Конституционно-правовой статус военных священников в Российской Федерации и Италии: история и современные тенденции

(Пибаев И. А.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 10)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИТАЛИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

И. А. ПИБАЕВ

Пибаев Игорь Александрович, соискатель кафедры конституционного и муниципального права Волго-Вятского института (филиала) Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Институт военных священников в Российской Федерации и Италии имеет достаточно продолжительную историю развития. Вместе с тем в настоящее время после 70-летней эпохи идеологии атеизма в Российской Федерации возрождение военного духовенства является предметом многих дискуссий. С одной стороны, очевидна необходимость создания условий для повышения духовно-нравственного состояния Российской армии, с другой — отсутствует четкая концепция, соответствующая конституционному принципу светского государства, реализации права граждан на свободу совести и вероисповедания в Вооруженных Силах. Изучение нормативно-правовых актов Италии позволило определить конституционно-правовой статус капелланов и обозначить основные проблемы, с которыми сталкиваются государство и религиозные объединения.

Ключевые слова: юриспруденция, светскость, религия, секуляризм, религиозные объединения, военные священники, армия, свобода совести, свобода вероисповедания, государство.

Constitutional legal status of military priests in the Russian Federation and in Italy: history and modern tendencies I. A. Pibaev

Pibaev Igor Aleksandrovich — postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Volgo-Vyatsky Institute (Filial Office) of the Kutafin Moscow State Law University.

The institutions of military priests in the Russian Federation and in Italy have a rather lengthy history. At the same time after 70 years of atheist ideology the revival of the military priesthood has become an object to many discussions in Russia. On one hand, the need to improve spiritual and moral values of the Russian army is obvious, on the other hand, there is no clear concept, which would conform to the constitutional principle of the secular state, implementation of right of people to freedom of conscience and religion in the military forces. The study of the normative legal acts of Italy allowed to establish constitutional legal status of chaplains and to signify the key problems, which the state and religious associations have to face.

Key words: jurisprudence, secular, religion, secularism, religious associations, military priest, army, freedom of conscience, freedom of religion, state.

Российская Федерация и Республика Италия относятся к государствам, гарантирующим каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Так, ст. 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания», а ст. 19 Конституции Италии определено, что «все имеют право свободно исповедовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуальной и коллективной». Вместе с тем вопросы реализации свободы совести с каждым годом не уходят из рейтинга наиболее обсуждаемых вопросов в правовой среде, разработка данной тематики получает все большее распространение среди как ученых-юристов, так и практиков. Однако, несмотря на имеющиеся исследования данной проблемы <1>, наименее изученным вопросом в данной сфере является конституционно-правовой статус института военного духовенства, предусматривающего реализацию прав на свободу совести военнослужащих в светском государстве. ——————————— <1> См., напр.: Брунтальский П. Штатный батюшка в статусе старшего офицера // Военно-промышленный курьер. 2006. N 17(133). С. 10; Иванеев С. Батюшка командиру не помощник // Военно-промышленный курьер. 2011. N 31(397). С. 9; Кузнецов А. Нужен ли священнослужитель в армии? // Военно-промышленный курьер. 2010. N 2(318). С. 4; Овчаров О. А. Правовые вопросы восстановления института военного духовенства России // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2010. N 3. С. 33 — 36; Obiezione di coscienza al serviso militare profile giuridici e prospettive legislative // Universita di Padova. Italy. 1989; Giacomo Galeazzi Citta. La «casta»dei cappellani militari» // LaStampa. 10.04.2013.

Институт военного духовенства в России имеет достаточно длинную историю. С древних времен священнослужители сопровождали русские войска в военных походах, но институциональное оформление получило развитие только в XVIII в., после создания регулярных армий. На протяжении XVIII и XIX вв. статус военных священников неоднократно менялся, но к концу XIX — началу XX вв. сложилась следующая структура управления и назначения военных духовных лиц. Утвержденное 12 июня 1890 г. монархом Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств учредило звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, в которой военное духовенство ввиду значительных расстояний подчинялось епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, в подчинении которого находился разветвленный управленческий аппарат. О. А. Овчаров отмечает, что «высокое положение протопресвитера и специфика руководимого им ведомства неоднократно вызывали дискуссии в церковных кругах о том, кто должен возглавлять военное духовенство. Поэтому неоднократные предложения заменить в русской армии протопресвитера архиереем не имели успеха» <2>. По мнению известного церковного иерарха начала XX в. митрополита Вениамина (Федченкова), «государственные и военные власти не хотели этого потому, что с протоиереем легче было обходиться, чем с архиереем» <3>. ——————————— <2> Овчаров О. А. Правовые вопросы восстановления института военного духовенства России // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2010. N 3. <3> Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 239. Необходимо отметить, что именно митрополит Вениамин, по решению архиерейского Синода, возглавил военное духовенство в Русской армии барона П. Н. Врангеля в 1920 г. Такое произошло впервые за 220 лет.

