Право военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, в соотношении с нормами о страховых выплатах по обязательному государственному страхованию

(Бондарев Ю. А.)

(«Общество и право», 2010, N 1)

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ИХ ЖИЗНИ И

ЗДОРОВЬЮ, В СООТНОШЕНИИ С НОРМАМИ О СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТАХ

ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Ю. А. БОНДАРЕВ

Бондарев Юрий Александрович, аспирант кафедры гражданского права, предпринимательского права, семейного права, международного частного права Белгородского государственного университета.

Статья посвящена институту возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов и институту обязательного государственного личного страхования указанных категорий государственных служащих, в частности проблеме учета страховых выплат, осуществляемых по государственному страхованию при определении размера сумм, подлежащих выплате военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в порядке возмещения вреда.

Ключевые слова: обязательное государственное страхование, жизнь, здоровье, военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов, страховые выплаты, возмещение вреда.

The article is concerned with the institution of compensation for harm, caused to the life or health of servicemen and law enforcement officials and institution of obligatory personal insurance of listed categories of public employees. Thereafter the present article deals with the problem of the consideration of insurance payments, implemented under the state insurance at determining amount, repayable to servicemen and law enforcement officials in the order of compensation for harm.

Key words: obligatory state insurance, life, health, serviceman, law enforcement official, insurance payments, compensation for harm.

В силу специфики правового положения военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также сотрудников правоохранительных органов (под сотрудниками правоохранительных органов понимаются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации), обусловленного особым характером возложенных на них задач, выполнение которых подчас связано с риском для жизни, государство в случае гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), предусматривает указанным лицам страховые гарантии, установленные законодательством. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных категорий лиц, определив в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее — Закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц») условия и порядок его осуществления.

Право военнослужащего и приравненных к ним лиц на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью при исполнении обязанностей военной и иной службы, тесно связано с проблемами разграничения норм различных отраслей права, направленных на восстановление имущественных прав потерпевших. Это не только гражданско-правовой институт возмещения вреда, но и другие правовые институты: страхования, уголовно-правовой ответственности, государственного социального обеспечения, льготы и выплаты в соответствии с военно-административными и другими нормами [10. С. 65].

Имеющийся опыт работы страховщиков (в частности, Военно-страховой компании) при реализации обязательств по договорам об обязательном государственном личном страховании военнослужащих свидетельствует о том, что немало претензий, жалоб и судебных исков основано на том, что застрахованные и члены их семей, да и некоторые суды воспринимают договор, заключенный страхователем (например, Министерством обороны РФ) со страховщиком по обязательному государственному личному страхованию именно как договор о полном возмещении ущерба здоровью самому военнослужащему или, в случае смерти (гибели) военнослужащего, как полное возмещение ущерба членам семьи по случаю потери кормильца. Застрахованные, члены их семей требуют выплаты не только определенных законом сумм, но и неполученный заработок, оплату расходов на лекарства, на лечение за границей, протезирование, затраты на погребение военнослужащих, установку памятника, поминальный обед и т. д. [7. С. 18]. В связи с чем в теории и практике реализации прав военнослужащих и приравненных к ним лиц неподдельный интерес среди юристов вызывает вопрос о том, должны ли учитываться суммы, полученные в качестве страховых выплат по обязательному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц, при определении размера возмещения государством (работодателем) вреда, причиненного жизни и здоровью указанной категории лиц, в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

В широком смысле слова субъективное право военнослужащего и приравненных к ним лиц на возмещение вреда основано на нормах различных отраслей права, и его можно условно разделить на следующие составляющие:

а) право на страховое возмещение;

б) право на пенсионное обеспечение;

в) права, основанные на нормах гражданского законодательства:

на возмещение утраченного заработка и дополнительно понесенных расходов (гл. 59 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ));

на компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ);

г) право на льготы и дополнительные выплаты, установленные военным и иным законодательством.

В узком смысле слова под возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, следует понимать возмещение вреда в порядке гражданско-правовой ответственности государства (т. е. права военнослужащих и приравненных к ним лиц, указанные в п. «в») [10. С. 66].

Большинство ученых-юристов, среди них В. М. Калинин, В. К. Белов, В. В. Викторов и другие, в настоящее время придерживаются точки зрения, что Закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц» определяет страховые гарантии военнослужащим и приравненным к ним лицам за счет федерального бюджета при наступлении строго определенных страховых случаев, в строго фиксированных страховых суммах, и данные фиксированные страховые выплаты ни в коем случае нельзя воспринимать как полное возмещение ущерба здоровью, который получил военнослужащий или сотрудник правоохранительных органов в период прохождения службы. Военнослужащий или сотрудник органов внутренних дел, получивший повреждение здоровья на службе и реализовавший в полном объеме свое право на получение определенных законом страховой суммы и единовременного пособия, может при наличии оснований добиваться от работодателя (Министерства обороны Российской Федерации, МВД России и др.) и полного возмещения ущерба, причиненного здоровью [7. С. 22].

