правовому регулированию участвует командование воинской части.

В отношении военнослужащих, не исключенных из списков личного состава воинской части по истечении срока контракта о прохождении военной службы в связи с их уголовным преследованием, органы уголовного судопроизводства в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2009 г. N 7-П должны решить вопрос о возможности применения к этим военнослужащим меры пресечения, в реализации которой, согласно действующему правовому регулированию, участвует командование воинской части, а командование воинской части — в случае если такая мера не будет назначена — принять соответствующее решение об увольнении такого военнослужащего с военной службы и исключении его из списков воинской части.

2. Как поступать должностным лицам органов военного управления, если у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и не зачисленного в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, истекает срок контракта о прохождении военной службы?

Аналогичным образом, т. е. как указано в п. 1, должен решаться вопрос в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и не зачисленного в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, если у такого военнослужащего истекает срок контракта о прохождении военной службы.

При этом необходимо учитывать, что согласно п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, который предусматривает, что контракт не может быть заключен с военнослужащим:

а) в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание;

б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;

в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

г) отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и не зачисленным в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, если у такого военнослужащего истекает срок контракта о прохождении военной службы, новый контракт о прохождении военной службы не заключается, а решение вопроса о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части осуществляется с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем пункте.

3. Как поступать должностным лицам органов военного управления, если у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и зачисленного в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, не истек срок контракта о прохождении военной службы?

В отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и зачисленного в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, если не истек его срок контракта о прохождении военной службы, решение о его пребывании на военной службе должно приниматься должностными лицами органов военного управления с учетом решений органов уголовного судопроизводства, а также с учетом условий избрания в отношении военнослужащего той уголовно-процессуальной меры пресечения, в реализации которой в соответствии с действующим правовым регулированием участвует командование воинской части, и при соблюдении соответствующих процессуальных гарантий, установленных уголовно-процессуальным законом для лиц (подозреваемый, обвиняемый), в отношении которых осуществляется уголовное преследование.

Таким образом, если в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, избрана мера пресечения — наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте, увольнение такого военнослужащего с военной службы и исключение его из списков личного состава воинской части производиться не должно до разрешения дела по существу либо отмены указанной меры пресечения.

4. Как поступать должностным лицам органов военного управления, если у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и не зачисленного в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, не истек срок контракта о прохождении военной службы?

В отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и не зачисленного в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, если не истек его срок контракта о прохождении военной службы, решение о его пребывании на военной службе должно приниматься должностными лицами органов военного управления с учетом решений органов уголовного судопроизводства. Если в отношении такого военнослужащего не избрана мера пресечения — наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте, увольнение такого военнослужащего с военной службы и исключение его из списков личного состава воинской части может производиться должностными лицами органов военного управления по основаниям, предусмотренным ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и с учетом положений Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.

К военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения могут быть применены меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, в том числе временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей (абз. 6 ст. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).

Конструкция указанной правовой нормы позволяет сделать вывод, что правовое положение такого военнослужащего состоит в том, что он не освобождается от воинской должности и не выводится в распоряжение командира (начальника), а временно освобождается от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей, но не лишается должностных и (или) специальных прав, предоставляемых военнослужащему.

Устанавливаемый Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности имеет свою специфику, которая обусловливается характером военной службы, предъявляющей повышенные требования к дисциплине военнослужащих. Обеспечение таких требований может достигаться, в частности, более оперативной процедурой разбирательства, предшествующего наложению на военнослужащего дисциплинарного взыскания (вплоть до увольнения), отличной от процедур, установленных в уголовно-процессуальном законодательстве. Это, однако, не означает, что соответствующие положения Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации должны рассматриваться как допускающие такое разбирательство без письменной фиксации всех существенных фактов, связанных с совершенным дисциплинарным проступком (в том числе без истребования письменных объяснений военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности).

В противном случае создавалась бы угроза нарушения конституционного права на труд, реализуемого военнослужащими посредством прохождения военной службы (ст. ст. 37 и 59 Конституции Российской Федерации), а также конституционных принципов справедливости, соразмерности и равенства (преамбула, ст. ст. 1, 19 и 55 Конституции Российской Федерации), которые должны соблюдаться при привлечении лиц к любым видам ответственности, включая дисциплинарную. Кроме того, оказывалась бы невозможной эффективная судебная проверка решений о наложении на военнослужащих дисциплинарных взысканий и, следовательно, существенно снижался бы уровень конституционной гарантии судебной защиты (ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации), что недопустимо.