Необходимо отметить, что формально священнослужители не имели воинских званий, однако фактически среди военных сан протопресвитера военного и морского духовенства приравнивался к генерал-лейтенанту, полевой обер-священник армии и флотов и обер-священник Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов — к генерал-майору, настоятель военного собора или храмов, а также дивизионный благочинный — к подполковнику священник — к капитану, дьякон приравнивался к поручику. Кроме православных священнослужителей в воинские части в царской России назначались католические священники, евангелические пасторы, мусульманские муллы (например, в «Дикой дивизии») и представители буддийского духовенства <4>. За свою службу священнослужители получали денежное довольствие и обладали рядом привилегий. ——————————— <4> Военное и морское духовенство в России / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Православная энциклопедия. Т. 9. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2005. С. 153 — 159.

С приходом к власти большевиков положение духовных лиц в Вооруженных Силах кардинальным образом изменилось. Так, 16.01.1918 Приказом Народного комиссариата по военным делам РСФСР N 39 «О расформировании всех управлений духовного ведомства» институт военного и морского духовенства был полностью ликвидирован <5>. На протяжении всего периода существования Советского государства в связи с официально атеистической политикой во всех сферах жизни общества и государства: образование, армия и т. д. — не могло быть и речи о соблюдении прав и свобод военнослужащих в религиозной сфере. ——————————— <5> Приказ Народного комиссариата по военным делам «О расформировании всех управлений духовного ведомства» от 16 января 1918 г. N 39 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 — 1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 260.

Конституция РФ 1993 г., закрепив светский характер Российского государства и свободу совести и вероисповедания, стала новым фундаментом для возрождения института военного духовенства. Первым официальным актом, закрепившим военно-религиозное сотрудничество, стало Соглашение о сотрудничестве от 02.03.1994, подписанное Министром обороны РФ Павлом Грачевым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Вместе с тем, несмотря на наличие Координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными Силами и Русской православной церковью, созданного на основе данного Соглашения, положение священнослужителей до 2009 г. не менялось — их деятельность была безвозмездной и добровольной. Вместе с тем необходимо отметить, что все эти годы продолжалась дискуссия о роли армейских священников в светском государстве. Например, С. А. Бурьянов считал, что подобное партнерство подменяет «светскость государства клерикализацией его институтов, несомненно, с целью «исторической» сакрализации власти» <6>. С. А. Мозговой указывал, что таким образом «клерикальная идеология внедряется под прикрытием лозунга «возрождения российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству», а фактически представляет собой религиозную (в ее православном виде) идеологию» <7>. ——————————— <6> Бурьянов С. А. Сакрализация власти, нарушая права и свободы человека, угрожает конституционному строю Российской Федерации // Право и политика. 2000. N 9. С. 139. <7> Мозговой С. А. Клерикализация Российской армии: опасные тенденции // Светский союз: Альманах. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. С. 91.

Особый интерес при рассмотрении вопроса представляют данные социологических опросов. Так, по данным ВЦИОМ, в 2006 г. 53% опрошенных высказывались за однозначное введение института военного духовенства <8>. В июле 2011 г. Портал NEWSru. com. ссылаясь на Министерство обороны, обнародовал информацию, согласно которой верующими считали себя 60% российских военнослужащих, 80% из них — православные <9>. ——————————— <8> Верить не верить. Нужны ли Российской армии военные священники? // URL: http://www. rg. ru/2006/08/24/religiya. html (последнее посещение — 2 мая 2013 г.). <9> При введении института военных священников религиозной дискриминации не допустят, заявляют в Минобороны РФ // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