Однако о возможности применения в полном объеме положений гл. 59 ГК РФ при решении вопроса о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при исполнении ими обязанностей военной и аналогичной ей службы, действующее законодательство четкого ответа не дает.

Законодатель не исключает возможности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при исполнении ими обязанностей военной и аналогичной ей службы, в порядке, определяемом гл. 59 ГК РФ, наряду с порядком, определяемым специальными законами. Существует правило, в соответствии с которым осуществленная по личному страхованию страховая выплата — страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию и в порядке причинения вреда (п. 6 статьи 10 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Гражданский кодекс РФ в параграфе 2 гл. 59 регламентирует правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным указанной главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

На сегодняшний день выплаты, производимые в соответствии с Законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц» нельзя считать более высоким размером ответственности в связи с тем, что они являются единовременными, фиксированными, выплачиваемыми в равных долях выгодоприобретателям. Указанные выплаты не гарантируют в случае гибели военнослужащего и приравненных к нему лиц сохранение за иждивенцами именно той доли заработка погибшего военнослужащего или приравненных к нему лиц, которую они получали при жизни кормильца, независимо от количества других родственников, учитываемых при выплате страховых выплат [12. С. 37].

Страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц следует считать дополнительной гарантией восстановления имущественных прав военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей. В отличие от возмещения вреда в порядке гражданско-правовой ответственности страхование не может и не должно учитывать индивидуальные особенности военнослужащего и приравненных к ним лиц, в том числе и его заработок (доход). Оно призвано гарантировать определенную сумму выплаты при наступлении страхового случая.

Приведенный анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что предусмотренные специальными законами выплаты не являются мерой гражданско-правовой ответственности и не могут учитываться при определении объема и размера возмещения вреда. Статья 1084 ГК РФ прямо на это не указывает, но по существу выплат, не принимаемых во внимание при расчете среднемесячного заработка (пенсии, пособия, иные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда), страховые выплаты подпадают под определение «иных выплат» [10. С. 66].

Совершенно противоположную точку зрения на поставленную проблему, высказывает М. А. Ковалевский, говоря о необходимости учитывать объективную ограниченность государственных средств, действия в отношении которых должны производиться с учетом принципов эффективности и экономности, в силу чего выплаты по обязательному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц необходимо учитывать при возмещении вреда этим лицам в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК РФ. Ученый делает вывод о том, что рано или поздно правоприменительная практика будет вынуждена учесть правовую природу данного страхования как страхования, включающего в себя в том числе и страхование гражданской ответственности работодателя (государства) [11. С. 60]. Несмотря на имеющийся в таком подходе рациональный аспект, направленный на сбережение государственных бюджетных средств, с указанной точкой зрения М. А. Ковалевского трудно согласиться в силу того, что получение возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в период прохождения ими военной и аналогичной ей службы, в объеме, предусмотренном гл. 59 ГК РФ, при одновременном сохранении всех существующих выплат в связи с причинением вреда жизни и здоровью, в первую очередь имеет огромный социальный аспект, серьезно повышая уровень правовой и социальной защиты военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей.

Некоторую определенность в проблему обеспечения предусмотренных специальными законами страховых и единовременных выплат и их учета при определении объема и размера возмещения вреда военнослужащим и приравненным к ним лицам в период несения ими военной и аналогичной ей службы внесла позиция Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, сформулированная в Постановлении от 26 декабря 2002 г. N 17-П по делу о проверке конституционности абз. 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц» в связи с жалобой гражданина М. А. Будынина.

Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Таким образом, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненными к ним лицам, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 29 Закона РФ «О милиции»), входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред [8. С. 64].

Указанным выводом Конституционный Суд РФ раскрывает основные принципы не только обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, но и в целом конституционной обязанности государства по удовлетворению военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов материальным обеспечением и компенсацией в случаях причинения вреда их жизни и здоровью при прохождении службы.