5. Можно ли считать общественно опасное действие (бездействие), которое совершил военнослужащий при прохождении военной службы и которое привело к возбуждению в отношении его уголовного дела, нарушением условий контракта, являющимся основанием для увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта?

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Согласно ст. 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, к дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, т. е. за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

Необходимо также обратить внимание на то, что с 1 января 2008 г. из понятия воинского дисциплинарного проступка был исключен такой элемент, как нарушение общественного порядка.

Условия контракта о прохождении военной службы подразделяются на обязанности и права военнослужащего (п. 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы). По основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, т. е. таких условий, которые относятся к его обязанностям.

Условия контракта о прохождении военной службы, относящиеся к обязанностям военнослужащего, включают в себя его обязанность проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Именно при невыполнении военнослужащим этих условий он может быть досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в связи с невыполнением им условий контракта.

Следовательно, противоправность невыполнения военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы выражается в невыполнении им обязанностей, составляющих условия контракта, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с указанной дифференциацией условий контракта о прохождении военной службы следует отметить, что в некоторых случаях разграничить входящие в них обязанности и права сложно. Поэтому в целях установления того, выполнены ли военнослужащим условия контракта, следует точно определить, в чем состоят обязанности, возложенные на него. При этом необходимо также установить правомерность возложения обязанностей на военнослужащего.

Включение в формулировку указанного основания увольнения слова «невыполнение» свидетельствует о том, что это основание увольнения может быть применено лишь в случае, если военнослужащим допущено существенное нарушение (невыполнение вовсе) условий контракта. Допущенные военнослужащим несущественные нарушения условий контракта нельзя признать достаточным основанием для увольнения военнослужащего в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с данной нормой могут быть досрочно уволены военнослужащие, систематически совершавшие деяния, не совместимые со взятыми на себя обязательствами по контракту о прохождении военной службы, при условии применения к ним дисциплинарной практики в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 19 примечания к Примерным образцам формулировок приказов об увольнении с военной службы офицеров, прапорщиков (мичманов); указания Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599, с изменениями от 10 июля 1998 г. N 173/2/1102).

——————————————————————

Вопрос: Положена ли выплата денежных средств для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 за 2009 г. на ребенка, родившегося 27 марта 1993 г.? Рапорт подан 22 января 2009 г. с приложением всех документов. Военнослужащий Вооруженных Сил.

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 12)

Вопрос: Положена ли выплата денежных средств для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 за 2009 г. на ребенка, родившегося 27 марта 1993 г.? Рапорт подан 22 января 2009 г. с приложением всех документов. Военнослужащий Вооруженных Сил.

Ответ: В настоящее время действуют Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911.

Указанные Правила определяют, в частности, порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее — выплата для оплаты стоимости путевки).

Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются в размере до 75%, а выплаты на проведение отдыха детей — в размере 100% стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия (продолжительностью до 24 дней), предусмотренной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

Для получения выплаты, указанной выше, военнослужащие либо родители или законные представители детей представляют до 1 мая соответствующего года следующие документы:

— рапорт (заявление) о получении выплаты;

— справка с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации либо копия документа, подтверждающего признание в установленном порядке военнослужащего (сотрудника) безвестно отсутствующим или объявление умершим в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо извещения о гибели (смерти) и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи гибели (смерти) с увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, полученными вследствие военной травмы, либо справка медико-социальной экспертизы об установлении соответствующему военнослужащему (сотруднику) инвалидности вследствие военной травмы;

— копия свидетельства о рождении ребенка.

Как Вы видите из приведенных норм, соответствующие документы подаются до 1 мая. К указанной дате Вашему ребенку исполнилось 16 лет, т. е. он перестал отвечать условию «до 15 лет включительно». Несмотря на то что рапорт Вы подали до исполнения ребенку 16 лет, шансы на получение указанной выплаты, в том числе в судебном порядке, крайне малы. Шансы были бы выше, если бы Вы купили ребенку путевку для проведения отдыха в 2009 г., но отдых был организован до исполнения ему 16 лет.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

——————————————————————