21.07.2009 Президент РФ Д. А. Медведев на специальном совещании поддержал идею о введении в Российской армии института военных священников. Президент отметил, что «все имеют право получать духовную поддержку в соответствии со своими воззрениями. Конституционные принципы равенства, добровольности, свободы совести должны быть соблюдены и в отношении всех военнослужащих» <10>. Таким образом, Президент окончательно поставил точку в многолетнем споре о присутствии духовенства в армии — Российская Федерация, являясь светским государством, тем не менее, исходя из конституционных принципов, должна гарантировать получение духовной помощи военным. ——————————— <10> Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах РФ института воинских и флотских священнослужителей // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Директивой начальника Генерального штаба от 01.12.2009, во исполнение данных Президентом поручений, в штат воинских частей введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. 08.02.2010 Министр обороны РФ утвердил Положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах РФ, в котором определен весь спектр задач, связанных с введением в армии института военных священников <11>. По оценкам А. Сердюкова, всего необходимо ввести 240 штатных священнослужителей. Однако на 27.02.2013 только 42 священника (из них два муллы) были назначены на свои должности. ——————————— <11> Минобороны РФ утвердило Положение о военных священниках // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Чем вызвано такое затягивание исполнения решения Президента? Причин для этого немало. Обозначим ряд основных проблем, с которыми приходится сталкиваться религиозным объединениям и государству. Во-первых, наличие определенного противодействия со стороны Министра обороны А. Сердюкова. 08.09.2010 сайт «Religare» со ссылкой на Московскую патриархию сообщил: в Русской Православной Церкви считают, что «введение института военных священников в Вооруженных Силах РФ затягивается из-за бездействия и волокиты в Министерстве обороны» <12>. После подписания Президентом Указа об освобождении от должности А. Сердюкова от 06.11.2012 <13> и назначения Министром обороны С. Шойгу <14> начальник управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил РФ Борис Лукичев отметил: «Мы надеемся, что с новым Министром обороны дело по подбору кадров будет продвигаться быстрее» <15>. ——————————— <12> Например, в июле 2009 г. Министр обороны России заявил, что первая группа священнослужителей Русской православной церкви в составе 13 человек будет назначена до конца года на штатные воинские должности в российских военных базах за рубежом. К концу 2010 г. положение не изменилось. Фактически только один священник находится сейчас на штатной должности в войсках. Введение института военных священников в Вооруженных Силах РФ затягивается, считает представитель РПЦ МП // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.). <13> Указ Президента РФ от 6 ноября 2012 г. N 1484 «О Сердюкове А. Э.» // СЗ РФ. 12.11.2012. N 46. Ст. 6318. <14> Указ Президента РФ от 6 ноября 2012 г. N 1486 «О Министре обороны Российской Федерации» // СЗ РФ. 12.11.2012. N 46. Ст. 6320. <15> Армия наращивает штат священников и начинает строить церкви и молельни // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Также Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что с назначением С. К. Шойгу «получат скорое и эффективное разрешение проблемы, возникшие на уровне Министерства, в плане реализации поручения Президента России о введении института военного духовенства» <16>. ——————————— <16> Патриаршее поздравление С. К. Шойгу с назначением на должность Министра обороны РФ // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Во-вторых, вопросы, связанные с денежным довольствием военного духовенства. Священник назначается на должность по контракту. Должностной оклад согласно контракту установлен в 10 тыс. рублей в месяц; с районного коэффициента, за сложность и за выслугу лет общая сумма месячных выплат может достигать 25 тыс. рублей. Архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий поясняет: «Денежное довольствие военных священников, регламентированное в Минобороны, весьма скромное. Его не хватит для содержания священнослужителя и его семьи. Священнику придется искать заработок на стороне. А это очень сильно будет влиять на его службу, и сильно будет снижен его потенциал» <17>. ——————————— <17> Военные священники не должны ходить строевым шагом, их оклад нужно увеличить — архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

В-третьих, возможность дискриминации военнослужащих «нетрадиционных» конфессий. На сегодняшний день решен вопрос о религиозных конфессиях, духовенство которых может быть назначено на штатные должности, и о примерном количестве представителей данных религиозных объединений. Пока их четыре — это православие, ислам, иудаизм и буддизм. Кроме того, встает вопрос — как быть с реализацией гарантированного Конституцией принципа равенства в отношении военнослужащих, которые являются приверженцами другой религии или разделяют атеистические воззрения? А. Кузнецов считает, что атеистами будут заниматься офицеры-воспитатели, однако подчеркивает, что «проблема взаимодействия офицеров воспитательных структур и военных священников недостаточно изучена и требует отдельного обсуждения» <18>. Вместе с тем данное предложение не решает проблемы с верующими «нетрадиционных» религий. Президент РФ Д. А. Медведев высказал следующее предложение — если более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения. Но не является ли такой подход нарушением Конституции? Вопрос пока открыт для дискуссии. ——————————— <18> Кузнецов А. Нужен ли священнослужитель в армии? // Военно-промышленный курьер. 2010. N 2(318). С. 4.