Выделим три основных принципа:

1. Компенсация вреда производится в полном объеме. Государство, учитывая особый статус военнослужащих и приравненных к ним лиц, гарантирует им и членам их семей полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется посредством выплат разных видов:

обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц;

выплаты в целях возмещения вреда (ст. 1084 ГК РФ);

единовременные пособия, определенные, например, п. п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ч. 2 и ч. 3 ст. 29 Закона «О милиции»;

возмещение вреда на основании п. п. 5 и 6 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

единовременные пособия, определенные Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

социальные пособия и компенсации.

Данные выплаты входят в общий гарантированный государством объем возмещения вреда, но реализуются в рамках совершенно разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий, правоотношения по выплате социальных пособий).

2. Страховая сумма компенсирует последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая. Формулируя этот принцип, Конституционный Суд Российской Федерации конкретно указывает на то, что страховым событием по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является только такое повреждение здоровья военнослужащего, вследствие которого:

изменился материальный статус военнослужащего;

изменился его социальный статус;

одновременно изменился его материальный и социальный статус.

Материальный статус военнослужащего характеризуется его материальным благополучием, уровнем денежного, вещевого, продовольственного обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащего.

Социальный статус — положение военнослужащего в общественной иерархии, совокупность прав и свобод, гарантированных государством для военнослужащих, а также объем его обязанностей и ответственности.

3. Страховая сумма включает в себя компенсацию материального ущерба и морального вреда, связанного с наступлением страхового случая. Конституционным Судом Российской Федерации определено, что страховая сумма по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц представляет собой денежную сумму, состоящую из двух частей: суммы, предназначенной для компенсации материального вреда, и суммы, предназначенной для компенсации морального вреда. При этом часть страховой суммы, предназначенной для компенсации материального вреда, выплаченная в рамках страховых правоотношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, не засчитывается в счет возмещения вреда. Необходимо заметить, что не все страховые суммы по обязательному государственному страхованию содержат денежную составляющую, предназначенную для компенсации морального вреда, а только те, которые выплачиваются по страховым случаям, наступившим при наличии условий компенсации морального вреда [9. С. 79].

Таким образом, и позиция Конституционного Суда РФ, и большинство ученых-юристов идут по тому пути, что фиксированные страховые выплаты военнослужащим и приравненным к ним лицам по обязательному государственному страхованию их жизни и здоровья нельзя воспринимать как полное возмещение ущерба здоровью, который получили государственные служащие в период прохождения военной и аналогичной ей службы, они не могут учитываться при определении суммы по возмещению вреда и должны осуществляться наряду с выплатами, установленными в порядке возмещения вреда. Но пока рассматриваемые нормы не урегулированы должным образом законодательством, подход судов к разрешению исков, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими обязанностей службы, будет различен.

По нашему мнению, в целях повышения социальной защиты военнослужащих, приравненных к ним лиц и членов их семей необходимо внести изменение в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Закон РФ «О милиции» и Федеральный закон «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц» в части гарантий на получение во внесудебном порядке возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в период прохождения ими службы, в объеме, предусмотренном гл. 59 ГК РФ, при одновременном сохранении всех существующих выплат в связи с причинением вреда жизни и здоровью, в том числе и выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья указанной категории лиц. Было бы целесообразным установить правовые, экономические и организационные основы возмещения вреда в случаях гибели или причинения вреда здоровью военнослужащего и сотрудника правоохранительных органов в период прохождения ими службы. Только в этом случае особый характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, будет адекватно оценен государством. При этом необходимо иметь в виду, что человеческая жизнь, в том числе жизнь военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел и других приравненных к ним лиц, бесценна, а потому объем и размер возмещения вреда жизни и здоровью военнослужащего, причиненного в период прохождения им военной службы, постоянно должны расти и могут зависеть лишь от достигнутого уровня экономического развития государства.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410.

2. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (ред. от 25.11.2009) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. N 16. Ст. 503.

3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. 12.01.1993. N 6.

4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1474.

5. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. 01.06.1998. N 22. Ст. 2331.

6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П // Собрание законодательства РФ. 06.01.2003. N 1. Ст. 152.

7. Белов В. К. Особое мнение по комментарию пунктов 1 — 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 2.

8. Викторов В. В. Размышления (застрахованного лица) у парадного подъезда (Конституционного Суда) (по материалам Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-п) // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 5.

9. Викторов В. В. Обязательное государственное страхование и единовременные пособия для военнослужащих, получивших повреждение здоровья. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2003.

10. Калинин В. М. Жизнь и здоровье военнослужащих — под охрану закона // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 4.

11. Ковалевский М. А. Правовое регулирование обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003.

12. Трофимов Е. Н., Файзрахманов Р. А. Об обеспечении гарантированного права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11.

——————————————————————