В-четвертых, подготовка священников для военной службы. До 2009 г. взаимодействие духовенства и Вооруженных Сил носило несистематический характер, поэтому объем нагрузки военного священника, постоянно находящегося рядом с солдатами, многими не воспринимался. После инициативы Президента возникла необходимость в подготовке должного количества кандидатов на должности военных священников, которые были бы не связаны значительным объемом приходских обязанностей. Но трудностей на этом этапе избежать не удалось. Осенью 2009 г. по инициативе Патриарха Кирилла штаб Северо-Кавказского военного округа организовал для священников сборы по подготовке к работе в армии. На архиереев Южного федерального округа была возложена обязанность выдвинуть 30 кандидатур военных священников. «К сожалению, — отмечает Патриарх Кирилл, — по прибытии на сборы оказалось, что большинство священников не представляют себе, куда и зачем они приехали. В итоге большинство из них попросту уехали со сборов, пояснив, что не могут понести такой службы» <19>. ——————————— <19> Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 02.02.2010 // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Чтобы избежать подобного в дальнейшем, было достигнуто соглашение, в соответствии с которым штатных помощников командиров соединений и воинских частей по работе с верующими военнослужащими будут готовить в течение месяца на базе Военного университета Министерства обороны в Москве <20>. Тем не менее данные меры не решают вопрос о систематической подготовке военного духовенства в течение более длительного времени, также не определен порядок подбора кандидатур в самих религиозных организациях. ——————————— <20> 24 апреля 2013 г. состоялся первый выпуск 15 военных священников // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Указанные проблемы достаточно сложно решить без учета опыта других государств, закрепляющих в Конституции аналогичные принципы взаимодействия государства и религиозных объединений. Италия как светское государство (с 1984 г.) имеет определенные наработки в решении подобных вопросов, причем, как показывает практика, довольно успешные. До объединения Италии в 1861 г. в разобщенных итальянских государствах складывалась различная практика относительно присутствия духовенства в армии. Так, в Пармском Герцогстве линейный полк в 1816 г. имел священника в звании лейтенанта, в Великом герцогстве Тосканском в 1839 г. было три капеллана, а в Папской области должность капеллана утверждена Папой Пием IX только в 1850 г. <21>. Однако к 1865 г. в Королевстве Италия насчитывалось 189 капелланов. После захвата Рима в 1870 г. начался процесс секуляризации общественной жизни — количество военного духовенства стало постепенно сокращаться, пока к 1878 г. в армии не осталось ни одного священника. Такая ситуация продолжалась до начала Первой мировой войны. ——————————— <21> Storia dell’Ordinariato Militare in Italia // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Циркуляром от 12.04.1915 генерал Луиджи Кадорна (Luigi Cadorna) возродил институт военных священников и зачислил в ряды войск десять тысяч «священников-солдат», причем 2070 священников непосредственно участвовали в боевых действиях. 01.06.1915 Священная конгрегация консистории назначила первого военного епископа монсеньора Анжело Бартоломаси (Angelo Bartolomasi). 27.06.1915 Правительство Италии и Святой Престол договорились об учреждении должности епископа Курии по военным делам. Во время Первой мировой войны капелланы внесли большой вклад в оказание помощи раненым, утешение умирающих, поддержку войск и гражданского населения. 93 священника погибли, многие были представлены к награде за воинскую доблесть. Тем не менее в 1922 г. их деятельность вновь была прекращена, кроме небольшого количества духовных лиц, оставленных для сбора останков погибших на войне и ухода за военными кладбищами. В 1925 г. в условиях строгой конфиденциальности между итальянским правительством и Святым Престолом начались переговоры с целью определения положения священнослужителей в Вооруженных Силах в мирное время. Указом Священной конгрегации консистории (итал. Sacra congregazione concistoriale) от 06.03.1925 в Италии создан Военный ординариат <22>, в котором был сформирован постоянный контингент капелланов. ——————————— <22> Военный ординариат — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Военные ординариаты создаются для пастырского попечения над католиками-военнослужащими // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Латеранский конкордат 1929 г. и Закон N 77 от 16 января 1936 г. подтвердили существование священников в армии. Королевский указ N 474 от 10 февраля 1936 г. указал, что военные священники призваны обеспечить оказание духовной помощи Вооруженным Силам, также был подготовлен порядок вступления их в армию. Перед началом Второй мировой войны набор священников в итальянской армии был незначителен, однако с развитием военных действий ситуация изменилась — священники были призваны на Балканах, в Северной Африке. Закон Итальянской Республики от 9 ноября 1955 г., изменивший Закон 1936 г., и Закон N 512 от 1 июня 1961 г. установили правовой статус, порядок зачисления на службу и денежное довольствие священнослужителей в Вооруженных силах Италии <23>. ——————————— <23> Modificheal la legge 16 gennaio 1936, N 77, sull’assistenza spirituale presso le Forze armate dello Stato // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.). Legge 1 giugno 1961, N 512. Stato giuridico, avanzamento e trattamento economico del personale dell’assistenza spirituale alle Forze armate dello Stato // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

В соответствии со ст. 4 Закона N 512 назначение архиепископа Военного ординариата, генерального военного викария и трех инспекторов осуществляется Указом Президента Республики, по предложению Председателя Совета министров, согласованному с Министром внутренних дел и с Министром обороны, после утверждения Папой Римским (в соответствии со статьей 3 Закона от 27 мая 1929 г. N 848 <24>). Католические священники, чтобы добиться назначения на должность военного капеллана, должны были обладать дееспособностью и не иметь препятствий к военной службе. Кроме того, военный священник при поступлении на службу приносил присягу в соответствии с формулой, установленной ст. 6 данного Закона <25>. ——————————— <24> Legge 27 maggio 1929 N 848 «Disposizioni sugli enti e cclesiastici e sulleamministrazioni civili dei patrimony desti nati a fini di culto» // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.). <25> Чем было обусловлено подобное нормативное регулирование? Для ответа на вопрос необходимо учитывать тот факт, что до 1984 г., когда был заключен новый Конкордат между Италией и Ватиканом, закрепивший норму, согласно которой католическая церковь перестала являться единственной религией, Италия являлась клерикальным государством (с 1929 г.), поэтому в таких взаимоотношениях государства и Святого Престола не было ничего удивительного. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. пособие / В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 271.

В 1984 г. новый конкордат между Святым Престолом и Италией подтвердил присутствие капелланов в Вооруженных силах, указав в ст. 11: «Итальянская Республика гарантирует, что служба в Вооруженных силах, полиции или других органах, нахождение на лечении в больнице, доме престарелых, отбывание наказания в пенитенциарных учреждениях не может служить основанием для препятствия в осуществлении религиозной свободы и исполнения религиозных обрядов католиков. Духовная помощь оказывается священнослужителями, назначенными компетентным государственным органом, по предложению церковных властей, в соответствии с правовым статусом, структурой и порядком, установленным соглашением между государственной и церковной властью» <26>. ——————————— <26> Accordotra la santasede e la Rebubblica Italiana che apportam odificazioni al concordato lateranense // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

В связи с тем, что католическая религия перестала являться государственной религией, система государственно-конфессиональных отношений существенно изменилась. Основой для взаимоотношений государства и религиозных объединений стало заключение Соглашения (в соответствии со ст. 8 Конституции Италии). Религиозные объединения, заключившие Соглашение с государством, получили возможность для присутствия священнослужителей в армии. Конфессии, не заключившие соглашения с итальянским государством, таким правом не обладают. По состоянию на конец 2012 г. подобные договоры имеются с Католической церковью (Конкордат 1984 г.), с Евангелической Церковью Вальденсов (Соглашение от 1984 г.), с Союзом Христианских Церквей адвентистов седьмого дня (Соглашение от 1986 г.), с Ассамблеей Бога — церковью пятидесятников (Соглашение от 1986 г.), с Союзом еврейских общин (Соглашение от 1987 г.), с Союзом Евангельских христиан-баптистов (Соглашение от 1993 г.) и Евангелическо-Лютеранской церковью (Соглашение от 1993 г.). В 2012 г. парламент утвердил еще два Соглашения: с Греческой архиепископией Италии (Константинопольский Патриархат) <27> и Церковью Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) <28>. Данные организации также получили возможность для пастырского попечения военнослужащих. ——————————— <27> Legge 30 luglio 2012, N 126 Norme per la regolazione dei rapport tra lo Stato e la Sacra arcidiocesi ortodossa d’ltalia ed Esarcato per l’Europa Meridionale, in attuazione dell’articolo 8, terzo comma, della Costituzione // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.). <28> Legge 30 luglio 2012. N 127. Norme per la regolazione deirapportitra lo Stato e la Chiesa di Gesu’ Cristo dei Santi degli ultimigiorni, in attuazione dell’articolo 8, terzo comma, della Costituzione // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Тем не менее большинство военных священников в итальянской армии принадлежат к католической церкви. В соответствии с положениями Кодекса канонического права Папа Римский Иоанн Павел II 21.04.1986 обнародовал Апостольскую Конституцию «Spirituali militum curae» <29> — универсальный закон для военных ординариатов по всему миру. Конституция определяет Военный ординариат как своеобразный юридический церковный округ, который по статусу приравнивается к епархии и руководствуется собственными законами. Военные ординарии назначаются Папой, в своей деятельности они подчиняются Конгрегации епископов и Конгрегации евангелизации народов, а также Конференции епископов страны, где Военный ординариат имеет свои штаб-квартиры. Полномочия ординариата одинаковы с полномочиями в отношении духовенства епархиального архиерея. Таким образом, военные священники имеют права и обязанности приходского священника. ——————————— <29> Giovanni Paolo Vescovo. Servo Dei Servi di dio a perpetua memoria. Constituzione apostolica. «Spirituali militum curae». Dato a Roma, presso San Pietro, ilgiorno 24 apriledell’anno 1986 // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Кроме того, большое внимание было уделено специальной подготовке будущих капелланов. 25 сентября 1997 г. благодаря усилиям Военного ординария (в тот период — епископ Джованни Марра) была создана «Высшая Военная Духовная Семинария», которая готовит молодых людей для служения в ординариате. На сегодняшний день Военный ординариат в Италии имеет следующую структуру: Военный ординарий — архиепископ Винценцо Таза, генеральный викарий, его заместитель, пять епископских викариев и военные священники — всего 182 человека на 183 000 военных итальянской армии <30>, причем все они получают заработную плату из государственного бюджета. ——————————— <30> Италия объявила о планах резкого сокращения расходов на Вооруженные силы // URL:

Анализ нынешнего положения института военных священников в Италии приводит к следующим выводам. С одной стороны, ряд проблем, с которыми сейчас сталкиваются государственные органы и религиозные объединения в Российской Федерации, в Италии разрешены с помощью особой системы взаимодействия, сложившейся после подписания нового Конкордата в 1984 г. <31>, а с другой — идет дискуссия — внимание общественности приковано к обсуждению привилегированного положения военного духовенства. Vatican Insider опубликовало следующие данные: архиепископ им еет звание генерала и зарплату более 9 тысяч евро в месяц, должность генерального викария приравнена к бригадному генералу (зарплата 6000), его заместитель, епископские викарии являются подполковниками (зарплата 5000), первый капеллан — капитан (3000), священник имеют звание лейтенанта (2500). Общая сумма расходов государства составляет более 10 млн. евро в год <32>. Причем данная цифра не включает в себя пенсии, выплачиваемые примерно 160 священникам-солдатам, в среднем годовая пенсия 43 000 евро (однако 16 старших офицеров получают больше), а общая сумма расходов почти 7 млн. евро. ——————————— <31> В частности, это вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров и соблюдением конституционного принципа равенства в обеспечении свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащих. <32> La «casta» dei cappellani militari // URL: (последнее посещение — 02.05.2013).

Подобная ситуация вызывает критику как со стороны определенных политических сил, так и части верующих. Так, несколько лет назад Федерация Зеленых пыталась представить в парламенте Италии законопроект о «демилитаризации» военных капелланов. Суть проекта — поддержка одной из главных идей организации Pax Christi <33> — высвобождение военных капелланов из структуры Вооруженных сил, сохраняя при этом самих военных священников. По мнению Pax Christi, сам институт военных капелланов означает символическую поддержку к оружию; пастырское попечение военных должны оказывать не священники «со звездами на плечах», а приходские священники, за которыми закреплена данная обязанность, или отряды добровольцев: священников или диаконов для миссий за рубежом, благословляющих народ, но не оружие <34>. ——————————— <33> Pax Christi — интернациональное католическое движение за мир, которое существует, чтобы помочь установлению мира, уважения прав человека, справедливости и примирения в конфликтных районах мира. Оно основано на убеждении, что мир возможен и что порочный круг насилия и несправедливости может быть разрушен // URL: (последнее посещение — 02.05.2013). <34> No al Concordato, no ai cappellani militari // URL: (последнее посещение — 2 мая 2013 г.).

Подводя итог, хотим отметить, что не приходится сомневаться в том, что в светском государстве необходимо гарантировать свободу совести и вероисповедания всем гражданам, в том числе и военнослужащим. Но в какой форме это должно быть в Российской Федерации — вопрос пока окончательно не закрытый для дискуссий. Сложившаяся в Российской Федерации практика строительства государственно-конфессиональных отношений исходит из принципа различного подхода применительно к той или иной религиозной организации, учитывая ее вклад в развитие культуры и истории страны, срок осуществления своей деятельности и т. д. Сегодня система правовых норм, регулирующих конституционно-правовой статус военного духовенства в Российской армии, требует изменения федеральных законов и принятия определенных подзаконных актов <35>. Возможно, что для решения подобных вопросов понадобится подготовка законопроектов, в целом меняющих концепцию государственно-конфессиональных отношений в границах светского государства. ——————————— <35> Подробнее см.: Овчаров О. А. Правовые вопросы восстановления института военного духовенства России // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2010. N 3. С. 33 — 36.

Вместе с тем А. А. Агафонова отмечает, что подобных законопроектов, предусматривающих отмену Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — ФЗ N 125) и введение нового, не предлагалось <36>. Но представлялись законопроекты, в соответствии с которыми должен был измениться ФЗ N 125 и «принят дополнительный закон, более детально регулирующий отдельные правоотношения и устраняющий пробелы по вопросам взаимоотношения государства и религиозных объединений, в том числе легального введения понятия «традиционных религиозных организаций» с закреплением за ними дополнительных прав и гарантий деятельности» <37>. Тем не менее пока подобные инициативы остаются на уровне предложений. ——————————— <36> Агафонова А. А. Реализация принципа светскости государства в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. Проблемы публичного права. 2012. N 2(4). С. 10. <37> Там же.

Детальное изучение опыта Италии показало, что институт военного духовенства вполне успешно может функционировать в светском государстве. В частности, благодаря особой системе отношений на конституционном уровне государства и религиозных объединений в военной сфере, основанной на системе договоров, в Италии удалось избежать определенных противоречий, с которыми сейчас неизбежно сталкивается Российское государство. Конечно, подобной системе не удается избегать критических оценок как со стороны ряда итальянских религиозных организаций (например, исламских), так и ученых-правоведов. Вместе с тем полагаем, что исследование опыта государственно-конфессиональных отношений на Апеннинском полуострове в сфере реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих предоставит возможность избежать многих ошибок при регулировании правового статуса военного духовенства в Российской Федерации.

Библиография:

1. Агафонова А. А. Реализация принципа светскости государства в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. Проблемы публичного права. 2012. N 2(4). С. 10. 2. Архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий. Военные священники не должны ходить строевым шагом, их оклад нужно увеличить [Электронный ресурс] // URL: http://www. interfax-religion. ru/?act=news÷=41352 (дата обращения — 2 мая 2013 г.). 3. Бурьянов С. А. Сакрализация власти, нарушая права и свободы человека, угрожает конституционному строю Российской Федерации // Право и политика. 2000. N 9. С. 139. 4. Военное и морское духовенство в России / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Православная энциклопедия. Т. 9. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 153 — 159. 5. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Доклад на Архиерейском совещании 02.02.2010 [Электронный ресурс] // URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/1061651.html (дата обращения — 2 мая 2013 г.). 6. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. пособие / В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 271. 7. Кузнецов А. Нужен ли священнослужитель в армии? // Военно-промышленный курьер. 2010. N 2(318). С. 4. 8. Лебедева Н. Верить не верить. Нужны ли Российской армии военные священники? [Электронный ресурс] // URL: http://www. rg. ru/2006/08/24/religiya. html (дата обращения — 2 мая 2013 г.). 9. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 239. 10. Мозговой С. А. Клерикализация Российской армии: опасные тенденции // Светский союз: Альманах. М.: Российское гуманистическое общество. 2002. С. 91. 11. Овчаров О. А. Правовые вопросы восстановления института военного духовенства России // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2010. N 3. С. 33 — 36. 12. Giovanni Paolo Vescovo. Servo Dei Servi di dio aperpetuamemoria. Constituzione apostolica. «Spirituali militum curae». Dato a Roma, presso San Pietro, ilgiorno 24 apriledell’anno 1986 [Электронный ресурс] // URL: http://www. vatican. va/holy_father/john_paul_ii/apost_constitutions/documents/hf_jp-ii_apc_19860421_spirituali-militum-curae_it. html (дата обращения — 2 мая 2013 г.). 13. No al Concordato, no ai cappellani militari [Электронный ресурс] // URL: http://www. ildialogo. org/appelli/indice_1329579869.htm (дата обращения — 2 мая 2013 г.). 14. La «casta» dei cappellani militari [Электронный ресурс] // URL: http://vaticaninsider. lastampa. it/inchieste-ed-interviste/dettaglio-articolo/articolo/cappellani-militari-military-chaplains-cappellanes-militeres-> (дата обращения — 2 мая 2013 г.). 15. Storia dell’Ordinariato Militare in Italia [Электронный ресурс] // URL: http://www. ordinariato. it/storia-ordinariato-militare. html (дата обращения — 2 мая 2013 г.).

References (transliteration):

1. Agafonova A. A. Realizatsiya printsipa svetskosti gosudarstva v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Problemy publichnogo prava. 2012. N 2(4). S. 10. 2. Arkhiepiskop Khabarovskiy i Priamurskiy Ignatiy. Voennye svyashchenniki ne dolzhny khodit’ stroevym shagom, ikh oklad nuzhno uvelichit’ [Elektronnyy resurs] // URL: http://www. interfax-religion. ru/?act=news÷=41352 (data obrashcheniya — 2 maya 2013 g.). 3. Bur’yanov S. A. Sakralizatsiya vlasti, narushaya prava i svobody cheloveka, ugrozhaet konstitutsionnomu stroyu Rossiyskoy Federatsii // Pravo i politika. 2000. N 9. C. 139. 4. Voennoe i morskoe dukhovenstvo v Rossii / Pod red. Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla. Pravoslavnaya entsiklopediya. T. 9. Tserkovno-nauchnyy tsentr «Pravoslavnaya entsiklopediya», 2005. S. 153 — 159. 5. Svyateyshiy Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi Kirill. Doklad na Arkhiereyskom soveshchanii 02.02.2010 [Elektronnyy resurs] // URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/1061651.html (data obrashcheniya — 2 maya 2013 g.). 6. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv: Velikobritaniya, Frantsiya, Germaniya, Italiya, Soedinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya, Braziliya: Uchebnoe posobie / V. V. Maklakov. M.: Volters Kluver, 2010. S. 271. 7. Kuznetsov A. Nuzhen li svyashchennosluzhitel’ v armii? // Voenno-promyshlennyy kur’er. 2010. N (318). C. 4. 8. Lebedeva N. Verit’ ne verit’. Nuzhny li Rossiyskoy armii voennye svyashchenniki? [Elektronnyy resurs] // URL: http://www. rg. ru/2006/08/24/religiya. html (data obrashcheniya — 2 maya 2013 g.). 9. Mitropolit Veniamin (Fedchenkov). Na rubezhe dvukh epokh. M., 1994. S. 239. 10. Mozgovoy S. A. Klerikalizatsiya Rossiyskoy armii: opasnye tendentsii // Svetskiy soyuz: Al’manakh. M.: Rossiyskoe gumanisticheskoe obshchestvo, 2002. S. 91. 11. Ovcharov O. A. Pravovye voprosy vosstanovleniya instituta voennogo dukhovenstva Rossii // Pravo v Vooruzhennykh Silakh. Voenno-pravovoe obozrenie. 2010. N 3. C. 33 — 36. 12. Giovanni Paolo Vescovo. Servo Dei Servi di dio a perpetua memoria. Constituzione apostolica. «Spirituali militum curae». Dato a Roma, presso San Pietro, ilgiorno 24 apriledell’anno 1986 [Elektronnyy resurs] // URL: http://www. vatican. va/holy_father/john_paul_ii/apost_constitutions/documents/hfjp-ii_apc_19860421_spirituali-militum-curae_it. html (data obrashcheniya — 2 maya 2013 g.). 13. No al Concordato, no ai cappellani militari [Elektronnyy resurs] // URL: http://www. ildialogo. org/appelli/indice_1329579869.htm (data obrashcheniya — 2 maya 2013 g.). 14. La «casta» dei cappellani militari [Elektronnyy resurs] // URL: http://vaticaninsider. lastampa. it/inchieste-ed-interviste/dettaglio-articolo/articolo/cappellani-militari-military-chaplains-cap-pellanes-militeres-> (data obrashcheniya — 2 maya 2013 g.). 15. Storia dell’Ordinariato Militare in Italia [Elektronnyy resurs] // URL: http://www. ordinariato. it/storia-ordinariato-militare. html (data obrashcheniya — 2 maya 2013 g.).

——————————————————————